Активизация познавательного интереса на уроках химии
Активизация познавательного интереса на уроках химии
Автор: Рощина Наталья Владимировна, учитель химии ОСШ имени М. Макатаева, с Аксукент, Сайрамский р-он, ЮКО, Республика Казахстан
Описание материала: Предлагаю вам доклад для активизации позновательного интереса на уроках химии. Данный материал будет полезен учителям химии 8 – 11 классах. Этот материал направлен на воспитание интереса к химии и развитию любознательности у школьников.
Интеграция познавательной области «Химия»
План
Введение 2
Теоретическая часть
1.1. Интерес как мотив учения 3
1.2. Аспекты методики познавательного интереса 3
2 Практическая часть
2.1 уроки – исследования 4
2.2 обобщающие таблицы 4
2.3 уроки, связанные с решением задач. 5
2.4 уроки-соревнования 5
2.5 “шаталовские” неурочные карты 5
2.6 опорные конспекты. 5
2.7 карточки-тесты 5
2.8 лекционно-семинарская зачетная система 5
2.9 элементы занимательности 6
2.10 проблемные ситуации 6
2.11 химический демонстрационный эксперимент 6
2.12 семинары, химические практикум 6
2.13 творческие действия учащихся 7
2.14 самостоятельные работы учащихся 7
3. Выводы 7
4. Рекомендации 8
Список литературы: 9
Активизация познавательного интереса на уроках химии
Введение
Личность учащегося, его учебная деятельность, мотивы учения не случайно привлекают в последние время все больше внимание педагогов и психологов. Но менее важным, чем традиционные вопросы «чему учить?» и «как учить?», стал вопрос, как формировать человека, который отвечал бы потребностям современного общества.
Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс познания ; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью учащегося к учению, к познавательной деятельности в области одного, а может быть, и ряда учебных предметов.
Каждый урок можно проводить так, чтобы учащиеся было интересно учиться. При «учении с увлечением» эффективность урока заметно возрастет, учащиеся охотно выполняют предложенные им задания, преподавателю не нужно тратить время на поддержание дисциплины, внимания. Таким образом, если учащимся интересно учиться, они своим поведением как бы помогают преподавателю, способствуют реализации учебно-воспитательных задач урока. На скучном, неинтересном уроке преподаватель много сил и времени тратит на привлечение внимания учащихся. Поддержание порядка в результате план урока, как правило, не выполняется, а сами уроки не удовлетворены ни учащиеся, ни преподаватель. Познавательный интерес является один из наиболее значительных мотивов учения, так как он ранее всего осознается учащимся. Интерес тесно связан с активизацией обучения, развитием самостоятельности учащихся, он направлен на формирование их потребности к самообразованию, углублению к творческому применению знаний. Познавательный интерес не только помогает учащимся успешно учиться осваивать свою профессию, но, и главное, влияет на развитие личности. Именно интерес положительно воздействует на развитие восприятия, внимание, памяти, мышления, воли, интеллектуальной активности.
Выбор темы данной работы был сделан на основании следующих причин:
1. Обучение химии в школе должно осуществляться с ориентацией на развитие личной познавательной активности каждого школьника, в том числе и учащегося класса коррекции, к изучаемому предмету и на основании принципов научности и доступности содержания;
2. Формирование естественнонаучной картины мира в сознании любого учащегося при обучении химии должно осуществляться с применением максимального количества методических средств, в том числе и расчетных задач с вариативным содержанием, которые не были использованы другими авторами;
3. Развитие познавательной активности школьников на базе познавательной потребности и познавательного интереса школьников к изучению химии, как было выявлено нами, зачастую происходит с использованием вариативного подхода либо только к содержанию химического образования, либо только к методам обучения. Сочетание этих подходов в процессе решения и составления вариативных расчетных задач в большинстве случаев не учитывается как возможность активизации познавательной деятельности школьников, что снижает эффективность процесса обучения;
4. С позиций активизирующего подхода, реализуемого средствами расчетных задач с практически направленной текстовой частью, одной из главных проблем современного химического образования является формирование у школьников, в том числе классов коррекции, устойчивого познавательного интереса и, как следствие, повышение успешности обучения.
1. Теоретическая часть
1.1. Интерес, как мотив учения
Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. Постановка целей и задач всегда учитывает потребность учащихся к проявлению самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жажде познания нового. Если на уроке есть условия для удовлетворения таких потребностей, то учащиеся с интересом включаются в работу.
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.
Ученики приходят ко мне на урок с переключенным вниманием, поэтому основной задачей для меня как учителя, переключить мозговую дорожку на восприятие химического материала.
Мозг школьника устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности, и поэтому непрочны. Мощным „детонатором", который помогает им проникнуть внутрь, а там „взорваться", превратившись затем в убеждения, является интерес. Важно искать средства, которые бы вовлекли ученика в работу. Тема, над которой я работала несколько лет „Активизация познавательного интереса учащихся на уроках химии". Термин „познавательные способности" принимаются так, как его понимают в современной психологии, а именно: познавательные способности это способности, которые включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами.
Развитие познавательного интереса - сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у учащихся. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности. Как утверждают психологи, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.
1.2. Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:
1) привлечение учащихся к целям и задачам урока;
2) возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
3) включение учащихся в интересную для них форму работы.
Осознанная работа начинается с понимания и принятия учащимися учебных задач, которые логически оправданно выдвигаются перед ними. Для этого применяется ряд способов. Чаще всего создается такая ситуация при повторении изученного ранее. Тогда учащиеся сами формируют цель предстоящей работы.
Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Однако школьная программа по химии в значительной степени способствует запоминанию и не всегда развивает творческую мыслительную деятельность учащихся.
Каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Снятию усталости, лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности химии способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения.
2 Практическая часть
Цель исследования состоит в поиске оптимальных методических путей использования вариативных задач, в изучении их влияния на повышение эффективности деятельности школьников при обучении химии, на формирование познавательного интереса и познавательной активности учащихся, особенно в классах педагогической поддержки, на процесс трансформации культуры общества в личностную культуру каждого обучаемого, с учетом его личностных особенностей, на развитие миропонимания учащихся.
Объект исследования - процесс преподавания химии в общеобразовательных и коррекционных классах базовой средней школы на основании развития познавательной активности школьников средствами расчетных задач вариативного содержания.
Предмет исследования - методика целенаправленного формирования элементов познавательной активности в сознании каждого школьника через преподавание школьного курса химии.
В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь „открыть". Поэтому на своих уроках часто приходится проводить фронтальные опыты. Например, учащиеся 8-х классов по теме „Химические свойства кислорода" экспериментально выясняют, „открывают" условия лучшего горения простых и сложных веществ.
Место проведения фронтального эксперимента для меня не самоцель, оно направлено на мыслительные действия ученика. Фронтальные наблюдения убеждают ученика в том, что каждый может „сделать" открытие, толчок которому дает опыт.
2.1. Провожу с учениками уроки – исследования, где предметом ученического исследования является „переоткрытие" уже открытого в науке, вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще не познанного.
Ученики во время урока сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками, как ответ на проблемный вопрос учителя. Например, выявляем сущность, механизм и причину протекания реакций ионного обмена, опираясь на теорию ЭДС с учениками 9 класса. А так как неотъемлемой частью химии является выполнение лабораторных работ, то я почти совсем отошла от учебника и от его инструкций. Предлагаю ребятам самим предложить порядок выполнения работ и необходимое оборудование. Если ученику трудно выполнить работу, то он может воспользоваться учебником. Считаю, что это учит самостоятельно мыслить, а урок считать не “обязаловкой”, а методом исследования.
2.2. Для соотношения новой информации с системой прежних знаний провожу на уроках работу с обобщающими таблицами. Например, изучая тему „Металлы" в 9 классе, составляем таблицу, с помощью которой, пользуясь приемом сравнения, объясняем изменение свойств простых веществ-металлов и их соединений. Или в 11 классе при изучении темы «Углеводороды» составляем таблицу, с помощью которой даем сравнительную характеристику. Одним из путей развития познавательного интереса я вижу использование на обобщающем уроке различных видов знаний типа кроссвордов, ребусов, чайнвордов. Такие задания способствуют усвоению определенных химических величин, понятий, законов, запоминанию имен ученых, названий и назначений приборов.
2.3. В химии очень много уроков, связанных с решением задач. Учу ребят решать задачи по алгоритму и самим его составлять. Например, в 8 классе все задачи по теме „Растворы" учащиеся решают по алгоритму. Считаю, что даже в слабых классах виден неплохой результат, особое внимание уделяю решению качественных задач, где ребята учатся мыслить и применять знания на практике.
2.4. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, развития интереса к учению провожу уроки-соревнования. Такие уроки, бесспорно, способствуют повышению успеваемости, т.к. не желая отставать от товарищей и подвести свой коллектив, ученики начинают больше читать по предмету, тренироваться в решении задач. Такие уроки разнообразят процесс обучения.
2.5 Для систематизации знаний использую в своей работе “шаталовские” неурочные карты. Они позволяют ребенку, особенно хорошо успевающему, не ждать указаний учителя, а двигаться в получении знаний вперед, а слабому ученику постепенно приводить свои знания в систему.
2.6 Для того, чтобы у ученика была достаточность опорных знаний, без которых он не может продвинуться в учении, использую работу с опорными конспектами.
Опорные конспекты позволяют ученику составить план изучения химического явления или закона, а также при необходимости очень быстро выполнить и повторить пройденный материал в следующих классах. Например, конспект по теме „Скорость химических реакций" можно использовать в 9 и 11 классах.
2.7 Для того, чтобы проверить и скорректировать знания учащихся по какой-либо теме, работаем с карточками-тестами. Они позволяют учителю увидеть степень обученности учащихся, их уровневую подготовку.
2.8 Работая в старших классах, не обхожу вниманием лекционно-семинарскую зачетную систему. Научить школьника всему, что понадобиться в жизни, нельзя; можно и нужно научить самостоятельно, добывать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой. Известно, что знания должны постоянно наполняться, что на уроке важно не только и не столько „передать" их, сколько учиться, черпать сведения из разнообразной литературы и в первую очередь из учебника. Поэтому я читаю лекции и оставляю в них „белые" пятна, которые ученики должны дома заполнить. Выполняя задание, они должны обратиться к учебнику, они многократно возвращаются к изученному материалу, однако каждый раз подходит к нему по-новому и глубже. Это позволяет воспринять единую изучаемую картину явлений, как следует осмыслить и понять входящие в нее вопросы.
Лекция как эффективное звено УВП, находится в тесной взаимосвязи с другими уроками, прежде всего с семинарскими занятиями, на которых учащиеся в процессе самостоятельной работы расширяют и углубляют свои знания. На этих уроках создается атмосфера, стимулирующая посильное умственное напряжение школьников. Лекцию провожу с учетом возрастных возможностей, уровня знаний учащихся.
На начальном этапе проведения лекции я обучаю их умению слушать и воспринимать излагаемую информацию, анализировать, обобщать, выделять главные и наиболее существенные моменты в ходе лекции, кратко формулировать их и записывать, составлять конспект; объясняю, что эти умения будут необходимы им в их дальнейшей жизни.
В более подготовленных для восприятия лекций классах предлагаю учащимся в начале урока, чтобы они в ходе изложения материала сами составляли план лекции, а в конце урока проверяем выполнение задания. Иногда учащиеся сверяют свой план с моим (предлагаю им свой план урока через кодоскоп). При изложении материала слежу за темпом, ритмом своей речи, заранее объясняю учащимся, что если я говорю медленно, подчеркивая, выделяя каждое слово, значит это главная мысль, т.е. это нужно записать.
Развитие познавательной самостоятельности учащихся я считаю важной задачей на любом уроке и особенно при проведении лекции в старших классах. Ведь выпускники должны владеть навыками аналитического подхода к текстам, воспринимаемым на слух, использовать различные способы записи. Эти лекции должны вызывать у учащихся, прежде всего познавательный интерес, который активизирует умственную деятельность учащихся на данном уроке и будет стимулом, предпосылкой успешного решения интеллектуальных задач в будущем.
2.9 В своих лекциях использую элементы занимательности - одно из средств формирования устойчивого познавательного интереса, который является своеобразной, эмоциональной разрядкой на уроке и способствует мобилизации внимания и волевых усилий учащихся. Это занимательные и интересные факты из художественной, научно-популярной литературы и других источников. Например:
Чтение лекции сопровождаю необходимыми записями опорных конспектов, рисунками, схемами, знакомлю учащихся с противоречиями в науке, жизнью и деятельностью ученых-химиков.
2.10 Как правило, в ходе лекции я создаю проблемные ситуации. Поставленный перед учащимися проблемный вопрос - это прием, при помощи которого мне удается организовать творческое применение предшествующей и усвоение последующей информации, правильно сделать важные выводы, закрепить необходимые знания, умения, навыки.
2.11 Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи.
2.12 На семинарах, химических практикумах широко использую самостоятельный учебный эксперимент, имеющий те же цели, что и демонстрационный эксперимент. Он формирует у учащихся практические умения и умения рационального использования учебного времени; развивает самостоятельность, дает возможность проведения работ исследовательского характера.
Одно из интересных форм организации коллективной, познавательной деятельности учащихся – общественный смотр знаний, который является зачетом для учащихся. Он развивает активное сотрудничество школьников в их главном труде - учении, способствует созданию в детском коллективе атмосферы доброжелательности, воспитанию взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей учебе, но и к успехам своих одноклассников. Кроме того, смотры знаний углубляют знания ребят по предмету, служат закреплением больших тем или наиболее сложных разделов курса химии. Так, в 8-х классах провожу смотры по темам „Основные классы неорганических соединений", „ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева", „Строение атома и химическая связь", в 9-х классах –„ТЭД", „Металлы"; в 10-х – „Углеводы", „Кислородсодержащие органические соединения".
Надо отметить, что я взяла себе за правило не начинать опрос учащихся без предварительного 2-х минутного повторения. Это позволяет учащимся настроиться на урок и задать учителю вопросы.
2.13 В учебной деятельности школьникам приходится применять как действия, усваиваемые по образцу и даже доведенные в тренировке до большей степени совершенства, так и действия, самостоятельно найденные, т.е. новые, в том, или ином отношении творческие. Опыт показывает, что творческие действия учащихся не возникают произвольно, их нужно целенаправленно развивать в процессе обучения. Творческие способности у школьников рождаются в процессе формирования их познавательной активности и самостоятельности. Познавательный интерес к предмету способствует развитию мышления учащихся, не может успешно развиваться при отсутствии определенных знаний.
2.14 Активизация процесса обучения достигается применением самостоятельных работ учащихся, организуемых в соответствии с особенностями их интересов и конкретных учебно-воспитательных задач.
Самостоятельная работа как форма развития познавательного интереса учащихся на всех этапах урока и в домашнем задании характеризуется как активная, так как позволяет управлять процессом учения, способствует развитию самостоятельности мышления и стимулирует учебную деятельность. Результативность самостоятельных работ определяется индивидуальным и дифференцированным подходом к учащимся в процессе их обучения.
Следовательно, такой подход к учебной деятельности может быть рекомендован педагогам, так как взаимосвязь всех видов самостоятельных работ в системе обуславливает прочные знания. Все мои действия направлены на создание знаний плюс информация, которую я даю на лекциях, семинарах - все это приводит к развитию познавательного интереса.
3. Выводы
В связи с вышеизложенным, можно сделать следующие выводы:
1. Разработанная система работы с вариативными расчетными задачами позволяет развивать познавательную активность учащихся общеобразовательных и коррекционных классов.
2. Подтверждена возможность использования разработанного подхода в обычных классах и классах педагогической поддержки в рамках любой из существующих программ в качестве самостоятельного модуля, не требующего дополнительных временных и материальных затрат с целью активизации процесса обучения химии.
3.Выявлено, что дифференцированный подход к организации работы с прикладными расчетными задачами в общеобразовательных и коррекционных классах способствует более полному усвоению школьниками алгоритмов их решения.
4. Доказано, что активная деятельность по составлению вариативных задач способствует усилению познавательного интереса учащихся к их решению.
5.Показано, что анализ текстовых частей вариативных расчетных задач, составленных школьниками позволил диагностировать их пропедевтическую профессиональную направленность.
6. Внедрение разработанной методической системы в практику школы показало, что она способствует активизации самостоятельной деятельности учащихся коррекционных и общеобразовательных классов, проявившееся в чтении дополнительной литературы, в применении новых знаний при составлении вариативных задач.
4. Рекомендации
В связи с вышеизложенным разработаны конкретные рекомендации для учителей-практиков по реализации методической системы и использованию разработанного методического пакета:
1. Использование вариативных расчетных задач на уроке не должно быть чрезмерным по времени;
2. Вариативные расчетные задачи не должны подменять диалог учителя с учеником даже по прикладным вопросам, а органично сочетаться с ним;
3. Составляемые и решаемые вариативные задачи должны подтверждать изучаемый материал, совпадая с ним по времени.
4. Предлагаемые школьникам вариативные расчетные задачи должны содержать разнонаправленные прикладные факты и обязаны быть рассмотрены в строгой последовательности от простого к сложному.
5. Переход с одного этапа работы с вариативными расчетными задачами на другой должен осуществляться на основе внутренней дифференциации, при достаточном уровне чувства компетентности и по мере готовности к деятельности каждого учащегося, особенно в классах педагогической поддержки.
Список литературы:
Ф.И.Абилов."Использование программ-схем по химии как средство обучения учащихся самостоятельной познавательной деятельности // Автореферат диссертации к.п.н.-М.:МГПУ,2009.
И.И.Балаев. "Развитие познавательных интересов учащихся (на занятиях по химии в 8 классе)"("Химия в школе" N5), 2005. с.47-48.
Т.В.Баукова, Д.А.Леменолвский."Золото в химии и медицине"/ / М.: Знание.1991.-31с.
В.А.Бухвалов."Технология работы учителя-мастера"//Рига. 2005.-190с
Е.В.Быстрицкая."Решение расчетных задач как способ повышения мотивации обучения химии учащихся специализированных клас-сов"(сб.Актуальные проблемы химико-педагогического и химического образование в средней и высшей школе. Часть 1)//Орел., 2007.с.28-29.
Е.В.Быстрицкая. "Диагностика и развитие профориентацтонных склонностей школьников средствами прикладных расчетных задач по химии"(сб.Актуальные проблемы химико-педагогического образования в средней и высшей школе) // С.-Петербург, 2009.с. 105-107.
П.Д.Васильева."О некоторых подходах к формированию расчетных умений учащихся по химии"(сб. Актуальные проблемы реформирования химического и химико-педагогического образования) // СПб. 2008 с.56-57.
Н.А.Гааг."Как привить интерес к уроку химии"( " Химия в школе" N3),2010.с.36-37.
В.Гребер."Интерес к уроку химии надо заслужить.А как?"(газета "Химия", приложение к "Первое сентября")М.: Просвещение. 2004.N 7-8.
В.А.Котикова, Н.В.Пахомова."Формирование умений решать расчетные задачи"(сб.Актуальные проблемы химико-педагогического и химического образования в средней и высшей школе)//Орел. 1997.с.33
А.НЛеонтьев. "Развитие мотивов учебной деятельности ребенка"//М.: Издательство АПН. 2008.-с.45-98.
А.В.Орленко. "Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении химии 8-11классов"("Химия в школе"), №1, 2002, с.32-33.
И.В.Петрянов."Самое необыкновенное вещество в мире"//М.: Педагоги-ка.2008.-95с.
В.С.Полосин."Некоторые приемы развития познавательного интереса уча-щихся"("Химия в школе"Ш/4). 2006.с. 18-19
Т.Н.Прокоренкова."Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках" ("Химия в школе")Ш/2.2004.с.20-23.
В.В.Репкин."Развивающее обучение и учебная деятельность"/ Рига. 2009,-с.67-69
Тхи Тхен Фам. "Развитие познавательной и самостоятельной деятельности у учащихся при изучении химии в 8 классе средней школы "//Автореферат диссертации к.п.н.-М.,2010
А.А.Тыльдсепп."Методы исследования в методике обучения химии"// Ри-га.2005-236с.
Г.С.Удалов."Развитие способностей учащихся к логическому мышлению при формировании важнейших химических понятий"(сборник "Развитие познавательных интересов и способностей в процессе обучения хи-мии")//Челябинск. 2009.-86с.
Г.П.Хомченко, И.Г.Хомченко."Задачи по химии для поступающих в ву-зы"//М. Высшая школа. 2005 .-с.3-5
13PAGE 15
13PAGE 14115
15