Статья на тему Формирование базовых представлений и понятий информатики у младших школьников.
Формирование базовых представлений и понятий информатики у младших школьников
Анализ научно-методических разработок в области использования средств ИКТ позволил уточнить психолого-педагогические аспекты информатизации учебно-воспитательного процесса в младших классах общеобразовательной школы (влияние использования средств ИКТ на развитие интеллектуального потенциала младших школьников, возможности средств ИКТ как источника мотивации учения, активизация учебного процесса за счет учета индивидуальных особенностей и формирования навыков самостоятельной работы, расширение возможностей предъявления учебной информации, изменение характера информационного взаимодействия участников образовательного процесса, контроль за продвижением в учении и результатами обучения, формирование коммуникационных навыков), являющиеся основой личностно-ориентированного обучения, позволяющего более полно проявить и реализовать возможности обучаемого в соответствии с его подготовкой, способностями и психофизиологическими особенностями.
Рассмотрение понятий «учебная деятельность» и «информационная деятельность» позволило определить информационно-учебную деятельность обучаемых как деятельность, направленную на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе выполнения учебных заданий и решения познавательных задач с использованием средств ИКТ в процессе регистрации, сбора, обработки, хранения, передачи, тиражирования информации об изучаемых объектах.
Анализ научно-методической литературы, школьной практики, существующих электронных образовательных ресурсов и экспериментальных учебных материалов по математике, русскому языку, естествознанию и др. предметам позволил установить, что средства ИКТ используются в обучении младших школьников по трем основным направлениям:
I. Использование электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих:
а) визуализацию изучаемого материала об изучаемом объекте, процессе (наглядное представление на экране объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса и т.д.);
б) интерактивный диалог (взаимодействие пользователя со средствами обучения, функционирующими на базе ИКТ, характеризующееся реализацией развитых средств ведения диалога при обеспечении возможности выбора вариантов содержания учебного материала или режима работы в соответствии с личным предпочтением пользователя);
в) управление в режиме реального времени объектами, процессами, как реально, так и виртуально представляющими учебные ситуации или модели изучаемых явлений;
г) автоматизацию процессов тренировки учебных умений и навыков, тестирования, контроля результатов учебной деятельности с последующей коррекцией по результатам контроля.
II. Инструментальное использование средств ИКТ, способствующее повышению интереса к изучаемым предметам, интенсификации процесса обучения, формированию у младших школьников следующих умений:
а) организационные умения: определять цель деятельности, обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план действий по решению проблемы, осуществлять действия по реализации плана, соотносить результат с целью и оценивать его;
б) интеллектуальные умения: отбирать необходимую информацию, представлять информацию в различных формах (текст, схема, таблица), извлекать информацию, представленную в различных формах, сравнивать и группировать действия, объекты (работа с файлами, инструментами в различных программах);
в) коммуникативные умения: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать других, сотрудничать с другими.
III. Использование Интернет-технологий для проведения дистанционных олимпиад, изучения дистанционных курсов по различным предметам, внеклассной работы, способствующее формированию не только предметных, но и коммуникативных навыков.
Выявлены причины, препятствующие широкому внедрению ИКТ в учебный процесс: недостаточный уровень подготовки школьников в области использования средств ИКТ; отсутствие в базовой подготовке учителей-предметников методических аспектов, позволяющих им грамотно формировать у младших школьников пользовательские и инструментальные умения и навыки в процессе работы со средствами ИКТ.
Проанализированы основные пропедевтические курсы информатики и ИКТ для учащихся 1–4 и 5–6 классов: «Информатика 2–4» и «Алгоритмика» Семенова А. Л. , Рудченко Т. А.; «Основы информатики для начальной школы» и «Информационная культура» Первина Ю.А.; «Информатика в играх и задачах» Горячева А. В.; «Информатика 2–4» Матвеевой Н. В.; «Азы информатики» Дуванова А. А.; «Информатика в младших классах. Машина Поста» Мыловой И. Б.; «Уроки развития» Дубининой В. В.; «Развивающая информатика» Челак Е. Н., Конопатовой Н. К.; «Первые шаги в мире информатики» Тур С. Н., Бокучавы Т. П.; «Начальный курс информатики» Макаровой Н. В.; «Информатика 5–6» Босовой Л. Л. Установлено, что:
а) история курсов информатики для младших школьников по продолжительности не уступает истории школьного курса информатики в целом и является своеобразным отражением процессов, характеризующих становление этой дисциплины;
б) в настоящее время пропедевтический этап является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ, основная цель которого состоит в формировании у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера;
в) пропедевтический курс информатики и ИКТ характеризуется отсутствием целостности и состоит, как правило, из двух относительно независимых этапов: 2–4 (1–4) классы и 5–6 (5–7) классы. При этом 5 класс в ряде случаев позиционируется как «точка входа» в предмет для школьников, приступающих к изучению информатики и ИКТ впервые;
г) на федеральном уровне закреплены следующие основные задачи подготовки младших школьников в области информатики и ИКТ: познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности (в частности учебной) при решении поставленных задач; дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях; дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства. В практике отечественной школы широко используются «развивающие» пропедевтические курсы информатики и ИКТ, успешно решающие более широкий спектр задач, обеспечивающий становление алгоритмического, логического и системного мышления младших школьников, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
д) работа на пропедевтическом этапе овладения основами информатики и ИКТ ведется, преимущественно, в рамках следующих содержательных модулей: теоретическая информатика; компьютер; средства информационных технологий; социальная информатика;
е) преобладающее большинство общепризнанных пропедевтических курсов информатики ориентировано на реализацию межпредметных связей, в основном, в направлении «математика – информатика – язык»;
ж) уходят в прошлое пропедевтические курсы информатики, не ориентированные на использование в учебном процессе средств ИКТ; широкое распространение в учебном процессе получили УМК по информатике, в состав которых включены электронные образовательные ресурсы, обеспечивающие все этапы учебного процесса: объяснение нового материала, его отработку и закрепление, экспериментальную и исследовательскую деятельность, контроль. Кроме того, большинство пропедевтических курсов информатики предполагает организацию в том или ином объеме практических работ, направленных на формирование общеучебных умений и навыков учебно-информационной деятельности;
з) современные пропедевтические курсы информатики и ИКТ имеют развернутое учебно-методическое обеспечение, включающее учебники, рабочие тетради, электронные образовательные ресурсы, методические и дидактические материалы для учителя; при разработке учебно-методического обеспечения в полной мере учитываются возрастные особенности обучаемых;
и) пропедевтические курсы информатики не направлены в полной мере на систематическое формирование и совершенствование умений и навыков информационно-учебной деятельности, развитие умений самостоятельного решения познавательных задач и выполнения творческих заданий, требующих применения средств ИКТ, хотя и обладают соответствующим потенциалом.
Разработаны и структурированы по содержательным линиям («Компьютер» «Операционная система Windows», «Стандартные приложения Windows», «Графический редактор Paint», «Текстовые процессоры», «Создание презентаций в PowerPoint», «Работа с электронными образовательными ресурсами») требования к подготовке младших школьников в области использования средств ИКТ в процессе осуществления информационно-учебной деятельности. Выделены этапы формирования знаний, умений и навыков младших школьников в области использования средств ИКТ при обработке числовой, текстовой, графической и аудио-информации в процессе самостоятельного решения познавательных задач и выполнения творческих заданий, ориентированных на регистрацию, сбор, поиск, оценку, отбор, организацию, хранение, передачу и тиражирование информации, а также представление полученного результата. Проведена конкретизация требований по этапам обучения (I этап – 2 класс, II этап – 3–4 классы, III этап – 5–6 классы).
Сформулировано понятие информационно-технологической культуры обучаемого как одной из составляющих его информационной культуры, представляющей собой совокупность знаний, умений и навыков обучаемого по использованию средств информационных и коммуникационных технологий в процессе: освоения умений обработки числовой, текстовой, графической и аудиоинформации, их развития и совершенствования при выполнении практических учебных заданий; самостоятельного решения познавательных задач, предполагающих активное использование электронных образовательных ресурсов; выполнения творческих заданий, ориентированных на регистрацию, сбор, поиск, оценку, отбор, организацию, хранение, передачу и тиражирование информации, а также представление полученного результата. Показана значимость формирования информационно-технологической культуры на пропедевтическом этапе изучения информатики и ИКТ как составной части общеучебной культуры.
Сформулированы принципы формирования информационно-технологической культуры младших школьников в процессе осуществления информационно-учебной деятельности: поэтапности (на первом этапе формируются основные умения и навыки, необходимые для работы с электронными образовательными ресурсами; на втором этапе осуществляется формирование основных умений и навыков по использованию средств ИКТ в процессе обработки числовой, текстовой, графической и аудиоинформации; на третьем этапе происходит развитие и совершенствование умений и навыков в области использования средств ИКТ в процессе выполнения практических заданий, ориентированных на регистрацию, сбор, поиск, оценку, отбор, организацию, хранение, передачу и тиражирование информации, а также представление полученного результата; формируются навыки самостоятельного решения познавательных задач и выполнения творческих заданий с использованием средств ИКТ); практической направленности, заключающийся в том, что у школьников формируются умения и навыки, которые в условиях информатизации образования становятся востребованными не только на уроках информатики, но и в информационно-учебной деятельности, осуществляемой на других предметах.
основной организационной формой учебного процесса в младших классах общеобразовательной школы, обеспечивающего становление информационно-технологической культуры учащихся 2–6 классов, является комбинированный урок информатики, включающий следующие этапы: 1) организационный момент; 2) активизация мышления и актуализация ранее изученного; 3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая компьютерной презентацией; 4) работа за компьютером; 5) подведение итогов урока.
Формирование информационно-технологической культуры требует применения в учебном процессе общих и специфических методов, связанных с применением средств ИКТ: словесных методов обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой); наглядных методов (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); практических методов (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы); проблемного обучения; метода проектов; ролевого метода и др. При этом используются коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам средств ИКТ) формы работы учащихся. При организации фронтальной работы по освоению новых технологических приемов целесообразно использование мультимедийных компьютерных презентаций, обладающих наглядностью и выразительностью, усиливающих обучающий эффект за счет одновременного использования нескольких каналов восприятия информации.
Основной упор в формировании у младших школьников умений и навыков информационно-учебной деятельности делается на практические методы: фронтальные лабораторные работы и индивидуальные практические работы. Важная роль в формировании навыков индивидуальной и коллективной работы с использованием средств ИКТ принадлежит методу проектов. При организации проектной деятельности особое внимание следует уделять практической значимости получаемого младшим школьником результата и его оценке со стороны окружающих.
При оценке знаний, умений и навыков младшего школьника в области использования средств ИКТ целесообразно наряду с традиционными подходами (собеседование, экспресс-опрос, контрольная работа, зачет по опросному листу, тест и др.) использовать метод портфолио, обеспечивающий: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку.
Формирование информационно-технологической культуры младших школьников осуществляется в рамках компьютерного практикума, представляющего собой особую форму организации учебной деятельности, целью которой является: освоение умений в области использования средств ИКТ, их развитие и совершенствование в процессе выполнения учебных заданий; приобретение навыков самостоятельного решения познавательных задач, предполагающих активное использование имеющихся пользовательских и инструментальных умений и навыков; выполнение творческих заданий, требующих применения средств ИКТ для регистрации, сбора, поиска, оценки, отбора, организации, хранения, передачи и тиражирования информации, а также представления полученного результата.
Компьютерный практикум строится на учебных заданиях и познавательных задачах, отобранных в соответствии с принципами межпредметности, многофункциональности и разноуровневости.
Отбор содержания межпредметного характера способствует обобщению, синтезу знаний, комплексному раскрытию учебных проблем, обеспечивает перенос знаний и умений учащихся из различных предметов и их обобщение. Принцип межпредметности означает, что для практических работ на компьютере происходит подбор познавательных задач и творческих заданий из различных предметных областей, выполнение которых предполагает использование знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении информатики и ИКТ.
Суть принципа многофункциональности состоит в том, что подавляющее большинство заданий несет несколько функций, направленных на формирование информационно-технологической культуры: предметную (технологическую), общеучебную и развивающую. Ученики должны знать, как выполняется та или иная операция и с какой целью, для чего можно ею воспользоваться при решении конкретной познавательной задачи. Развивающая функция компьютерного практикума состоит также и в том, что при выполнении специальным образом подобранных заданий ученики не только осваивают конкретные инструментальные навыки, но и получают представление о способах освоения новых инструментальных средств.
Принцип разноуровневости предполагает подбор заданий репродуктивного, продуктивного и творческого характера, позволяющих максимально точно учесть имеющийся уровень подготовки школьников в области использования средств ИКТ.
При организации компьютерного практикума следует учитывать требования доступности, самостоятельности, индивидуальной направленности и концентричности.
Требование доступности предполагает, что изучаемые технологические приемы и выполняемые задания, формулировки предписаний и степень их детализации соответствуют возрастным особенностям учащихся.
Требование самостоятельности рассматривается как умение расширять свои знания, умения и навыки в области использования средств ИКТ по собственной инициативе и подразумевает формирование у младших школьников навыков выполнения практических работ по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. Использование справочного материала значительно увеличивает долю самостоятельности в работе учеников, приучает обращаться не только к учителю, но и к другим источникам знаний. Выделены такие разновидности справочного материала, как подробная и краткая инструкция.
Индивидуальная направленность подразумевает работу в индивидуальном темпе на уровне сложности, соответствующем имеющимся у младшего школьника знаниям и умениям в области использования средств ИКТ.
Требование концентричности состоит в том, что средства ИКТ для работы с числовой, текстовой, графической и аудиоинформацией учащиеся изучают на протяжении каждого года обучения. При этом с каждым годом они осваивают все больше возможностей соответствующих средств ИКТ, решают с их помощью все более содержательные познавательные задачи, формируют достаточно целостное представление о возможностях информационных технологий.