конспект урока литературы в 9 классе по теме: Проблемы гражданственности в комедии Фонвизина Недоросль


КОНСПЕКТ
урока литературы в 9-м классе
ТЕМА УРОКА: Проблемы гражданственности в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» и их актуальность для сегодняшнего общества.
(в крымском конкурсе на лучший урок нравственности этот урок занял 3 место)
Эпиграф к уроку:
Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий
гражданин высокого небесного граждан-
ства. Покуда он хоть сколько-нибудь не
будет жить жизнью небесного граждан-
ства, до тех пор не придёт в порядок и
земное гражданство.
Н.В.Гоголь«Выбранные места из переписки с друзьями»
Цели:
обсудить проблемы гражданственности, образования и воспитания в комедии и спроецировать их на современную жизнь
учить анализировать, выделять черты характера героев
совершенствовать навыки построения монологического высказывания
формирование нравственных представлений учащихся, стремления быть  воспитанным и образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке
формирование потребности в активной жизненной позиции
Тип урока: урок-семинар
Опережающее задание.  Выписать  к уроку-семинару высказывания и афоризмы из комедии на заданную тему. 
СТРУКТУРА УРОКА:
Объявление темы и целей урока
Актуализация знаний – краткая беседа с учащимися: одной из проблем, поднятых Фонвизиным, была проблема – как воспитать настоящего гражданина
Каков идеал человека для классицистов? (Добродетельный, законопослушный, просвещенный, образованный, воспитанный гражданин, служащий на благо Родины. Эти идеалы просветительства легли в основу комедии.)Есть ли такой герой в комедии Фонвизина? (Есть, это Стародум, Правдин)
Какие идеи они исповедуют?(идеи передовых дворянских интеллигентов, остро критикующих “развращённый век” Екатерины II, её праздных и порочных вельмож и невежественных помещиков-крепостников.)
Работа с карточками «Жизненные принципы Стародума» (по рядам). Определите, какие общественно-политические и нравственные вопросы он затрагивает. Сформулируйте и запишите их. По возможности дополните карточки собственными примерами.
Карточка I
При тогдашнем веке при Петре I придворные были воины, да воины не были придворные.
В большом свете водятся премелкие души.
Где государь мыслит, где знает он, в чём его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться их права.
Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится.
Карточка II
Угнетать рабством себе подобных беззаконно.Невежда без души — зверь.
Карточка III
Начинаются чины — перестаёт искренность.
Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается.
Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам.
Карточка IV
Наличные деньги — не наличные достоинства.
Глупому сыну не в помощь богатство.
Золотой болван — всё болван.
Сообщения по итогам работы в группах
1) Роль государственной власти — знать, в чём её роль: защищать права человека. Царь и большой свет “больны неисцельно”, “премелкие души” вместо служения государству заботятся о своей карьере.
Стародум не скрывает своего оппозиционного отношения к екатерининской монархии. В армии наслаждаются знатные бездельники, не бывшие ни в одном бою, а боевые офицеры находятся в пренебрежении. При дворе парят лесть, соперничество, взаимная ненависть. Тот, кто не хочет лгать, лицемерить, льстить в борьбе за тёплое место, выходит в отставку, как сделал Стародум. Итак, чтобы быть в милости при дворе, надо быть бесчестным. Трудно более резко охарактеризовать положение. И хотя Стародум ни слова не говорит об императрице, ясно, что награды бесчестным могут сыпаться при дворе либо глупого, либо бесчестного монарха. Глупой Екатерину II никто не считал.
Фонвизин, как секретарь Панина, до 1773 года жил при дворе и воочию видел лютую борьбу придворных групп и отдельных лиц на узкой дороге к милостям государыни, “где двое, встретившись, разойтись не могут. Один другого сваливает”.
Продолжение разговора Стародума с Правдиным завершает мрачную картину. На слова Правдина, что людей, подобных Стародуму, надо призывать ко двору с той целью, с какой к больным призывают врача, Стародум отвечает: “Мой друг! Ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится”.
Произвол правительства как результат неограниченной власти императрицы и её фаворитов, произвол чиновничества, естественный в стране, где нет твёрдого законодательства, произвол в крепостной усадьбе, где власть одних людей над другими ничем не ограничена и никем не контролируется, произвол в семье, повсюду погоня за властью, неутолимая сила богатства, мера которого определяет силу власти, — таковы звенья единой цепи, воспитывающий раболепие, низость души, подлость — всё, что угодно, кроме человечности.
2) Крепостное право беззаконно. Если необразованный человек ещё и не имеет души, он зверь.
«Недоросль» лишь требовал человеческого отношения к крепостным. “Угнетать рабством себе подобных беззаконно”, — говорит Стародум. Но Фонвизин понял, что моральная проповедь не доходит до сознания крепостников, что одним убеждением нельзя воздействовать на самодуров, развращённых бесконтрольной властью. По мнению писателя, необходимо вмешательство правительства. А закон в то время запрещал помещику лишь убить крестьянина. Простакова же никого не убила, не покалечила, не жгла щипцами своих горничных, как графиня Козловская, не заставляла лакеев щекотать в своём присутствии девушек, пока те не испускали дух, не выгоняла обнажённых на мороз, не пришивала пальцы неумелой швее к её телу, даже не засекала до смерти, как это делали многие и многие дворяне. Простакова — не Салтычиха, замучившая 140 крестьян. Она обычная рядовая помещица, и в том, что Фонвизин изобразил её именно такой, — большая сила комедии, её глубокая жизненная правда. О Салтычихе, Козловской и других извергах говорили как об исключениях. Образ Простаковой, вобравший в себя черты тысяч помещиков, должен был, по замыслу автора, стать живым укором господам, в чьих домах творилось то же самое. И не только господам. Заставив в конце комедии Правдина взять имение Простаковой в опеку, Фонвизин подсказывает правительству выход: все помещики, жестоко обращающиеся с крестьянами, должны быть лишены права владеть крестьянами. Все, а не только оголтелые убийцы.
3) Служба. Главное не чины, а дела.
“Гораздо честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану”. “Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества... ”
4) Богатство не в деньгах.
Огромное влияние на человеческие отношения ещё одной страшной силы — власти денег. В «Недоросле» Фонвизин показал, что “деньги суть первое божество”, полновластные господа над крепостными — сами рабы денег. Госпожа Простакова груба со всеми, кто зависит от неё, и она лебезит перед Стародумом, узнав, что у него есть десять тысяч. Она помыкает Софьей в начале пьесы и заискивает перед ней — невестой, имеющей богатство. Она с гордостью вспоминает отца, умевшего взятками нажить состояние, и, не стесняясь, поучает сына: “Нашёл деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка”. “Богач... тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтобы помочь тому, у которого нет нужного”, — говорит Стародум.
5) Богатство в душевных качествах. Достоинства человека — его душа, сердце.
Что может противопоставить всему этому Фонвизин? Веру в добрые начала души человеческой, способной, по мнению просветителей, отличить дурное от хорошего; надежду на силу совести — верного друга и строгого судьи человека; моральную проповедь: “Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время” и тому подобное.
На замечание Правдина — “Итак, вы отошли от двора ни с чем?” — Стародум отвечает: “Табакерке цена 500 рублей. Пришли к купцу двое. Один заплатил деньги, принёс домой табакерку. Другой пришёл домой без табакерки. И ты думаешь, что другой пришёл домой ни с чем? Ошибаешься. Он принёс домой свои 500 рублей целыми. Я отошёл от двора без деревень, без ленты, без чинов, да моё принёс домой неповреждённо, мою душу, мою честь, мои правила”.
Стародум уходит в отставку, не желая угнетать рабством себе подобных, он уезжает в Сибирь, приобретает там небольшое состояние и, вернувшись, проповедует свои взгляды в узком кругу близких ему людей. Фонвизин поступает мужественнее: он пишет «Недоросль». И он понимает значение своего поступка, устами Милона поставив неустрашимость государственного деятеля, который говорит правду государю, рискуя его разгневать, выше бесстрашия солдата, идущего в бой. Смерть в бою почётна. Опала грозит бесчестием, клеветой, обречённостью на бездействие, нравственной смертью.
Фонвизин не боится опалы. Но, произнеся суровый приговор екатерининской Peseta, что он мог предложить взамен? Каковы те новые, не похожие на европейские, пути и формы жизни, о которых он писал Булгакову? Драматург не поднялся выше идеи замены плохих советников царя — Стародумами, дурных чиновников — Правдиными, карьеристов военных — Милонами, скверных помещиков — хорошими.
Обобщение: Какой завет своего отца Стародум считает главным для себя? Какие афоризмы представляются вам интересными и важными и сегодня? На кого и почему возложена главная забота о воспитании истинного гражданина?
Сопоставление с произведениями Г.Р.Державина «Властителям и судиям» и отрывком из оды Ломоносова («О вы, которых ожидает Отечество от недр своих…»)
«Мозговой штурм» (работа в парах):
Каковы основные особенности достойного гражданина современной Фонвизину эпохи? (самое главное — достойный гражданин знает о своем долге перед Отечеством и с радостью служит родной стране).
Что из обсуждаемого актуально для сегодняшнего времени?
Что нужно для того, чтобы стать настоящим гражданином? (обсудить в том числе сочинения учащихся, отправленные ими на конкурс «Единая молодёжь единой Руси» как проявление активной жизненной позиции) Обращение к эпиграфу урока и обсуждение его
Подведение итогов урока – примерные выводы учащихся:
Создавая свою комедию, Фонвизин надеялся на то, что придет время, когда передовая молодежь будет считать позором бездеятельную жизнь: "Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела, есть люди, которым помогать надо, есть Отечество, которому служить надо".
Пьеса "Недоросль" воспринимается не как произведение далеких времен, а как современно звучащее произведение, которое должно помочь нам в жизни занять активную гражданскую позицию в любом деле.