Открытый урок Г.Троепольский Белый Бим черное ухо
Урок чтения в 4классе.Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский
Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский Цели: 1. Образовательная: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки, продолжать совершенствовать технику чтения, учить давать полные ответы на поставленные вопросы. 2. Коррекционно-развивающая: развивать общие интеллектуальные умения: приёмы анализа и синтеза; развивать активный словарь учащихся; устную монологическую речь через ответы и рассуждения вслух. 3. Воспитательная: воспитывать личность духовно-нравственную умеющую сострадать, воспитание общечеловеческих ценностей: человеколюбие, сострадание к беззащитным, ответственность за свои поступки перед животными. Тип урока: Урок доброты .
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, беседа, видео метод,проблемный.
Приёмы: сравнение, анализ.
Формы: групповая, индивидуальная, коллективная.Оборудование: 1. Портрет Г.Н.Троепольского 2. Текст произведения 3. Карточки с заданиями 4. Иллюстрации к тексту 5. Текст стихотворения «Не будь жестоким» .
6.Проектная работа учащихся.
7. Видео материал.
8. Музыкальное сопровождениеХод урока: 1. Организационный момент Мы улыбкой как солнышком брызнем,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь?
Мы улыбкой умеем делиться
И ответную искру зажечь.
Поставить цель перед учащимися: Сегодня на уроке будем читать, отвечать на вопросы, работать с текстом, делать анализ прочитанного, высказывать своё мнение. 3. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос. - Кто автор произведения «Белый Бим Чёрное ухо»? (Г.Н. Троепольский) На доске вывешивается портрет писателя и название повести. -Назовите главного героя повести. Итак, главный герой повести – Бим. Сегодня мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле. -Я думаю,что наш урок можно назвать так: “Бим в нашем сердце”. Как вы считаете? На доске вывешивается портрет Ивана Ивановича и Бима -Какой он Бим? (Вспомните внешность, необычную окраску, родословную) Наряду с другими достоинствами автор называет ее интеллигентной собакой. -Как вы понимаете это слово? Давайте посмотрим в словаре. Запись на доске слова «Интеллигентный» (выдержка из словаря) Словарная работа Интеллигентный – образованный, культурный. -А почему Бим интеллигентный? (Благородный по происхождению, тонко чувствует поведение людей, голос, мимику. У него своя собачья гордость: не ест дичь, не рвет подранков. Интеллигентная собака не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро). -Можно ли отнести эпитет “интеллигентный” к хозяину Бима? -Какие ситуации напоминают вам об этом? (Не хочет убивать дичь, переживает, что дал взятку водителю автобуса). -Что для Ивана Ивановича было особенно важно в отношениях с Бимом? (Спасение от одиночества: “забывал войну, невзгоды, одиночество”, “усталые, добрые, ласковые после охоты”, “дружба, казалось, будет вечной”). -На чем строились их отношения? -Какие чувства они испытывали друг к другу?(привязанность, верность, дружеские чувства) -Давайте, ребята, по порядку вспомним, как попал Бим к Ивану Ивановичу? (на доске слова-опоры: увидел необычного щенка, понравился, спас от смерти) -Вспомним, ребята, как развивались события в жизни Бима. 1. Зашевелился осколок 2. Ивана Иванович в больнице 3. Бим ищет хозяина 4. Мытарство Бима: встреча с плохими людьми 5. Возвращение Ивана Ивановича из больницы: поиски Бима 6. Гибель Бима - Внимательно читали повесть, ребята, молодцы! Физминутка. 4. Новая тема -Сегодня мы продолжим работу и проследим за историей, которая произошла с Бимом и узнаем, чем всё это закончилось. Будем сопереживать и постараемся ответить на вопрос, кто виноват в гибели Бима? На доске вывешивается вопрос урока: «Кто виноват в гибели Бима?» О ком эти слова?
«Большая человеческая жалость и доброта души руководили ею.(Степановна)
Девочки дают характеристику Степановне(заботливая, искренняя, скромная)
«Есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой..Иван Иванович(добрый, отзывчивый, терпеливый, преданный)
Что вы можете рассказать о Биме? (паспорт героя, синквэйн, характеристика)1) Работа по тексту - Откройте, пожалуйста, ребята, хрестоматию на странице 133. (Выборочное чтение) - Найдите и прочитайте, как встретила Степановна Ивана Ивановича? - Как отнёсся Иван Иванович к известию о пропаже Бима? - Обвинил ли он Степановну, что Бим пропал? (Работа по группам: мальчики анализируют поведение Ивана Ивановича, а девочки – Степановны) 3)Анализ прочитанного -Давайте, проследим, как Иван Иванович искал своего друга Бима? -Куда решил в первую очередь пойти Иван Иванович?(в карантинный участок) -Сколько дней прошло, как Бим ушёл от Толика? (3 дня) -В какой день попал Иван Иванович в карантинный участок? (в выходной) -Почему сторож не пускал Ивана Ивановича на участок? -Почему сторож смягчился и запустил Ивана Ивановича? -Ребята, как вы думаете, каким надеялся Иван Иванович увидеть Бима? -Какие люди помогали Ивану Ивановичу искать Бима? (добрые) 4)Беседа по содержанию -Что было в душе у Ивана Ивановича, когда он шёл к фургону? (надежда) -Допускал ли он мысль, что Бим погиб? (нет) -Какую страшную картину увидел Иван Иванович в фургоне?
(Просмотр фрагмента гибели Бима) -Кто же виноват в гибели Бима? (плохие, жестокие люди) -Какая душа была у этих людей? (чёрствая) -Что же убило Бима? (равнодушие, чёрствость, предательство людей)
Работа по вариантам:
1 вариант «Бим вошёл в мою жизнь.Чем он же взял?
2 вариант «Эх ,если бы Бим был человеком..»
У человека много всяких пороков, но самый плохой -равнодушие
Равнодушие -безучастное, лишённое интереса пассивное отношение к окружающему миру.
Это состояние человека, в котором он не проявляет интерес к чему либо.
Синонимы апатия, чёрствость ,безразличие, бессердечность, пассивность, бездушие.6)Чтение стихотворения «Не будь жестоким» под музыку Моцарта «Симфония серца».Собачка на обочине сидела, Голодная, со сломанной ногой, И на людей так жалобно смотрела, Но люди обходили стороной. Собачка жалобно скулила И от прохожих помощи ждала, А от голода и боли выла, Была под сорок градусов жара. Но люди проходили мимо, Едва лишь на щенка взглянув, Другие пробегали торопливо, И головы не повернув. Я тоже мимо проходил, Я в школу очень торопился, Спасая от жары, под куст собачку посадил, В надежде после школы возвратиться, Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу, Ты, потерпи немножко, И накормлю, и напою, И вылечу больную ножку.» В тот день мне на уроке не сиделось, Всё грезились её глаза, Молящие, просящие, как в горе у людей, И с них катилась крупная слеза. Когда к собачке подошёл, Она уже мертва была, Напрасно на людей смотрела, Напрасно от бездушных помощи ждала. И тут ко мне девчушка подбежала: «Вот этим камнем Вовка Сидоров убил.» И на валявшийся булыжник показала, Что весь в крови испачкан был. И крикнуть захотелось громко: - Что же вы, люди, так черствы, Не помогаем братьям меньшим в горе, И не спасаем от беды! Где ж ваша человечность и добро, Иль при рождении не досталось, Или с годами вас покинуло оно, Или не гложет вас сомнение, Что когда-нибудь вот так же, в горе и беде, Кто-нибудь бездушный, без стеснения, Камень злобы не положит на душу тебе.
Когда вспоминаем героев этой повести и стихотворения в воображении возникает образ трогательного, верного, беззащитного существа, жизни которых закончились трагически. Им противостоит образ злобного равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности.
Но всё-таки в нашей жизни больше добрых и отзывчивых, милосердных людей заботящихся о своих младших братьях, такие есть и у нас в классе. Ребята которые подготовили для вас очень интересный проект.
Представление проекта учащимися
1.Тема, цели и задачи.
2.Актуальность проблемы и пути решения.
3.Представление работ учащимися.
Понравилась вам работа наших ребят?
Что они хотели донести до вас?5.Заключительная часть урока Слово учителя -Я надеюсь, что вы поняли смысл произведения Г.Н.Троепольского. Если человек красив душой, он обязательно добрый. К доброму тянутся, ему радуются, его любят, с ним хочется дружить. Однако, в жизни встречаются чёрствые, равнодушные и жестокие люди. -Ребята, с какими бы героями повести вы не хотели бы встретится в жизни, а с какими бы дружили? Выставка книг о собаках.
Среди собак любой породы
Есть и красавцы и уроды,
Есть великаны, это –доги
Коротконогие бульдоги.
Ленива сытая хозяйка,
И такса кнопочка лентяйка,
Бесстрашен пограничник воин
И пёс Руслан его достоин!
Хозяин пса- кулак и скряга,
Под стать ему Репей дворняга,
Не зря собака тех кусает,
Кто камень зря в неё бросает.
Но если кто с собакой дружит,
Тому собака верно служит.
А верный пёс хороший друг
Зависит от хороших рук!
6.Итог урока -Какие чувства у вас вызвала эта история? -Какой эпизод повести взволновал вас больше всего? -Почему повесть так названа? -Как бы вы поступили, если бы вы встретили в своей жизни Бима? - Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга... Он верил нам, людям. Индивидуальная работа. Чтение текстов по индивидуальным карточкам. 7.Рефлексия
В России в городе есть памятник Биму (фото) дети приходят к нему и приносят цветы. Мы тоже подарим цветы нашему другу ,если вам понравился урок и всё было понятно выберите –зелёный цветок,если что-то вам не понятно выберите –красный.
Выставление оценок (на этом уроке можно выставить оценки всем учащимся)8.Домашнее задание
1.Композицию
2. Письмо другу
15