Реферат на тему: «Развитие связной речи младших школьников»
ГАОУ ДПО «Пензенский институт развития образования»
Кафедра педагогики и психологии
Тема:
«Развитие связной речи младших школьников»
Липовая Галина Васильевна,
учитель-логопед
МБОУ СОШ №9 г. Пензы
Содержание:
Введение3
I. Методика развития связной речи...7
1.1. Виды связной речи или упражнения по развитию связной речи.....7
1.2. Развитие связной монологической и диалогической речи...10
II. Виды работ по развитию связной речи (по классам).18
III. Сочинения. Правила составления текстов.24
Учебно-методическое оснащение..30
Приложение.31
«Развитие речи и есть нечто иное,
как введение в мозг ребенка языка
в неявном виде, т.е. через речь».
/Жинкин Н.И./
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности, так как она носит характер систематического последовательного развернутого изложения.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и грамматически правильно.
Развитие связной речи детей – одна из главных задач учителей начальной школы и учителей-логопедов. Важнейший элемент развития и совершенствования связной речи на логопедических занятиях - работа над предложением. Одна из центральных задач учителя-логопеда заключается в том, чтобы научить детей сознательно конструировать предложения и правильно употреблять их в связной (контекстной) речи. Без этого дети не смогут передавать содержание прочитанного, писать предложения, сочинения, рассказывать о виденном и пережитом. Большое значение работе над предложением придается в действующей программе начального курса русского языка.
Для детей с отставанием в речевом развитии работа над предложением приобретает особое значение. В процессе работы над предложением обогащается словарь, совершенствуются произношение и грамматический строй. На материале предложения учащиеся усваивают нормы словоизменения и словосочетания.
Работа над предложением пронизывает все этапы логопедических занятий. Одна из важнейших задач коррекционного обучения – помочь детям с отставанием в речевом развитии овладеть правилами построения предложений, навыками употребления их в своей связной речи.
И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку школьников к связной речи.
В связи с тем, что связная речь является сложной формой речи, ребенок овладевает ею постепенно. Связная речь формируется на основе диалогической речи в ходе ситуативного общения. Возникновение связной речи происходит еще в дошкольный период.
Речевые проявления ребенка на первом году жизни составляют подготовительный этап формирования речи. Под влиянием эмоционального общения со взрослым у ребенка в первые месяцы жизни возникают ответные голосовые реакции (их следует отличать от крика ребенка, который чаще всего не имеет функций общения, а представляет собой реакцию на неблагоприятное состояние).
Во время общения с взрослыми ребенок получает возможность сосредотачиваться на лице говорящего, на показываемом предмете, начинает отвечать улыбкой, движением, постепенно приобретает потребность общаться с окружающими взрослыми. С трехмесячного возраста ребенок начинает повторять слышимые звуки человеческого голоса: гукает (произносит короткие сочетания согласных и гласных – агы, кхы, гы). Во втором полугодии появляется лепет (произнесение изолированных и повторяющихся слогов, сначала с твердыми согласными: ба-ба-ба, ма-ма-ма, да-да-да, потом с мягкими согласными: дя-дя-дя, тя-тя-тя).
К концу года в речи малыша появляются слитно произнесенные слоги-слова. К году ребенок должен уметь выговаривать около 10 слов. На начальных этапах развития речи малыша сначала учат понимать слово, затем произвольно повторять его при восприятии предмета и, наконец, с помощью вопросов, игр, поручений добиваются, чтобы ребенок употребил слово в осмысленной ситуации.
Вначале отдельное слово имеет для ребенка смысл целого предложения. Этот период захватывает и первую половину второго года жизни. Приблизительно к 1 году жизни 10 месяцам закрепляется умение пользоваться двухсловными фразами, а позднее – трех – и четырех – словными. К двум годам речь ребенка становится основным средством общения его с окружающими взрослыми.
Речь ребенка раннего возраста ситуативная по своему характеру; она отрывочна, экспрессивна. Такая речь, помимо слов, содержит звукоподражание, жесты, мимику и понятна только в конкретной ситуации. Ситуативность речи сохраняется и в младшем дошкольном возрасте. Затем постепенно речь становится связной, контекстной. Появление этой формы речи объясняется задачами и характером общения ребенка с окружающими.
К концу дошкольного возраста ребенок овладевает основными формами устной речи, присущими взрослым.
В методике развития речи учащихся используется термин «текст». Текст определяется как «словесное произведение», «последовательность предложений», продукт речевой деятельности. Текст может быть записан графически или на пленку; он может быть также звучащим, произносимым, незаписанным.
Поэтому говорят: «текст сочинения», «текст рассказа», «исправление, совершенствование текста» и т.п. Развивая речь учащихся, мы учим их построению текста в соответствии с коммуникативными задачами.
Напомним, что речь (текст) порождается всегда потребностями жизни – труда, познавательной деятельности, игры и пр. Связная речь не может быть самоцелью (даже в учебных ситуациях!): никто никогда не говорит и не пишет только ради самого процесса говорения или письма. С помощью речи всегда достигается какая-то цель.
В жизни человек пользуется именно связной речью. Он рассказывает, делает доклады, выступает на собраниях, пишет письма, статьи, отчеты, ведет свой дневник, выступает в самодеятельности, конспектирует и реферирует книги, статьи, составляет акты и протоколы, заявления и объявления, заполняет анкеты и т.п.
I. Методика развития связной речи
1.1. Виды связной речи или упражнения по развитию связной речи
В методике начальной школы (а также в логопедической работе) приняты следующие виды связной речи, принадлежащей самим учащимся (или упражнения по развитию связной речи):
- развернутые ответы на вопросы (в том числе в беседе);
- различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанного, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм или лексики, если высказывания (или написанные тексты) в основном отвечают изложенным выше требованиям;
- записи по наблюдениям, ведение дневников погоды и природы, другие дневники;
- устный пересказ (в его различных вариантах);
- устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу или концу и т.п.;
- рассказывание художественных текстов, заученных на память;
- импровизация сказок, зачатки литературно-художественного творчества;
- письменные изложения образцовых текстов;
- перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсценирование рассказов и пр.) как устно, так и письменно;
- диалоги-пересказы с сохранением диалогической формы, а также самостоятельные диалоги между учащимся (устно);
- различные виды драматизации, устного (словесного) рисования, воображаемой экранизации прочитанных произведений или собственных рассказов;
- письменные сочинения разнообразных типов;
- статьи в газеты, отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах, т.е. в сущности сочинения особых жанров;
- письма;
- деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и т.п.
Это лишь самое общее перечисление тех видов связных текстов, которыми пользуются младшие школьники. Как видим, разнообразие упражнений довольно велико.
В приведенном списке представлена и устная речь, и письменная; преобладает речь монологическая, однако есть и диалог. Материал самый разнообразный: от наблюдений, почти документальных записей до живого, творческого воображения в рассказах и импровизируемых сказках. Язык: от поэтического текста, заучиваемого наизусть, до лаконичного языка телеграммы. Жанры: от простого повествования о происшедшем, о наблюдаемых событиях до драматизированного рассказа.
Некоторые упражнения выполняются в строгих условиях урока, а иные дома. Различна и степень самостоятельности учащихся при составлении текстов: от подражания данным образцам до творческого сочинения, рассказа.
Весь материал дается учащимся почти без теории, практическими способами. Естественно, что только четкое планирование речевых упражнений на длительный срок (перспективное планирование) позволит избежать с одной стороны, назойливых повторений одних и тех же видов работ, а с другой – пропуска необходимых упражнений, важной темы.
По степени самостоятельности учащихся упражнения в связной речи могут быть разделены на следующие типы: работы, выполняемые по образцу; конструктивные упражнения; творческие упражнения.
Последние работы приобретают здесь явно преобладающее место: большинство перечисленных выше упражнений выполняется без образца и без конструктивного задания.
К числу упражнений по образцу могут быть отнесены изложения, устный пересказ прочитанного, чтение наизусть, деловые бумаги.
По конструктивным заданиям выполняются упражнения, связанные с перестройкой данного учителем текста.
Все остальные виды работ творческие, полностью самостоятельные. Особенно такие, как устные рассказы, импровизации, литературно-художественное творчество, драматизация, словесное рисование, различные письменные сочинения, письма.
Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их. Стихийность в развитии речи недопустима. Назовем же умения, которые относятся именно к связной речи учащихся, к ее различным видам и в первую очередь к сочинению.
Это, во-первых, умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу ее раскрытия сбор материала и т.п.
Во-вторых, это умение собирать материал.
В-третьих, это умение спланировать работу – сначала в общих чертах (про себя или вслух), затем составить план, записать его, расположить накопленный и отобранный материал в соответствии с планом.
В-четвертых, подготовить языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверить правописания трудных слов и пр.
В-пятых, составить весь текст – правильно распределить время для сочинения.
Наконец, в-шестых, это умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее и пр.
Это требование относится лишь к письменным работам, в устных рассказах исправления делают слушатели – учитель и учащиеся.
Каждое упражнение в связном тексте предполагает использование всего комплекса этих умений.
Но учить всем умениям сразу в одинаковой степени невозможно. Поэтому на каждом занятии, где учащиеся составляют тот или иной вид связного текста, будь то изложение или рассказ, пересказ или сочинение о прочитанной книге, должна быть четко определена задача обучения.
Так, программа первого класса не обязывает учителя-логопеда обучать детей составлению планов. Это делается во 2-3 классах. Однако опытный учитель-логопед начнет подготовку заранее: будет учить первоклассников рисовать картинки к прочитанному рассказу и располагать их в последовательном порядке, делить читаемый текст на части, выделять главное и выражать его кратко, при составлении устных рассказов будет задавать вопросы.
1.2. Развитие связной монологической и диалогической речи
Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является сформированность диалогической речи.
Развитию диалога, который является основной формой речевого общения, уделяется большое внимание уже с самого начала логопедической работы в 1 классе. Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением словоизменением и словообразованием.
Наряду с познавательными и воспитательными целями проведения диалога на логопедических занятиях ставит своей целью специальное развитие речи детей. В процессе работы по формированию диалогической речи школьник должен научиться слушать и понимать вопросы, сам задавать вопросы, правильно, точно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на них.
Приемами развития диалогической речи являются беседы и театрализация (имитация и пересказ).
Проведение беседы включает три этапа: 1) вступление; 2) развитие темы; 3) концовка.
Во вступлении логопед привлекает внимание детей к теме беседы, например: «Сегодня мы будем сравнивать произношение и звучание звуков с и з». В процессе проведения беседы логопед должен кратко и четко ставить вопросы, требовать точного по смыслу и правильного по форме полного ответа. К участию в беседе привлекаются все дети. В конце беседы подводится итог.
Необходимо научить детей задавать вопросы. Сначала дети ставят вопросы по картинке после предварительной беседы, как бы повторяют по памяти вопросы логопеда. В дальнейшем детям предлагается задавать вопросы по картинке, а затем и без использования картинок, самостоятельно, т.е. без предварительной беседы.
Использование приемов театрализации (игр – драматизаций, театрализованных представлений) в младших классах способствует совершенствованию эмоциональности речи, развивает интонационную выразительность, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность ребенка в целом.
В младших классах проводятся игры-драматизации коротких стихотворных текстов, которые сначала заучиваются целиком, а затем воспроизводятся по ролям.
В 1 классе можно рекомендовать такие, например, короткие стихотворные тексты.
Кто чей?
- Чей ты, чей, лесной ручей? - Чья березка у ручья?
- Ничей! - Ничья.
- Но откуда ж ты, ручей? - А ты, девочка-лапушка?
- Из ключей.
- Ну, а чьи же те ключи? - Я мамина, папина, бабушкина.
- Ничьи.
Во 2 классе предлагаются более длинные стихотворные тексты.
Волк и лиса.
Серый волк в глухом лесу - Кто отгрыз?
Встретил рыжую лесу. – Собаки.
- Лизавета, здравствуй! - Жив ли, милый куманек?
- Как дела, зубастый? - Еле ноги уволок.
- Ничего идут дела, Как твои дела лиса?
Голова еще цела. – На базаре я была.
- Где ты был? - Что ты там видала?
- На рынке. – Уток я считала.
- Что купил? - Сколько было?
- Свининки. – Семь с восьмой.
- Сколько взяли? - Сколько стало?
- Шерсти клок, - Ни одной.
Ободрали правый бок, - Где же эти утки?
Хвост отгрызли в драке - У меня в желудке.
Проводятся также игры-драматизации прозаических произведений, чтение по ролям. Например: «Где мои вещи?». «Для чего руки нужны?». «Машенька».
Логопедическая работа по развитию связной монологической речи проводится в двух направлениях:
развитие смыслового программирования текста;
овладение языковыми средствами оформления связного текста.
При этом необходимо учитывать опережающее развитие семантической стороны по отношению к формально-языковой. Ключевым моментом развития связной речи является работа над смысловой, семантической стороной связного текста.
В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи:
- развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;
- формирование умения располагать смысловые звенья в определенной последовательности;
- развитие способности удерживать смысловую программу в памяти.
В процессе логопедической работы над языковым оформлением текста ставятся следующие задачи:
- развитие умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную структуру предложения;
- формирования умения располагать предложения в определенной последовательности;
- развитие умения связывать предложения в тексте.
С целью формирования навыков смыслового (внутреннего) программирования текста рекомендуются следующие виды работ:
1. Сравнение двух схожих сюжетных картинок, на одной из которых отсутствует ряд предметов. Этот вид работы способствует привлечению внимания к содержанию картинки, выделению элементов изображенной ситуации, ее анализу, т.е. развитию аналитико-синтетической деятельности, в частности формированию способности сравнивать.
2. Работа с сюжетными и предметными картинками. Рекомендуются следующие задания:
А) подобрать к сюжетной картинке соответствующие предметные изображения;
Б) найти лишние предметные картинки, которые не соответствуют данной сюжетной картинке;
В) на основе анализа сюжетной картинки определить, изображения каких предметов отсутствуют в серии предметных картинок;
Г) к каждому фрагменту сюжетной картинки подобрать соответствующую пару из предметных картинок (мальчик-сачок, дедушка-лопата, девочка-кукла и т.д.), опираясь на которые в дальнейшем, дети придумывают предложения.
3. Работа с серией сюжетных картинок. Рекомендуются следующие виды заданий:
А) восстановить последовательность картинок по памяти. Детям предлагается запомнить последовательность картинок, которая затем изменяется. Дается задание восстановить ее;
Б) отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к рассказу на определенную тему;
В) определить место «выпавшей» картинки среди других;
Г) расположить сюжетные картинки в определенной последовательности;
Д) найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок;
Е) определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа логопедом;
Ж) найти ошибку в читаемом тексте, сравнивая его с серией сюжетных картинок;
З) «распутать» два события. Детям предлагаются вперемешку сюжетные картинки двух серий (например, три картинки серии «На снежной горке» и три картинки серии «Верный друг»). Дается задание распределить картинки по двум смысловым группам.
Логопедическая работа по каждому виду заданий проводится как на невербальном уровне, так и с использованием речи, т.е. на вербальном уровне.
Работа с текстом. В процессе работы над текстом одновременно осуществляется развитие умений, как смыслового программирования, так и языкового оформления текста. Используются следующие задания:
А) сравнить текст и совокупность изолированных предложений;
Б) сравнить два текста: правильный и искаженный, правильный и с пропущенными смысловыми звеньями. Дети определяют в первом случае, что неправильно в тексте, во втором случае – что пропущено;
В) добавить одно-два предложения к незаконченному тексту (по серии сюжетных картинок);
Г) вставить пропущенные предложения в текст (с использованием сюжетных картинок);
Д) придумать небольшой рассказ с опорой на предметные картинки, слова. (Например: дети, лес; цветы, земляника, грибы; ель, белка);
Е) работа с деформированным текстом.
С целью овладения языковыми средствами используются следующие специальные задания:
А) назвать, какими словами обозначаются предмет высказывания (например, в рассказе о медведе – словами медведь, он, зверь);
Б) заменить в тексте слово, обозначающие главное действующее лицо события, другими словами (синонимами или местоимением);
В) определить, какие слова в тексте помогают связывать предложения друг с другом;
Г) закончить предложение, которое начинается со связующего слова (а, поэтому, вот как, потом, наконец, и др.);
Д) добавить слова, соединяющие два соседних предложения текста.
В процессе логопедической работы над связной речью необходимо учитывать и характер текста, его семантическую структуру, которая может быть различной.
В зависимости от характера текста различаются тексты – повествования, тексты – описания и тексты – рассуждения. В младших классах в основном работают над текстом – повествованием и текстом – описанием.
Смысловое содержание текста не представляет собой простую сумму входящих в него предложений. В тексте имеет место определенное движение мысли. По А.К. Марковой, оно осуществляется двумя путями: 1)через предикат, 2)через субъект.
В первом случае предикат первого предложения становится субъектом второго предложения и т.д., что является условием превращения совокупности предложений в единое целое, связный текст.
Например: «Над окном дома было гнездо. Из гнезда выглядывали птенчики. Вдруг один птенчик упал из гнезда» Такая семантическая структура текста называется цепной. Ее можно обозначить следующей схемой:
гнездо
птенчики
из гнезда
нн
над окном из гнезда птенчик
Во втором случае каждое из предложений текста характеризует один и тот же субъект. Например: «Медведь имеет теплую, мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям»
Такая структура текста носит название параллельной и обозначается следующей схемой:
медведь
В более сложных по структуре текстах имеет место и та и другая связь предложений (и цепная, и параллельная).
В тексте с цепной связью (в повествовании), как правило, имеется динамика, развитие событий, последовательность действий. В тексте с параллельной связью (в описании), наоборот, присутствует статичность, рассказывается об одном и том же предмете. Учитывая характер смысловой структуры текста, в младших классах сначала проводится работа над повествованием, затем над описанием. В дальнейшем подбираются тексты, включающие и цепную, и параллельную связь.
Система логопедической работы по формированию связной речи должна предусматривать постепенное увеличение самостоятельности. Поэтому развитие связной речи проводится в следующей последовательности:
- пересказ с опорой на серию сюжетных картинок;
- пересказ по сюжетной картинке;
- пересказ без опоры на картинки;
- рассказ по серии сюжетных картинок;
- самостоятельный рассказ.
II. Виды работ по развитию связной речи(
1 класс
Центральное место в процессе развития связной речи учащихся занимает работа над предложением как основной речевой единицей. Без развития практических умений пользоваться предложениями в своей речи нельзя научить учащихся передавать содержание читаемого произведения, рассказывать о виденном, пережитом, писать изложение, сочинение.
Работа над предложением, естественно, переходит в следующий аспект коррекции речевого недоразвития учащихся. Имеется в виду развитие монологической речи, которое предполагает обучение умению планировать свои высказывания, определять последовательность предложений, избирательно пользоваться языковыми средствами (словами, словосочетаниями, средствами связи слов в словосочетаниях и предложениях).
Работа над предложением:
1. Восстановление деформированных предложений. (2-3 занятия)
2. Выделений предложений из сплошного текста. (2-3 занятия)
3.Составление, запись и произнесение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. (2-3 занятия)
Формирование монологической речи:
1. Составление рассказа из отдельных предложений. (2-3 занятия)
2. Составление рассказа по вопросам. (1-2 занятия)
3. Составление рассказа по картинкам и вопросам. (2-3 занятия)
4. Составление рассказа по серии картин. (2-3 занятия)
5. Составление рассказа по сюжетной картине. (2-3 занятия)
6. Составление рассказа по опорным предметным картинкам. (2-3 зан.)
7. Составление рассказа по опорным словам. (1-2 занятия)
8. Редактирование текста.(1-2 занятия)
9. Последовательный пересказ. (2-3 занятия)
10. Выборочный пересказ. (2-3 занятия)
11. Творческий пересказ. (2-3 занятия)
12. Краткий пересказ. (1-2 занятия)
13. Устные сочинения. (1-2 занятия)
2 класс(
Во 2 классе у учащихся формируется обобщенное представление о том, что предложение является смысловой и структурно-грамматической единицей, которая характеризуется тем, что выражает законченную мысль. Учащиеся подводятся к тому, что для выражения законченной мысли в предложении используются лексические, грамматические и некоторые другие средства. На логопедических занятиях много времени и места отводится формированию умений строить и перестраивать предложения по заданным признакам. Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом.
Работа над предложением:
1. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения. (2-3 занятия)
2. Предложения из отдельных слов. (2-3 занятия)
Эти виды работ, указанные в I и II, очень важны для выработки навыков правильного составления и построения предложений. Учитель-логопед должен упражнять учащихся находить, выделять в сплошном тексте каждое предложение. Ученик должен выделять законченную мысль знаками в конце предложения, правильной интонацией. К этим видам, как и к другим, полезно давать (после их выполнения) и задания по грамматике, например, подчеркнуть подлежащие и сказуемого, подчеркнуть слова на пройденные правила и т.д.
3. Ответы на вопросы. (1-2 занятия)
Такие задания учащихся уже выполняли и в 1-м классе. Но вопросы были простые. Во 2-м классе дается такого же характера работа, но на более усложненном материале.
Работа над текстом:
1. Рассказ из отдельных предложений. (2-3 занятия)
2.. Рассказ по вопросам. (2-3 занятия)
В этом виде работ даны только вопросы, тексты отсутствуют. Сами учащиеся подбирают нужные слова, предложения, правильно записывают ответы, название каждого рассказа. Не следует бояться, что учащиеся могут допускать ошибки в незначительных словах. На всех занятиях надо приучать детей при письме употреблять только те слова, в написании которых они уверены, знают, как надо их писать. Если ученик сомневается, он должен спросить у учителя или заменять другим словом. С младшего возраста следует приучать учащихся к самоанализу, приучать проверять себя.
3. Рассказ по картинкам и вопросам. (2-3 занятия)
Картинки и задания носят описательный или сравнительный характер.
4.. Рассказ по началу. (1-2 занятия)
Данные тексты состоят из 2/3 всего объема рассказа. Поэтому самостоятельная работа учащихся может ограничиваться тремя-четырьмя предложениями.
5. Рассказ по серии картин. (2-3 занятия)
Работа по серии картин является очень важным видом работы по развитию речи. Ученик, глядя на картинки, мысленно устанавливает связь между ними. Серия картин связного рассказа учит учащихся делить содержание рассказа на отдельные законченные части, учит детей составлять планы.
6. Свободные диктанты.(2-3 занятия)
Свободные диктанты служат подготовительной работой к письму изложений.
7. План к каждой части рассказа. (2-3 занятия)
8. Деление рассказа на законченные части. (1-2 занятия)
3 – 4 класс(
В 3-4 классе учащиеся продолжают осваивать сложные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные). В форму сложных предложений облекаются предлагаемые учащимся задания и упражнения. С помощью предложений сложных синтаксических конструкций даются задания вычленять слова для их последующего анализа (фонетического, морфологического и т.д.).
В процессе выполнения этих заданий осуществляется анализ смысловых отношений между частями сложноподчиненного предложения, выясняется связь слов в предложении, значение союзов и союзных слов.
Большое внимание отводится работе по составлению связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Работа над предложением:
1.Предложение и словосочетания. (1-2 занятия)
2.Связь слов в предложении. (3-4 занятия)
3. Предложения с однородными членами. (2-3 занятия)
4. Сложные предложения. (2-3 занятия)
Работа над текстом:
1. Деление сплошного текста на отдельные предложения. (1-2 занятия)
2. Составление связного текста из деформированных предложений. (1-2 з.)
3. Составление рассказа из данных предложений. (2-3 занятия)
4. Свободный диктант. (1-2 занятия)
5. Письменные ответы на вопросы. (1-2 занятия)
6. Образные слова и выражения в нашей речи. (1-2 занятия)
7. Составление рассказа по данному плану. (2-3 занятия)
8. Составление сокращенного рассказа. (1-2 занятия)
9. Составление рассказа по его началу. (1-2 занятия)
10. Составление рассказа по его концу. (1-2 занятия)
11. Замена в тексте лица рассказчика. (1-2 занятия)
Работа по составлению связных высказываний с элементами творчества:
1. Рассказ с элементами описания. (2-3 занятия)
2. Выборочное выписывание из текста по заданию. (1-2 занятия)
3. Изложение по самостоятельно составленному плану. (2-3 занятия)
Сочинение по примерным образцам. (2-3 занятия)
Темы для составления рассказа. (2-3 занятия)
Приложение:
Презентация «Развитие связной речи учащихся начальных классов» (на диске).
III. Сочинения.
Правила составления текстов.
В школьных сочинениях различают повествование, описание, рассуждение.
В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Сочинения этого жанра могут иметь сюжет, в этом случае они близки к рассказам как к литературному жанру. Повествование – самый подвижный, живой и поэтому наиболее доступный детям жанр сочинений («Как я провел лето», «Прогулка в лес»).
Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений. Цель описания – дать наиболее полные, точные сведения о предмете. («Моя любимая книга», «В лесу осенью»). Элементы описания, как правило, встречаются в повествовательных сочинениях.
Рассуждение – связный текст, в котором для доказательства кого-то утверждения используются суждения, сопоставления, примеры, приводящие к новым суждениям – к выводам («Кем я мечтаю стать», «Зачем нужно учиться»).
Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их.
Назовем те умения, которые относятся в первую очередь к сочинению.
1.Умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу ее раскрытия сбор материала и т.д.
2.Умение собирать материал.
3.Умение спланировать работу – сначала в общих чертах (про себя или вслух), затем составить план, записать его, расположить накопленный и отобранный материал в соответствии с планом.
4.Подготовить языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверить правописание трудных слов и пр.
5.Составить весь текст – правильно определить время для сочинения.
6.Умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее и пр.
Например: «Вы готовите написать сочинение о ранней осени. Прогуляйтесь ранним тихим утром по парку. Понаблюдайте за небом. Какое сейчас небо? (Небо тревожное, печальное, студеное, синее-синее, голубое чистое, лазурное, ласковое)
Затем обратите внимание на облака. Посмотрите на небо, какими ты видишь сегодняшние облака.
Нарисуй их, опиши их, пользуясь сделанным рисунком.
«По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как весенний запоздалый снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса» И.С. Тургенев.
«По синему-синему небу плыли облака, словно кручи снега». А.Н.Толстой.
«Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-серое кудрявое облако. Оно переглянулось со степью – я, моя, готово – и нахмурилось». А.П.Чехов.
Во время прогулок обращайте внимание на состояние природы, животный и растительный мир, ведь из маленьких сочинений получится прекрасный рассказ об осени.
Чтобы уметь ярко, живо, передавая свое настроение, рассказывать о том, что мы видели вокруг, нужно научиться пользоваться словами так же, как художник красками, т.е. подбирать их. Учись рисовать словами.
Вот несколько ярких картинок, увиденных разными ребятами. В них то, что рисуют авторы, с чем-то сравнивается. Определите, какие среди них зимние, какие осенние.
«Елочка, как снегурочка, стоит в белой шапке и белой шубке».
«Маленькие пеньки под снегом, как белые медвежата».
«Сосна, как старушка, будто повязалась белым платком и стоит, опершись на клюку».
«На варежку садятся снежинки, каждая – как маленькое серебряное кружево».
«Дунул ветерок, и пошел золотой кленовый дождь».
«Осиновые листочки летят, как маленькие парашютики».
«Ива роняет в реку свои желтые листочки. И они плывут, как золотые рыбки».
Вот два отрывка из сочинений «Осенний лес».
«Красиво в осеннем лесу! У клена листочки, как игрушки на елке. Есть красные, есть желтые, зеленые. На других деревьях листья тоже изменили свою окраску».
«Стоишь среди деревьев, а они как бы роняют прощальные золотые слезы. А красавица-рябина надела праздничные красные бусы. Эти плоды являются кормом для птиц».
Отыщите в этих отрывках «пришельца», т.е. предложение, которое мешает рисовать картину.
Почему именно эти предложения «пришельцы»? Где их уместно использовать?
Для того чтобы развить у ребенка интерес, вкус к слову, облегчить его подготовку к сочинению на ту или иную тему, надо научить детей вести свои словарики. Эта работа способствует расширению словарного запаса. Объем словаря ребенка может быть различным. Он во многом определяется темой, задачами высказывания, уровнем речевой подготовки ребенка.
Слова можно записывать в любом порядке. Главное – чтобы дети фиксировали новые для них слова, образные выражения, синонимы, антонимы, пословицы, поговорки и т.д. «Словарь-помощник», «Речевичок», «Мой словарь» - возможные названия таких словарей, где записи от класса к классу будут все более самостоятельными.
- О чем (или о ком) можно рассказать, употребив данные ниже слова?
«Лепесток, длинный, белеть, середина, желтеть, листья, кружевной, стебель, кверху (о ромашке)».
«Сильный, легкий, порывистый, резкий, ласковый, холодный, теплый; дует, шумит, веет, ласкает, покачивает, треплет, раскачивает, гнет, колышет (о ветре)».
Приступая к работе над сочинением, ребенок должен ясно представить себе композицию (построение), т.е. заранее в главных чертах спроектировать его содержание. Эта задача может быть выполнена, если пишущий составит план предстоящего сочинения, если он заранее предусмотрит, о чем и в какой последовательности он расскажет.
План сочинения – сложная творческая работа ребенка над композицией. Чтобы его составить, надо обладать достаточным по объему и устойчивым вниманием. Например, план сочинения «Березка» можно составить за несколько дней до написания и в соответствии с планом предстоящего сочинения вести целенаправленную подготовительную работу: прогулку в парк, подготовку словаря, чтение стихотворений и текстов-описаний березы и т.д.
План.
1.Где я видел березы.
2.Березы весной.
3.Летняя береза.
4.Береза в осеннем золоте
5.Береза в зимнем наряде.
Благодаря тому, что план намечен, ребенок знает, что ему придется описывать березу в разные времена года: осенью березка золотая, весной кудрявая, зимой серебряная, в наряде из инея.
Вот текст сочинения «Березка», написанный ученицей 3 класса.
Береза.
Под моим окном растет береза. Я часто любуюсь ею. Во все времена года она хороша.
Весной, когда береза еще стоит голая, к ней прилетают грачи, и береза как бы оживает. Че6рез несколько недель становится теплее, и на березе набухают почки. Когда почки лопаются, то появляются первые молодые клейкие листочки, и береза нежно шелестит ими.
Летом береза хороша по-своему. От густых ветвей большие тени. Покрытые листьями веточки свисают. В смешанном лесу среди елей и сосен мелькают кудрявые белоствольные березки.
Мне особенно нравится осенняя береза. Она стоит вся золотая. Идешь по дороге, а она вся устлана желтыми листьями. В лесу под березами растут грибы.
И зимой береза красива в наряде из инея. Серебряная красавица похожа на сказочную фею.
Любят березку в народе, слагают про нее песни, рисуют картины, пишут стихи и рассказы.
Нужно учить ребенка проверять сочинение со словарем. Привлечение словарей приучает к культуре умственного труда, оказывает существенную пользу в формировании орфографической зоркости.
Сочинения пишутся со второго полугодия первого класса один раз в две недели.
План подготовки к сочинению.
1 .Выбрать тему сочинения, определить жанр (повествование, описание, рассуждение).
2. Понять и осмыслить тему, подчинить теме и замыслу ее раскрытия сбор материала и т.д.
3. Составить план: вступление, основная часть, заключение.
4. Собрать материал по теме: например, прогулка в парк, наблюдение за природой; подготовка словаря (слова, словосочетания, предложения); чтение стихотворений, текстов.
5. Расположить накопленный и отобранный материал в соответствии с планом.
6. Подготовить языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения, фрагменты текста, выверить правописание трудных слов и т.д.
7. Составить весь текст.
8. Проверить сочинение (исправить допущенные ошибки, дополнить текст, заменить слова более точными, устранить повторения, убрать лишнее и т.д.).
Проверять сочинение со словарем.
Список использованной литературы:
1. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников.- М., «Просвещение», 1985.
2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., 1999.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., «Просвещение», 1981.
4.Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М., «Просвещение», 1991.
5.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Астрель: АСТ, 2007.
6 .Зволинская Ю.И., Шейкина М.С. Занятия по развитию речи в 4 кл.-
М., «Просвещение», 1962.
7. Мали Л.Д. Предложение и словосочетание. Дидактический материал по развитию речи для учащихся 1-3 классов.- Пенза, 1997.
8. Сочинения для учащихся 1-3, 1-4 классов // Составитель Н.Г. Кувашова.-
Волгоград, изд-во «Учитель», 2003.
9. Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Речевое развитие младших школьников. Дидактический материал для учащихся к урокам развития речи в 1 кл.-
Пенза, 1996.
10.Костенко Ф.Д. Дидактический материал по развитию речи: 3 класс.-
М., «Просвещение», 1980.
11. Костенко Ф.Д. Дидактический материал по развитию речи: 2 класс. -
М., «Просвещение», 1979.
12. Скиотис Е.И. Особенности развития связной письменной речи младших школьников с ЗПР. - Журнал «Дефектология» №6, 1996, стр.24.
13. Липовая Г.В. Обогащение словарного запаса учащихся младших классов. – Пенза, 2003.
14. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., «Просвещение», 1988.
15. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., Астрель: АСТ, 2007.
Презентация «Развитие связной речи учащихся начальных классов» (на диске).
Приложение
1 класс
Работа над предложением
1. Восстановление деформированных предложений.
На доске написаны слова деформированного предложения: ЛАСКОВОЕ, НА, ВЫПЛЫЛО, СОЛНЫШКО, НЕБО (или работа на компьютере).
Задание: прочитайте написанные на доске слова. Составьте из слов предложение. Запишите в тетрадь.
- Что нужно сделать, чтобы из этих слов составить предложение? (Надо поменять слова местами)
- Подумайте, о чем говорится в предложении? (О солнышке)
- Что сделало солнышко? (Солнышко выплыло)
- Куда выплыло ласковое солнышко? (Ласковое солнышко выплыло на небо)
- Как вы думаете, изменится ли порядок слов в предложении, составленном из этих же слов, если нужно ответить на вопрос: «что выплыло на небо?» (Порядок слов должен измениться: На небо выплыло ласковое солнышко)
- Слова, связанные между собой по смыслу, образуют предложение. Предложения, составленные из одних и тех же слов, могут приобретать разный смысл, в зависимости от того, что именно мы хотим подчеркнуть в своем сообщении.
2. Выделение предложений из сплошного текста.
На доске написан текст:
«пришла зима выпал пушистый снег солнце ярко светит дети выбежали на улице они играют в снежки им весело» (или работа на компьютере).
- Скажите, что необычного в тексте, который написан на доске. (В тексте не выделены предложения: нет заглавной буквы в начале предложения и точки в конце предложения)
- Давайте вместе искать в этом тексте предложения и правильно их оформлять. Попробуйте прочитать этот текст (про себя). Мысленно найдите первое предложение. О чем говориться в первом предложении?
- В первом предложении говориться о зиме.
- Что говориться о зиме?
- Говориться, что зима пришла.
- Значит, сколько слов в первом предложении?
- Какое слово должно быть написано в этом предложении с заглавной буквы? (Слово пришла)
- После какого слова нужно поставить точку? (После слова зима)
- Вы знаете, что при чтении к концу предложения нужно понизить голос. Прочитайте первое предложение так, чтобы всем было ясно, где конец предложения.
Аналогично проводится работа по выделению границ остальных предложений.
3. Составление, запись и произнесение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.
Логопед беседует с учащимися о школьной библиотеке; как часто они ее посещают, какие книги берут читать, нравится им читать книги, какие книги им особенно понравились и т.д.
Открывается закрытая до того запись на доске:
Книга
. ? !
Над надписью закреплена книга в яркой красочной обложке.
Логопед делит учащихся на две группы и организует между ними игру – соревнование; какая группа назовет больше предложений о книге – скажет, спросит, воскликнет. Называет предложение по очереди каждый ученик группы; ученики одной группы могут и должны помогать друг другу. На воспроизведение предложений одного вида отводится 3 минуты (время фиксируется таймером).
В конце занятия учащиеся записывают в тетрадях по одному повествовательному, вопросительному и восклицательному предложению.
Работа над текстом
1. Составление рассказа из отдельных предложений.
Каждому ученику дается одна карточка с напечатанным на ней предложением.
1-я карточка: «Один раз загорелся дом».
2-я карточка: «В доме была маленькая девочка».
3-я карточка: «Пожарные послали в огонь собаку Боба».
4-я карточка: «Через минуту Боб вынес девочку из горящего дома».
5-я карточка: «Мать ребенка плакала от радости».
Предложения прочитываются учащимися.
Логопед: «Вы прочитали предложения. Получился ли из них связный рассказ?» «Нет, не получился. Предложения расположены не по порядку»
Логопед: «Действительно. События рассказа изложены не по порядку. Давайте попробуем сами составить рассказ из этих предложений и озаглавить его. С чего начинается рассказ?»
В ходе беседы уточняется выбранная учащимися последовательность предложений в рассказе. Подбирается заголовок рассказа. Составленный рассказ записывается на доске и в тетрадях.
2. Составление рассказа по вопросам.
Логопед читает рассказ:
Зима.
1.Утром был сильный мороз. Снег лежит на деревьях, на крышах. Метель замела дорожки в саду.
2.Дети устроили горку. Они полили ее водой. Ночью вода замерзла. Дети катаются с горки на санках.
Ответьте на вопросы:
Когда был сильный мороз?
Где лежит сильный снег?
Что стало с дорожками?
Вызванный к доске ученик записывает первое слово предложения. Логопед еще раз медленно читает ту часть рассказа, к которой он задавал вопросы, отчетливо выделял голосом границы предложений. Учащиеся должны написать предложения так, как запомнили. Это сделать нетрудно, так как на доске написаны первые слова всех предложений.
Затем логопед задает вопросы ко второй части рассказа: «Что устроили?», «Чем полили дети горку?», «Что они делают?»
Первые слова ответов записываются на доске. Логопед прочитывает еще раз вторую часть рассказа. Учащиеся пишут предложения, как запомнили.
Вызванные ученики читают свои рассказы вслух.
3. Составление рассказа по картинкам и вопросам.
Задание: напишите рассказ «Вот так рыба!» по картинке и вопросам.
Учащиеся с помощью логопеда рассматривают картинку.
Открываются заранее написанные на доске вопросы: «Что делали Юра и Миша?», «Что случилось с поплавками?», «Что подумали дети?», «Что они вытащили?»
Учащимся дается задание внимательно прочитать вопросы, еще раз рассмотреть картинку и письменно ответить на вопросы так, чтобы получился связный рассказ.
Написанные учащимися рассказы прочитываются и сопоставляются.
4. Составление рассказа по серии картин.
Демонстрируется серия картин «Гроза».
1 вариант
1-ая картина: Дети в лесу, девочка собирает ягоды, мальчик собирает грибы.
2-ая картина: Дождь, на небе молнии, дети бегут.
3-я картина: Дети сидят дома за столом и оживленно рассказывают маме о случившимся.
Учащиеся, молча, рассматривают картину, ставят их по порядку. С помощью логопеда разбирают содержание картин, составляют рассказ. Потом этот рассказ воспроизводится учениками.
Затем учащиеся пишут в тетрадях рассказ «Гроза». Предварительно проводится орфографический разбор некоторых слов. Возможный вариант написанного учеником рассказа:
Гроза.
Это было летом. Дети жили на даче. Один раз они пошли в лес. Саша собирал грибы. Лена собирала ягоды. Вдруг подул сильный ветер. Полил дождь. Дети испугались и побежали домой. Дома они рассказали обо всем маме.
2 вариант
5. Составление рассказа по сюжетной картине.
Демонстрируется картинка «Летом в деревне».
Содержание картины: «На картине изображена деревенская улица. По улице едет на велосипеде почтальон. По обочине дороги из виднеющегося вдалеке леса идут дети с корзинками в руках».
После рассматривания картины и свободных высказываний учащихся уточняется ее содержание по вопросам логопеда: «Что нарисовано на картине?», «В какое время года изображена деревня?», «Кто едет по дороге?», «Что они несут из леса?» и т.д.
Затем учащимся предлагается составить рассказ о детях под названием «Летом».
Возможный вариант составленного учеником рассказа:
Летом.
Это было в деревне. Дети жили в деревне. Стояла теплая погода. Дети пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Они набрали полные корзинки. Теперь они идут домой.
Составленный рассказ записывается учениками в тетрадях.
6. Составление рассказа по опорным предметным картинкам.
Задание: Прослушать рассказ. Пересказать по опорным предметным картинкам.
Логопед читает рассказ один раз, проводит словарную работу. Для того чтобы облегчить детям пересказ, логопед выставляет на фланелеграфе картинки с изображением персонажа рассказа. Опираясь на картинки, ученики пересказывают рассказ по цепочке. В заключение рассказ повторяет целиком один из учеников, а остальные слушают. После этого ученики дополняют и оценивают его рассказ. Логопед следит за тем, чтобы ученики пересказывали как можно ближе к тексту и использовали слова, над которыми была проведена словарная работа.
Рассказ: «Как медведь сам себя напугал».
Перечень картинок: медведь, ветка, белка, шишка, заяц, сорока, лоси.
«Вошел в темный лес медведь. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась резкого хруста белочка на дереве, вздрогнула, выронила из лапок шишку. Упала шишка и угодила зайцу в лоб. Выскочил заяц и помчался в гущу леса. Налетел на куст, выпугнул из куста сороку. Выпорхнула сорока и подняла крик на весь лес. Услышали лоси, испугались и помчались по кустам, не разбирая дороги.
Остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока стрекочет, лоси кусты ломают Страшно в лесу! «Не уйти ли подобру-поздорову», - подумал медведь и дал стрекоча.
Так медведь сам себя напугал.
(По Н. Сладкову)»
Слова для объяснения: хрустнула, угодила, выпугнул, выпорхнула, насторожил уши, подобру-поздорову, дал стрекоча, не разбирая дороги.
Вопросы:
- Почему медведь дал стрекоча?
- Почему испугались лоси?
- Почему испугалась сорока?
- Почему испугался заяц?
- Почему испугалась белочка?
- Почему медведь сам себя напугал?
7. Составление рассказа по опорным словам.
- Прочитать слова на доске, объяснить орфограммы.
- Составить рассказ по опорным словам коллективно.
- Составление рассказа учащимися самостоятельно.
- Чтение образца.
- Записать рассказ в тетрадь.
«Плодовый сад».
Опорные слова: Женя, лето, дедушка, бабушка, сад, яблоки, вишни, черешни.
«Летом Женя жил у дедушки и у бабушки в деревне. У дедушки был большой плодовый сад. В саду у дедушки было: шесть яблонь, шестнадцать вишен, два грушевых дерева, шестьдесят черешен. Дедушка любил ухаживать за деревьями. Женя все лето помогал дедушке ухаживать за садом».
8. Редактирование текста.
1-2 предложения в тексте находятся не на своих местах, нарушая логическое построение рассказа.
На доске записан рассказ:
Живая шляпа.
Котенок Васька сидел на полу и ловил мух. Одна муха села на шляпу. Васька прыгнул и уцепился за шляпу костями. А на столе лежала шляпа. Шляпа упала со стула и накрыла шалуна. Тут в комнату пришли мальчики. Прямо на них по ковру на них шляпа ползет. Смотрят и глазам не верят.
Логопед: «Прочитайте, что написано на доске. Можно ли это назвать связным текстом? Почему? Чтобы расставить предложения по местам, надо представить, что произошло с котенком. Давайте, по порядку перечислим события. Прочитайте предложения, которые стоят не на своем месте. После каких предложений они должны стоять? Почему? Прочитайте восстановленный текст. Каким предложением заканчивается рассказ? Заглавие рассказа отражает его содержание или больше подходит другое? Почему? Запишите восстановленный рассказ в тетрадь».
9. Последовательный пересказ.
Логопед читает текст рассказа один раз и проводит словарную работу. После этого задает вопросы по тексту, требуя ответа полным предложением. Затем дети пересказывают текст, как запомнили.
Муравей.
Муравей нашел большое зерно. Он не мог тащить его один. Муравей позвал на помощь товарищей. Вместе муравьи легко притащили зерно в муравейник.
Вопросы:
- Что нашел муравей?
- Чего не мог сделать муравей один?
- Кого позвал на помощь муравей?
- Что сделали муравьи?
- Почему им было легко?
- Всегда ли вы помогаете друг другу?
10. Выборочный пересказ.
Задание: Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы. Расскажите об Оле, потом о Лиде.
Логопед читает текст целиком, затем задает вопросы сначала об Оле, потом о Лиде. После ответов учеников логопед снова читает текст целиком. Один ученик рассказывает об Оле, потом о Лиде. Остальные ученики дополняют рассказ.
Кто поступил правильно?
Оля и Лида пошли в лес. Долго бродили они по лесу, устали и сели отдохнуть на лесной полянке. Оля села под кустик, а Лида устроилась на пеньке. Девочки вынули из сумки хлеб, яйца и бутылки с водой и стали кушать.
Оля поела, а скорлупу от яиц, бутылку и пакет бросила под кустик. А Лида остатки еды и бутылку положила в пакетик, аккуратно завернула и положила пакет обратно в сумку.
Вопросы:
- Куда пошла Оля?
- Как Оля гуляла?
- Где села Оля?
- Как поступила Оля после еды?
- Правильно ли она поступила?
- Ты поступил бы так, как Оля?
11. Творческий пересказ.
Прослушать рассказ. Придумать аналогичный.
У Маши день рождения.
У Маши день рождения зимой. В этот день к Маше приходят ее друзья: Лена, Коля, Сережа и Саша. Все они приносят Маше подарки. Кто принес книгу, кто игрушку, а другие приносят разные сладости. Машина мама печет сладкий пирог. Пирог украсят свечами. Сколько Маше лет, столько и свечей. Все вместе дети задувают свечи, а потом пьют чай с пирогом. Детям весело в гостях у Маши.
12. Краткий пересказ.
Важным этапом в обучении учащихся пересказам является краткое изложение текста. Дети учатся выделять из рассказа и обобщать самые главные сведения, излагая содержание рассказа тезисно.
Логопед читает текст целиком, затем читает тот же текст по частям и просит учеников озаглавить каждую часть. План рассказа записывается на доске (или изображается в виде рисунков). Потом логопед просит учеников пересказать кратко по плану (или картинкам) рассказ.
13. Устные сочинения.
Прослушайте начало рассказа. Придумайте его конец. Перескажите рассказ целиком.
Запасы на зиму.
Сколько грибов на полянке! Суетится рыженькая белочка – хлопотунья. Срывает она крепкий гриб-боровик и осторожно взбирается с ним на дерево.
Там выберет веточку покрепче и наколет на нее гриб. Грибы на ветках высохнут.
А когда придет зима Слова для объяснения: суетится, хлопотунья.
, Волгоград, изд-вов
Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. – В кн.: Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку. – М., 1969, с.103.
( Методика работы по всем указанным видам представлена в приложении.
( Методика работы по всем указанным направлениям дана в приложении.
( Методика работы по всем указанным направлениям дана в приложении.
13PAGE 15
13PAGE 14215
2009-12-06 18-07-58_0008Рисунок 1Рисунок 1C:\Documents and Settings\Кирилл\Рабочий стол\МАМА\детские презентации\Почемучка\0_24026_31af6116_XL.jpegзапасы на зимубелка зимой15