Доклад Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста


Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
1. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
2. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Проблема: не сформированность связной речи у детей дошкольного возраста. Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания. Основа: развитие творческого познания.
3. Мнемотехника (в переводе с греческого - «искусство запоминания»),- это система методов и приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней чётко фиксируются зрительные образы. Мы не можем запомнить то, что ускользнуло от нашего внимания. А после наблюдения (зрительного, слухового и осязательного) запоминание возможно, только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем либо, что мы уже знаем и помним.
4. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
5. Мнемотехника, как и любая работа, строится от простово к сложному. Начинают работу с простейших мнемоквадратов последовательно переходят к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам.
6. Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.
7. Мнемодорожка – представляет собой простую схему, состоящую из 4-х мнемоквадратав (картинок). Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Детям младшего дошкольного возраста трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее начинать работать при помощи мнемоквадратов и мнемодорожек. Мнемодорожка также несёт обучающую информацию , но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения.
Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, т.к. у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, мышка – серая, елочка – зеленая, солнышко – желтое и красное и т.д.8. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
9. Мнемотаблицы – служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов; - при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
10. Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трёх этапов: Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, то на ней изображено.
Этап 2. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, например:
Домик Хвост пушистый у лисы Волк-зубами щёлк
Этап 3. После перекодировки осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нём мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щёлк, затем пришёл медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился.
При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка спряталась» в таблице? Про кого эта сказка?» Что является опорным в таблице - это изображение главных героев сказки, через которых идёт понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг её главных героев. 11. Что можно изображать в таблице. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно нарисовать всё то, что вы посчитаете нужным отобразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Например, рассказывая детям про курочку Рябу, возможно изображение курицы вот так , стрелками показать действие «бил, бил не разбил», слёзы –маленькими точками.
Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, т.к. у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, мышка – серая, елочка – зеленая, солнышко – желтое и красное и т.д.Размер мнемотаблиц может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуется использовать следующие размеры таблиц: -для младших дошкольников –таблицы на 4 клетки (2на2), на 9 клеток (3на3);
-для среднего возраста-таблицы на 9 клеток, на 16 клеток (4на4);
-для старшего возраста- таблицы на 16 клеток, на 25 клеток (5на5).
12. Одним из приемов мнемотехники является- коллаж – это( лист картона или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются различные картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры и т.д. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа.
Коллаж - это обучающее пособие. Главная задача коллажа- соединить. т.е. связать все картинки, буквы, цифры между собой. Таким образом происходит отработка сюжетного метода запоминания.
Этот учебный материал выполняет разные задачи:
- Закрепление различных методов запоминания;
-Развитие фотографической памяти;
-Расширение словарного запаса, образного восприятия;
-Развитие связной речи.
Главная задача коллажа – соединить, т.е. связать все картинки между собой. Этапы работы с коллажем:
Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нём видят.
Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст-воспитатель, старший самостоятельно)
Коллаж содержит буквы, цифры. По ним воспитатель задаёт наводящие вопросы. Например: «Почему они здесь изображены?» - «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слове» и т.п.
Отрабатываются приёмы запоминания предложенной информации. Воспитатель предлагает детям запомнить порядок расположения картинок на коллаже в течение 15-30 сек., затем коллаж переворачивается и детям предлагает устно воспроизвести по памяти все картинки на коллаже с обозначением их месторасположения.
 Всё перечисленное – это только определённые виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях. Мнемотехника многофункциональна. Считаю, чем раньше мы будем использовать метод мнемотехники, тем лучше подготовим детей к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.