ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Добрянский детский сад №13» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРазработала воспитатель Воронцова А.Р. г. Добрянка 2015г. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все наиболее актуальным. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Это дидактический материал форме мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация (для детей младшего и среднего возраста, необходимо давать цветные таблицы) ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ВСЕХ ВИДОВ МНЕМОТАБЛИЦ:1. Развитие памяти.2. Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать.З. Развитие логики.4. Развитие образного мышления.5. Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.6. Решение дидактических общеобразовательных задач.7. Содержание информации по всем направлениям учебной программы.8. Развитие смекалки.9. Тренировка внимания.10. Навык правильно воспроизвести графически. 2 этап: перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.1 этап: рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено3 этап: пересказ текста с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминанияЭтапы использования мнемотаблиц. Мнемотаблица осень . Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.ПирогПадал снег на порог,Кот слепил себе пирог,А пока лепил и пёкРучейком пирог утёк.Пироги себе пекиНе из снега – из муки.Заучивание стихотворения П.Воронько “Пирог”  Отгадывание мнемозагадки. Рассматривание мнемотаблицыЛёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы. Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой! Составление рассказа о зиме Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости. Перед нами ёлочка:Шишечки, иголочки.Шарики, фонарики,Зайчики и свечки,Звёзды, человечки. В зимнем небе, сделав круг,Накренились сани вдруг!И с подарками мешокВыпал прямо на снежок! Дед Мороз, Дед Мороз,Деткам ёлочку принёс,А на ней фонарики,Золотые шарики,Дед Мороз, Дед Мороз,Деткам сладости принёс,Вафли ароматныеИ конфеты мятные. Перекодирование информации по данной таблице.Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы. Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме. Весна – краснаТы, весна, весна - красна,Что с собою принесла?Принесла я для луговПокрывало из цветов.Принесла для ёлкиНовые иголки.Для осины и берёзСвежих листьев целые воз. Травка зелёная,Солнышко весёлое,Птицы прилетели,Громко запели. Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её. Что дает мнемотехника В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника. Спасибо за внимание!