Презентация опыта работы по теме: Личностно-ориентированный подход как средство формирования умений логически и последовательно излагать свои мысли и делать выводы при изучении обществознания
Личностно-ориентированный подход как средство формирования умений логически и последовательно излагать свои мысли и делать выводы при изучении обществознания учитель русского языка и литературы,истории и обществознанияГБОУ СОШ с. Криволучье-Ивановка м.р. КрасноармейскийФомина С.А.
ФГОС выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Несмотря на сложившуюся методическую систему подготовки учащихся к выполнению тестовых заданий части А и Б, одним из сложных остается задание С9 - краткое письменное сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе), позволяеющее проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями: делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли. Но как показывает анализ результатов ЕГЭ по данной форме контроля (выполнение задания С9), у многих учеников нет четкого понимания самого жанра эссе, его структуры и особенностей. Нередко недостатком эссе является неумение сформулировать и раскрыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию, то есть, другими словами, недостаточно сформированы регулятивные и метапредметные УУД.
Возникают противоречия между - требованиями государственного стандарта к написанию эссе по курсу «Обществознание» и низким уровнем владения учащимися умений и навыков творческого письма; - между необходимостью качественной подготовки учащихся 10-11 классов к выполнению задания С9 ЕГЭ по обществознанию и недостаточной разработанностью механизмов и модели обучения, отсутствием достаточной учебно-методической литературы, содержащей конкретный обучающий материал по заданию С9. Учителя-практики ощущают необходимость поиска новых технологий для разрешения этих противоречий. Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости создания технологии обучения написанию обществоведческого эссе Цель: разработка и апробация модели технологии написания эссе к заданию С9 ЕГЭ по обществознаниюЗадачи:1. Систематизировать технологические приемы формирования умений логически и последовательно излагать свои мысли и делать выводы при изучении обществознания.2. Разработать программу факультативного курса для учащихся 10-11 классов «Научись писать эссе по обществознанию».3. Разработать в соответствии с технологией занятие факультативного курса.4. Создать и опубликовать учебное пособие
Данный опыт способствует систематизированной подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию, углубляет теоретические знания по темам обществоведческого курса и в целом направлен на формирование универсальных учебных действий: логических, регулятивных, метапредметных. Планирование учебных занятий факультатива составлено в соответствии с авторским учебным пособием, то есть на основе собственной методической системы, что, безусловно, определяет новизну опыта работы. В основу опыта положены элементы технологии личностно-ориентированного развивающего обучения И.С.Якиманской. Надежность опыта обеспечивается стабильностью результатов обучения: по результатам ЕГЭ последних лет у всех учащихся выполнение задания С9 оценивается по максимальному баллу. Перспективность опыта обеспечивается его направленностью на решение задач федерального государственного образовательного стандарта в части формирования личностных результатов обучения, тиражированием учебного пособия на федеральном уровне
Ожидаемые результаты:– ученик способен применять обществоведческие знания в новой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно, аргументированно ее излагать и отстаивать;– ученик выражает собственные оценки и формулирует целостные внутренне непротиворечивые высказывания;– развиваются регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность учащегося организовывать свою учебно – познавательную деятельность, проходя ее по этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, к проведению коррекции. В работе над эссе учащиеся учатся рассматривать относительно узкий круг рассматриваемых вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении обществознания, и включают ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и личное отношение к ней Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Учащиеся включают в эссе термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной анализируемой проблемой, учатся корректно их использовать.
В целях решения проблемы повышения качества выполнения задания С9 (мини-сочинения) ЕГЭ по обществознанию нами обобщен и систематизирован опыт по формированию умений и навыков написания эссе по обществознанию у учащихся 11 классов в рамках факультативного курса, который способствует подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию, углубляет теоретические знания по темам обществоведческого курса и в целом направлен на формирование универсальных учебных действий: логических, коммуникативных метапредметныхДанный факультатив рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 11 классов. Целью является качественная подготовка к выполнению задания С9 ЕГЭ. Задачи факультатива:1.Ознакомление учащихся с основными требованиями написания эссе;2.Обучение навыкам и умениям написания эссе по различным темам обществоведческого курса с использованием собственной разработанной методики.3.Формирование теоретической базы для развития умений аргументированного обоснования социальных явлений и процессов; умений грамотной аргументации собственной позиции;4. Отработка умений оценивать эссе по таблице критериев.
В основе курса лежит модульно-блочный подход. Логика построения курса «от общего к частному» предполагает формирование теоретического мышления.Содержание курса построено в следующей последовательности: 1) освоение учащимися особенностей жанра эссе;2) изучение рекомендаций по подготовке к написанию эссе;3) знакомство с критериями оценивания обществоведческого эссе;4) освоение алгоритма написания эссе по обществознанию;5) практические занятия по работе со словарями; теоретическим материалом; дополнительной литературой; 6) практикумы по написанию эссе в соответствии с изученными правилами по разделам:- «Философия»;- «Социальная психология»;- «Экономика»;- «Социология»;- «Политология»;- «Правоведение».Особенностью проведения практикумов является наличие этапа обобщения теоретических знаний по изучаемому разделу.7) итоговая работа «Пробное написание эссе по заданной теме».
Предлагаемый факультатив имеет практическую направленность, так как учащиеся:- углубляют и совершенствуют знания по основным темам курса «Обществознание»;- овладевают умениями и навыками написания эссе;- учатся извлекать необходимую информацию из словарей и справочников;совершенствуют подготовку к сдаче ЕГЭ по обществознанию. .Процесс изучения факультатива направлен на формирование следующих универсальных умственных действий школьника:– умение логично и последовательно излагать свои мысли, делать выводы;- умение применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов;- использование знаний в воображаемых жизненных ситуациях;– владение основами речевой культуры
Результаты изучения факультатива:– ученик способен применять обществоведческие знания в новой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно, аргументировано ее излагать и отстаивать;– ученик выражает собственные оценки и формулирует целостные внутренне непротиворечивые высказывания;– развиваются логические, коммуникативные, метапредметные УУД.Пример использования технологии обучения написанию эссе на одном из занятий факультативного курса:Тема 6. Написание эссе по разделу «Философия» (4 ч.).
Необходимыми условиями реализации изменений является наличие материально-технической базы для внедрения в процесс обучения технологии (достаточная обеспеченность учащихся учебными пособиями), а также определённый уровень научно-методической подготовки: владение учителем системой работы над формированием навыков и умений написания обществоведческого эссе. Технология обучения навыкам и умениям написания обществоведческого эссе - инновационная учебная технология, обеспечивающая развитие самостоятельной продуктивной деятельности в процессе подготовки к ЕГЭ, формирование умений творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения, целостные высказывания, аргументированную позицию по сложным содержательным проблемам. На наш взгляд, использование предложенной технологии в рамках авторского факультативного курса позволяет достигнуть качественного овладения содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями.