Проект для детей старшей группы «Наши друзья — зимующие птицы»
Проект для детей старшей группы «Наши друзья - зимующие птицы»
Вид проекта: познавательно-творческий
Образовательная область: Познание.Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», « Художественно- эстетическое развитие».Продолжительность: январь Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст: 5-6 лет.
Участники: воспитатели, дети и родители старшей группы.
Проблема: нет экологических знаний о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Цель проекта: формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.
Актуальность:
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – наши друзья»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц): 2 детей назвали правильно почти всех птиц, 14 детей – 4 птиц, а 11 детей не назвали ни одной птицы. Из этого следует, что недостаточно информации в развивающей среде, дети мало наблюдают в природе, некоторые дети мало посещают детский сад. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Цель: Способствовать расширению знаний детей о птицах родного края, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Пополнить развивающую среду по теме проекта.
3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Гипотеза: если мы реализуем данный проект, то повысится уровень знаний детей о птицах родного края, а также э будет формироваться экологическая культура.
Подготовительный этап
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Анкетирование родителей.
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
- Подбор необходимой литературы по данной теме.
Основной этап.
Работа с детьми.
1 неделя. Задача: Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
Понедельник - беседа «Что ты знаешь о птицах?», «Какие птицы с нами зимуют?», Каких птиц называют «северными попугайчиками?»
Вторник - Дид. игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь»
Дидактическая задача. Уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются).
Сбор корма для подкормки птиц
- Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц нашего края на иллюстрациях в книгах и журналах.
Среда – Лепка «Воробей» Цель:
Отгадывание загадок про зимующих птиц.
- Чтение худ. Литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова Рисование - «Снегири на ветке рябины»
- учить передавать внешний вид снегирей.
Четверг - изготовление коллажа « Птицы зимнего леса»
Пятница - дид. игра: «Четвёртый лишний». Цель: учить узнать и отличать зимующих птиц от перелетных.
«Один – много» Цель: уметь образовывать формы множественного числа существительных.
2 неделя. Задача: Пополнить развивающую среду по теме проекта.
Понедельник - оформление уголка книги (подбор книг о птицах),
Вторник – заучивание стихотворений «Воробей» Н. Рубцов.
Среда - оформление альбома: «Зимующие птицы»,
Четверг - оформление картотеки загадок, стихов о птицах.
- ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке.
(ежедневно) «Кто обедать прилетал?» . Экологическая акция "Наша столовая"(подготовка кормушек и подкормка птиц)
"Что за стол среди берез под открытым небом,угощает он в мороз птиц зерном и хлебом".
Наблюдая за птицами мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сад (это голуби, синицы, снегири, воробьи, вороны).
Пятница - оформление плаката «Зимующие птицы» . Игры: "Хорошо - плохо" (много кормушек - хорошо или плохо? Много детей у кормушек - хорошо или плохо? Много корма в кормушках..."; "Чей хвостик?"; "Угадай, как кого зовут?"; "Чьи следы на снегу?".
Цель: воспитывать умение размышлять, делать выводы, рассуждать.
3 неделя. Задача: Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Понедельник - беседа «Трудно птицам зимовать».
Вторник - Заучивание стихотворений «Снегири» А. Прокофьева, «Свиристели» А. Барто,скороговорок, считалок.
Среда - Рисование «Моя любимая птичка».
Пятница - Чтение худ.литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.
- заготовка корма для птиц
Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова».
- прослушивание грамзаписи с голосами птиц,
Игра «Кто как голос подает?» Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы».
Работа с родителями
1 неделя.
Понедельник – ширма
«Зимующие птицы»
2 неделя.
Привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации (сообщения о птицах)
Консультации – «Покормите птиц зимой»
«Они остались зимовать, мы им будем помогать»
Заключительный этап.
Работа с родителями.
Конкурс - «Мастерим кормушки для птиц» Акция "Домик для птички". Привлечь родителей.
Цель: воспитывать бережное отношение ко всему живому, желание заботится, развивать творческие умения, фантазию в придумывании домика для пернатых.
Дети принесли кормушки в детский сад, мы на своём участке развесили кормушки. Каждый день вели наблюдения из окна за птицами. Первые три дня никого не было у кормушек, наследующий день прилетели воробьи, съели не весь корм. Сделали вывод, что необходимо птиц подкармливать меньшим количеством корма. На следующий день прилетела ворона, съела корм в одной кормушке и улетела. Два дня никто не прилетал. Сменили корм и наблюдали дальше. В полдень прилетела стайка воробьёв полакомиться, со слов других людей прилетали и синички. Птицы постепенно распознали «столовую», и прилетать стали довольно часто, чаще всего - это воробьи. Следователь, мы сделали вывод: что можем помочь выжить некоторым птицам в трудное для них зимнее время.
Работа с детьми. Защита сообщений детьми о птицах. Дети совместно с родителями приготовили сообщения о птицах нашего края. Из сообщений мы узнали, чем каждая птица питается, как себя ведёт в то или иное время года, где и когда гнездится, о её оперении и т.д. Из сообщений мы узнали, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами, остальная часть питается ягодами рябины, яблони. Следовательно, с наступлением зимы природа замирает: исчезают насекомые, червяки, поэтому птицам нечем питаться, и они улетают в тёплые края, в лучшие для них условия выживания. Остальные птицы такие, как ворона, воробей, синица, голубь, свиристель, сорока и другие птицы остаются зимовать. Они отлично переносят климат нашей местности.
Викторина: «Кто больше знает о птицах?»
Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.
Ожидаемый результат:
- у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;
- созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
- у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.
Планируемый результат: Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека. Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами. Выводы:1. По результатам диагностики было видно, что знания детей о птицах расширились;2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.3. На протяжении реализации проекта «Птицы – наши друзья» у детей развивалась связная речь.4. Дети научились правильно подкармливать птиц.5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).6. Повысился познавательный интерес у детей.
Список литературы1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008. 5. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.№ 1. Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3—7 лет.
Трансляция проекта:
После завершения проекта планирую выступление
- на педагогическом совете ДОУ
Перспективы проекта:
В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».
Дидактические игры: «Узнай птиц по голове», «Кто где живёт?» (лабиринт) «Собери картинку», «Сколько птиц здесь спрятано?»