Учебное пособие Краеведческий материал для подготовки к региональному экзамену (для учащихся 7 классов)
Отдел образования администрации Бузулукского района
МОБУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Марченко А.А.»
664210203771500
Краеведческий материал для подготовки к региональному экзамену
(для учащихся 7 классов)
Учебное пособие
2014 г.
МОБУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Марченко А.А.»
Рецензент:
З.А.Побежимова – преподаватель психолого-педагогических дисциплин, кандидат педагогических наук, заведующий РМК МКУ «УОДОУ»
Краеведческий материал для подготовки к региональному экзамену (для учащихся 7 классов): Учебное пособие /Автор – составитель И.В.Танеева - п. Красногвардеец, 2014 г. – 37 с.
Созданию данного пособия для учителя русского языка и учащихся 7-х классов способствовали требования регионального экзамена по русскому языку, задания которого направлены на развитие умений анализировать текст, а также на умение писать сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Отличительной чертой пособия является подбор фрагментов текстов из произведений оренбургских авторов.
Текст №1
(1) Я ведь не местная, я в этой степи очутилась по причине эвакуации. (2) И прижилась я по той причине, что некуда мне было ехать из эвакуации: и нашей деревушки под Новгородом нет, и дома нашего нету, и родичей не осталось – что по моей линии, что по мужниной. (3) Всех война порешила… (4) Это я потом обо всем узнала, а летом сорок первого уезжала я от живых папы и мамы. (5)Папа ехать не мог, он сильно захворал, и мама с ним осталась. (6) Наш эшелон чуть ли не совсем разбомбило на какой-то станции.. (7) Были убитые, были раненые… (8) Я уцелела, но не надолго, наверное, от испуга и переживания вдруг поднялась у меня температура и очнулась я не в нашем товарном вагоне-теплушке, а в железнодорожной больнице. (9)Старенькая докторша подошла ко мне и стала на кого-то ворчать: (10) «Ох неучи, ох паникеры, да никакого тифа здесь нет. (11) Ну затемпературила девка, да мало ли по какой причине!» (12) Эта добрая ворчунья из железнодорожной больницы посадила меня в эшелон, в котором ехали семьи военных. (13) Я тоже была «семьей» военного, потому как муж-то мой служит, воюет. (14) Этот эшелон и привез меня в Чкаловск. (15) Когда выгрузились, начальство из военной комендатуры стало расспрашивать, у кого из женщин какая специальность. (16)Я назвалась шофером, и мне предложили шоферить в совхозе. (17)Получила я старенькую машинешку и стала разъезжать, куда пошлют. (18) Работы хватало, потому что чуть ли не всех шоферов призывного возраста забрали на войну, да еще кой-кого с автомашинами.
По А.М. Горбачеву.
Горбачев Алексей Михайлович - прозаик, драматург. Участник Великой Отечественной войны. С 1953 г. жил в Оренбурге, работал в Оренбургской писательской организации (был руководителем Кувандыкского литературного объединения молодых авторов, литконсультантом, членом худсовета Оренбургского театра музкомедии, областного Дома народного творчества).
Задание
1. Какое слово из текста имеет значение «Вывоз людей, учреждений, имущества из опасных местностей преимущественно во время военных действий перевозка раненых с театра военных действий в тыл, вывод войск из ранее занимавшихся ими районов»?
2. Из предложений 1-8 выпишите притяжательное прилагательное.
3. Из предложений 8-10 выпишите слово, образованное способом сложения и одновременно прибавления суффикса.
4. Найдите в тексте и выпишите порядковое числительное.
5. Из предложений 4-8 выпишите слово, правописание приставки которой зависит от звонкости последующего согласного.
6. Среди предложений 5-9 укажите простое односоставное предложение.
7. Из предложений 16-18 выпишите определительное местоимение.
С.: На примере прочитанного текста расскажите в сочинении-рассуждении о трудностях военного времени.
Текст №2
(1) Иногда Вася звонил Пологову в город, приглашал в гости.
- (2)Давай в субботу махнем за тюльпанами? Собирайся, машину пришлю, - радостно предлагал он весной.
- (3) Слушай, ныне уток – тьма. (4) Давай завтра попугаем чирков на озере? – звонил он в разгар августовской охоты.
- (5) Рад, очень рад поехать, Вася, но… дела, понимаешь, ультсрочные. - (6) Пологов всякий раз ссылался на дела, их у него и впрямь было невпроворот, и они копились и копились.
(7) С горечью вспоминал он эти безответные приглашения, только теперь, кажется, дошла до него вся тревожная суть бодрых Васиных звонков. (8) Овчаров первым заметил, как разваливается их дружба, первым принимал спасательные меры. (9) Пологов тоже ощущал смутную тревогу и пытался что-то предпринять, поправить, но…
(10) Однажды пригласил Васю к себе. (11) В кругу молодых поэтов, художников Вася почувствовал себя неустойчиво, как-то одиноко. (12) Он затруднялся войти в их разговор и испытывал ту неловкость, какую ощущает незагорелый человек, оказавшись на многолюдном пляже. (13) Пологов заметил это, но поначалу не очень старался облегчить положение друга, упиваясь тайной гордостью: смотри, мол, Вася, среди каких зубастых эрудитов в толкаюсь. (14) Полов ласкал Васю взглядом, весь вечер собирался подойти к нему, обнять и сказать что-нибудь простое и доброе… (15) Но так и не удосужился.
По И. Уханову.
Уханов Иван Сергеевич - прозаик, публицист. Окончил Оренбургский педагогический институт. В нём живёт неубиваемая любовь к Уралу, к Оренбургскому краю, куда он часто ездит. И привозит оттуда проблемные очерки, беседуя с землепашцами, рыбаками, предпринимателями, рабочими. Для него это– врачующие встречи, укрепляющие его.
Задание
1. Из предложений 1-5 выпишите относительное прилагательное.
2. Из предложений 7-9 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от качества последующего согласного.
3. Из предложений 7-9 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
4. Из предложений 12-14 выпишите прилагательное, которое выполняет роль эпитета.
5. Среди предложений 12-15 укажите предложение простое с однородными членами.
6. Из предложений 13-15 выпишите производный предлог.
7. Из предложений 13-15 выпишите слово с чередованием.
С.: Напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: Зачем нужно сохранять дружбу?
Текст №3
(1)Я хотел хлеба и был упрям в своей просьбе. (2)Я помнил, как осенью мимо нашей избы везли и везли в телегах мешки с зерном. (3)Много хлеба! (4)Неужто нельзя было хоть немножко оставить нам, ключевским мальчишкам?!
(5) Потерпим, ребятки… Фронт бы накормить, войну бы перемочь, а там всего вволю будет, ешь чего душа пожелает, - утешала нас мама, когда мы смотрели на нее голодными глазами.
(6) Как сейчас вижу дымку весенних испарений над холмистым полем за околицей. (7) Снег сошел, но земля еще без зелени, темная, нагая, зыбкая. (8) Мы – Сергей, Павлик и я – идем по серой стерне пшеницы и выискиваем прошлогодние колоски, собираем их в шапки. (9) Колоски вялые, блеклые, будто хворые. (10) Возьмешь зерно на зуб – вкуса нет, сквозь запах прели прослышивается сладость хлеба.
(11) Потом, метаясь в жару болезни, я с криком гонял грачей и опять жалел их: сумели ли они избежать горькой участи людей, тех, кто собирал колоски, толок их в ступе и пек из муки клеклые блины и лепешки? (12) Все заболели на второй, на третий день одной какой-то страшной болезнью. (13) И вдруг стали умирать. (14) Одного за другим схоронили Колю Долгашева, Саню Чекулина… (15) Четырех месяца не дожили они, мои семилетние однокашники, до школы, до первого класса, и всего пару недель до победы на той далекой и большой войне, которая отнимала у нас хлеб.
По И. Уханову.
Уханов Иван Сергеевич - прозаик, публицист. Окончил Оренбургский педагогический институт. В нём живёт неубиваемая любовь к Уралу, к Оренбургскому краю, куда он часто ездит. И привозит оттуда проблемные очерки, беседуя с землепашцами, рыбаками, предпринимателями, рабочими. Для него это– врачующие встречи, укрепляющие его.
Задание
1. Из предложений 1-2 выпиши слово, в котором происходит озвончение глухого согласного звука.
2. Из предложений 10-12 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от звонкости последующего согласного.
3. Из предложений 11-15 выпишите слово с чередующейся гласной.
4. Из предложений 1-5 выпишите фразеологизм.
5. Среди предложений 6-12 укажите предложение с деепричастным оборотом.
6. Назовите способ образования слова испарений (предложение №6).
7. Укажите средство выразительности в предложении 9.
С.: Напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: как вы понимаете слова автора о войне, «которая отнимала у нас хлеб»?
Текст №4
(1) «Газик» с трудом взял подъем на Седловую гору, заново поросшую молодым, послевоенным дубняком. (2) Шофер Михалыч остался в машине, а братья поднялись на самый пик шихана.
(3) Тарас был, конечно, прав: с такой верхотуры куда виднее, тем паче если эта высота запомнилась тебе с малых лет… (4) На юго-западе, где уральские отроги уже дробятся и мельчают, он, Максим Воеводин, пас ранней весной на разлапистых проталинах жидкий табунок овец. (5) Бывало, лакомился с ребятами диким чесноком, еда проклюнувшимся на солнцепеке; гонялся с кнутом за отощавшими байбаками… (6) А под вечер он, Максимка, искал на открытых боковинах горных оврагов только-только распускавшиеся красные тюльпаны… (7) Там он и увидел впервые балтийских матросов в черных бескозырках – они везли на подводах пшеничку в губернский город… (8) А туда вон, на север, где горы повыше, покряжистее, где и сейчас темнеет дремучий урман, он ездил с отцом на сенокос. (8) Ну какой он был тогда помощник, но отец уступал его просьбам, чтобы просто показать диковинный башкирский край. (9) И так уж случилось, что в той горной загадочной долине, где, казалось, росла одна клубника, они с отцом простояли на обочине каменистого проселка весь вечер, дотемна, пропуская партизанские отряды Блюхера, отступавшие из Оренбурга…
По Б. Бурлаку
Борис Сергеевич Бурлак с 1932 по 1937 г. был корреспондентом городских газет в Орске, Оренбурге, Ульяновске, Чапаевске. С апреля 1943 г. - на фронтах Великой Отечественной войны. Служил в миномётной батарее, затем в штабе и политотделе стрелковой дивизии. За военные заслуги был награждён орденом Красной Звезды и медалями. Его внимание всё чаще обращается к родным местам - Южному Уралу. В поисках новых литературных сюжетов Борис Бурлак отправляется по дорогам Восточного Оренбуржья. В зоне писательского внимания был Гай, Буруктал, Светлый, Орск…
Задание
1. Какое слово в тексте имеет значение: одиночный холм, хорошо выделяющийся в рельефе; останцовая возвышенность с правильными склонами и вершиной? (На Урале ими называют скалистые вершины гор).
2. Среди предложений 3-5 найдите предложения с причастными оборотами.
3. Выпишите из предложений слова, правописание НН в которых определяется правилом: если основа прилагательного оканчивается на Н, то в слове пишется две буквы НН.
4. Среди предложений 1-4 укажите сложносочиненное предложение.
5. Из предложений 8-9 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
6. Из предложений 8-9 выпишите слово с чередующейся гласной.
7. Из предложений 7-8 впишите слово в сравнительной степени сравнения.
С.: Напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: какие воспоминания вызвали у взрослого человека вновь увиденные родные места.
Текст №5
(1) И вот я опять дома. (2) После долгого учебного года похудел, бледный, словно бы выжатый. (3) Хожу по старым половицам, кое-где краска отколупнулась, видны желтые пятнышки досок. (4)И хорошо, и грустно вспоминать, как шмыгал я когда-то по этим половицам голыми ногами.
(5) Весь правый угол заняла русская печь. (6) После зимы мама ее, как обычно, начисто побелила известкой. (7) Шесток прикрыт веселой занавеской. (8) В двух печурках, как всегда, лежат шерстяные носки, варежки, коробки спичек. (9) Печурки – это небольшие углубления, карманы в стенке печи. (10) Когда она топится, в них собирается сухое тепло, они дышат в комнату летним зноем. (11) Сейчас наша печь стала маленькой, приземистой – мне по грудь. (12) А тогда!... (13) Не влезешь, бывало, на ее зовущую теплую спину, только с помощью табурета или маминых рук удавалось одолеть такую высоту.
(14) В прошлый приезд я сказал:
(15) – Мам, а не убрать ли печку? (16) Сколько места занимает. (17)Все равно скоро газ подведут…
- (16) Как же… (17) Не-ет. – (18) Мама заступилась за старушку. – (19) Как можно? (20) Она, матушка, всех детишек обогрела, вырастить мне пособила… (21) Прибежите вы из школы, аль со двора, руки-то с морозу красные, как гусиные лапки… (22) Посажу я вас на нее, матушку. (23)Угреетесь, разрумянитесь. (24)Лежите вповалушку…
(25)Скажешь маме, что прошло то время. (26) Да и мы, дети ее, выросли, и печь вряд ли теперь так нужна. (27)Но мама пуще начинает заступаться на «матушку», да еще обидится немножко….
По И. Уханову.
Уханов Иван Сергеевич - прозаик, публицист. Окончил Оренбургский педагогический институт. В нём живёт неубиваемая любовь к Уралу, к Оренбургскому краю, куда он часто ездит. И привозит оттуда проблемные очерки, беседуя с землепашцами, рыбаками, предпринимателями, рабочими. Для него это– врачующие встречи, укрепляющие его.
Задание
1. Среди предложений 1-4 укажите бессоюзное сложное предложение.
2. Из предложений 4-7 выпишите слово, приставка в котором обозначает неполноту действия.
3. Из предложений 10-12 выпишите глаголы второго спряжения.
4. Среди предложений 16-27 укажите предложение, в котором есть сравнение.
5. Из предложений 1-4 выпишите слово с чередованием.
6. Среди предложений 5-9 укажите такое, в котором подлежащее и сказуемое выражены одной частью речи.
7. Среди предложений 5-13 укажите предложение с причастным оборотом.
С.: Напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: почему мама не разрешала убирать печку?
Текст №6
(1)Однажды отец взял меня в город. (2) Мне было лет десять. (3) Города я еще не видел, радовался и, однако, побаивался чего-то. (4) На остановках мы выходили из вагона, разглядывали зданьица пристанционных вокзалов, сложенные из темно-красного кирпича высокие округлые башни, к которым подкатывали на водопой паровозы.
(5) – Это дедушкина работа, - с благоговением говорил отец. – (6) Гляди, какая кладка! (7)Не башенки – крепостя. (8) И пушка не возьмет…
(9) В городе он показал мне четырехэтажный кирпичный дом, с балконами, карнизами, стрельчатыми арками – примерно такой же дворец я видел в книге сказок.
- (10) И это дедушка твой построил… (11) Каково?
- (12)Один?! – подивился я.
- (13) С товарищами, - почтительно сказал отец.
(14) Я смотрел на дворец, и жизнь моя как бы расширялась. (15) И уже не я был ее началом, а что-то другое, далекое. (16) О дедушке и его товарищах-каменщиках я думал с такой родственной теплотой, как будто всегда знал их, жил с ними еще до своего рождения.
(17) Из города я возвратился с каким-то радостным ощущением высоты, будто за день поездки подрос сразу на несколько сантиметров. (18) Сместилось что-то в моих понятиях об отце и его ремесле, о далях и километрах. (19) Еще вчера дорога в город казалась мне чужедальней, опасной, теперь стала легкой, знакомой, как тропинка от нашей избы до околицы… (20) А сам город, таинственно далекий и недосягаемый, словно край света, враз придвинулся, стал близким, здешним и уютным, как наша деревня. (21)И это оттого, что в самой серединке города, в самой гуще его домов стоял дворец, сотворенный моим дедушкой и его товарищами.
По И. Уханову.
Уханов Иван Сергеевич - прозаик, публицист. Окончил Оренбургский педагогический институт. В нём живёт неубиваемая любовь к Уралу, к Оренбургскому краю, куда он часто ездит. И привозит оттуда проблемные очерки, беседуя с землепашцами, рыбаками, предпринимателями, рабочими. Для него это– врачующие встречи, укрепляющие его.
Задание
1. Из предложений 1-9 выпишите слово, приставка в котором обозначает «близость расположения чего-либо».
2. Из предложений 14-17 выпишите слово, правописание приставки в которой зависит от глухости последующего согласного.
3. Среди предложений 17-21 укажите предложения, в которых средством выразительности является сравнение.
4. Среди предложений 17-21 выпишите предложение с причастным оборотом.
5. Из предложений 1-5 выпишите сложные слова.
6. Среди предложений 14-17 укажите предложение простое с однородными членами.
С.: Напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: как вы понимаете смысл фразы «А сам город, таинственно далекий и недосягаемый, словно край света, враз придвинулся, стал близким, здешним и уютным, как наша деревня»?
Текст №7
(1) Новизной особой село не отличалось. (2) Избы – в основном старинного казачьего фасона: с остатками ставень, резных наличников, даже парадных крылец и дверей – как-то ужимались под плосковатые, из вычерневшей жести, крыши. (3) Попадались казахские мазанки с крохотными подслеповатыми окошками, с разгороженными подворьями, самоварами возле порога, телегой на низких железных колесах, добродушно разбросавшей оглобли под ноги людям. (4) И на улице, и дальше, в картофельниках, виднелись степняцкие заборы из белого, словно кость, плитняка.
(5) Как и везде, на выгоне – длинные фермы с рыхлыми отвалами навоза по торцам, с утоптанными кардами вдоль стен, гороженными горбылевым частоколом, с жердяными воротами на проволочных помочах.
(6) Неподалеку от скотного двора по серебряному полынному косогору привольно расставлены сеялки, огромные сцепы борон с весенней, теперь уже закаменевшей грязью, плуги, культиваторы…
(7) Неторопливо шагая, Михаил Иванович с улыбкой поглядывал по сторонам. (8) Далеко, в глухие кондовые степи занесла его судьба, а будто никуда и не уезжал – столько знакомого, привычного попадалось на глаза. (9)Разве что горизонт казался здесь новым: тонкий обод, прочерченный словно бы под огромное лекало, был повсюду безукоризненно ровен. (10) Только на севере его стеклянный обрез волновали синие увалы какой-то оплывшей, но еще могучей возвышенности.
По Г. Саталкину.
Георгий Николаевич Саталкин - прозаик, переводчик. В Оренбург вместе с семьей приехал незадолго до Великой Отечественной Войны. Окончил Оренбургский государственный педагогический институт. Инициатор строительства Дома литераторов, один из инициаторов создания общины "Оренбургское казачье войско" (1990).
Задание
1. Из предложений 1-4 выпишите слово, правописание НН в котором определяется правилом: НН пишется в словах, образованных от основы, оканчивающейся на Н.
2. Среди предложений 6-8 укажите предложение с деепричастным оборотом.
3. Из предложений 7-10 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется тем, что это слово – исключение.
4. Какое средство выразительности используется в предложении №9?
5. Из предложений 1-4 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от качества последующего согласного.
6. Среди предложений 6-8 укажите простое с однородными членами.
7. Из предложений 7-9 выпишите фразеологизм.
С.: Напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: почему Михаилу Ивановичу село не показалось новым?
Текст №8
(1)Освобожденным взором он [Александр Гаврилович] повел по округе и увидел нечто такое, отчего ахнула душа.
(2) Невелико оказалось возвышение, на котором они остановились, но так бесконечный, ясны были полевые дали, открывавшиеся с этой точки, что небесный купол как бы не вмещал под свои пределы все окрестные пространства и за его краями были видны уже нездешние, потустронние земли, другое небо над ними и другой, в млечно-розовой дымке, младенческий горизонт.
(3) Прекрасной незнакомкой предстала вдруг перед ним земля. (4)Он бездонно вздохнул, закрыл глаза и ощутил, что летит. (5)С тоскою сладкой он и произнес тут слова о необыкновенном степном воздухе, о крыльях, которые дает человеку эта удивительная земля.
(6) Александр Гаврилович был тоже поражен, и чрезвычайно! (7) Никогда и никто из начальства, с которым ему приходилось иметь дело, не только не говорил, но даже и не заикался о красотах природы. (8) Вся она для Александра Гавриловича и, полагал он, для районных руководителей заключалась в доброй пашне, спелых нивах, выпасах, стадах крупного рогатого скота, овечьих отарах, дорогах, по которым в осеннюю хлябь тащит трактор совхозный молоковоз.
По Г. Саталкину.
Георгий Николаевич Саталкин - прозаик, переводчик. В Оренбург вместе с семьей приехал незадолго до Великой Отечественной Войны. Окончил Оренбургский государственный педагогический институт. Инициатор строительства Дома литераторов, один из инициаторов создания общины "Оренбургское казачье войско" (1990).
Задание
1. Из предложений 1-3 выпишите слово с непроизносимой согласной.
2. Укажите способ образования слова возвышение (предложение 2).
3. Какое средство выразительности употреблено в предложении №1?
4. Из предложений 7-8 выпишите определительное местоимение.
5. Из предложений 3-5 выпишите слово, в котором происходит оглушение согласного звука.
6. Из предложения 2 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от ее значения.
7. Из предложений 6-8 выпишите фразеологизм.
С.: Напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: как вы понимаете смысл предложения: «Прекрасной незнакомкой предстала вдруг перед ним земля»?
Текст №9
(1) Осень победного сорок пятого года выдалась погожей и теплой. (2) Уже наступил октябрь, а клены, тополя, березки у батальонной казармы были еще по-летнему зелеными. (3) Зеленели и прибрежные рощицы, мимо которых привычно шагал бывший фронтовик, лейтенант Корнеев. (4) Нес он в кармане гимнастерки сотворенное комбатом Веселовским не очень-то законное командировочное предписание для отметок: прибыл-убыл, а в другом кармане вместе с удостоверением личности лежала противная-препротивная бумаженция – записка об арестовании, подписанная полковником Аршиновым…
(5)А дело было так: он встретил на улице знакомого рентгенолога из городской поликлиники, постоял, покурили, и вдруг рентгенолог спрашивает, нет ли у лейтенанта желания сходить завтра утречком на рыбалку и половить спиннингом щучек и судачков. (6)Желание сходить на рыбалку у лейтенанта было, а спиннингом он еще не обзавелся.
- (7)У меня есть в запасе. (8)Одолжу, - пообещал рентгенолог.
(9) И надо же было случиться, что именно в это воскресное утро на батальонную кухню заглянул командир, а когда узнал, что в завтрак пробу снимал санитарный инструктор, совсем разбушевался и приказал вызвать на пищеблок чуть ли не все батальонное начальство, и, в первую очередь, военфельдшера. (10) Вызванные тут же явились, кроме, конечно, лейтенанта Корнеева. (11) Корнеев пришел с реки уже к обеду и с приличной добычей… (12)Комбат Веселовский поздравил его с богатым уловом и с пятью сутками ареста…
По А.М. Горбачеву.
Горбачев Алексей Михайлович - прозаик, драматург. Участник Великой Отечественной войны. С 1953 г. жил в Оренбурге, работал в Оренбургской писательской организации (был руководителем Кувандыкского литературного объединения молодых авторов, литконсультантом, членом худсовета Оренбургского театра музкомедии, областного Дома народного творчества).
Задание
1. Выпишите из текста порядковое числительное.
2. Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
3. Из предложений 9-12 выпишите слово, в котором правописание НН зависит от характера основы слова. от которого оно образовано.
4. Из предложения 4 выпишите существительное с суффиксом субъективной оценки.
5. Среди предложений 1-6 укажите предложение с причастным оборотом.
6. Из предложений 9-12 выпишите указательное местоимение.
7. Среди предложений 1-5 укажите сложносочиненное предложение.
С.: Напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: заслуженно ли наказан лейтенант Корнеев и почему?
Текст №10
(1) С минуту помолчав, Останин озабоченно продолжил: - (2) Мне в Каменку съездить нужно. (3) Прослышал я, что там стряслось у моей сестры. (4) Она у них там председатель колхоза. (5) От мужа, от Егора Игнатьевича Рябинкина, колхоз приняла в сорок первом и по сей день тянет. (6) Егор-то убит аж под самым Берлином… (7) Эх, писал зятек: возьмем логово – и конец войне и вернусь в милую Каменку, краше которой от нашего Урала до ихнего Одера не встретил… (8) Не вернулся Егорушка, трех деньков не дожил до Победы. (9)За войну до капитана дослужился. (10) Вдовой осталась моя сестрица с тремя ребятишками… (11)Я-то иногда вот как думаю: у каждого на войне своя судьба. (12)Меня возьми, к примеру, я-то по-настоящему в армии и не служил. (13) Был когда-то в Чкаловске на трехмесячных территориальных сборах, вот и вся моя военная наука. (14) А как в первый же месяц войны мобилизовали да стали ускоренно военному обучать делу, то выяснилось, что из винтовки я стреляю по-чемпионски, сплошные десятки на моей мишени… (15) И определили меня в школу снайперов, и там я чуть ли не первым был по стрельбе с оптическим прицелом. (16) А вот на фронте снайперить не удалось, ни разу, понимаешь ли, не выстрелил по врагу. (17) Только я оборудовал снайперское гнездышко, только стал вести наблюдение, а тут и вот он – огневой налет… (18) И очнулся я аж в санбате. (19)Там и отняли у меня руку. (11) А месяца через полтора вернулся я в Покровку. (20) Приставали ко мне, бывало, расскажи да расскажи про войну, а мне-то, понимаешь ли, и рассказывать нечего…
По А.М. Горбачеву.
Горбачев Алексей Михайлович - прозаик, драматург. Участник Великой Отечественной войны. С 1953 г. жил в Оренбурге, работал в Оренбургской писательской организации (был руководителем Кувандыкского литературного объединения молодых авторов, литконсультантом, членом худсовета Оренбургского театра музкомедии, областного Дома народного творчества).
Задание
1. Какое слово в тексте имеет значение: место нахождения врага, преступника?
2. Из предложений 1-8 выпишите слово в сравнительной степени сравнения.
3. Из предложений 12-13 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
4. Из предложений 18-20 выпишите глагол в повелительном наклонении.
5. Из предложений 1-6 выпишите слово с чередованием гласной.
6. Выпишите из предложений 9-12 притяжательное местоимение.
7. Выпишите из текста имена собственные.
С.: Напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: как Великая Отечественная война отразилась на судьбах людей?
Текст №11
(1)Он [Никита] подумал так и вдруг будто со стороны, с высоты какой глянул на себя, на прожитое, и неприятно поразился открывшимся перед ним видением его собственной жизни, бесконечной суете, мизерности сделанного — хотя он тридцать пять лет только и делал, что работал... (2)Да ладно, говорил он себе, что уж тут мерить: не ты один — все кругом так жили. (3) Мерь не мерь, а этого не вернешь, в суд не подашь. (4)Ведь, если подумать, и радости были. (5)Какая есть жизнь, а без радостей не обходится. (6)Нищий, и тот найдет на дороге целковый — и рад до смерти; а я нищим не был, кусок хлеба всегда имел, и нечего, как мать говорит, бога гневить... (7)Да взять хотя бы и работу, любую: кончишь ее — и доволен, что сделал, с плеч скинул. (8)Нет, тут все от человека зависит, от того, как он сам это дело повернет, как посмотрит.
(9) Давно уже и понемногу начал он понимать, что радость дается не столько от жизни, сколько ее в самом человеке имеется: надо только хотеть, уметь радоваться... (11) Вот как сейчас. (12)Идет он по стежке этой, среди теплыни, и каждый стебелек подсолнечный, прошлогодний, каждую былку и соломинку на снегу видит: и что весна вот–вот, тоже знает, вон какие колки серые, светлые — и радуется, и ничего ему пока больше не надо... (13)А наутро еще что–нибудь узнает, приметит вдруг — хорошее, тонкое, для души, или дочек своих повспоминает, какие они... (14)Вот так и живи, собирай всякую хорошую разность, мелочишку про запас — на черный день, на ласковую память.
По П. Краснову
Петр Николаевич Краснов родился в 1950 году в оренбургском селе Ратчино. После окончания сельскохозйственного института работал агрономом, писал стихи, прозу. Секретарь Правления СП России. Живет в Оренбурге.
Задание
1. Из предложений 13-14 выпишите слово с чередующейся гласной.
2. Из предложений 2-4 выпишите определительное местоимение.
3. Из предложений 7-8 выпишите фразеологизм.
4. Из предложений 6-7 выпишите слово, в котором происходит озвончение согласного.
5. Из предложений 13-14 выпишите слово в повелительном наклонении.
6. Из предложения 5 выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.
С.: Напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: доволен ли своей жизнью герой рассказа?
Текст №12
(1)Когда, с чего начиналась его жизнь среди родины, он помнил слабо и смутно. (2)Память с тех очень далеких, ему казалось, времен оставила и иногда показывает ему самые немногие, первые картинки – большей частью неясные и совсем пустяковые, незначительные для его будущей жизни, но которые любимы и милы будут до последнего срока. (3) И были это даже не картинки, а так, одни ощущения мира, разделенного тогда для него на свои первородные составляющие – на краски, формы и запахи, на тепло и свет разделенного мира. (4)Мать ему рассказывала, как однажды, годика в два, утопал он со двора на зады их сельской улицы, а там перешел через дорогу, через гумно и залез в поспевающие колхозные хлеба. (5)Но вот его хватились; переполошились, все дворы обшарили, колодцы проверили... (6)А нашли мирно сидящим средь густой августовской пшеницы, на теплой земле.
(7)И он всегда знал о той пшенице, не по рассказу, а сам; но только мало, помня лишь что-то ослепительно желтое, жаркое, дремотно шуршащее и еще голубое – это было его первым небом...(8)Что было раньше, он не знал и не чувствовал и теперь никогда не узнает. (9)Попозже ощущения и картинки эти стали понемногу складываться, оформляться уже в более четкое, связное, даже сюжетное – там начиналось детство... (10)Там, позади, за туманной дальностью лет, росли необыкновенные какие-то деревья, была необыкновенно мягка и близка трава, тепла и ласкова речная вода, ярки краски и сладки плоды земли... (11)Все было внове, новым было и молодым; и ему подумалось, что ведь природа рождается с рождением каждого нового человека – каждый раз молодой и полной тепла и света, всяких своих таинств и страха... (12)Да, так оно и есть, наверное. (13)Но как грубеет человек от времени, думал он, как скоро грубеет все со временем. (14)Может, мы и становимся с возрастом умнее, но чтобы тоньше, понятливее к голосам отовсюду – нет, вряд ли... (15)Наоборот, толстокожими стали; та зеленая кожица ветки стала корьем...
По П. Краснову.
Петр Николаевич Краснов родился в 1950 году в оренбургском селе Ратчино. После окончания сельскохозйственного института работал агрономом, писал стихи, прозу. Секретарь Правления СП России. Живет в Оренбурге.
Задание
1. Выпишите действительное причастие настоящего времени из предложений 1-3.
2. Из предложений 13-15 выпишите определительное местоимение.
4. Из предложений 10-11 выпишите слово с чередующейся гласной.
5. Среди предложений 1-6 выпишите простое предложение.
6.Из предложения 10 выпишите слова, где происходит оглушение согласных звуков.
С.: Напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: как вы понимаете выражение из текста: «…толстокожими стали»
Текст №13
(1)Внизу поселок Свистунский, Кругло-Озерная станица, по - бумажному. (2)Заплатанные ветрянки подняли навстречу гостям тяжелые свои крылья. (3)Налево - Урал, спрятавшийся в широкой полосе темно-синего леса, чуть тронутого восходящим солнцем. (4)А направо и прямо...
(5) Эх, и широки же уральские вольные степи! (5) Здравствуйте, седые, невянущие ковыли, желтая чилига, весенние, крутые ростоши, уютные овраги, древняя река Яик, казачья дорога в море, стада мохнатых баранов, косяки звонкоголосых коней, гурты рогатого, тяжелоголового скота, и вы, лебеди степей, двугорбые и одногорбые сыновья пустынь, верблюды! (6)Поклон до земли зеленокудрым лугам, где растут веселая трава-повитель, кислый щавель, сизая, целебная ежевика, буйный венковый хмель, черный казачий виноград - колючий торновник. (7)Кланяемся и вам, серебристые тополи, лохматые ветлы и старые осокори, взметнувшиеся в небо на излучинах реки!
(8)Скоро, скоро - в поселок, к себе на двор, на теплую свою ятовь, где можно покойно зализывать раны, полученные в походе. (9)Скоро, скоро - к своим станичникам, шабрам, дорогим гулебщикам, чтобы еще и еще, как в юности, петь уральские песни о тоске и удали, плясать отчаянного казачка и лихую, страстную бышеньку, стариннейший танец степных разбойников!.. (10)Выходите навстречу хивинским героям все линейные станицы - Свистунская, Бударинская, Лбищенская, Мергеневская, Каршинская и своя Сахарновская! (11)Здравствуй и ты, родная колыбель, поселок Соколиный!.. (12)Твоя земля породила нас. (13)На твоих полях мы росли. (14)Плодами и соками твоих недр мы вскормлены с детства. (15)Здесь впервые мы увидали солнце и реки, узнали раны и радость любви и беды смерти. (16)Неужели же нам искать иных пелен и другой колыбели для немногих наших дней и последнего нашего смертного сна? (17)Прими нас. (18)Мы верные сыны твои!
По В. Правдухину.
Валериан Павлович Правдухин (родился в 1892г., станица Таналыкская, Оренбургская губерния — 28 августа 1938). Он влюбился в казачью песню, а потом и сам запел о Родине, но не в стихах, а в прозе. Так оренбуржец Валериан Правдухин стал выдающимся писателем в русской литературе.
Задание
1. Из предложений 1-3 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
2.Среди предложений 3-6 укажите предложение с причастным оборотом.
3. Среди предложений 10-18 укажите предложение с обращением.
4. Из предложений 12-18 выпишите слово с чередующейся гласной.
5. Из предложений 11-13 выпишите слово, где происходит оглушение согласного.
6. Из предложений 9-10 выпишите слово в превосходной степени сравнения.
7. Из предложений 9-12 выпишите краткое страдательное причастие.
С.: Напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: как вы понимаете выражение из текста: «Мы верные сыны твои!»?
Текст №14
(1)Завидев станицу, казаки заламывали набок малиновые картузы. (2)Каждый поселок выходил к ним навстречу с хлебом-солью и рыбным пирогом.
(3)Через неделю - осеннее рыболовство. (4)Десятки подвод, нагруженных лодками - легкими остроносыми бударами - и серыми мотками неводов и ярыг, уже двигались по дорогам к поселку Соколиному, первому рубежу сентябрьской плавни. (5)Казаков останавливали силой, хватая коней под уздцы. (6) Лица их не в меру разрумянились, да глаза светились ярче обыкновенного. (7)Все они в бородах, в дремучих, густых зарослях. (8)Для чужаков, для крестьян Оренбургской губернии, какую-нибудь неделю тому назад они выглядели глухо, чужо и дико. (8)Зато как сердечно, лучисто зацвели они, когда переступили границы своей области, как весело заулыбались своей земле, знакомым сызмалетства поселкам, родным станичникам. (9)Можно было подумать теперь, что эти люди родня и други всему свету.
(10)На другой день с утра началось то же самое. (11)Казаки обнимались в Мергеневе, в Карше и, наконец, в Сахарновской станице. (12)Кони грызли удила, бились на привязях и недовольно фыркали, выбрасывая из торб желтый, остроусый овес. (13)Они чуяли родные выпасы, знакомые с юности сочные луга и степи. (14)Как люди, они тоже хотели домой. (15)Казаки вскочили в седла. (16)Кони пошли ходко, поматывая головами. (17) Вприщурку, с ребячьей жадностью смотрели вперед. (18)Счастье, нетерпеливое, сердечное напряжение, гордость переполняли их. (19)Слева за Уралом лежала Бухарская сторона. (20)Казаки поглядывали на азиатские степи глазами победителей. (21)Им сейчас чудилось, что это скачут не они, Ивей Маркович, Маркел и Ефим Алаторцевы, не великан Бонифатий Ярахта, а мчится по оранжевой пыли все уральское казачество, сломившее, наконец, непокорную Азию. (22)И каждый нес на коне не только свое сердце, но сердца и кровь бабки-Гугнихи, Рыжечки Заморенова, иканских героев, всех своих предков - лихих яицких гулебщиков.
(23)Казаки мчались, с лаской поглядывая на знакомые завороты дорог, взлобки и овражки.
По В. Правдухину.
Валериан Павлович Правдухин (родился в 1892г., станица Таналыкская, Оренбургская губерния — 28 августа 1938). Он влюбился в казачью песню, а потом и сам запел о Родине, но не в стихах, а в прозе. Так оренбуржец Валериан Правдухин стал выдающимся писателем в русской литературе.
Задание
1. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
2. Из предложений 15-18 выпишите слово с чередующейся гласной.
3. Из предложений 8-9 выпишите определительное местоимение.
4. Какое средство выразительности употреблено в 21 предложении?
5. Среди предложений 19-23 укажите простое предложение с деепричастным оборотом.
6. Из предложения 16 выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.
С.: Напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: почему каждый поселок выходил к казакам навстречу с хлебом-солью и рыбным пирогом?
Текст №15
(1)Ночь уже наступила, хотя в стороне заката небо еще слабо светилось, синело; на его фоне очень четко, каждым листком видны были тополя и высокая береза соседского сада, сухо шелестящие на легком ночном ветерке с заречных долин. (2)Шелестели и не видные отсюда осинки, неведомо как попавшие и прижившиеся в отцовском саду, лепетали что-то свое, торопливое и бредовое. (3)Во тьме, покрывающей село, жили звуки: вот заскрипело крылечко, стукнула дверь; заливисто затявкала и враз смолкла собачонка, ей на другом конце ответила, забухала басом другая, а потом на луговине перед начальной школой запиликала невнятно гармонь, кто-то праздновал там свою молодость... (4)Поплыл, завилял поперек улицы красноватый светлячок чьей-то поздней цигарки, а за рекой над плоскогорьями понемногу разгоралось тяжелое багровое зарево, осветляя долину и неровные берега, – там всходила луна. (5)И от этого неумолимого зарева, от ропщущей несмело и тревожно тишины, залегшей в темноту округи, легкая тоска схватила его за сердце и не отпускала.
(6)Здесь родина моя, родина всего, что есть во мне. (7)Что- то потеряно, чего-то не наверстать теперь, но еще живо. (8)Что-то доживает еще здесь мое, оставшееся навсегда. (9)Его встретишь везде – в уголках заброшенных, заросших муравой и лепешками глухих задворок, где играли мы когда-то, в запущенном родительском саду, на излучине реки, в голом печальном овражке степи – встретишь, узнаешь родное и, как можешь, поймешь тоску свою...
По П. Краснову.
Петр Николаевич Краснов родился в 1950 году в оренбургском селе Ратчино. После окончания сельскохозйственного института работал агрономом, писал стихи, прозу. Секретарь Правления СП России. Живет в Оренбурге.
Задание
1. Из предложений 3-4 выпишите слово с непроизносимой согласной.
2. Из предложений 4-5 выпишите слово с чередующейся гласной.
3. Из предложений 6-7 выпишите наречие места.
4. Среди предложений 1-4 укажите простое предложение.
5. Из предложений 2-3 впишите притяжательное прилагательное.
6. Из предложения 9 выпишите слова, употребленные в переносном значении.
С.: Напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: что значит для автора любовь к своему краю?
Список использованной литературы:
Бурлак Б. Смена караулов. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство (Оренбургское отделение), 1981.
Горбачев А. Дорога. – Калуга: Золотая аллея, 1994.
Краснов П. Подёнки ночи. – Калуга: Золотая аллея, 1993.
Правдухин В. Яик уходит в море. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство (Оренбургское отделение), 1974.
Саталкин Г.Родной угол. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство (Оренбургское отделение), 1989.
Уханов И. Светлым днем осени. Рассказы и повести. – М.: Современник, 1975.
СОДЕРЖАНИЕ
Текст № 1………………………………….3
Текст № 2………………………………….5
Текст № 3…………………………. ………7
Текст № 4…………………………………..9
Текст № 5………………………….. ………11
Текст № 6…………………………………...13
Текст № 7…………………………………...15
Текст № 8…………………………………...18
Текст № 9…………………………………...19
Текст № 10………………………………….22
Текст № 11………………………………….24
Текст № 12………………………………….25
Текст № 13…………………………. ……...28
Текст № 14………………………………….30
Текст № 15………………………………….32
Список использованной литературы……..35
Учебное пособие
Краеведческий материал для подготовки к региональному экзамену
(для учащихся 7 классов).
Пособие для учителей общеобразовательных
учреждений
Автор – составитель И.В.Танеева
Технический редактор В.А.Григорьев
МОБУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная
школа имени Героя Российской Федерации Марченко А.А.» п. Красногвардеец, ул. Советская, дом 9 Бузулукский район Оренбургская область E – mail: direktorksch@mail.ru46164510541000
п. КРАСНОГВАРДЕЕЦ, 2014г.