Фрагмент учебного занятия по теме:Роман Л. Н. Толстого Война и мир. Знакомство с текстом, историей создания, исторической эпохой.
Фрагмент учебного занятия по теме
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир. Знакомство с текстом, историей создания, исторической эпохой.
ФИО педагога___________Чистякова Мария Александровна
Наименование ОУ: МБОУ «СОШ №19»
Направление деятельности: образовательное (урок литературы)
Возраст учащихся: 10 класс
Цель и задачи:
Цель: дать общее представление о романе Л. Н. Толстого, мотивировать учащихся к изучению произведения.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с экспозицией Государственного музея Л. Н. Толстого.
2. Рассмотреть различные варианты знакомства с романом.
3. Познакомить учащихся с историей создания романа и охарактеризовать историческую эпоху, изображенную в романе.
Данный урок является вводным в системе занятий по изучению романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Одна из основных проблем при работе с произведением – большой объем текста, поэтому важно при первом знакомстве с романом показать его значимость в мировой культуре и мотивировать учащихся к прочтению произведения. Учитывая современные потребности школьников, можно продемонстрировать, как ресурсы сети Интернет могут помочь при изучении текста.
Этап организации
деятельности Содержание взаимодействия в ходе применения интерактивного метода обучения.
1.Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала.
Презентация 1
2.Выступления учащихся (работа в группах).
Презентация 2
3.Дискуссия «Война и мир» в 21 веке».
4.История создания романа (новый материал).
5. Эпоха, изображенная в романе.
6.Этап рефлексии и оценивания. Подведение итогов урока. Интерактивная экскурсия в Государственный музей Л. Н. Толстого, знакомство с экспозицией, изображающей героев и сцены из романа. Экскурсию, задача которой «проиллюстрировать» произведение, показать его значение для мировой культуры, представляет заранее подготовленный ученик.
Опрос:
-Кто прочитал роман полностью?
-Как можно в наше время можно познакомиться с текстом художественного произведения?
Выступления групп учащихся:
1 группа доказывает преимущества знакомства с печатным текстом художественного произведения;
2 группа представляет плюсы и минусы знакомства с классическим произведением по экранизации;
3 группа рассказывает об интернет ресурсах, которые могут помочь при знакомстве с романом (презентация проекта «Война и мир». Читаем роман», подготовленного ВГТРК к завершению Года литературы). Данный вид работы позволяет учащимся реализовать навыки сотрудничества и межличностного общения, умение вырабатывать общее мнение и активно слушать других.
Используются следующие приемы методики работы в малых группах: поиск информации, обобщение, отчет.
Учащимся предлагается ответить на вопрос:
-Как современному школьнику удобнее и интереснее знакомиться с текстами произведений больших эпических жанров?
Учащиеся высказывают свою точку зрения, приводя аргументы. Задача учителя – дать высказаться всем желающим и подвести к выводу, что при изучении классического произведения необходимо знакомиться с печатным текстом, однако в помощь можно привлекать и ресурсы сети Интернет.
Лекция учителя.
Сообщения учащихся и работа с первыми главами романа.
По окончании урока учащиеся:
-должны быть заинтересованы в прочтении текста романа (при изучении отдельных тем учитель обращается к конкретным отрывкам произведения, что заранее предлагается повторить при подготовке домашнего задания, однако знать основные сюжетные линии необходимо);
-знать историческую эпоху, к которой обращается Толстой, называть реальных исторических персонажей, встречающихся в романе;
-знать историю создания романа, другие произведения Толстого о войне.
Использование технологий интерактивного обучения на уроках литературы способствует развитию коммуникативных умений и навыков учащихся, решает общеобразовательные задачи, развивает общие учебные умения и навыки, помогает обучать работе в команде.
На данном уроки использованы следующие интерактивные технологии:
-интерактивная экскурсия (способствует развитию познавательной активности и эстетического вкуса учащихся);
-работа в группах (развивает коммуникативные умения, способствует формированию навыков работы в команде);
-дискуссия (обеспечивает «обратную связь» с учащимися, способствует формированию установок к дальнейшей активной работе над текстом художественного произведения).