Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: «Воздух вокруг нас»


Конспект непосредственно организованной деятельности для детей старшей группы на тему:
«Воздух вокруг нас»
Область познания: познавательно – исследовательская деятельность
Форма НОД: игра в фокусников
Программное содержание
Материалы и оборудование:
Предварительная работа:
Ход совместной деятельности
- Воспитатель входит в костюме фокусника с сундуком и надувным мячиком для плавания.
- В. Вы догадались кто я? Я не Т. А., а фокусник. Я сегодня мак и волшебник и приглашаю вас в чудесный мир фокусов.
Сейчас я покажу фокус, а потом вы повторите его сами, но сначала отгадайте загадку, чтобы узнать, о чём пойдёт речь.
-Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видимый и всё же
Без него мы жить не можем. (Ответы: воздух)
Фокусник берет стакан с цветной жидкостью (гуашь, мыло, вода) и трубочку для коктейля. Опускает трубочку в стакан и дует. Дети смотрят на проведённый фокус и делают вывод.
-В. Спрашивает у детей: «Что вы видите?» (Ответы детей: пузырьки)
-В. Ребята, а откуда взялись пузырьки? (Ответы детей: пузырьки – это воздух, который внутри нас.Фокусник (В.) начинает сильнее дуть, получается большая пена, берёт лист бумаги и прикладывает сверху стакана, держит немного, переворачивает.
-В. Что вы видите? (Ответы: цветок или то, что говорит их воображение.)
Почему остался отпечаток? (Ответы: потому что вода подкрашена.)
-В. А теперь проделайте этот фокус сами. Потом берём зелёную краску и сделаем кляксы слева и справа, и раздуем трубочкой. Что мы с вами сделали? (Ответы:…)А что нам помогло нарисовать? (Ответы:…)-В. Ребята, а мы воздух видим? (Ответы:…) Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы? (Ответы:…) А почему? (Ответы: потому что он невидим.)
-В. Давайте его поищем? Заглянем в мой сундучок.
Дети берут, например:(поочередность взятых вещей из сундука может меняться, в зависимости от того, что дети выбрали) полиэтиленовый пакет. Фокусник раздаёт пакеты каждому.
-В. Посмотрите, что в нём? (Ответы: пусто) Да он пустой, его можно сложить в несколько раз. Дети складывают. А теперь мы наберём в пакет воздух и закрутим его. Что произошло с пакетом? (Ответы детей:…) Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем мешок. Что изменилось? (Ответы:…) Пакет опять стал пустым. Почему? (Ответы:…)-В. А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты? ( Ответы:..) Давайте заглянем в мой сундучок и узнаем все его секреты. Дети берут лист бумаги и стакан. Наливаем в стакан воду, накрываем листом бумаги, вопрос детям: как вы думаете, что произойдёт, если стакан перевернуть? (Ответы:…) А теперь проверим. Фокусник проделывает фокус. Почему, вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги? (Ответы:…) Делаем вывод: на лист бумаги давит воздух, он прижимает бумагу к краям стакана и не даёт воде вылиться.
-В. А сейчас предлагаю поиграть в одну игру, а называется она «Водолаз». Ребята, скажите, кто такой водолаз? Ответы детей: Это человек, который погружается под воду.
-В. Сейчас мы с вами станем водолазами и, узнаем, кто дольше сможет продержаться под водой. Для этого нужно крепко сжать губы, (дети предварительно « готовят» организм к «погружению» - делают вдох – выдох три раза, затем приседают – «погружаются» и сидят на корточках кто сколько сможет. Кто не сможет дольше просидеть «всплывают» - встают).-В. (фокусник встаёт первым.) Всё я не могу, голова закружилась. Почему? Ответы детей: «Это потому, что человеку для жизни необходим воздух».
-В. Давайте вдохнём воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши лёгкие, а теперь выдохнем через рот. А кому ещё нужен воздух?
Ответы детей: животным, растениям и всему живому на нашей земле.
-В. Фокусник говорит, что ему стало жарко. Посмотрим в мой сундучок, есть ли там, что-нибудь что поможет мне от жары.
Дети находят веер. Всем детям раздаётся по бумажному вееру.
-В. Давайте поиграем с ветерком.
Физкультминутка
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаём красивый веер –
Пусть прохладою повеет.
-В. Ребята, скажите, пожалуйста, а с помощью веера, что мы почувствовали? Ответы:… А как ещё можно почувствовать ветерок, если под рукой нет веера? Ответы детей: помахать на себя, подуть друг на друга….
-В. Давайте снова заглянем в мой сундучок и найдём предметы, которые помогут найти воздух. Дети видят, что в сундучке лежат камушки, уточка, дудочка и свисток.
-В. А фокусник говорит: «Я видел во дворе, как дети камни бросают в лужу. А давайте мы тоже в нашу лужицу (тазик) бросим камушки. Фокусник делает удивлённое выражение лица от того, что камушки утонули. Вы запустили камушки, а я запущу уточку. Интересно, а почему камушки утонули, а уточка нет? Ответы:…
-В. А что помогло уточке удержаться на воде? Ответы детей:.... А где ещё можно использовать это свойство воздуха в жизни? Ответы: спасат. круг, матрас, жилет…
-В. вытаскивая уточку из таза, случайно нажимает на неё. А что её заставило издать этот звук? Ответы:…Давайте посмотрим, что ещё осталось в моём сундучке. Дети вытаскивают дудочку и свисток.
-В. Попробуйте через них пропустить воздух. Получилось? Ответы:….Дети делают вывод: воздух можно услышать. А для чего музыкальные инструменты? Ответы:..Что помогает играть на этих инструментах? Ответы:… Поэтому их и называют духовыми инструментами.
-В. Сундучок пуст, но я с собой принесла мячик. А с помощью чего он надут? Ответы:…Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный мяч». Мы все встанем в круг и будем передавать мячик друг другу и рассказывать всё, что вы узнали о воздухе.
-В. Ребята вам понравились фокусы с воздухом? А какой фокус был самым интересным? Ответы детей:…Хотите ещё поиграть с воздухом? Тогда пойдём одеваться на улицу, возьмём с собой вертушки и воздушные пузыри и будем играть.
ГБДОУ детский сад № 29 Красногвардейского района СПБ
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
для детей старшей группы на тему:
«Воздух вокруг нас»
Подготовила:
Воспитатель I квалификационной категории
Зелянина Тамара Евгеньевна
Санкт-Петербург
2017