Внеклассное мероприятие по химии Посвящение в химики
Внеклассное мероприятие по химии «Посвящение в химики»
Учебно-познавательная деятельность школьников по химии, не получившая достаточных мотивационных стимулов обречена на низкую результативность в будущем. С целью расширения и углубления знаний учащихся, развития их познавательной активности в нашей школе ежегодно проводятся предметные недели. Данное мероприятие проводится для 8 класса
Цели:
развитие познавательного интереса к предмету;
обобщение, закрепление и систематизация знаний по темам:
первоначальные понятия (введение);
строение атома;
структура периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева;
химические формулы;
вычисления по химическим формулам;
простые и сложные вещества.
Команды составляются из учащихся класса и может иметь любой состав. Возглавляет команду капитан. Команды могут иметь любую атрибутику: девиз, флаг, герб, костюмы и т.д.
Жюри соревнования включает учителя химии, классного руководителя 8-го класса, и наиболее активных учащихся старших классов.
Ведущий – ученик 11 класса.
Команды готовят домашние задания (общие для всех) и задание для своих соперников.
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ:
Ведущий (разочаровано): «Химики! А что это значит? Это бессонные ночи, огромные тома книг, постоянные разговоры о химии, это химическая лаборатория дома и это родители, которые говорят: «Кошмар! Наш ребенок – химик! Разве это счастье? Разве это жизнь?»
Вы хотите спросить: почему же становятся химиками?
(Гордо) Да потому, что химия вездесуща, за ней будущее. Это бесконечные ночи, тома книг, постоянные разговоры о химии, химическая лаборатория дома и это родители, которые говорят: «представьте, наш ребенок – химик! И это счастье, у него счастливая будущая жизнь!»
Добро пожаловать в химики.
Сегодня за право называться химиками сражается команды 8-го класса.
Ведущий представляет жюри состязания.
Начинается представление команд.
Ведущий: Таблица Менделеева –
Магический ларец.
В ней много элементов:
Есть сера и свинец,
Бериллий есть и калий –
Всех не перечтешь
Подобного открытия
Нигде ты не найдешь.
Весь мир таблицу знает
И каждый уважает
Труд Менделеева бесценный
Путеводитель во Вселенной.
Приступаем к проверке домашнего задания, которое мы назвали: «Что скрывает имя?», посвященное названиям химических элементов.
Команды приводят названия химических элементов, вызывающих ассоциацию с географическими названиями (стран, рек, столиц государств, полуострова, островов), с астрономией, с учеными.
Жюри оценивает домашнее задание.
Ведущий: Приступаем к следующей части подготовительного этапа: Задание сопернику
Каждая из команд представляет домашнюю заготовку: «Задание сопернику»
(задание должно соответствовать теме подготовительного этапа соревнования)
Пример заданий:
Назовите химические элементы, открытые (известные) человечеством (человечеству) с глубокой древности.
Назовите элемент, открытый в России в 19 веке и названный в ее честь.
Назовите элемент, который был открыт на Солнце, а затем выделен на Земле.
Назовите 3 элемента, свойства которых были предсказаны Д.И.Менделеевым.
Жюри оценивает ответы и вопросы заданий, подводит итоги подготовительного этапа соревнования и выносит решение: обе команды удостаиваются права участия в основном этапе соревнования и их вручается карта страны Химия, которой, несомненно, является Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Ведущий: Основной этап нашего соревнования начинается с разминки:
Перед участниками команд послание, которое вам нужно расшифровать с помощью Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми (атомными) номерами химических элементов. Необходимо найти этот элемент в таблице и записать первую букву его названия в пустую клеточку под цифрой:
Для первой команды:
24
49
12
49
4
63
16
19
49
63
88
63
18
19
52
49
74
Ы
11
18
Для второй команды:
74
19
92
16
84
88
76
5
50
74
18
52
Ь
11
63
3
Ь
79
Я
!
Следующий наш конкурс «Поэтический»
Составьте четверостишье с рифмами: пробирки – дырки, существо – вещество. (_4_) минуты
Жюри оценивает результаты.
Ведущий: Далее задание творческое, практическое.
Вам предлагается:
Первой команде - смесь серы с железными опилками;
Второй команде – смесь поваренной соли с железными опилками.
Используя знания о физических свойствах этих веществ, предложите способы разделения смесей. Один из способов осуществите практически.
Жюри оценивает команды и подводит предварительные итоги.
Ведущий: Объявляется начало заключительного этапа соревнования, который мы назвали «Темная лошадка»Любой химик должен только по одному описанию определить, о каком веществе идет речь. «Тёмная лошадка» зашифрованный химический элемент. Командам задаются подсказки об этом элементе, на основе которых они должны его отгадать. Ответ после первой подсказки: 5 баллов; после второй- «4» и т.д. За неправильный ответ (-1балл). Та из команд которая быстрее узнает что за элемент – поднимает руку.
1. В организме человека его содержится 3 г, из них примерно 2 г в крови. 2. По распространённости в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию. 3. Первоначально единственным его источником были упавшие на землю метеориты, содержащие его в чистом виде. 4. Первобытный человек стал использовать орудия труда из него за несколько тысячелетий до н.э. 5. В честь него назван век. ( Железо).
Этот металл известен человеку с глубокой древности.
Его содержание в водах Мирового океана составляет[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]8 млрд.тонн.
Самый большой самородок этого металла весил 112 кг.
Из этого металла делают украшения, монеты.
Этот металл – символ солнца. (Золото)
Его называют безжизненным газом.
Это довольно инертный газ.
Он чуть легче воздуха.
Он входит в состав воздуха.
Его химическая формула N2. (Азот)
За 350 лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом металле.
Алхимики часто называли этот элемент меркурием.
Этот металл хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы.
Пары металла ядовиты.
Находится внутри градусника. (Ртуть)
Серебристо-белый, блестящий металл.
Средневековые металлурги считали его «пожирателем олова».
Растворяется в смеси плавиковой и азотной кислот.
Самый тугоплавкий металл.
Из него делают спираль лампы накаливания. (Вольфрам)
Его называют всесъедающим.
При открытии этого элемента погибло много исследователей.
Входит в состав фреона.
Обладает высокой химической активностью.
Этот элемент входит в состав зубной пасты. (Фтор)
Весьма распространенный неметалл.
Этот элемент входит в состав белков.
Незаменимый элемент в производстве резины.
Используется в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями виноградной лозы.
Горит сине-голубым пламенем. (Сера)
Команды выполняют задание, жюри оценивает и подводит окончательные итоги соревнования.
Решение жюри: в соревновании за право вступить в ряды Юных химиков первое место заняла команда . 8 класса. Она набрала баллов. Второе место за командой 8 класса, баллов.
Жюри постановляет допустить команды для принятия клятвы Юного химика.
Учащиеся читают клятву Юного химика:
Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:
Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.
Помнить химические свойства любого элемента на Земле.
Знать все 117 элементов Периодической системы наизусть.
Порошкообразные вещества не просыпать; жидкие - не проливать;
газообразные – не выпускать наружу.
Не тратить зря спирт в спиртовке.
Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Учитель: Подошел к концу наш урок, но это не конец, это только начало увлекательного путешествия по стране «Химия». Я желаю вам, чтобы жизнь в химической стране не была для вас слишком сложной и запутанной.