«И ныне музу я впервые на светский раут вывожу…»
« И ныне музу я впервые на светский раут вывожу»
(театрализованное представление)
Цель:
1. Пополнить знания учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
2. Воспитать любовь, интерес к литературному наследию поэта.
3. Активизировать творческую деятельность учащихся, реализовать их творческий потенциал.
4. Выработать умение учащихся активно воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью.
5. Воссоздать атмосферу дворянской культуры 1 половины 19 века.
6. Дать первоначальные навыки актёрского мастерства.
Ход подготовки.
Подготовительный этап:
1. Создание творческого центра.
2. Презентация интересных идей, мыслей, предложений.
3. Создание творческих групп
танцевальная:
подготовить вальс, полонез, мазурку.
поэтическая :
конкурс стихов « Мой Пушкин»
музыкальная:
исполнить романсы на стихи Пушкина.
оформительская:
оформление зала в духе 19 века.
костюмерная:
подготовка костюмов дамского и мужского туалетов.
парикмахерская:
конкурс причёсок в духе 19 века.
творческая:
подготовка театрализованного представления
Представление открывает танец «Полонез», поставленный танцевальной группой.
На фоне звуков вальса читается стихотворение Е. Боратынского «Бал»
1 ведущий Полонез и вальс, экосез и галоп,
Мазурка и кадриль, и, конечно,
танец-шутка – двухчасовой катильон.
Пушкин Общественное мнение, непринуждённая обстановка
светских беседи вот общественное мнение.
2ведущий Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой
Кавалеры галантно приглашают дам на вальс.
Пушкин. Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил,
Но, если б не страдали нравы,
Я б балы до сих пор любил.
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И к злости мрачных эпиграмм.
1А.Тургенев Увы, но балом правит сплетня:
Кому на ушко, кто шептал:
«Какой скандал! Какой скандал!»
2. И.Муравьёв Да, сплетнями богат был бал.
Мизансцена: разговор 2 сплетниц.
1. Вот-вот, смотрите, Натали,
О ней мы речь вчера вели
2. Мисье Дантес, который раз,
Танцует с ней галоп и вальс
2 И.Муравьёв И вот общественное мнение.
Перчатка брошена давно,
Смахни слезу, к барьеру
Ну!
1. А.Тургенев Хладнокровно, ещё не целя,
Два врага
Походкой твёрдой, тихо, ровно
Четыре перешли шага.
Мизансцена: разговор 2 дуэлянтов, направивших друг на друга пистолеты.
1.И.Муравьёв Могли ли на балу у Лариных играть в те же игры, что и Герман из «Пиковой дамы»?
2.А.Тургенев Нет.
Столы зелёные раскрыты
Зовут задорных игроков
Бостон, и ломбер стариков,
И вист, доныне знаменитый.
2.ведущий Мы знаем, что Пушкин был суеверным человеком.
Известно, что одну из московских церквей он считал
несчастливой.
1.ведущий Церковь Большого Вознесения. Во время венчания Александра Сергеевича и Натальи Николаевны было несколько дурных знаков – знамений – погасшая свеча, обронённое кольцо.
Романс на стихи А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновение» исполняют 2 девочки, одна из которых аккомпанирует на пианино.
2.Е. Оленина Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом
Что все подружки измарали
С конца, начала и кругом.
1.Е. Голицына Сюда назло правописанию
В знак дружбы верной внесены
Уменьшены, продолжены
На первом листике встречаешь:
«Кто любит более тебя,
Пусть пишет далее меня».
Мизансцена: разговор двух светских дам.
1. Вот, Зина, вам совет: играйте,
Из роз весёлых заплетайте
Себе торжественный венец –
И впредь у нас не разрывайте
Ни мадригалов, ни сердец.
2. Мне изюм
Не идёт на ум,
Цукерброд
Не лезет в рот,
Пастила не хороша,
Без тебя, моя душа.
Звучит романс в исполнении учителя музыки.
Мизансцена: разговор 2 сплетниц
1. Князь Долгоруков,
Боже мой,
Шлёт пасквиль с явной клеветой.
2. Отнюдь же, милочка моя,
Хитрово здесь замешена.
1. Россет пакет тот получил,
Поручик был хитёр, номил
Пушкин Пружина чести – наш кумир!
И вот на чём вертится мир!
Друг друга слушают, кричат,
Смеются, спорят и пищат.
2.И. Муравьёв Но, если б так страдали нравы,
Исчезли б вольные забавы
Традициям следуем всегда,
Тяните фанты, господа!
Игра в фанты. Первый фант рисует портрет дамы, второй – читает стихотворение, третий - исполняет романс.
Должна быть передана атмосфера непринуждённости.
Кавалеры приглашают дам на мазурку.
Заканчивает театрализованное представление победитель конкурса стихов, посвящённых А.С.Пушкину.
Закончен бал, погасли свечи,
И снова в зале тишина.
Эх, повторить бы этот вечер,
Чтобы кружилась голова
И снова строчка за строкою
Писать, читать, писать, читать.
И снова говорить с собою,
И снова о любви мечтать.
Закончен бал, погасли свечи
И снова в зале тишина.
Спасибо за прекрасный вечер
И до свиданья, господа.
Все участники представления выходят на сцену и исполняют песню на мотив «Маленькая страна»:
Есть за горами, за лесами
Маленький Пибаньшур.
Пушкин живёт тут рядом с нами,
Маг, чародей, балагур.
Там о любви поют русалки,
Ленский всем шлёт привет,
Няня Арина у окошка
Машет ребятам вслед.
Там за веками, за горами,
Друг, оглянись назад.
Пушкин с печальными глазами
Снова выходит в сад.
Очень давно всё это было:
Время летит вперед.
Муза твоя Парнас сразила,
Мы твой вкушаем мёд.
Припев: Маленький Пибаньшур,
Маленький Пибаньшур.
В воспоминаньях о поэте
Маленький Пибаньшур.
В основе театрального представления положен метод со-творчества, сотрудничества, сопереживания. Сценарий его – совместный итог деятельности педагогов и учащихся, объединившихся в едином порыве – сказать своё слово о Пушкине. Кажется, что вокруг поэта «неведомых дорожек» совсем не осталось, что о Пушкине нельзя уже произнести ни одного слова. Но мы нашли своего Пушкина.
«О, если б голос мой умел сердца тревожить!» - восклицал 20-летний поэт. И он не только тревожил сердца, он врачевал наши сердечные раны, советовал, подсказывал, озарял. Пушкин вёл нас за собой.
15