Планирование воспитательной работы Анализ воспитательной работы


Анализ воспитательной работы с классным коллективом 3 «А» класса, 2015-2016 г.г.1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году:
2015-2016 уч. год являлся третьим годом обучения. Приоритетные воспитательные задачи прошедшего года: воспитание чувства коллективизма, умение нести ответственность за свои поступки, приходить на помощь своим друзьям, воспитание патриотизма к своей Родине. Задачи соответствовали возрастным особенностям детей.
Во 3 классе особая роль в воспитательном процессе отводится развитию рефлексии собственного поведения, общению со сверстниками и взрослыми, воспитанию всесторонне и гуманитарно-развитой личности, обладающей личностными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра, способствующие «вхождению» ребёнка в социальную среду. С этой целью в начале учебного года были проведены классные часы «Ты, да я, да мы с тобой» (формирование детского коллектива)».
С целью продолжения изучения семей, их изменения социального статуса на первом родительском собрании было проведено анкетирование. Результаты анкет имеются в сводной ведомости социального паспорта класса.
На конец года было выявлено:
Всего семей - 24
Полных семей –16
Неполных семей – 8 (Еремина В, Ефимова М., Жигулин А., Котова Д., Тухватуллина А., Карагезян Н., Фатхутдинов А., Харисова Э.)
Малообеспеченные семьи – 3 (Мухутдинова А.)
Многодетные – 5 (Гатаулина Д, Мухутдинова А., Салназарян Ж., Тимофеев Д.)
Опекаемые –
С целью психологической адаптации и закреплению организационных навыков и умений для учёбы в школе были проведены беседы, игры, сюжетные уроки, обсуждение художественных произведений и выполнение практических работ. Дети закрепляли основные школьные правила, отрабатывали приёмы обратной связи, навык индивидуальной, парной и коллективной работы.Проведена серия занятий:
Умение выражать свои эмоции.
Умение выражать свои мысли.
Школа вежливых наук.
Обратная связь на уроке.
Выходы из спорных ситуаций.
В течение учебного года проводились часы общения, информационные и тематические классные часы: «Безопасный маршрут», «Культурное достояние России», «Интерактивное путешествие по Эрмитажу», «Безопасность детей в интернете», «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» (воспитание толерантности)», «Согласие да лад – для общего дела клад», «Космические дали», «Шутка и смех дарят успех», «Детские писатели. Родом из детства».Были проведены классные часы по ПДД, ППБ, по профилактике негативных явлений.(10-часовая программа)
Одной из задач воспитательного процесса является здоровье сберегающее образование. С этой целью был изучен комплекс утренней зарядки различные физминутки, пальчиковые игры, упражнения для снятия напряжения глаз, подвижные игры на свежем воздухе, классные часы. В рамках безопасности жизнедеятельности были проведены инструктажи, закреплялись знания детей о безопасности на дорогах. Таким образом, на протяжении всего учебного года велась работа по формированию здорового образа жизни: «Предупреждение пожаров дома и в школе», закрепление правил поведения в различное время года в лесу и на водоемах, на проезжей части, «Не попади в беду», «Растём здоровыми!», «Секреты здоровья», «А ну-ка, мальчики!», «Мы – весёлые ребята!»(игры на свежем воздухе), «Безопасный маршрут. Знай правила движения, как таблицу умножения», «Мама, папа, я – спортивная семья».
На протяжении всего учебного года проводились беседы, классные часы, викторины, час игры, праздники, направленные на формирование и воспитание положительных качеств человека. Например, большое внимание уделялось патриотическому воспитанию. На классных часах было много информации, посвященной истории нашего государства начиная со времён древнего Русского государства и заканчивая современными событиями: «Герои Отечества», «Детство, опаленное войной», «Русь! Россия! Родина моя!», «Мы – вместе! (Вхождение Крыма и Севастополя в состав РФ)». Кроме тематических классных часов, бесед, веселых стартов, ребята нашего класса приняли участие в Гагаринской олимпиаде «Великая Отечественная война», посвященной 71-летию Победы и заняли первое место – Тимофеев Даниил. 2. Анализ развития коллектива класса:
На протяжении всего учебного года велась работа по формированию детского коллектива. Дети учились общаться не только с одноклассниками, но и с разновозрастными учениками других классов, решать возникающие проблемы. Иногда им приходилось отстаивать честь своих одноклассников, заступаться за них. Это, безусловно, положительно сказывалось на формирование классного коллектива.
В классе доминирует доброжелательное, внимательное отношение между учителем и одноклассниками. Ученики смело высказывают и отстаивают свое мнение.
Степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности соответствует их возрасту. Большинство ребят проявляют активность в проведении мероприятий разного уровня.
3. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:
Ребята посещают школьные кружки, активно участвуют в общественной жизни школы и класса. УДО на конец учебного года посещают – 24 чел. (100 %). Дети посещают кружки на базе школы. ЦДТ (хореографический), школу искусств (музыкальное отделение, художественное отделение,), бассейн, борьбу(СОК «Приютовский»)
За 2015-2016 уч. год учащиеся принимали участие в общешкольных мероприятиях:
Новогодний праздник
«Детство, опаленное войной»
А ну-ка, мальчики!
Пернатые друзья
День Космонавтики
День Земли
В классе были проведены праздники, на которых участвовали дети вместе с родителями:
«Хоровод Дружбы»
«Ты на свете лучше всех, мама!»
«Праздник семьи»
День именинника.
Учащиеся принимали активное участие во Всероссийских и Международных олимпиадах и викторинах:
ИнфоУрок олимпиада по русскому языку – Тиофеев Д, Гарифуллин А., Кириллов А.,
ИнфоУрок олимпиада по математике –Макарова М, Мухутдинова А., Шаблинская В.
ИнфоУрок олимпиада по окружающему миру – Кириллов А., Горбунов А.,
Гагаринская олимпиада-викторина «Великая Отечественная война» - весь класс
конкурс безопасности « Кругозор» - весь класс
4. Анализ работы органов самоуправления:
Участие учащихся в классном и школьном самоуправлении, организаторской деятельности соответствует возрастным особенностям. Дети по своему желанию и учетом своих возможностей распределились на сектора, среди них были распределены обязанности. На протяжении всего учебного года ребята активно и добросовестно выполняли свои обязанности: выпускали классные газеты, помогали в подготовке и проведении различных классных мероприятий. Активную помощь учителю оказывали старосты класса, которые менялись по выбору учащихся – Кириллов А., и Тимофеев Д., они являются лидерами класса и образцом для подражания.
5. Анализ развития учащихся класса:
В процессе обучения в 3 классе хорошие знания показали следующие обучающиеся: отличники – Гарифуллин Арслан, Гиззатуллина Эльвина, Мухутдинова Азалия,Тимофеев Даниил, Кириллов Арсений, Фатхутдинов А.,Хатыпов Альберт, . Таким учащимся как Жигулин Андрей, Тухватуллина Азалия, Горбунов Андрей, Ефимова Милана, Игнатов Юрий необходима индивидуальная помощь со стороны учителя, помощь и поддержка своих родителей.
Одним из направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Уровень воспитанности учащихся достаточно высокий, хотя есть ученики, которые могут создать нерабочую атмосферу на уроке из-за своего недостатка в воспитании и низкой мотивации к обучению. Чаще всего эти дети плохо ведут себя и на переменах. С данными детьми и их родителями проводились неоднократно беседы, разъяснения, убеждения. Работа над умением правильно себя вести будет продолжена в следующем году.
В 3 «А» классе 24 обучающихся: 12 девочек и 12 мальчиков. Харисова Эвелина – ребенок с ограниченными возможностями, обучается на дому.
6. Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе:
Использование различных форм и методов в воспитательной работе дают свои определенные плоды. Тематика мероприятий была разнообразна, направлена на всестороннее развитие и воспитание личности. Каждый ребенок мог найти ту тему, в которой смог бы проявить свои лучшие качества, применить свои знания по силам. Это создавало доброжелательную обстановку в классе, ситуацию успеха для участников. Девиз нашего класса можно выразить фразой «Не ошибается только тот, кто ничего не делает!», поэтому ребята не боялись выглядеть как-то не так, потому что знали, что над ними не будут смеяться. И это очень хорошо.
Не менее важной задачей воспитания является экологическое воспитание. Ведь от того как они будут относиться к окружающему миру будет во многом зависеть их гражданская позиция к малой Родине, к стране в целом. Не случайно с первого класса этому уделяется большое внимание. Очень поучительны и познавательны были классный час, посвященный «Дню Земли», «День Воды». Дети не остались равнодушными к данным мероприятиям, были вопросы, обмен впечатлениями, рисунки. Лозунг «Чисто не там где убирают, а там, где не сорят!» - они приняли к сведению и поняли, что планета – наш дом, и мы должны ее беречь, убирать и украшать. Были предложены варианты детского вклада в общее дело.
Формированию здорового образа жизни во 2 классе уделяется особое внимание. Вредные привычки, сохранение здоровья в раннем возрасте – одна из волнующих тем в воспитательной работе. В настоящее время дети уже имеют ослабленное здоровье, поэтому на классных часах необходимо заострять внимание детей на пагубном влиянии сигарет, алкоголя, наркотиков на детский организм, на возникновение несчастных случаев из-за них. Дети в ответе за свое здоровье наравне со взрослыми. Так как сейчас большинство детей проводят время за компьютером, необходимо внимательное отношение взрослых и контроль с их стороны за тем, что именно происходит с их детьми в виртуальном пространстве, чем они заняты, сидя за компьютером. Необходим цензор сайтов, чтобы оградить детей от неприятностей. Так на примере классного часа «Безопасность детей в интернете» дети поняли важность .
7. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы:
В воспитательной работе нельзя не учитывать разно-уровневую подготовку детей во всех областях. Так в работе с одаренными детьми были использованы ИКТ-технологии - проведение дистанционных курсов. Это принесло свои результаты – ребята свободно владеют компьютером в рамках изученного, хорошо ориентируются в произведениях, являются помощниками учителя и активными участниками в подготовке презентаций к урокам, созданию викторин по прочитанным произведениям.
Наряду с одаренными детьми есть в классе слабоуспевающие, которые нуждались в поддержке учителя. Эти ребята часто оставались после уроков и выполняли дифференцированные задания, каждому из них создавалась ситуация успеха. Итогом кропотливой работы стало то, что они улучшили свои результаты. Конечно, в следующих классах работу следует продолжать, т.к. материал будет сложным, а дома помощь данным детям не осуществляется в полной мере.
Работа с детьми
1. Проведение индивидуальных бесед, консультаций. 2. Встречи с родителями и детьми. 3. Оказание методической помощи детям и их родителям.
4. Привлечение детей к проведению классных и общественных мероприятий.
8. Анализ взаимодействия с педагогическим коллективом:9. Анализ педагогического взаимодействия с семьей:
В течение учебного года осуществлялась работа с родителями. Проводились индивидуальные беседы и тематические консультации, заседания родительского комитета, а также родительские собрания по темам:
Сентябрь - «За здоровье и безопасность наших детей. Безопасный маршрут от дома до школы и обратно».
Октябрь – «Законы жизни семьи, законы жизни класса. Предварительные результаты обучения учащихся. Успехи и затруднения».
Ноябрь – «Типы семей и стили семейного воспитания». Родительский лекторий.
Декабрь – «Причины и последствия детской агрессии. Совместные правила общения детей дома и в школе».
Январь - «Воспитание желания учиться»
Февраль – «Поощрение и наказание детей в семье»
Март - «Здоровый ребёнок – здоровое общество» Родительский лекторий
- «Влияние телевизора и компьютера на здоровье детей».
Апрель - «Воспитание желания трудиться»
Май - «Итоги учебного года. Лето без происшествий»
Участие родителей в воспитательном процессе осуществлялось с помощью следующих форм деятельности:
Дни творчества детей и родителей.
Внеклассные мероприятии.
Помощь в организации и проведении внеклассных дел.
Помощь в укреплении материально - технической базы класса.
Участие родителей класса в работе родительского комитета.
Работа с родителями:
1. Привлекать родителей к организации и проведению классных мероприятий ( праздников, конкурсов, экскурсий).
2. Усиливать внимание школы и родителей на воспитание детей в семье. 3. В течение года посещать семьи, находящиеся в социально-опасном положении . 4. Проводить родительские собрания.
5. Провести тестирование по теме «Классный руководитель/учитель глазами детей и родителей».
Родительский комитет класса:
Кириллова Светлана Викторовна- председатель
Макарова Рузалия ТимербаевнаМухутдинова А.А,
Салназарян М.С.
Хочется отметить высокую активность посещения родителями классных собраний, что показывает значимость данных мероприятий, родительскую заинтересованность в своих детях, в изучении успехов или неудач своих детей и принятие соответствующих мер.
10. Выводы:
Цели и задачи воспитательной работы в 2015-2016 учебном году были направлены на создание условий для успешной работы в школе, формирование детского коллектива, умению общаться и сотрудничать, уважать чужое мнение, формирование нравственной культуры миропонимания, воспитание патриотического чувства к Родине.
Воспитательные мероприятия были направлены на достижение поставленных задач. В следующем учебном году необходимо продолжить работу по сплочению детского коллектива, развивать чувство отзывчивости и товарищества, воспитание патриотизма (оно не должно ограничиваться юбилейным годом, а обязано продолжаться непрерывно!), формировать потребность в здоровом образе жизни, продолжить тесное сотрудничество с родителями в деле воспитания и развития учащихся будущего 4 а класса.
Классный руководитель: Гайнутдинова Р.Р..