Проведение конкурса педагогического мастерства «Урок нравственности» в Республике Крым.


Проведение конкурса педагогического мастерства «Урок нравственности» в Республике Крым.
На протяжении ряда лет стало доброй традицией в Республике Крым проведение республиканского видео конкурса «Урок нравственности» - совместный проект Министерства образования и науки, молодежи Республики Крым и Симферопольской и Крымской епархии.
Тематика конкурса не случайна: в России рассматривается проект СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2015 – 2025) , где приоритетной задачей ближайших десятилетий XXI века является разработка и реализация стратегии развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания.
Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества».
В Республике Крым уже сформирована и принята «Концепция духовно-нравственного воспитания», кроме того ведется работа по созданию Центра патриотического воспитания при Министерстве образования и науки, молодежи Республики Крым, а также в крымском парламенте обсудили проект закона «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Республике Крым».
Все эти документы свидетельствуют об огромной важности и необходимости формирования у молодых людей, подростков, детей ценностных ориентаций на основе духовных и нравственных традиций всех народов, проживающих в мире и согласии в нашей стране.
В конкурсе ежегодно принимают участие около 100 педагогов из разных уголков Крыма. Конкурс проходит в 2 этапа – на 1 этапе в городах и районах должны отбирать лучшие видео уроки, которые отсылают на республиканский этап. На II (региональном) этапе Конкурса рассматриваются и оцениваются видеоматериалы, представленные как победители I этапа.
Продолжительность видеоролика не должна превышать 45 минут.
В условиях проведения конкурса заявлены следующие темы:
1. Возрождение традиционных семейных ценностей.
Психология семейных отношений.
Зарождение новой жизни. Жизнь – дар Божий. Сохрани жизнь.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле. (Исход 20:12). Уважение к родителям и старшим.
Демографический кризис – проблема нравственности.
Целомудрие и верность.
Нравственное начало.
2. Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними.
3. Не кради (Исход. 20:15).
4. Совесть.
5. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. (Ин. 15:13) Любовь к Родине, патриотизм.
6. Трудолюбие – основа благополучия личного и государственного.
7. Красота родной речи (против сквернословия).
Победителями Конкурса являются педагоги, чьи работы заняли 1 место соответственно номинациям:
– Педагог начальной школы (1-4 кл.);
– Педагог основной школы (5-8 кл.);
– Педагог старшей школы (9-11 кл.);
– Педагог дошкольного и дополнительного образования.
Хочется отметить следующие особенности в данном конкурсе:
Всегда хорошо и в большом количестве в конкурсе участвуют педагоги начальной школы, среди них большая конкуренция сохраняется из года в год.
Впервые в этом году участвовали педагоги дошкольного и дополнительного образования. Уровень их уроков высокий, тематика соответствует возрасту детей.
В основном на конкурс представлены в основной и старшей школе не уроки, а классные часы. Хочется отметить, что со следующего года классные часы и внеклассные занятия для участия приниматься не будут. Ведь конкурс изначально задумывался как конкурс уроков, а не мероприятий воспитательного характера.
Среди педагогов наиболее активны преподаватели биологии, но они в большинстве своем представляют одну и ту же тему из года в год – в номинации – «Зарождение новой жизни. Жизнь – дар Божий. Сохрани жизнь». И всегда это уроки, посвященные вреду абортов. Смысл же конкурса в том, чтобы в каждой теме раскрыть нравственные категории, направить учащихся на осмысление каждого своего поступка.
Активно участвуют также педагоги – преподаватели русского и украинского языков. На примере произведений классиков им удается рассмотреть основные нравственные категории – любовь, доброта, уважение, ответственность, честь, достоинство, патриотизм.
Хочется отметить также и очень важный аспект – в конкурсе ежегодно участвуют педагоги различных религиозных конфессий, разных национальностей. Это еще одно подтверждение важности конкурса, на примере которого также можно воспитывать подрастающее поколение, как на образце единства нравственных категорий у всех народов нашей страны.
Печалит тот факт, что наши педагоги идут по пути наименьшего сопротивления – выбирают для преподавания в 4 классе не ОПКК и не основы ислама, а ОРКСЭ (основы религиозной культуры и светской этики), часто родители говорят о том, что выбор делали не они, а педагоги, администрация школы. Хотелось бы обратиться к педагогам с просьбой - учитывать мнение в первую очередь родителей, ведь в соответствии с ФЗ-273, именно они имеют право выбирать, что будут изучать их дети.
В планах на следующий год первоочередные задачи следующие:
- на 1 этапе конкурсе оптимизировать работу в городах и районах с тем, чтобы у педагогов было достаточно времени на разработку именно урока, а не классного часа или внеклассного мероприятия;
- к конкурсу будут допускаться только полноценно снятые уроки – продолжительностью 40-45 минут, а не 18-20, как это было в предыдущие годы и в этом году;
- на 2 этап будут приниматься не более 3-5 работ от города (района), а не 3-4 урока из одной школы, как было в этом году. Сложилось представление, что в некоторых регионах отбор просто не проводился – на 2 этап отправили всех педагогов, кто снял урок;
И отдельно о нравственности:
Хотелось бы обратить внимание педагогов, что безнравственно говорить о нравственности с детьми, самим при этом не будучи нравственными людьми: стыдно смотреть урок и видеть, что педагог все время читает по листочку материал урока, речь педагога изобилует неправильными оборотами, и – что еще хуже – говоря о нравственных категориях, педагог сам путается в понятиях и смешивает различные мнения, религиозные взгляды, тем самым путая учеников и сея в них неверие и недоумение.