Доклад из опыта работа «Использование ЭОР в малокомплектной сельской школе»


Доклад
« Использование ЭОР в малокомплектной сельской школе».
АВТОР: Крупская Светлана Анатольевна, директор МКОУ Разгонская СОШ, тайшетский район, Иркутская область.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Одной из основных частей информатизации образования, особенно в условиях внедрения Федеральных образовательных стандартов, является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя разных стратегий обучения школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.
Что мы знаем про ЭОРы Электронный образовательный ресурс– это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и данные о них. Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения. По характеру представления информации подразделяет ЭОР на мультимедийные, программные продукты, изобразительные, аудио, текстовые, электронные аналоги печатных изданий. Тем самым ЭОР позиционируется как главное понятие, находящееся на вершине иерархической системы. Все многообразие ЭОР условно можно подразделить на информационные источники и информационные инструменты.Информационный источник – это обобщающее понятие, описывающее различные виды информационных объектов. С точки зрения использования в учебном процессе важно различать простые информационные источники (звук, изображение, текст, видеоматериалы, модели) и комплексные, содержащие простые информационные источники, связанные гиперссылками (например, мультимедиа энциклопедии). Среди информационных источников могут быть выделены (по цели создания): общекультурные информационные источники (ресурсы), существующие независимо от учебного процесса (культурное и историческое наследие, природные объекты и явления); педагогические информационные источники (ресурсы, разработанные специально для целей учебного процесса).Информационный инструмент учебной деятельности – это программный продукт, позволяющий учащемуся или учителю производить активные действия над информационным источниками (объектами), создавать их, менять, связывать, передавать и т.д. Среди информационных инструментов можно выделить:• общепользовательские инструменты, используемые учителями и учащимися (веб-браузер, почтовая программа-клиент; программ просмотра графических изображений; программа воспроизведения мультимедийных файлов; текстовый редактор; редактор векторной графики; редактор растровой графики; редактор фотографий; редактор мультимедийных презентаций; редактор видеомонтажа и пр.);• специализированные образовательные инструменты, используемые учителями и учащимися (интегрированная конструктивная творческая среда, включающая инструментарий для визуального программирования; тренажер обучения клавиатурному письму; тренажер формирования навыков грамотного письма; тренажер вычислительных навыков; редактор визуализации и анализа хронологической информации; инструмент для организации проектной деятельности; инструмент фиксации и визуализации данных комплекта цифровых датчиков, используемых в общем образовании; среды для программирования управляемых устройств, используемых в общем образовании и пр.);• инструменты организации образовательного процесса, используемые учителями (электронный журнал; инструмент подготовки заданий для учащихся; инструмент управления компьютерами учащихся; система организации управления информационным образовательным пространством; инструмент организации и проведения урока, согласованный с электронным журналом; инструмент организации контроля за результатами обучения; инструмент дистанционной поддержки образовательного процесса и пр.).Выделив в отдельные категории общекультурные источники и общепользовательские инструменты, все прочие ЭОР отнесем к категории педагогических электронных образовательных ресурсов (рис.1).На основании вышеизложенного в категории педагогических ЭОР выделим электронные учебные издания; все прочие педагогические ЭОР отнесем к категории электронных учебных материалов.Рис.1. Типология ЭОР
Современные ЭОР должны удовлетворять следующим требованиям:
- Облачные версии ЭОР для планшетов и смартфонов для любой ОС от MS, Apple, Google, Linux;
- 100% мультимедийность - озвученные видео- и слайд фильмы, анимация, графика;
- Насыщенная деятельностная интерактивность;
- Большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа легко усваивается;
- Текстовые версии расшифровки ЭОР в формате PDF;
Только такие ЭОР могут рассматриваться, как перспективные для современной школы!Зачем нужно применение ЭОР учителю?
экономия времени на уроке;
глубина погружения в материал;
повышенная мотивация обучения;
возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
Что дает ЭОР ученику?
содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
делает занятия интересными и развивает мотивацию.
учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ЭОР особенно актуальны в сельской школе. Здесь нет такого наглядного и лабораторного оборудования, которое имеется в большинстве городских школ, нет возможности вывести школьников на экскурсии, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Мультимедийное сопровождение на различных уроках в школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, что особенно важно в условиях внедрения ФГОС. С применением ЭОР ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.
В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
Минимальная оснащённость кабинетов, из оборудования на уроке – тексты, учебник, тетрадь, в лучшем случае, разрезные карточки для индивидуальной работы, часто старенькие репродукции или иллюстрационный материал к художественным произведениям. Как это знакомо? Теперь на уроках многих учителей это картина из прошлого. В настоящее время на помощь учителю пришли ЭОР, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал.
Чтобы организовать качественное использование ЭОР на уроке необходимо учителю иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень.
Подготовка учителей нашей школы в этой области складывалась из нескольких этапов:
Овладение компьютером на уровне пользователя (самообразование).
Прохождение курсовой подготовки в области информационно -коммуникативных технологий (лучше все же в очной форме, а не дистанционно).
Обучение использованию сети Интернет в учебном процессе (теоретическая подготовка). Изучение специальной литературы.
И ещё, нашими учителями очень часто становились ученики. Не секрет, что они сегодня компетентнее во многих вопросах, касающихся компьютерной техники. Мы учились вместе – учили друг друга!
Своими целями при обучении различным предметам мы сделала:
Повышение мотивации обучения.
Развитие познавательной активности учащихся.
Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у урокам.
Задачи:
Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.
Вырабатывать умение самостоятельной анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.
Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.
Постепенно переходить от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному ЭОР не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
Внедрение ЭОР на уроках в нашей школе позволили реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно электоронные образовательные ресурсы позволяют нам вместе с учениками погрузиться в другой мир, учебные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению изучаемого материала.
В своих презентациях к урокам мы используем разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаем ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока. Кроме того, ЭОР позволяют демонстрировать не только статичную информацию, но и различные явления в динамике с применением цвета, графики, занимательности, «оживления» иллюстраций, проводить лабораторные работы, не часто , но все же включать работу на уроках в режиме on-lein. Построение схем, таблиц в презентациях позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование кроссвордов (иногда их придумывают ученики сами и предлагают использовать на уроке), иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее и позволяют начать подготовку к ЕГЭ, начиная уже с 5 класса.
В качестве домашнего задания я предлагам найти учебный материал в Интернете, составить презентацию (в 5-6 классах совместно с учителем, а позже уже и самостоятельно. Очень часто в уроки литературы вставляем видеоролики из электронных учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят уроки литературы, недавно освоили включение в урок учебных лекций телеканала «Бибигон».
Особо мне бы хотелось остановиться на использовании ЭОР на уроках литературы начальной, основной и старшей школы.
Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями мультфильмов и фильмов по мотивам различных художественных произведений. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Так, мои ученики в полном объеме просмотрели дома фильм Сергея Бондарчука « Война и мир» и новую версию этого фильма, совместный проект -Франция и Россия. Позже на уроке их обсуждение вылилось в бурную дискуссию о их достоинствах и недостатках.
В течение нескольких лет в школе создается электронная библиотека, её материалы часто используются на различных уроках.
Помню, какое бурю впечатлений в моем детстве вызывало посещение театра! Именно там, а не на уроках литературы в школе я узнала творчество Гоголя, Островского, Грибоедова, Чехова. У меня была такая возможность! А у моих учеников такой возможности нет! ИКТ и здесь приходят на помощь! Прочитать драматическое произведение это одно, а увидеть его на сцене – совсем другое. Теперь на уроке литературы есть возможность познакомится с театральными постановками великих драматургов. На урок пришёл « Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гроза» Н.А.Осторвского, «Вишневый сад» А.П.Чехова. Не жалею времени на просмотр пьес в полной версии! Чтобы не «смазывать» впечатления от просмотренного приходится идти на изменение расписания уроков, иногда занимать уроки отсутствующих по разным причинам учителей. Поверьте, это того стоит!
На дистанционных курсах« Создание сетевого информационного пространства педагога» нам было предложено написать эссе на тему «Интернет в школе». Я приведу текст одной из работ в полном объёме:
«Интернет на уроке. Ещё совсем недавно - это было из области фантастики, особенно в сельской школе. Теперь мои ученики получили возможность, как и их городские сверстники, не выходя из дома, побывать в разных уголках мира, быстро получить необходимые сведения, поучаствовать в различных конкурсах.
Интернет пришел на урок! И вот мы уже в Ясной Поляне, бродим по толстовским местам или слушаем экскурсовода в музее С.А.Есенина в селе Константиново, читаем дневники М.А.Булгакова или в химической лаборатории выполняем опыты виртуально.
Хочешь проверить свои знания. Опять на помощь придёт Интернет. «Штурмуем» тесты ЕГЭ! Никто не сомневается в объективности компьютера – оценит быстро и точно, укажет на ошибки, над которыми позже можно будет поработать.
А как Интернет облегчил подготовку докладов и рефератов. Именно здесь можно быстро найти биографический и фотоматериал.
Кто ещё сомневается в необходимости и нужности Интернета?»
Теперь у нас есть возможность при помощи электронных учебников провести лабораторные работы по физике, химии, биологии. Это все же лучше, чем не проводить её вообще из-за отсутствия необходимого оборудования.
Хочу привести несколько примеров использования средств Интернета на уроках. Сразу отмечаю, что чаще всего используем их на этапе самостоятельной подготовки уч-ся к урокам, потому как кабинет информатики один, компьютерная техника требует ремонта. В последнее время часто используем для этой цели домашние компьютеры уч-ся. В процессе работы мы поняли, что прежде чем предлагать задания с использованием сети Интернет необходимо соблюдать следующие требования:
в процессе постановки учебной задачи должны быть упомянуты, а лучше в письменном виде предложены сайты, рекомендованные для выполнения данного задания. Ссылки на тематические ресурсы сами находим, чаще всего, на сайте сетевого объединения методистов (СОМ) или вводим фразу поиска в Yandex и Google. Это только кажется, что поисковая работа – это просто. На самом деле – это достаточно сложно, так как из всего многообразия предлагаемой информации нужно выделить и выбрать только самое главное и необходимое –«отделить зёрна от плевел»;
прежде чем предлагать задание ученикам, связанной с использованием не только Интернета, но и любой ИКТ, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно представлять, что в результате он должен получить;
нацелить обучающихся на трудоёмкость выполнения задания, предупредить о неожиданностях, с которыми они могут встретиться в процессе работы над ним;обеспечить достаточный ресурс времени для выполнения задания ( предлагать примерно за 1-3 недели до планируемого проведения урока, иногда больше);
предупредить учеников о критериях оценивания работы:
показать практическую значимость выполняемого уч-ся задания, упомянув о том, что их работы могут потом использоваться как учебные пособия на уроках в других классах. Здесь же я чаще всего даю понятие об авторском праве, а после того, как ученик сдал работу прошу разрешения для её использования;
список тем для подобного вида работ лучше предложить заранее перед изучением большой темы, творчества конкретного писателя, чтобы у уч-ся было право выбора;
программа реализации задания Word, PowerPoint;
объём работы.
Предлагаем несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет:
Поиск информации по какой-либо заданной теме.
Создание мультимедийной презентации по теме самими обучающимися.
Нужно отметить, что создание полных самостоятельных версий презентаций можно поручать только старшеклассникам. Ученики 5-8 классов будут являться авторами лишь нескольких слайдов или работать над ней совместно с учителем. Эта работа наиболее сложная и трудоёмкая и предлагаем её я не так часто и не всем ученикам.
Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.
Работа со справочной литературой. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. В сельских библиотеках не всегда можно найти необходимый материал. Для этого я предлагаю, например, Педагогический http://dictionary.fio/ru\. Можно, предложить сделать подборку терминов или определений по данной теме. Условие – они должны быть понятны им самим, чтобы при необходимости они могли объяснить их присутствующим на уроке уч-ся.
Создание докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид работы. Хорошо продуманный и обсуждённыё с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя. Мы предпочитаем работать в содружестве – «учитель – ученик»: доклад ученика+презентация учителя, часто очень уч-ся находят готовые презентации к урокам в Интернете и используем их.
После самостоятельной работы со средствами Интернет предлагаем иногда наиболее удачные работы оценить и учителю информатики, поэтому ученик может получить сразу две оценки за качественно выполненное задание, а если есть в уроке межпредметная связь, то оценку можно получить еще по какой-либо учебной дисциплине (химия+информатика; математика +история; литература + история; ОБЖ + химия и др..). Ещё часто используем Интернет для подбора музыкального сопровождения к урокам вначальной школе, к урокам литературы, классным часам. Романсы на стихи Сергея Есенина, Ф. Тютчева, которые редко можно найти на CD дисках, неоднократно в этом учебном году звучали на наших уроках.
Выручает нас и электронная библиотека Либрусек. В нашей школьной и сельской библиотеках не всегда можно найти необходимые тексты.
Ещё один из приёмов применяя ЭОР на уроках русского языка и литературы – это использование электронных учебников. Их вы можете сегодня увидеть на нашей выставке.
Этот метод подачи учебного материала помогает заинтересовать детей, побудить их к активной деятельности. При контроле знаний уч-ся пользуются тестами, проверочными работами, но часто дома. Почему мы так редко их используем? Чаще всего, они предназначены для использования каждого обучающегося класса, а компьютерной техники в кабинетах нет.
Необходимо, чтобы этот электронный учебник был установлен на домашнем компьютере учителя, чтобы при подготовке к уроку он мог предусмотреть, на каких этапах урока он будет использоваться, чтобы не терять время, быстро научиться работать с его разделами, при необходимости распечатать тексты.
Компьютер фактически на подобных уроках играет роль «электронного учителя», осуществляя контроль за уровнем сформированности орфографических и пунктуационных навыков у конкретного ученика.
Задания здесь подобраны по принципу - «от простого к сложному»:
Программа комментирует правильность ответа сообщениями: «гениально», «вундеркинд», «ещё подумай» и т.д.. По завершению компьютер оценивает ученика. Урок заканчивается, а желание поработать с учебником остаётся – дети приходят для этого в компьютерный класс после уроков.
Наш опыт работы обучения при помощи ЭОР говорит об эффективности данной технологии, что, мне кажется, объясняется следующим:
ученик работает активно и самостоятельно;
изменяется форма контроля знаний: ученика контролирует компьютер, тщательно проверяя и сразу же оценивая работу;
применяется индивидуализация и дифференциация обучения: парные виды работы сочетаются с групповыми и индивидуальными;
у ученика вырабатывается умение работать соблюдая тишину, не мешая другим, развивается его коммуникативная культура;
формируется иная, чем на традиционных уроках, культура поведения учителя - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей.
С опытом работы по данной теме мы неоднократно выступали на заседаниях школьных методических объединений, давали открытые уроки, где демонстрировали их применение:
Открытый урок русского языка в 5 классе по теме « Простые и сложные предложения».
Открытый урок русского языка в 11 классе «Повторение орфографии и пунктуации. Готовимся к ЕГЭ».
Разновозрастной интегрированный урок внеклассного чтения в 9-11 классах « Мы довоёвываем в своих песнях…» (творчество В.С.Высоцкого).
Внеклассное мероприятие по математике в 5 классе «Своя игра».
«Поле чудес» - внеклассное мероприятие по литературе.
На муниципальном уровне в 2009 году у нас было 1 место в конкурсе методических разработок по теории литературы, где представляли разработку урока литературы в 5 классе «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться… Понятие об эпитете» с попутным применением ИКТ, участвовали в районном мастер-классе, где наряду с опытом работы по применению технологий критического мышления, проектного обученеия рассказывали об использовании в учебном процессе компьютерных технологий, выступали на заседаниях районных методических объединений.
В 2009 году приняли участие в дистанционном областном конкурсе « Учителя в сети» с разработками двух веб-квестов по теме. В данное время эти материалы размещены на сайте областного территориального центра на личной страничке этого конкурса (Колесникова Л.А., Капралова Н.Н., Крупская С.А.)
У некоторых учителей школы есть свои мини-сайты в сети (Лобанова О.В., Крупская С.А., Капралова Н.Н.), за их создание получены сертификаты.
В течение ряда лет ученики школы успешно сдают ЕГЭ и ГИА.
Несомненно, достичь таких результатов помогло, в том числе, и внедрение в практику моей работы ИКТ.
Планируем продолжить работу над данной темой и далее. Начинаем проходить курсовую переподготовку по модульно-накопительной системе, где планируем уже основательно освоить работу по созданию сайта, по организации качественной работы в сети интернет. Некоторые учителя планируют пройти дистанционное обучение в рамках Ассоциации «ОСЬ» на курсах при Восточно_Сибирской Государственной академии образования (ВСГАО).
Хочу сказать и о трудностях, которые у нас имеются при внедрении ЭОР в учебный процесс:
Недостаточная материальная база (мало компьютерной техники, она требует ремонта, а средств на это нет)
Всего один кабинет информатики.
Нет интерактивной доски. Мультимедийный проектор всего один, ресурс его уже вырабатывается.
Кабинеты не оборудованы необходимой для внедрения ЭОР техникой. Её нет даже в начальной школе, что крайне необходимо при внедрении ФГОС НОО. Школа не получила ни одного комплекта необходимого оборудования.
Начал работать проект «Телешкола». Мы не можем в достаточной мере использовать её ресурсы и возможности не только в связи с вышеназванными причинами, но еще и потому, что нами был заказан курс английского языка (он не изучается в школе в течение ряда лет). При подаче заявки нами было на это указано, но преподаватели и модераторы курсов это не учли и выставили задания в соответствии с возрастом и классом, где обучается участник проекта. Дети вышли на свои странички и потеряли интерес к работе, так как задания не посильны для им для выполнения. Невозможность использования электронных учебников в программе Linox.
В заключении хочу отметить, что использование ЭОР на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.
Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.
Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»
Ссылка на интернет-ресурсы:
Авдеева С.М. Электронные образовательные ресурсы, разработанные в рамках федеральных программ и проектов – Казань, 2011 - http://эл-школа-тат.рф/pdf/Avdeeva_ru.pdfВосторгова Е.В., Горбов С.Ф., Новлянская З.Н., Табачникова Н.Л., Чудинова Е.В. Методическое пособие к ИУМК «Новая начальная школа» - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/65e0b499-d2d7-4f44-be81-08e3e72de7dd/Metodihka.pdf – М., 2008.
Каменкова Н.Г., Заварина У.А., Ласточкина Е.А., Широбокова Ю.А. Анализ проблем реализации федерального проекта «информатизация системы образования» в школе //Герценовские чтения. Начальное образование. Т.2. 2011.