Использование краеведческого материала как средство патриотического воспитания на уроке иностранного языка


Использование краеведческого материала как средства патриотического воспитания на уроках иностранного языка
Не зная своей родной культуры, не любя ее, нельзя понять и полюбить другую культуру. Только тот, кто чувствует красоту, силу и богатство родного края, кто знает и почитает обычаи и традиции своего народа и бережно относится к ним, может понять и уважать культуру других народов. В последние годы все острее чувствуется необходимость усиления патриотического воспитания молодого поколения. О любви к нашей стране сказано и написано так много, что, кажется, и добавить нечего, но одними призывами и словами, как показывает педагогический опыт, проблему не решить. Задача педагога – найти такие формы работы с учениками, которые бы позволили им самим соприкоснуться с историей и культурой малой и большой Родины. В познании Родины участвует, помимо сознания, еще и сердце. Оно-то и окрашивает «патриотизм» живыми красками непосредственного, личного опыта.
Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: «Патриотизм – это любовь к Родине, к Отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями» или «Патриотизм – это качество личности, характеризующее высшую степень его духовного развития и самосознания, выражающуюся в ценностном отношении к самому Отечеству, его истории, культуре и готовности к самопожертвованию во имя интересов Отечества». Из этих верных определений вытекает мысль о необходимости формировать у обучающихся такие направления патриотического воспитания, как любовь к Родине, к «малой» Родине, интереса к истории России, родному слову, языку, литературе и культуре.
Поэтому использование краеведческого материала на уроках французского языка представляется особенно важным. е
Огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа. Школа должна быть учреждением, зарождающим в молодом поколении чувство гордости за Отечество, за деяния предков, воспитывающим национальное достоинство, готовящим гражданина и патриота. Это необходимо уже потому, что, по меткому выражению одного известного русского публициста и историка Михаила Меньшикова, будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм.
Среди множества учебных дисциплин предмет «иностранный язык» занимает особое место. И его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения обучающиеся приобретают не знания основ науки, а формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации.
Преподавание иностранного языка в современной школе дает учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой.
Я всегда стараюсь обучать детей воспитывая и обучая воспитывать. На первом плане у меня нравственное, патриотическое и трудовое воспитание. Успешной работе по этим направлениям способствует использование краеведческого материала.
Использование местного и краеведческого материала при обучении иностранным языкам расширяет кругозор обучающихся, развивает их познавательный интерес, помогает в выборе профессии и является одним из средств повышения уровня положительной мотивации учения.
5 класс-
6 класс
7 класс
8 классТемы
9 класс
10 класс
11 класс
Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения и постоянной оценки имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными знаниями и понятиями о своей стране, о самих себе. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, обучающиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее людям, традициям. А методика проектов позволяет обучающимся выразить свои идеи в удобной для них форме.
Это позволяет им:
- устанавливать и применять различные межъязыковые и межпредметные связи, используя свои знания и опыт;
- переходить от простого усвоения учебного материала, предлагаемого или рекомендуемого учителем, к активному приобретению знаний, к самостоятельному определению своих языковых потребностей и целенаправленному поиску необходимого материала.
При выборе краеведческого материала для использования на уроках французского языка учитываются:
- реальность материалов для обучающихся, т.е. обучающиеся должны точно представлять, о чем идет речь;
- заинтересованность обучающихся в данном материале;
- привязанность данного материала к программной теме;
- социализирующая ценность данного материала.
Именно исходя из этих критериев мы подбирали темы для проектов. В итоге получились проектные работы “Мой город», «История Тихорецка», «Кавказский биосферный заповедник»
В процессе такой работы дети учатся читать, понимать, анализировать и использовать газетные и журнальные публикации в классе и жизни, одновременно применяя речевые умения и навыки в устной и письменной речи. Основным результатом проводимой работы является развитие познавательных интересов, развитие творческого личностного потенциала обучающихся, углубление знаний в области краеведения. А главное, что дети учатся по достоинству ценить, любить и уважать и на примере людей, проживающих рядом с ними, они видят возможность реализации себя как личности.
Таким образом, использование регионального компонента позволяет решать одновременно две взаимосвязанные задачи:
- повысить эффективность изучения основного инвариантного содержания предмета;
- поднять уровень владения иностранного языка у школьников, опираясь на личностно- ориентированный подход к организации работы обучающихся со значимым для них местным материалом.
И, как результат, включение этнокультурного материала в содержание занятий французского языка, что будет способствовать реализации воспитания патриотизма.
Литература
Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе-2003.№3.-с.22.
Курманаева Д.К. К вопросу об использовании материалов местной этнокультуры на занятиях иностранного языка неязыковых специальностей.- 2006.
Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам// Иностранные языки в школе.-2001.-№5.-с.11-15.
Перкас С.В. Некоторые принципы использования краеведческого материала на уроке// Иностранные языки в школе.- 1990.-№5.-с.101.