Рабочая программа по СБО 8класс 8вид


Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Нижнеломовская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»
ГКОУ «Нижнеломовская школа-интернат»
Согласовано
Заместитель директора по УР
___________ Т.П. Мельникова
«_____»____________2015 г.
Утверждаю:
Директор_____________О.В. Водянова

от «____»_____________2015 г.
Рабочая программа
по предмету «Социально-бытовой ориентировки »
для учащихся 8 класса (8вида)
на 2015-2016 учебный год

Составитель:
Учитель: Дурина М.Б.
Рассмотрена на заседании методического
объединения учителей естественно-
научного цикла
Протокол №___ от «___»_________2015 г.
Руководитель М.О.
Макарова Т.Г.______________
Одобрено решением педсовета
Протокол №___ от «___»_________2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу социально-бытовой ориентировки в 5-9 классах С(К)ОУ VIII вида составлена в соответствии с программой обучения, выпущенной под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб. 1. – М.: Владос, 2001), базисным учебным планом (I вариант).Программа рассчитана на 304 часа: 5 класс – 1 час в неделю (34 часа), 6 класс – 2 часа в неделю (68 часов), 7 класс – 2 часа в неделю (68 часов), 8 класс – 2 часа в неделю (68 часов), 9 класс – 2 часа в неделю (66 часов), в том числе количество часов для проведения практических работ.Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.
Личностными результатами изучения курса являются:
Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Метапредметными результатами изучения курса являются:
- в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
- владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
- получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8-9 классах. Например, если в 5 классе по теме «Одежда и обувь» к концу года учащиеся должны знать только виды одежды и обуви, их назначение и уход за ними, то в 7 классе знания и умения в значительной степени расширены: особенности стирки одежды и белья, правила пользования стиральной машиной и моющими средствами, назначение прачечной и пользование ею. В 9 классе эта тема предусматривает овладение навыками определить размер одежды и обуви, стиль, гарантийные сроки носки, способы обновления одежды и т. п.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т. д. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.
Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.
Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках СБО используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.
Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Учитываются знания, опыт и типологические особенности учащихся. Беседа является одним из основных методов обучения на уроках СБО.
Практические работы – целесообразнее проводить, разделив учащихся на бригады из 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные. Количество практических работ можно увеличить и подобрать виды деятельности по усмотрению учителя.
Экскурсии – им отводится значительное место в программе. Экскурсии могут быть вводные, текущие и итоговые. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт» целесообразно начинать с ознакомительной экскурсии на железнодорожный вокзал. Текущие экскурсии служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Так, при изучении раздела «Средства связи» в 6 классе проводится экскурсия на почту с целью расширения и закрепления знаний о почтовых отправлениях. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Например, работу по теме «Экономика домашнего хозяйства» в 8 классе следует закончить экскурсией в сбербанк.
Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др. Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.). Вариантом сюжетно-ролевых игр является метод моделирования реальных сюжетных ситуаций и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.
На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи. Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения.
На занятиях СБО используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки и др.); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая (например, условные изображения служб вокзала, температурных режимов электроутюга, стиральной машины-автомат и др.); графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы); схематическая (схема линий метро, пассажирского транспорта). Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в 8 классе учащиеся должны знать:
правила ухода за кожей лица, приемы нанесения косметических средств на лицо, шею;
правила стирки и сушки одежды из шерстяных и синтетических тканей, правила и последовательность глажения изделий, виды предприятий по химической чистке одежды, их назначение, виды оказываемых ими услуг, правила подготовки вещей к сдаче в чистку;
виды теста, способы приготовления изделий из теста, способы заготовки продуктов в прок из овощей, фруктов, ягод, зелени;
правила ухода за грудным ребенком: правила и периодичность кормления ребенка из соски и с ложечки, купания, правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребенка, санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек;
правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах и дома, требования к внешнему виду молодых людей;
правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванны, моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни и санузла;
основные автобусные маршруты, основные маршруты водного транспорта, правила безопасной поездки на речном и морском виде транспорта;
рынок, его виды, основные отличия его от магазина, правила поведения на рынке, права покупателя на рынке, цены на основные овощи: картофель, капусту, морковь и др., а также и фрукты, ягоды и промышленные товары;
виды телефонной связи, правила пользования ими, телефонным справочником, номера срочных вызовов пожарной службы, милиции, скорой помощи, службы газа, периодичность оплаты телефона, виды междугородней связи, правила пользования автоматической телефонной связью, тарифы на телефонные разговоры с учетом времени суток, праздничных дней и дальности расстояния, оплата за телефон, порядок заказа междугороднего разговора по адресу, правила культурного краткого разговора;меры по предупреждению несчастных случаев в быту, правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях: выведение из состояния теплового и солнечного удара, обработки поврежденного участка кожи при ожоге, при обморожении разных степеней, промывание желудка при отравлении, приемы оказания помощи спасенному из водоема;
куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи, адрес местной префектуры, отделы по учету распределения жилой площади, соцобеспечения, народного образования, комиссий по делам несовершеннолетних, по трудоустройству молодежи;
составные части бюджета семьи и их размер, основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др., стоимость крупных покупок (одежды, обуви, мебели и др.), правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, аккуратность в обращении с вещами, экономия электроэнергии, виды преобразования вещей (перелицовка, реставрация, покраска и др.), виды и цели сбережений.Учащиеся должны уметь:
правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног, использовать подручные средства дополнительно к кремам, лосьонам, в меру пользоваться косметикой;
стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, гладить блузки, рубашки, платья;
приготовить пресное тесто и изделия из него – лапшу, печенье, нашинковать морковь, петрушку, сельдерей, укроп, заготовить ягоды без тепловой обработки, записать рецепт соления, варенья, консервирования;купать, одевать, пеленать куклу, кормить куклу из соски и с ложечки, содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки;
культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах (в кино, на танцах и т. д.), дома, выбирать косметические средства, украшения, прическу, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, для турпохода и посещения танцев;
мыть кафельные стены, чистить раковины, пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и санузла, ванны;
пользоваться расписанием, определять стоимость проезда, покупать билет, обращаться за справкой, выполнять правила безопасности при поездке на речном, морском, автобусном видах транспорта;
выбрать месторасположения нужных товаров, выбрать продукцию в соответствии с ее качеством (внешний вид, вкус и др.), количества, цены;
кратко объяснить причину звонка по телефону срочного вызова, узнать время, получить по телефону справку, культурно разговаривать по телефону;
оказать первую помощь при ожоге, обморожении, оказать первую помощь утопающему;
обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры и других учреждений;
подсчитать бюджет семьи, составить доверенность на получение зарплаты, пенсии и др., подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день, снимать показания счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, газа, воды и т. п., заполнять квитанции, планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки, соблюдать правила экономии в семье, и порядок помещения сбережений в сбербанк.

Основное содержание программы по разделам с указанием часов
(8 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)
Личная гигиена (6 часов)
Значение косметики для юноши и девушки. Выбор косметических средств. Правила и приемы ухода за кожей лица. Практическая работа «Маски из овощей и фруктов». Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Средства и способы сбережения здоровья.
Культура поведения (4 часа)
Культура общения юноши и девушки. Сюжетно-ролевая игра «Встреча молодых людей». Внешний вид молодых людей. Виды галстуков и способы их завязывания.
Семья (4 часа)
Грудной ребенок в семье. Уход за грудным ребенком. Правила содержания в чистоте детской посуды, постели, игрушек. Упражнения в купании, пеленании и одевании грудного ребенка.
Жилище (4 часа)
Уборка кухни, санузла и ванной комнаты. Моющие средства. Практическая работа «Мытье кафельных стен, чистка раковины». Санитарно-гигиенические требования к жилому помещению и правила техники безопасности при работе с химическими веществами.
Одежда и обувь (6 часов)
Уход за одеждой из шерстяных и синтетических тканей. Стирка изделий в домашних условиях. Практическая работа «Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей». Правила и приемы глажения блузок, рубашек и платков. Химчистка. Экскурсия в химчистку.
Средства связи (8 часов)
Телефон. Виды телефонной связи. Правила пользования телефонным справочником. Культура разговора по телефону. Экстренные аварийные службы. Сюжетно-ролевая игра «У меня зазвонил телефон». Междугородняя телефонная связь. Виды заказов междугороднего телефонного разговора. Экскурсия на телеграф. Уточнение тарифов на телефонные разговоры.
Питание (7 часов)
Виды теста. Запись рецептов приготовления теста. Практическая работа: «Чтение рецептов и самостоятельный подбор продуктов». Практическая работа: «Приготовление пресного теста и выпечка из него печенья». Заготовка продуктов впрок: соленье, варенье, консервирование, сушка фруктов, овощей, ягод и зелени. Работа с кулинарными книгами. Записи рецептов приготовления продуктов впрок. Практическая работа «Приготовление овощного салата».
Транспорт (4 часа)
Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его назначение. Основные автобусные маршруты. Водный транспорт. Экскурсия на автовокзал.
Торговля (5 часов)
Рынки. Виды рынков. Правила поведения на рынке. Права покупателя на рынке. Отличия рынка от магазина. Экскурсия на рынок.
Медицинская помощь (4 часа)
Первая помощь при несчастном случае. Первая помощь утопающему. Солнечный и тепловой удар. Первая помощь. Меры по предупреждению несчастных случаев.
Учреждения, организации и предприятия (2 часа)
Департамент, муниципалитет, их назначение. Префектура, милиция, их назначение.
Экономика домашнего хозяйства (14 часов)
Бюджет семьи. Источники доходов. Помощь подростков родителям. Государственные дотации, условия и порядок их получения. Основные статьи расходов. Обязательные платежи. Налоги. Коммунальные платежи, как основная статья расходов. Расходы на предметы одежды и личной гигиены. Основные статьи расходов – создание домашнего уюта. Незапланированные расходы – повышение уровня культуры. Еще одна статья незапланированных расходов – помощь родственникам. Сбережения. Способы сохранения расходов, экономии. Экскурсия в Сбербанк. Виды вкладов в Сбербанке. Бюджет семьи – доход и расход.