Интегрированный урок ознакомление+технология «Покормите птиц зимой»
Предмет(ы): Интегрированный урок Окружающий мир + Технология на тему: «Покормите птиц зимой».
Цель урока:
Цель – Изготовление кормушек для птиц из подручного материала, уточнение знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы. Задачи: образовательная - уточнить знания о значении природных условий для жизни птиц, развить умение находить взаимосвязи в природе; воспитательная - воспитывать на основе учебного материала любовь к птицам своего региона, прививать основы экологической культуры.
Тип урока:
Урок закрепления знаний
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Класс(ы):
2 А класс
Учащихся в классе (аудитории): 24.
Используемая методическая литература:
1. Брыкина Н. Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и
интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2008.
2. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарий мероприятий,
1-2 классы. – М.: ВАКО, 2007.
3. Жубинский В.«Мы в гости ждём синичек», ноты.
4. Классные часы. 2 класс. Авторы – составители: Л.И.Гайдина,
А.В.Кочергина. – М.: ВАКО, 2007.
5. Маханева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе.
Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2009.
6. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки
внеклассных мероприятий. Автор – составитель: Н.В.Лободина. – В.: Учитель, 2007.
Используемое оборудование : компьютер, проектор, экран, магнитофон
Дидактические пособия:
· аудиозапись со звуком метели;
· иллюстрации зимующих птиц;
· материалы для изготовления кормушек;
· иллюстрации-планы по изготовлению кормушек;
· загадки;
· презентация;
. видеофильм о зимующих птицах.
Используемые ЦОР:
Занятие сопровождается мультимедийной презентацией
Краткое описание:
Процесс обучения реализуется в контексте моделируемой реальности, жизнь человека в связи с окружающим миром. Организующим началом занятия явилось оформление класса и создание психологической комфортности. Источником стало переживание, т. е. то психическое состояние, которое испытывает человек, соприкасаясь с подобной ситуацией в реальной жизни. Поэтому на уроке необходимо создать ситуацию, в которой возникнет это переживание. Занятие проектировалось с учётом тех умений и способов действий, которые детям уже знакомы: физкультминутки; умение разгадывать загадки; навыки работы с ножницами и т.д.
Ход занятия:
Организационный момент (создание психологической комфортности на занятии-3 мин.)
Все вместе:
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь и пожелайте себе и всем, кто рядом радости и успеха. Какое у вас настроение? (Хорошее.) Я желаю, чтобы наше хорошее настроение сохранилось до конца нашего занятия. Присаживайтесь на свои места.
Учитель: Ребята сегодня у нас необычный урок. Как вы думаете почему?
Давайте вспомним правила работы в классе. (Внимательно слушай товарища; говори по очереди, не перебивай друга; уважай мнение ребят; помоги товарищу, если ему понадобится помощь).
Учитель: Как вы думаете, от кого зависит успех нашего урока? (Успех нашего урока зависит от работы каждого из нас.)
2. Сообщение темы занятия( 3мин). Цель: уточнение знания учащихся о зимней природе . Учитель. Прослушайте, что это за звуки? (прослушать звуки метели ) Учитель.Кто поляны белит белым, И на стенах пишет мелом, Шьёт пуховые перины, Разукрасил все витрины? Дети: Зима. (презентация- картина с зимним пейзажем слайд 1). – Как изменилась неживая природа с наступлением зимы? (Стало холодно; дуют ветры; осадки – снег, град, снежная крупа; дни стали короче; реже светит солнце; вода замёрзла.)
Учитель: Ребята, отгадав следующую загадку вы узнаете о ком будем говорить на уроке. Кто рисует на снегу длинные цепочки. Кто расставил на бегу Крестики и точки. (Птицы) Конечно же, это птицы (показ 2 слайда)
3.Закрепление знаний. ( 15 мин.) Цель: уточнение знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы. Задачи: образовательная - уточнить знания о значении природных условий для жизни птиц, развить умение находить взаимосвязи в природе; воспитательная - воспитывать на основе учебного материала любовь к птицам своего региона, прививать основы экологической культуры.
Учитель: Ребята, для чего нужны птицы?
Дети: Украшают природу. Радуют песней. Являются санитарами леса. Спасают от вредителей деревья, поля, огороды. Способствуют размножению растений.
Учитель: На какие 2 группы можно разделить этих птиц? (перелетные и зимующие)
Учитель: Каких птиц называют перелётными, а каких зимующими? (показ 3 слайда)
Учитель: Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Как называют таких птиц?
Дети: Зимующие птицы. (На доске название темы занятия.)
Учитель: Назовите зимующих птиц(дети называют зимующих птиц.
Учитель: Давайте поподробнее познакомимся с этими птицами (просмотр видеофильма).
Учитель. Кто готов назвать птиц, о которых шла речь в видеофильме? (голуби, ворона, снегирь, свиристели, синица).
Конкурс загадок.
Отгадайте загадки (слайд 4).
Учитель: Найдешь её в своём дворе,Она на радость детворе.Ты обижать её не смей!Эта птичка - ...
Дети: Воробей.
Воробей: Воробей-птичка маленькая, подвижная. Cверху коричневато-бурая, снизу беловатая или серая. Щёки белые, ушная область бледно-серая.У него короткие сильные лапки, клюв тонкий, твёрдый. В холодную пору они сидят прижавшись, друг к другу. Живут они стайками. Питаются воробьи хлебными злаками, ягодами вишни, смородины, винограда, насекомыми.
Учитель: Непоседа пёстрая,Птица длиннохвостая,Птица говорливая,Самая болтливая.
Дети: Сорока.
Сорока: Она - белобока, потому что по бокам пёрышки у неё белые. Голова и крылья – чёрные. Хвост тоже чёрный, но с очень красивым зеленоватым оттенком, длинный и прямой, как стрела. Cороки питаются самой разной пищей. В её рацион входят как мелкие млекопитающие, так и насекомые. Также сороки часто разоряют птичьи гнёзда, таская яйца и птенцов. А иногда даже таскают у собак кости.
Учитель: Спинкою зеленовата,
Животиком желтовато
Черненькая шапочка
И полоска шарфика(синица).
Учитель: Ребята, вы узнали эту птицу?
Дети: Это синица.
Синица: У неё чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный хвост. Летом синица живёт в лесу, питается насекомыми. Зимой холодно и голодно, она перебирается ближе к жилью людей, где больше корма. Синица любит несолёное сало, семена подсолнечника.
Учитель: Ребята, а как зовут эту птицу?
Красногрудый, чернокрылый,Любит зёрнышки клевать,С первым снегом на рябинеОн появится опять.
Дети: Снегирь.
Снегирь: Я уверена что вы сразу узнаете снегиря по красной грудке. Он частый гость зимой в наших лесах. Его имя связано с первым снегом. У него толстый, короткий чёрный клюв. Снегирь любит расклёвывать ягоды рябины, калины, зёрнышки, охотно поедает семена клёна и липы. Он любит нырять в снег и купаться в нём.
Учитель. Всю ночь летает -Мышей добывает.А станет светло -Спать летит в дупло.
Дети. Сова. Учитель: Совы являются ночными хищниками, которые, обычно, живут по одиночке, но бывают исключения. Чаще всего добычей сов становятся мелкие млекопитающие, насекомые и другие виды птиц.
Учитель: Окраской - сероватая,Повадкой - вороватая,Крикунья хрипловатая -Известная персона.Кто она?..
Дети. Ворона.
Учитель. Голова, горло, крылья, хвост, клюв и ноги серой вороны черные, а остальное оперение серое. Вороны приносят большую пользу людям. Они истребляют мышей, лягушек, личинки майского жука, которые находятся под землей на глубине 5-10 сантиметров.
Учитель. Кто в беретке ярко-красной,В чёрной курточке атласной?На меня он не глядит,Всё стучит, стучит, стучит.
Дети. Дятел.
Учитель. Гнездится в лиственных лесах. Охотно гнездится в мелколесье, в садах и парках. Питается только насекомыми. Кормится в основном на тонких стволах и на ветках.
Конкурс «Третий лишний»(показ 5 слайда).
Учитель: . А сейчас физкультминутка .
Физминутка (2 мин.)
Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь вы услышите что-нибудь другое, то нужно хлопать и топать.
Начинаем:
Прилетели птицы;Голуби, синицы,Мухи и стрижи....- Что не правильно? Мухи!- А мухи это кто? (Насекомые.)Вы правы. Продолжаем.Прилетели птицы:Голуби, синицы,Аисты, вороны,Галки, макароны! (Дети топают.)
- Начинаем снова.Прилетели птицы:Голуби, куницы!...(Если дети не топают, учитель говорит: 1: 0 в мою пользу. Куницы вовсе не птицы)
- Начинаем снова
Прилетели птицы:Голуби, синицы,Страусы, чижи....(Если дети не топают, еще одно штрафное очко. У страусов крылья почти совсем исчезли и летать они не умеют.)
Прилетели птицы:Голуби, синицы.Чибисы, чижи,Галки и стрижи.Комары, кукушки. (Дети топают.)
Прилетели птицы:Голуби, синицы,Галки и стрижи,Чибисы, чижи.Аисты, кукушкиДаже совки - сплюшки,Лебеди, скворцы.
4.Закрепление изученного (4 мин).
Учитель: Какие памятные даты относящиеся к птицам вы знаете?
Дети: 1 апреля –день птиц. 15 января - День зимующих птиц России. И в этот день дети изготавливают кормушки и подкармливают птиц. (6 слайд).
Учитель: Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?
Дети
Учитель: Не страшна зима птицам, если есть корм. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
Учитель: А как и чем мы можем помочь птицам зимой?
Дети: Подкормить.
Кормушка ( слайд 7)
4. Практическая работа (15 мин.).
Цель – изготовление кормушек для птиц из подручного материала
Учитель: Сегодня мы выполним из броского материала кормушки для птиц.
Учитель: При создании кормушек важно помнить главные правила(слайд 8 )
Учитель: Нам предстоит работать с ножницами. Давайте вспомним правила работы с ними.
Учащиеся зачитывают правила по пунктам (9 слайд).
Учитель: Ваша задача, работая в паре превратить коробку в кормушку для птиц. Договоритесь, кто какую работу будет выполнять. Один из вас делает разметки, другой вырезает. Смастерить кормушку вы должны до конца занятия. После окончания работы покажите условленным сигналом, что ваша кормушка готова.
Звучит спокойная музыка.
Во время практической работы учитель оказывает помощь детям.
Показ презентации «Кормушки для птиц»(слайд 10).
Учитель: Ребята, у меня на столе стоят готовые кормушки. Они изготовлены из броского материала. Рассмотрите её внимательно.
Учитель вывешивает на доске планирование этапов работы.
Планирование этапов работы( 11 слайд).
а) Возьмите шаблоны:
б) Разметьте по шаблону по обе стороны коробки;
в) Аккуратно вырежьте сначала с одной, а далее с другой стороны;
г) Проволоку пропускаем через оба отверстия и два конца проволоки соединяем, закручиваем.
Учитель: А теперь ребята, повернитесь к гостям покажите свои работы, свои столовые для птиц. Выставка кормушек.
Учитель: А что должно быть в кормушках (12-13 слайды)
- А где надо развешивать кормушки для птиц?(14-15 слайды).
Дети: Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц, доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушки корм. Кормушку хорошо устанавливать на балконе квартиры. Через стекло очень интересно наблюдать за птичьей столовой.
5.Итог урока (3 мин)
Покормите птиц!(16 слайд)(дети читают про себя, а затем хором)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель: И чем же необычным был урок?
Дети. Мы на одном уроке провели два урока :окружающий мир и технологию.
Учитель: Спасибо! Я довольна вашей работой на уроке. Теперь я спокойна, что вы не оставите птиц в беде. Но нам хотелось бы знать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах карточки с изображением настроения, выберете ту карточку, которая бы соответствовала вашему настроению.
Дети. Спасибо за урок.