Сценарий внеклассного мероприятия Устный журнал Птичьи портреты
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «Птичьи портреты»
Составители: учитель биологии Вербовая Жанна Александровна и учитель географии Егорова Нелли Федоровна ГСУВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа»
Цель: углубление знаний о птицах, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека;
развитие интереса к природе, ее изучению
Оборудование: презентация - слайды с видами птиц, о которых идет речь в сценарии, птиц Красной книги;
маски птиц- малиновки, иволги, сыча, орла, воробья, вороны.
Оформление сцены. На задней стене сцены полотно с изображением леса. На сцене макет скалы, пеньки берез с гнездами. На боковой стене плакат «Путешествие в мир прекрасный и живой», картина с изображением птиц в лесу.
Выходят двое ведущих.
Внимание! Внимание!
Сегодня, здесь, сейчас
Откроем птичью студию
Для всех собравшихся у нас!
Сегодня в нашу студию
На праздник птичий наш
Слетятся птицы разные
Решать вопросы важные.
Во – первых,
Когда, в каком часу
Удобнее и выгодней
Использовать росу?
Второй вопрос назрел давно:
Кто рекордсменом называется?
И есть ли он в лесу?
По третьему вопросу
Хотелось бы узнать
О легендарных птицах
И смысл легенд понять.
Внимание! Внимание!
Сегодня, в этом зале,
мы поведем рассказ
о птицах, живущих вокруг нас!
Ведущий 1.
И так, мы открываем страницы устного журнала «Птичьи портреты».
Страница первая - « Кто они такие?»
Звучит тихая музыка. На фоне кадров диапозитивов говорит ведущий.
1 кадр. Земля во вселенной.
Очень давно, более 5 миллиардов лет назад, в огромной и бесконечной вселенной появилась маленькая планета Земля.
Безбрежные воды мирового океана заполнили планету. И тогда на безжизненной Земле в теплом океане зародилась жизнь.
2 кадр. Древнее море.
На дне морей разрослись бурые и зеленые водоросли, появились морские звезды и ежи, моллюски и кораллы, членистоногие и рыбы. Морское дно постепенно изменялось, образовалась суша.
3 кадр. Мезозойская эра.
Появились наземные животные и среди них первые птицы. Это было 230 миллионов лет назад. Мрачная, населенная лишь динозаврами планета огласилась птичьим пением.
4 кадр. Поселение древнего человека.
А еще через миллионы лет по Земле зашагал человек.
5 кадр. Жаворонок.
Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поет, заливается. Оценил это пение человек!
6 кадр. Гнездо аиста.
Поднял человек голову вверх – аиста увидел, который свил гнездо на вершине высокого дуба. Стоит на одной ноге, клювом щелкает, дробь выбивает, аистихе понравиться хочет!
7 кадр. Орел.
Поднял человек голову вверх – а там орел парит, свободно, легко! «Вот бы мне так!» - подумал человек, соорудил крылья и бросился вниз с колокольни. Не однажды бросался, прежде чем взмыл вверх, опираясь не на силу мускулов, а на силу своего разума. И родилась авиация.
8 кадр. Синица.
Быстрее звука летают самолеты, куда там птицам. Но по экономичности полета пернатые недосягаемы. Например, синичка, на одном грамме жира пролетает 100 км!
9 кадр. Летящие журавли.
Человек по приборам может привести корабль, самолет в любую точку Земли. Но и птицы, возвращаясь после зимовки, без всяких приборов приземляются точно на ту же поляну, с которой стартовали осенью!
10 кадр. Соловей на ветке.
Птицы прекрасно видят, слышат и поют, и мы недаром говорим: «Зоркий как сокол», «Чуткий как филин», «Поет как соловей»!
11 кадр. Мухоловка с насекомым во рту.
Эти замечательные создания природы охраняют наши леса, сады и огороды от вредных насекомых, мышей, которые портят плодовые деревья, съедают около четверти всего урожая.
12 кадр. Иволга.
Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.
13 кадр. Птица с птенцами в гнезде.
Сад без птиц – не сад, лес без птиц – не лес! Без них скучно в осеннем лесу, и мы радуемся их возвращению весной. Да что говорить! Птицы – это птицы!
14 кадр. Ласточки в небе.
Птиц на земле много – около 9 тысяч видов.
Раздел зоологии, изучающий пернатых, называется орнитологией. Птицы заметно отличаются по внешнему виду, размерам, пению, местам обитания. Однако все они имеют перьевой покров, за что их называют пернатыми!
В нашей стране с 1924 года в апреле отмечается День птиц.
Ведущий 2
О птицах в народе слагали не только пословицы, стихи и песни, но и легенды. Легенды всегда связаны с чем – то загадочным и таинственным. Постарайтесь угадать, о какой птице идет речь.
Страница вторая - «Угадай птицу».
Ученик 1.
Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом. А у древних греков она олицетворяла мудрость. Что это за птица?
Демонстрируется слайд с изображением совы.
Ученик 2.
Правильно, это сова. Сова не случайно испокон веков привлекала внимание людей: необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни. Сова - единственная птица, у которой оба глаза расположены на лицевом диске и направлены вперед. Голова совы поворачивается на 180 градусов. Задние края крыльев совы снабжены мягкой бахромой из перьев, которые уничтожают завихрения воздуха. Бесшумный полет помогает им ловить таких чутких зверьков, как мыши. Одна сова уничтожает за год в среднем от 1000 до 1200 мышей. А это значит, что она спасает минимум тонну зерна!
Ученик 3.
Я ничем не выделяюсь,
Днем в листве густой скрываюсь.
Сплю весь день я напролет
Ночью я иду в обход.
Ночью я всегда летаю,
Грызунов подстерегаю.
Самых вредных грызунов
Выгоняю из лесов.
Ученик 4.
Послушайте вторую легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к лику святых. Погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы без изменения. Угадали? Конечно, это клесты.
Демонстрируется слайд с изображением клестов.
Ученик 5.
Клюв у клестов крестообразный, приспособленный для вылущивания семян из шишек хвойных. Смолистые вещества семян пропитывают организм птиц. Это им не вредит, а после смерти иногда они сохраняются по 15-20 лет. И еще одна удивительная способность есть у клестов: птенцы их могут появляться в любое время года – даже в декабре и январе. Кормят родители свое потомство семенами хвойных растений, размягченными в зобу.
Ученик 6.
Вьюги, зимние метели
Елки в снежный мех одели,
А на елке, на вершинке,
Крупных шишек целый воз!
Кто кричит: «Цик – цик… Цик – цик…
Я к тебе, Мороз, привык!»
Это клест висит на шишке
Высоко, вниз головой! –
В ярком красненьком пальтишке,
Клюв широкий и кривой.
Ученик 7.
В одном из преданий об этой птице говорится, что одна женщина, погубившая своего мужа, в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву. А грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же ее настоящее имя?
Демонстрируется слайд с изображением кукушки.
Ученик 8.
Это кукушка. В то время, когда почти все птицы, выбиваясь из сил, выкармливают птенцов, кукушка живет припеваючи: она подкидывает свои яйца в чужие гнезда и не знает ни горя, ни забот. Но это еще полбеды – главное, кукушонок выкидывает из гнезда детей законных хозяев. Это явление в биологии называется гнездовым паразитизмом. И все-таки кукушка полезна благодаря своему аппетиту. Взрослая кукушка за час может съесть до 100 гусениц, среди них- волосатые и ядовитые, которых не едят другие птицы.
Ученик 9.
Солнцем залита опушка
Разгорелся летний день,
А проказница – кукушка
Куковать уселась в тень.
Где она – никто не знает,
На каком сидит суку,
В прятки с солнышком играет
И кричит ему: ку - ку!
Ученик 10.
А вот еще одна легендарная птица. Она ведет ночной образ жизни. У нее выпуклые глаза, маленькие, не приспособленные к ходьбе ноги, а главное – огромный рот. По вечерам она часто вьется над стадами, шныряет прямо у самого вымени коз и коров. В Испании ее зовут обманщиком пастухов. А как ее называют у нас?
Демонстрируется слайд с изображением козодоя.
Ученик 11.
Это козодой. Сейчас мало кто верит, что эта птица действительно доит коз. Козодой – птица ночная. Вьется вокруг коз, чтобы ловить насекомых. Огромный рот нужен им для охоты на ночных жуков и бабочек, схватывая их клювом, как сачком. Днем козодой не летает, сидит в тени на земле или ветке.
Пестрая окраска напоминает цвет древесной коры. Можно пройти в нескольких шагах от птицы и не заметить ее.
Ученик 12.
Коз не доят козодои:
Распахнут широкий клюв,
На лету жуков наловят,
В лунном свете промелькнув;
Закричит ночная птица,
Но не нам грозит бедой, -
Человека сам боится
Полуночный козодой.
Ведущий 1.
Ребята, а вы знаете, почему ворона не живет в лесу, а все около человека селится? Тогда посмотрите сказку.
Страница третья - «Птицы в природе»
(театрализованное представление)
СЦЕНА 1. Поляна в лесу.
Малиновка. Ну, гнездышко ухожено, яички уложены. Теперь можно и самой поесть, попить. Желтая иволга, соседушка!
Иволга. Что тебе, соседушка Малиновка?
Малиновка. Не присмотришь ли ты за моим гнездом? Полечу еды – питья добывать.
Иволга. Лети, соседка. Да только поторапливайся, как бы чего не вышло! Я, Иволга, птица малая да пугливая!
Малиновка. Я мигом ворочусь! Да в гнезде у меня яички – не птенчики! Лежат себе не выскакивают. Ну, я полетела.
(На сцене появляется ворона с корзиной, полной яичек.)
Иволга. Теперь мне надо в оба глядеть. От гнезда к гнезду летать, а то не устерегу гнезд!
Ворона. Ну, проворна же я, воронушка! Плохо ли придумала?!
Натаскала из гнезд готовенького! Хватит и мне, и малым деткам, и мамкам, и нянькам и дальним соседкам! А раньше весь день только и делаешь, что добычу ищешь!
Иволга. Да в уме ли ты, Ворона! Слыхано ли дело, птице птиц обижать, у них яички таскать, видно нет у тебя ни стыда, ни совести!
Ворона. Кто это еще пищит, Ворону срамит? Уж не ты ли, Иволга? А ну-ка, подавай сюда яички!
Иволга. Что ты, Воронища! В уме ли? В скорлупочках-то птенчики, мои малые деточки!
Ворона. Вот-вот, и подавай сюда своих деточек!
Иволга. Не отдам тебе, Воронища, черная разбойница!. Ворона. Ха-ха-ха! Не дашь, так сама заберу. Карр! Да тут еще чье-то гнездо!
Иволга. Не тронь, не тронь! Мне Малиновка наказывала гнездо стеречь!
Ворона. Вот и сидела бы тихонечко, сторожила! Нет, выскочила против Вороны. Вот и получай теперь!
Иволга. Оставь, хоть по одному яичку!
Ворона. И скорлупочки не оставлю. Пошла прочь, пока не заклевала! Будете Ворону уважать (отталкивает Иволгу, забирает яйца). Ишь, корзина-то тяжелая. (Уходит.)
Иволга. Ой-ой-ой! Горе – несчастье какое! Ой-ой-ой! Беда к нам пришла!
Малиновка. Соседушка, что случилось? Где мои малые деточки?
Иволга. Остались мы, подруженька, без деточек! Всех прибрала Ворона-разбойница! Не уберегла я наших деточек!
Малиновка. И до нас добралась, Воронища! Опустели наши теплые гнездышки!
Сыч. Что это вы, птички распечалились? Меня, Старого Сыча, раньше вечерней зорьки подняли. Вам бы песни петь, Весну славить, а вы расплакались!
Иволга. До песен ли нам?! Опустели наши гнезда.
Малиновка. Прибрала Ворона-разбойница наших деточек.
Сыч. Что? Неужто и в правду Ворона за разбой взялась, слух прошел, что она гнезда разоряет, птиц обижает, да как-то не верилось.
Иволга. Не верилось? Вот доберется Ворона до твоего гнезда, тут и уверишься!
Сыч. Не бывать тому! Найдем, Ворона, управу на тебя! Полечу-ка я в каменные горы к Сизому орлу. Расскажу ему про птичью беду. Пусть рассудит.
Малиновка. Лети, лети, братец Сыч, расскажи все как есть!
Иволга. Ни чего не утаивай. Проси у Орла суда да помощи!
Сцена 2. В каменных горах у Орла.
Орел. Ну, Воробей, мой меньшой посол! Что за дела у нас нынче? Сказывай по порядку!
Воробей. Журавль с цаплей рассорились, как бы не разодрались. Мирить надо, лягушек на болоте никак не поделят.
Орел. Пиши: «Орел - судья, над птицами голова решил: все зеленые лягушки - журавлевы, а бурые - цаплины». Написал? Еще что?
Воробей. Жалоба поступила на Скворушку - разговорушку. Баловень – скворец всех передразнивает. Научился по – кошачьи кричать, соседей пугает.
Орел. Пиши: «Скворцу насмешки бросить, по – кошачьи не кричать, а петь, как положено, по – скворчиному, Весну славить! Ну, что за дела! Мелкота одна.
Воробей. Есть еще одно дело. Это поважней будет. Прилетел из дальних лесов Сыч. Просит до тебя допустить, слово сказать.
Орел. Из дальних лесов говоришь? Давненько я там не бывал. Порядка не проверял. Веди Сыча, послушаем.
Сыч. Здравствуй, батюшка Сизый Орел!
Орел. Здравствуй, Сыч! С чем пожаловал?
Сыч. С жалобой, с жалобой! Дай нам праведный суд на обидчицу Ворону. От нее нам житья нет, Наши гнезда разоряет, яйца таскает, детенышей крадет, да ими родню питает.
Орел. Из-за одной Вороны Орлу в лес лететь? Не бывать такому!
Сыч. Что ж нам делать-то? Стон, плач стоит у нас в лесу.
Воробей. Батюшка Орел, как бы на Ворону глядя, и другие за разбой не взялись. Так ведь весь птичий род переведется.
Орел. И то правда! Раз не могу я за Вороной лететь, пошлю я за ней Воробья – посла своего. Да прикажу Вороне самой сюда явиться1Сыч. А ну, как она нас не послушает?
Воробей. Как не послушает? Я хоть и маленький посол, но дело свое хорошо знаю! Летим, .Сыч. Летим! Я тебе, Воробей, самую короткую дорогу укажу. Не успеешь оглянуться, в лесу будем!
СЦЕНЕ 3. В каменных горах у Орла.
Орел. Вот и день прошел, и другой к закату клонится, а посольство мое назад не вернулось. Как с делами быть? Без Воробья разве с делами разберешься?
Входит воробей
Воробей. Здравствуй, Сизый Орел!
Орел. Ну, выполнил мой приказ?
Воробей. Ох и дело, батюшка! Передал я приказ, а Ворона никак лететь не хочет! Ну, отговариваться! И дела у нее, и больна она, и воронят малых не на кого кинуть!
Орел. Так справил ты дело или нет?
Воробей. Сам бы не справился, да Сыч помог. Собрал он всю птичью силу и как пошли они Ворону клевать, щипать, к тебе на суд гнать. Ей делать не чего, каркнула и полетела. А все птицы за ней.
Орел. Где же она, негодница?
Воробей. У дверей стоит, ее Сыч сторожит.
Орел. Вели войти Вороне да Сычу, да еще захвати двух свидетелей!
Входят Ворона, Сыч, Малиновка, Иволга. Все кланяются Орлу.
Птицы (хором). Здравствуй, Сизый Орел, дай нам праведный суд на обидчицу!
Орел. Ну, чтоб не галдеть и по порядку! Начинай ты Сыч. Чем провинилась Ворона?
Сыч. А тем, что на чужое рот разевает, у птиц детенышей да яйца таскает!
Ворона. Напраслина, напраслина! Я только скорлупочки собираю, да лес очищаю!
Малиновка. Ах ты, врунья- разбойница! Не ты ли моих деточек погубила?
Орел. Подожди, Малиновка. Пусть Иволга скажет, что еще за Вороной водится.
Иволга. Да она совсем распоясалась! Не только нам, птицам, досаждает, но и людей не страшиться- как выйдет мужичок засевать поле, она тут как тут.
Ворона. Оговаривают они меня от зависти, глядя на мое богатство. Мы только и делаем, что червяков из свежей пашни таскаем.
Малиновка. Да кто тебе завидует? Все-то у тебя ворованное! Чужим несчастьем живешь!
Орел. Говори, Малиновка.
Малиновка. На нее народ жалуется. Как хлеб сожнут, снопы сложат, налет она со всем своим вороньем и давай снопы ворошить, копны разбивать! Не столько съедят, сколько напакостят!
Ворона. Напраслина! Мы с утра до ночи трудимся, чтобы хлеб пророс, да зерно просохло!
Сыч. Ну и врунья, каких свет не видывал. Того и гляди выкрутится.
Ворона. Тебе ли, Орел, этой мелкоте верить! Гони их, чтоб не пищали. Мы с тобой птицы важные, без них договоримся.
Орел. Ты мне, Ворона, не указ! Сам знаю, как дело рассудить. Воробей, меньшой посол, пиши мое решение: «Вороньему роду с этих пор ни в лесу, ни в поле не жить, гнезд не вить, разбой не творить!»
Ворона. Смилуйся, Орел, куда же мне деваться?
Орел. А куда хочешь! Не умеешь с птичьим народом в мире жить, ищи себе другой. Хоть к людям иди, среди них поживи! Уходи от нас, уходи!
Ворона. Не пойду я к людям жить, останусь в лесу и тебя, Орлище, не послушаюсь!
Орел. Эй, птицы малые и большие! Гоните от нас разбойницу!
Птицы (хором). Пошла вон! Пошла вон! Негодница! Нет тебе прощения!
Ворона. Ой-ой-ой, перестаньте меня щипать, клевать. Сама уйду! Как жить дальше?!
Орел. То-то, задумайся!
Ведущий 1.
С тех пор Ворона в лесу не живет, все возле людей крутиться.
Ведущий 2. Страница четвертая – «Берегите птиц».
Ученик 1.
Не разоряйте птичьего гнезда, -
Так счастлива в своем жилище птица
Она в гнезде спокойна и тогда
Когда над рощей буря злиться.
Храните дерево от топора;
Оно, высокое и вековое
Дает нам тень, когда стоит жара
Оно чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Ученик 2. Каково будущее птичьего населения планеты в связи с антропогенным процессом?
И вот как оценили положение специалисты: « По крайней мере, 10% птиц вымрут».Действительно человек повинен в исчезновении многих и многих видов животных и птиц. За последние 400 лет, в основном благодаря деятельности человека, вымерло более 200 видов и подвидов птиц. Например, дронт – крупный увален голубь размером с гуся, который обитал на острове Маврикий. Гнездился он на земле и не летал. Это было почти ручное существо. Человек появился на острове примерно в 1507 году и привез собой собак, кошек, крыс свиней и коз. И началась бойня. К 1690 году жирный, нелепый и беззащитный голубь прекратил свое существование. В музеях сохранилось несколько засушенных лапок, пара голов и множество костей этой птицы.
Ученик 3.Человек ухитрился свести на нет самый многочисленный вид птиц на земном шаре – странствующего голубя Северной Америки. Голуби появлялись в небе густыми стаями. Орнитолог Вильсон сообщал о стае голубей, пролетавшей над ним в течение 4 часов. Стая растянулась на 360 км. Голубя уничтожали всеми возможными способами. Их стреляли из ружей, винтовок и мушкетов, разжигали костры в местах кормежек птиц. В в 1880 году в стране еще встречалось значительное количество странствующих голубей, но уже через 20 лет от них не осталось и следа. Последнего дикого голубя убили в1899году.
Ученик 4. Такая же учесть постигла бескрылую гагарку. Это была очень крупная нелетающая птица, населяющая берега Исландии, Скандинавии, Англии и Лабрадора. Под воздействием антропогенных факторов вымерли чатемский пастушок, разноклювая гуйя, четырехцветный цветовод, сантоменский зерноед и многие другие. Причины гибели птиц разнообразны. На первое место выходит изменение местообитаний птиц вследствие хозяйственной деятельности человека и сведения лесов. Немаловажна роль и прямого истребления птиц человеком и животными, как кошки, собаки, свиньи, козы, крысы и мангусты.
Ученик 5. Что можно сделать, чтобы предотвратить исчезновение птиц?
Усилия по охране птиц нужно направить на расширение крупных лесных массивов, запретить сплошную рубку лесов, сократить систематический выпас скота, уменьшить загрязнение озер и рек. Если этого не сделать нас ждет шанс увидеть сцену, которую описал Гечел Карсон в своей книге «Безмолвная весна»: «Это была весна без птичьих голосов. В лесах, которые некогда наполнялись на заре утренним хором дроздов, пересмешников, голубей, соек, крапивников и десятков других птиц, теперь не было слышно ни звука; над полями, лесами и болотами стояла тишина».
Звучит птичье пение, демонстрируются слайды с изображением птиц.
Ведущий 1.
Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов,-
Я знаю все, о чем поет
Щегол и реполов.
Поет на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
Ты гнезда разорять не смей,.
Не трогай птичьих гнезд.
Чтоб накормить своих птенцов,
Набить едою рот,
Найдется много червяков,
Ползущих в огород.
Повсюду птицы полетят, -
Они и там, и тут.
Всех гусениц, что портят сад,
На яблонях найдут.
От кровожадных комаров
Покоя летом нет.
Их пеночка и реполов
Поймают на обед.
Поет щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнезд!
Литература
Акимушкин И..И. Занимательная биология. -Смоленск: Русич, 1999.-336с.- (Занимательная биология).
Евдокимов Р.М. Внеклассная работа по биологии. – Саратов: Лицей, 2005. – 288с.-(библиотечка учителя).
Нестеров В.В. Зоовикторина./Оформление А. Лурье – СПб.: Лань, 1997. -160 с.-
Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для чтения учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.- 272с.-