Внеурочная деятельность в рамках ФГОС Коллективная работа «Карта миграции перелётных птиц»


Тема: « Коллективная работа - «Карта миграции перелётных птиц».
Тип занятия: занятие «открытия» нового знания (ОНЗ).
Цель занятия (для учителя): сформировать представление о том как происходит миграция перелётных птиц, практически показать пути миграции.
Планируемый результат (для учащихся): уметь применять знания, полученные на уроках окружающего мира; уметь правильно помочь природе; уметь ценностно относиться к природе и окружающему миру.
1. Личностные: развитие любознательности и фантазии ; формирование интереса к изучению природы; осознание необходимости сохранения природы и формирование мотивационной основы своего отношения к окружающему миру;
2. Предметные: сформированность представлений о взаимосвязях и взаимодействии между природой и человеком
3. Метапредметные:
- Познавательные: ориентироваться в предложенном материале, проводить сравнения, выстраивать цепочку логических рассуждений.
- Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, использовать алгоритм сравнения, осуществлять самоконтроль и самооценку.
- Коммуникативные: принимать и выполнять правила работы в группе; обосновывать сделанные выводы.

Оборудование и наглядные пособия: учительский ноутбук , интерактивная доска, подключение к Интернету, презентация к уроку, ножницы, клей, карточки с высказыванием, стихи о птицах, атлас, дартс, повязки для завязывания глаз, кубики для строительства башни, смайлы (рефлексия.)






Этапы занятия
Деятельность учителя:
Деятельность ученика:
Формирование УУД


1. Мотивация и стимулирование к деятельности.
Цель: организовать мотивацию к деятельности.





























2. Актуализация знаний и постановка проблемы. Цель актуализировать знания детей для восприятия нового материала.



· Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть.
- Посмотрите на слайд (слайд №1) на котором мы можем видеть необходимые на уроке материалы и инструменты. Проверьте наличие всего необходимого на рабочем месте.

· Давайте поиграем.
Игра «Собери птицу».
- Что это за птицы? К какой группе птиц они относятся?
- Вот что сказано об этих птицах в литературе (слайд №2). Проверьте свои предположения.

- На прошлом занятии по окружающему миру мы узнали о перемещении птиц в пространстве, ознакомились с законами перелётов.
- А на какие вопросы связанные с перелётом этих птиц вы бы хотели найти ответы?

-Сегодня мы выполним коллективную работу, составим карту миграции птиц.
Мы проследим перелет ласточки и трясогузки. И будем вместе искать ответы на вопросы.







- Юные натуралисты нашего класса нашли интересный материал о перелётных птицах. Послушайте их сообщения.




















- Поможет ли нам эта информация составить «Карту миграции перелётных птиц»? Что интересного вы запомнили?

- А что ещё необходимо знать? Какие у вас предположения?

Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.

Группам раздаются пазлы птиц. Ученики выкладывают их на доске. (1 группа – ласточка, 2 группа – трясогузка)
Это перелётные птицы.





Ученики читают стихотворения о ласточке и трясогузке.







- Куда летят эти птицы? Как долго они бывают в пути? Какие страны они пролетают?













Индивидуальная работа.
Дети читают высказывания на карточках:
К-1.Все они принадлежат к поздним из прилетающих птиц. Это связано с их питанием.

К-2. Ласточки прекрасно летают. Скорость полета этих птичек может доходить до 100 км/ч. и более.

К-3. Улетают все ласточки внезапно, и через несколько дней они уже ловят насекомых где – то возле египетских пирамид, а затем улетают ещё дальше на юг – в Центральную и даже Южную Африку.

К-4.Обыкновенно они летают неподалёку от реки характерным волнообразным полётом.
Во второй половине сентября все трясогузки улетают далеко на юг, в Африку, в долину Нила, на зимовку.





Ученики выссказывают свои предположения.






1) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

2) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

3)формируем умение извлекать информацию из услышанного.

4) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.


5) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.









1) формируем умение
обобщать и классифицировать по признакам.

2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
3) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;





















1) анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
2) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
3) аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
4) учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;






3. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: построить проект выхода из затруднения.


- Поможет нам в работе технологическая карта:
Пронаблюдать по технологической карте этапы работы.
Составить план работы
Обсуждение навыков необ
·ходимых для работы.
Сделать вывод как можно работать, чтобы сделать общую «Карту миграции».


Ученики изучают технологическую карту. Выстраивают план работы.














4. Реализация
построенного проекта
Цель: построение и фиксация нового знания

Повторение техники безопасности при работе с ножницами, клеем.
- Определим критерии сравнения. По каким признакам мы можем сравнить наши изделия?

Практическая деятельность: СОСТАВЛЕНИЕ КАРТЫ.
1. На голубом фоне (водные пространства) дети по очертаниям приклеивают два материка, между которыми осуществляется перелёт – ЕВРАЗИЯ и АФРИКА.
2. Отмечают флажками начало и конец пути. 3. Отмечают основной ландшафт. 4. Отмечают основные объекты-остановки.

1)анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация;
2) использование знаково-символических средств;
3) установление причинно-следственных связей;
4) выполнение действий по алгоритму;
5) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
6) формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;
7) учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;
8) контроль; коррекция

Физкультминутка.





Упражнение для снятия напряжения глаз










1) анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;
2) доказательство;
3) контроль;
4) коррекция;

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Цель: организовать первичное закрепление при помощи иллюстрации
Непосредственно работа с “картой” и включение в игру.
- Обратимся к нашей карте. - Отмечаем первый пункт остановки. - Что это за место? - Обозначим. - Сверим с атласом.





Выполняя эту работу обучающиеся параллельно сверяются с оригиналами – КАРТОЙ и ВИДАМИ ПУТИ.

5) рефлексия способов и условий действия;
6) контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
7) планирование учебного сотрудничества;
8) рефлексия способов и условий действия.


6. Включение в систему знаний и повторения
Цель: организовать включение нового знания в систему знаний и повторение и закрепление ранее изученного

Карта готова. Проверим, готовы ли стаи к перелёту, выносливы ли они и чья “ стая” без потерь преодолеет свой путь. На каждой остановке обучающиеся, изучая материал, зарабатывают баллы, выполняя определённые задания. ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА – выносливость - простоять на одной ноге.
ВТОРАЯ ОСТАНОВКА – хорошее зрение – игра в ДАРТС.
ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА – ориентация – пройти между стульев с завязанными глазами.
ЧЕТВЁРТАЯ ОСТАНОВКА – скорость- “размотай ленточку”.
ПЯТАЯ ОСТАНОВКА – высота полёта – “строительство башни” На ШЕСТОЙ ОСТАНОВКЕ выясняются ОПАСНОСТИ, подстерегающие птиц во время перелётов.
Дети на интерактивной доске читают записи ВЫНОСЛИВОСТЬ ХОРОШЕЕ ЗРЕНИЕ ОРИЕНТАЦИЯ СКОРОСТЬ ВЫСОТА ПОЛЁТА ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ На каждой “остановке” обучающиеся выполняют определённые задания. Дети открывают и читают карточки с названиями опасностей. В итоге открыта следующая информация: СИЛЬНЫЕ ВЕТРЫ МЕТЕЛИ СИЛЬНОЕ ПОНИЖЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ПЕСЧАНЫЕ БУРИ ПАЛЯЩИЙ ЗНОЙ ПУСТЫНЬ ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ, ЗМЕИ ВЕРОЛОМСТВО ЛЮДЕЙ НЕФТЯНЫЕ ПЯТНА СТОЛКНОВЕНИЯ После “СОРЕВНОВАНИЯ” подводится итог. Выясняется сколько птиц “долетело” и “ погибло”



7. Домашнее задание
Цель: применить полученные на уроке знания


- Сегодня мы убедились, что из стаи не все птицы добираются до места. Мы выяснили, какие проблемы подстерегают птиц при перелётах, как им приходится тяжело. - Ещё одной проблемой в последнее время в мире стало распространение птичьего гриппа. ЭТО И СТАНЕТ ТЕМОЙ НАШЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Этому будет посвящено отдельное занятие.
Творческое задание. - Подводя итог, вам предлагается продумать меры и внести свои предложения по осуществлению контроля за перелётами птиц. Это и будет вашим творческим заданием к следующему занятию.









Придумать меры контроля за перелётными птицами. Проиллюстрировать правила.




8. Рефлексия деятельности
Цель: организовать рефлексию деятельности

-Какую цель мы ставили на уроке?
-Смогли мы её выполнить? Что нового узнали?
- У каждого из вас на партах лежат карточки, выберите ту, которая соответствует вашему состоянию.

Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Занятие окончено.

Составить карту перелёта птиц.
Что преодолевают птицы в пути. Как им тяжело свершать перелёт.


В конце занятия дети выбирают смайл, который отражает настроение.

1)самооценка на основе критерия успешности;
2) адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
3) контроль и оценка процесса и результатов деятельности;




15