БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ учителя изобразительного искусства
Список ИПМ
ИПМ 1. Сведения об авторе
ИПМ 2. Условия формирования опыта
ИПМ 3. Актуальность и перспективность опыта
ИПМ 4. Теоретическая интерпретация опыта
4.1.Теоретическая база опыта
4.2. Новизна опыта
4.3. Адресная направленность
4.4. Трудоемкость опыта
ИПМ 5. Технология опыта
ИПМ 6. Результативность опыта
Литература
Приложения
Литература
Андреева, Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 232 с.
Асмолов А. Г. Психология личности. / А. Г. Асмолов. - М. : МГУ, 1990. - 367 с.
Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать / А. С. Белкин. - М., 1991
Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственного воспитания ребенка. / П. Я. Гальперин. - М. : Изд-во МГУ, 1985. - 45 с.
Григорьев, Д. В. Воспитательная система школы: от «А» до «Я» / Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2006.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М., 1986.
Котляров, И. В. Теоретические основы социального проектирования / И. В. Котляров. - М., 1992.
Кузин, B. C. Психология / В. С. Кузин. – М.: Агар, 1997.
Курбатов, В. И. Социальное проектирование / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. – Ростов н /Д. : Феникс, 2001.
Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304с.
Макаренко А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. – Москва, 1988.
Неменский, Б. М. Культура. Искусство. Образование : Цикл бесед / Б. М. Неменский. - М. : Центр ХКО, 1999. - 79 с.
Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности / Ю. М. Орлов. - М. : Педагогика, 1991. – 286 с.
Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. - М., 1982. - 255 с.
Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. - М. : ИЦ «Академия», 2002. - 272 с.
Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 253 с.
Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство : Основы композиции / Н. М. Сокольникова. – Обнинск : Титул, 1996. – 79 с.
Сухомлинский, В. А. как воспиать настоящего человека / В. А. Сухомлинский. – Минск, 1978.
Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной активности младших школьников / Н. Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.
Чечель, И. Д. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] / И. Д. Чечель // Директор школы. - 1998. - № 4. - С. 3 - 10.
Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения : В 2 т. / Под ред. Н. П. Кудина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. - М., 1980. - Т. 1, 2.
Щукина, Г. Н. Педагогические проблемы формирования интересов учащихся / Г. Н. Щукина. - М. : Педагогика, 1988. - 203 с.
Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - М., 1989. – 554 с.
Тема:
Социализация личности обучающихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности по предмету.
Идея:
Обеспечение процесса социализации личности обучающихся средствами социального проектирования на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности по предмету.
ИПМ 1. Сведения об авторе
Ф.И.О.
Гвоздикова Марина Александровна
Образование
высшее педагогическое
Название (полное) учебного заведения,
год его окончания
Московский государственный открытый педагогический университет имени М. А. Шолохова, художественно-графический факультет, 2000 г.
Специальность по диплому
учитель изобразительного искусства и черчения
Место работы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Новомосковск
Должность
Учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры
Педагогический стаж
20 лет
Стаж работы в занимаемой должности
20 лет
Квалификационная категория
высшая
Повышение квалификации
2008 г. «Повышение квалификации учителей изобразительного искусства и мировой художественной культуры», ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» 162 ч.
2008 г. «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника», ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» 72 ч.
2011 г. Intel® «Обучение для будущего»
Публикации
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
- Материалы для беседы с родителями «Как собственным примером способствовать воспитанию сознательной дисциплины у детей»
ИМП 2. Условия формирования опыта
Для демократического государства важнейшей задачей является формирование толерантных, мобильных, социально успешных граждан, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Поэтому на первый план в российском образовании выходят задачи развития личности обучающихся. Важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог успешно адаптироваться в социуме, овладев всеми необходимыми для этого компетенциями.
Предложенный опыт формировался на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Новомосковска, основная цель деятельности которой – помочь ребёнку продуктивно адаптироваться в мире. С 2010 года средняя общеобразовательная школа № 17 - базовая площадка кафедры воспитания и дополнительного образования ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» по проблеме «Школа как территория добра, согласия и справедливости».
Автором был изучен и систематизирован большой объем специальной литературы; публикаций в профессиональных периодических изданиях; интернет-ресурсов по теме опыта.
Опыт автора формировался в ходе участия:
в областной занковской педагогической мастерской для учителей начальной школы; МБОУ «СОШ № 17» г. Новомосковска, 2010-11 уч. год;
в Московском педагогическом марафоне учебных предметов, занятие по теме: «Современные методы ведения урока образовательной области «Искусство», 2012 г.;
в муниципальных педагогических семинарах «Технология развития критического мышления» 2010-11 уч. год; «ИКТ - компетентность учителя изобразительного искусства» 2010-11 уч. год; «Кейс-технология» 2012-13 уч. год; «Технология обучения в сотрудничестве» 2012-13 уч. год.
А так же:
при подготовке к выступлениям на региональной педагогической мастерской по теме «Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства», 2011 г.;
в рамках работы площадки муниципальной педагогической конференции «Создание единого воспитательного пространства в условиях современного российского образования» по теме «Социальный проект во внеурочной деятельности по изобразительному искусству», 2013 г.;
при обучении на курсах повышения квалификации; при посещении уроков и внеклассных мероприятий коллег;
в работе с материалами инновационного опыта педагогов в МКОУДО «ИМЦ».
На формирование опыта повлияли изменения приоритетных целей школьного образования, система работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17», изучение специальной литературы, повышение квалификации и участие в методической работе на различных уровнях.
ИПМ 3. Актуальность и перспективность опыта
Актуальность представленного опыта определяется:
а) соответствием целям и направлениям развития современного российского образования, удовлетворением запроса общества на формирование социально успешной личности;
б) введением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, предполагающих деятельностный и компетентностный подходы в обучении;
в) созданием условий для разрещения противоречий между:
все более возрастающими потребностями общества в качественном образовании, в формировании социально ответственной, инновационно ориентированной, интегрированной в общество личности и традиционной предметно ориентированной методикой обучения и воспитания, искусственно ограничивающей процесс социализации личности;
узкопредметным содержанием обучения, разрозненностью действий педагогов различных специальностей и единым по своей сути процессом развития личности;
традиционным взглядом на изобразительное искусство как на предмет, доступный отдельным обучающимся, и потенциалом предмета для развития социально ориентированной личности каждого школьника;
восприятием изобразительного искусства как второстепенного предмета и возможностями интеграции предмета в другие образовательные области школьной программы.
ИПМ 4. Теоретическая интерпретация опыта
4.1 Теоретическая база опыта
Теоретико-методологической основой представленного опыта являются:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.;
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа";
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения;
- идеи самореализации личности (А. Г. Асмолов, А. В. Мудрик, В. Б. Орлов, М. И. Рожков, Л. И. Уманский, В. Д. Шадриков);
- вопросы обеспечения успешности обучающихся в учебной деятельности (А. С. Белкин, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин);
- положения теории воспитания и обучения в коллективной деятельности на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности обучающегося (И. П. Иванов, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий);
- положения теории социализации личности (Г. М. Андреева, В. Н. Антошкин, А. А. Крылов, А. В. Мудрик, А. В. Петровский);
- положения теории развития познавательного интереса средствами изобразительного искусства (В. С. Кузин, Б. М. Неменский, И. И. Ростовцев, Н. М. Сокольникова, Т. Я. Шпикалова, Г. В. Щукина);
- технология социального проектирования (И. В. Котляров, В. А. Луков, М. П. Нечаев, Е. С. Полат, И. Д. Чечель)
В рамках представленного опыта социализация рассматривается как непрерывный процесс и результат социального развития человека. Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму.
Ведущим методом представленного опыта является социальное проектирование. Выбор его продиктован универсальным характером данного метода. Технологическое описание социального проектирования, имеющееся в современной педагогической литературе, позволяет определить его как образовательную технологию. В силу этого метод обладает достаточным потенциалом эффективности и может при правильном использовании гарантировать достижение высоких результатов в создании условий для социализации личности.
Социальное проектирование – технология социального воспитания обучающихся. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет школьнику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружения с помощью конкретных целей, задач, действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (рисунок, чертеж, схема и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
4.2. Новизна опыта
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 17» обобщение подобного опыта не осуществлялось. Работа по теме опыта ведется в рамках реализации программы базовой площадки кафедры воспитания и дополнительного образования ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» по проблеме «Школа как территория добра, согласия и справедливости».
Опыт разработки и реализации социальных проектов является частью инновационного процесса в системе образования города Новомосковска.
Опыт является по своей сути усовершенствованием.
При формировании опыта произошла конкретизация практических аспектов технологии, разработка оригинальных проектов, приемов обучения.
Принципиальная новизна опыта заключается:
в адаптации учебных авторских программ Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» к использованию проектирования, в том числе социального;
в сочетании характеристик социальных проектов и методик, применяемых в обучении изобразительному искусству;
в разработке алгоритма деятельности учителя по обеспечению взаимосвязанности целей и содержания проектной деятельности в рамках школьного предмета, внеурочной деятельности и дополнительного образования;
в практической реализации результатов коллективной деятельности при обучении изобразительному искусству, что обеспечивает успешную социализацию обучающихся.
4.3. Адресная направленность
Данный опыт может быть использован как начинающими учителями, так и опытными педагогами. Освоение опыта способствует формированию активной жизненной и педагогической позиции, высокой мотивации в педагогической деятельности, совершенствованию навыков коммуникации и профессиональной деятельности в целом.
Опыт адресован в равной мере учителям изобразительного искусства, технологии, педагогам других специальностей. Он может стать основой построения эффективного взаимодействия учителя изобразительного искусства и педагога-предметника, классного руководителя, социального педагога или педагога-организатора.
Полная подборка материалов данного опыта содержится в библиотеке МКОУДО «ИМЦ» (г. Новомосковск, ул. Космонавтов, д.1-Б, (48762-7-54-01).
4.4. Трудоемкость опыта
Репрезентативность опыта достаточно высока в силу методической универсальности социального проектирования.
Трудоемкость представленного опыта состоит:
в необходимости овладения учителем стержневым методом опыта – технологией социального проектирования;
в организаторских усилиях педагога по установлению социального партнерства;
в обеспечении взаимосвязанности целей и содержания учебного предмета и их подчиненности задачам содействия социализации личности.
Важным условием воспроизводства опыта является готовность педагога к смене способа общения с позиции старшего, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка.
Трудоемкость реализации опыта может быть снижена при следующих условиях:
поддержке внедрения опыта администрацией образовательного учреждения;
при организации сотрудничества педагогов различных специальностей, классных руководителей, обучающихся образовательного учреждения, общественных объединений в рамках реализации общих социальных проектов.
В целом внедрение опыта доступно педагогам массовой школы, оптимально по объемам трудозатрат, не требует существенного дополнительного финансирования.
ИПМ 5. Технология опыта
Реализация содержания художественного образования достигается использованием разнообразных методов и приемов. Педагоги изобразительного искусства приоритетно используют традиционные методы обучения, автор же предлагает активнее использовать проектную технологию как основу не только художественного образования, но и социализации обучающихся.
Стержневой основой представляемого опыта является последовательное применение учителем метода социального проектирования для решения задач социализации личности на уроках изобразительного искусства, во внеклассной работе по предмету, в сфере школьного дополнительного образования (работа изостудии, кружка).
Опыт содержит проекты различного уровня и вида: коллективные и индивидуальные, школьные и городские, затрагивающие интересы местного сообщества. Во всех случаях деятельность по этим проектам отвечает требованиям, предъявляемым к социальным проектам. К таким требованиям относятся:
социальная значимость, социальный эффект;
результат: создание реального (деятельностного или вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и субъективную новизну;
конструктивное взаимодействие подростка с социумом;
сформированные социальные навыки подростка.
Отличием социального проекта от других типов проектов является обязательность реализации его теми людьми (либо при их непосредственном участии), которые его разработали, т.е. это деятельность, задуманная, продуманная и осуществленная подростком (группой подростков). В результате участия в социальном проектировании обучающиеся включены в реальную практическую деятельность по разрешению конкретных проблем своими собственными силами. У обучающихся формируются социально-личностные компетенции: навыки «разумного социального» (Г. М. Андреева) поведения в сообществе, умение работать в команде, совершенствуются полезные социальные навыки и умения.
В ходе работы над социальными проектами подростки получают и присваивают информацию о социальных объектах и явлениях. Они приобретают и осознают опыт социального взаимодействия, так как, работая над проектами, они собирают информацию из различных источников, обращаются за помощью в те или иные организации и структурные подразделения.
Социальное проектирование является технологией, которая должна осуществляться по определенным этапам. Проект – сложное, живое явление школьной жизни. Автор отчетливо выделяет в его структуре основные стадии: разработка проекта - реализация проекта – подведение итогов проекта. Такое стремление к четкости позволяет развертывать полноценное проектирование, приучать школьников осмысливать и анализировать свою деятельность, видеть свою личную и групповую роль в преобразовании реальной социальной ситуации.
Первая стадия - разработка проекта - готовит его к реализации. От качественного выполнения этой стадии зависит его успешность, гарантия получения намеченного результата. На этой стадии школьниками под руководством учителя осуществляются следующие действия:
Оценка ситуации: изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе (школе, городе, в той или иной социальной группе) в данное время, сбор информации по данным проблемам из средств массовой информации и т.п.
Формулирование социальной проблемы, оценка ее актуальности.
Определение целей проекта.
Поиск способа решения проблемы.
Формулирование темы проекта.
Определение задач проекта, описание ожидаемых результатов.
Изучение реальных возможностей своей проектной группы, оценка имеющихся ресурсов.
Составление детального плана работы.
Определение и распределение заданий по реализации всех пунктов плана.
Описание необходимых ресурсов (материально-технических. человеческих, финансовых).
Составление бюджета проекта.
Разработка системы «Оценка эффективности реализации проекта».
Оценка и описание рисков, возможных при реализации проекта.
Стадия реализации проекта состоит из выполнения намеченного ранее плана мероприятий, отчетов участников о выполнении заданий, промежуточной оценки хода реализации проекта и, при необходимости, корректировки действий.
Стадия подведения итогов работы над социальным проектом включает анализ результатов работы по проекту, информирование общественности (заинтересованных лиц) о результатах реализации проекта.
Автору опыта представляется нецелесообразным осуществлять деятельность по проектированию строго последовательно, по выделяемым обычно в методической литературе этапам. На практике часто одновременно происходит, например, оценка ресурсов и описание рисков, определение задач и внесение предложений в план действий и т.п. При этом содержание каждого этапа должно быть реализовано. Поэтому автор при любом действии по проектированию использует метод организованной содержательной рефлексии, чтобы школьники в должной мере осознавали необходимость всех составляющих проектирования. Учителем используются различные приемы: незаконченное предложение; «кольцовка» мнений; графические весы «Чего сегодня было больше?»; цветовая разметка «Наша общая работа сегодня». Здесь важны, по мнению автора опыта, регулярность «времени рефлексии» при каждой встрече группы и разнообразие используемых вариантов ее организации педагогом.
Межличностные отношения участников проектной группы являются, по мнению автора, ресурсом успешности самого проекта и, что гораздо важнее, средством социализации. Поэтому на начальной и заключительной стадиях проекта педагог проводит рефлексию внутригруппового взаимодействия. Она организуется с использованием нижеприведенных вопросов (полностью или выборочно, в зависимости от характера межличностных отношений в группе, которые определяются автором на основе педагогического наблюдении). Педагог просит членов группы рассказать:
были ли утверждены темы;
были ли внесены какие-либо изменения или уточнения, какие именно;
как проходило обсуждение;
совпадали ли точки зрения;
были ли споры, всем ли удалось договориться;
как принимались решения, какие процедуры использовались;
каковы причины этого решения;
удовлетворены ли участники составом группы;
были ли выбраны основные направления деятельности;
распределены ли обязанности и ответственность;
как определились лидеры: стихийно или организованно;
эффективным ли было общение;
как оценивают участники обсуждения свое поведение и коммуникативные навыки.
Предметное наполнение образовательной области «Искусство» в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» позволяет автору опыта руководить проектами различного вида, основными из которых являются прикладные, информационные и комплексные. Все проекты носят творческий характер.
Результаты прикладного проекта «Красивой школу делаем мы» (приложение 1) нашли свое реальное практическое применение в оформлении предметных кабинетов и школьных рекреаций. Проект приобрел живой общественный смысл, стал трудом на благо других.
Информационный проект осваивается автором недавно. В настоящий момент разрабатывается проект «Маршрутами родного края» (составление экскурсионного маршрута к Иван-озеру, расположенному недалеко от Залесного микрорайона). Школьники-проектанты собирают и обрабатывают данные о наличии интереса отдельных категорий жителей микрорайона (педагогов, родителей, старшеклассников) к памятным местам родного края, анализируют имеющиеся возможности организованного группового посещения легендарного озера. На основе своих рисунков, сделанных на пленере, учащиеся готовят рекламные проспекты и информационные плакаты. Собранную информацию предполагается направить в СМИ, экскурсионные бюро, на предприятия общественного транспорта.
Часть проектов, разработанных обучающимися под руководством автора опыта, имеют комплексный характер. Они представляются наиболее полезными с точки зрения развития личности учащихся и повышения воспитательного потенциала педагогической деятельности.
Так, проект «Зеленый наряд Залесного», подготовленный в рамках общегородской акции «Лицо города – мое лицо», затрагивает интересы местного сообщества и носит высокую социальную значимость. Для иллюстрации данного положения, возможно, привести выдержки из оформленного проекта.
В начале проектирования обучающимися был проведен сбор информации и анализ реальной ситуации экологического состояния Залесного микрорайона. На основе полученных данных был сделан вывод о том, что наиболее острыми проблемами являются:
наличие замусоренных участков на микрорайоне – 89,9% респондентов;
недостаточное озеленение улиц и рекреационных территорий – 85,8% респондентов.
Анализ ситуации позволил сформулировать проблему проекта: недостаточное количество зеленых насаждений и наличие замусоренных участков не способствуют улучшению экологического состояния Залесного микрорайона.
Обучающиеся в процессе формулирования целей, задач проекта и ожидаемого результата имели возможность осознать общественную значимость проекта.
Цель проекта: улучшение экологической ситуации, способствующее повышению качества жизни жителей микрорайона.
Задачи
привлечь внимание общественности, молодежи и работников жилищно-эксплуатационных и сервисных компаний к выявленным экологическим проблемам на территории микрорайона;
организовать практическую деятельность по очистке замусоренных территорий и озеленению улиц;
разработать эскизы клумб и оформления Аллеи жуковцев;
составить перспективную программу для решения данной проблемы.
Ожидаемый результат
Проект «Зеленый наряд Залесного» был реализован командой обучающихся МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 17" с привлечением администрации учреждения, учителей изобразительного искусства, технологии, экономики, биологии, выпускников, родителей и специалистов учреждений взаимодействия.
Проект предусматривает внесение изменений в существующую практику социального взаимодействия и направлен на то, чтобы сегодня экологическая ситуация в микрорайоне и эстетическое оформление улиц и аллей обеспечивали лостойное качество жизни жителям Залесного.
Для реализации проекта на уроках изобразительного искусства, на занятиях в изостудии автором были рассмотрены темы: психология цвета, ланшафтный дизайн, изучение теории линейной и воздушной перспективы. Во внеурочной деятельности был осуществлен поиск исторического материала по озеленению города в момент его образования и последующие годы.
Реалистичность и социальная значимость проекта
Проект «Зеленый наряд Залесного» реализуется третий год. По разработанным эскизам обучающиеся благоустроили пять клумб на микрорайоне, две в Мемориальном комплексе в Урванском лесу, Аллею жуковцев (приложение 2) В оформлении клумб были использованы формы малой скульптуры, детали альпийской горки, приемы топиарной техники. Таким образом, увеличилась площадь озеленения Залесного микрорайона, что благоприятно сказалось на его экологическом состоянии.
Изучая виды искусства в ходе проектной деятельности, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению. Учащиеся используют такие техники, как «сухая кисть», «бумагопластика», «изонить», «монотипия», «гратография» и другие.
Создание любого проекта немыслимо без творчества, ведь творчество - это всегда принятие оригинального, нового, неповторимого решения, это всегда инициатива, которая сейчас очень важна, чтобы приносить пользу людям, привлекать к активной деятельности, к созидательности. Именно проектная деятельность на уроках изобразительного искусства содействует развитию у детей творчества, способности выйти за пределы обыденного, найти истинное решение той или иной проблемы, что является непременным условием работы учителя в рамках новых федеральных образовательных стандартов.
ИПМ 6. Результативность опыта
Предлагаемый опыт имеет положительные результаты, позволяет достигать высокой эффективности процессов социализации личности и успешности в обучении по предмету. На протяжении последних трех лет автор опыта совместно с социальным педагогом учреждения проводит исследование уровней социализации, достигнутых обучающимися 7-11 классов. Оно демонстрирует следующие результаты:
Сформированы условия для успешной социализации личности
Исследование индивидуально-типологических особенностей по методу индивидуально-типологического детского опросника (Л. Н. Собчик) показывает, что в 7 классе выделялись свойства личности, затрудняющие адаптацию учащихся, такие как сензитивность (40%), эмотивность (26%) и тревожность (17%). За три года участия в проектах и обучения эти показатели снизились (до 10-7%).
Опросник социально–коммуникативной компетентности (В. В. Столина) показал, что результаты, которые демонстрируют обучающиеся, вовлеченные в социальное проектирование, существенно выше, чем в контрольной группе. Проектанты лучше (до 50%) ориентируются в социальных ситуациях, правильнее выбирают адекватные способы общения с окружающими людьми, им чаще удается поставить себя на место другого человека, прогнозировать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностный рост обучающихся
У участников проектирования в течение трех лет наблюдается укрепление внутренних мотивов обучения. Мотив избегания на начало исследования был довольно высок – 46,2%. В процессе работы автору опыта удалось снизить показатели этого вида мотивации до 11-5%. Наиболее важным результатом обучения и проектирования является возросший мотив самоуважения. Он выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более трудные цели в деятельности.
Динамика личностного роста обучающихся отслеживается автором опыта по методике Д. В. Григорьева. Для определения ценностных ориентиров учащихся отслеживаются объекты отношений: к семье, Отечеству, природе, миру, труду, культуре, знаниям. Для наблюдения в 2009-2010 уч. г. выбран 8 класс, активно участвующий в проектной деятельности. Положительную динамику личностного роста обучающихся показывает диаграмма (рис. 1).
Рис. 1 Динамика личностного роста обучающихся на примере одного класса
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Развитие и реализация художественных способностей обучающихся
Результатом работы по формированию компетенций в рамках преподавания изобразительного искусства можно считать:
- повышение среднего балла по предмету в среднем с 2009-2010 учебного года по 2011-2012 учебный год с 4,2 до 4,7;
- увеличение количества учащихся, занятых в проектной деятельности по предмету, с 15% до 27%;
- увеличение количества учащихся, занятых во внеурочной деятельности по предмету, с 11% до 31%;
- увеличение количества участников конкурсов различного уровня, лауреатов и призеров (данные приведены в таблице):
Год
Доля участников конкурсов
(% от обучающихся 5-9 кл)
Количество лауреатов и призеров конкурсов различного уровня
(количество человек)
муниципальный
региональный
федеральный
2009-2010 уч. г.
7%
6
10
17
2010-2011 уч. г.
11%
10
17
24
2011-2012 уч. г.
19%
12
21
29
Приложение 1.
Результаты проекта «Красивой школу делаем мы»
Кабинет литературы
Кабинет физики
Кабинет
начальных классов
Школьные тематические залы
Воинской славы
Спортивный
Краеведческий
Приложение 2
Результаты проекта «Зеленый наряд Залесного»
Клумбы Мемориального комплекса Урванского леса
Клумбы Залесного микрорайона
Аллея жуковцев:
до начала проекта
в результате реализации проекта
Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2013»
Гвоздикова Марина Александровна 13 PAGE \* MERGEFORMAT 142715
пп$y¬+L\ѕ9Ч/
г–ДЬ8рL•·+y]0j]lpVкН
з}» Љ‘pp»4
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 80
·ЫC
·
·µ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·А
·
·
·
·"
·
·
·
·
·CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 90
·ЫC
·
·
·
·
·ЄЄ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ЁЄ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·А
·
·
·
·"
·
·
·
·
· Root Entry