СИНХРОНИСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА На тему: «Социальное творчество и мировоззрение Древних египтян»


Департамент образования города Севастополя
Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский индустриально-педагогический колледж
имени П.К. Менькова»
Методическое объединение гуманитарныхи социально-экономических дисциплин
ОГСЭ.09 История мировой культуры



СИНХРОНИСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
На тему: «Социальное творчество и мировоззрение Древних египтян».
по учебной дисциплине
ОГСЭ 10
История мировой культуры
основной профессиональной образовательной программы
(программа подготовки специалистов среднего звена)

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах углубленной подготовки
Специальность 44.02.01 Дошкольное образованиеуглубленной подготовки



Cоставитель:
Пивоварова О.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ СПО «СИПК им.П. К.Менькова», председатель МО гуманитарных и социально- экономических дисциплин.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Первое государство, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство
В материальной сфере:
- изготовление медных орудий;
- совершенствование системы ирригационного земледелия;
- развитие скотоводства, ремесла, торговли
В социальной сфере:
- дифференциация общественных групп;
- феномен "власть – собственность";
- появление городского населения
В духовной сфере:
- развитие представлений о загробном мире;
- сокрализация власти;
- появление иероглифического письма;
- сложение древнеегипетского канона в искусстве
Древнеегипетская культура впоследствии оказала заметное влияние на Грецию и Рим 1. Раннее царство (нач. 3 тыс. до н.э.)
2. Древнее – III тыс. до н.э.
3. Среднее – XXI – XVIII вв до н.э.
4. Новое – XIV – XI вв. до н.э.
5. Позднее – XI – VIII вв. до н.э.
Хронологические промежутки:
- между Древним и Средним царством.
время распада на отдельные номы (административные округа)
- между Средним и Новым царствами – страна находилась под владычеством гиксосов ( племена кочевников – от гр. пастухи)
и была децентрализована.
Египет ("Айгюптос" – гр. происхождения)
РАННЕЕ ЦАРСТВО
Первый царь Египта – Мена (Мина) или Нармер. Основал главный город Нижнего Египта – Мемфис. Это время возникновения и сложения единого египетского государства - переход от пиктографического письма к иероглифике;
- складывается система счета;
- первый свиток папируса;
- попытки мумификации;
- формируются черты сакральной египетской власти;
Религиозный монолатризм (поклонение одному богу у язычников). Разрешается молится одному Богу и в то же время допускать существование других божеств Формируется строгий канон искусства. Гробницы типа Мастабы. Шиферные палетки – щитообразной формы.
Рельефы покрывают обе стороны палеток (палетка Нармера).
Сформировался древнеегипетский канон
ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
Мемфис – главный религиозный и художественный центр страны. Мощь государства олицетворялась неограниченным владыкой – фараоном. Фараон считался сыном бога солнца Ра, и в тронное имя фараона входило имя бога (Хафра, Менкаура) В религии – заупокойный культ ("тексты пирамид"). Желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, сформировало древнеегипетскую культуру. Тело умершего сохранялось благодаря бальзамированию. Это привело к возникновению мумификации. Представления древних Египтян о душах:
"Ка" – двойник или жизненная сила. Статуя умершего считалась вместилищем "Ка".
"Ба" – проявление сущности умершего (все физические функции человека)
"Ах" – дух, привидение
"Шу" – тень
"Рен" – имя
"Иб" – сердце
"Сах" – тело умершего," священные останки"
Тарихевты – занимались обрядом мумификации. Особое место в верованиях египтян занимал культ животных. В каждом номе – свое священное животное или птица.
Предметом особого культа были змеи (Урея), культ быка (Апис) – самый богатый и торжественный культ. Быков мумифицировали, клали в саркофаги, помещали в Серапеум – кладбище священных быков в Саккаре. Древнеегипетская письменность – иероглифы (расшифрована в 1822г. фр. египтологом Ж.Ф.Шампольоном) "Разетский камень". Главный писчий материал - папирус Эпоха сооружения великих пирамид. Пирамида фараона Джосера – первый гигантский архитектурный памятник в Саккаре (Зодчий – Имхотеп). Позднее почитался греками как бог врачевания Асклепий (школа Асклепиадов). Выстроена по типу Мастабы, считается "матерью египетских пирамид".
Отражены 3 основных принципа:
- гигантские размеры
- пирамидальная форма
- использования камня как строительного материала.
Пирамиды в Гизе: три классические пирамиды фараонов Хуфу, Хафра, Менкаура (Хеопса, Хефрена, Микерина – гр. транскрипция).
Самая знаменитая пирамида Хеопса – высота 147 м. (нынешняя 157 м.)
площадь – 55 тыс. кв.м.
длина стороны основания – 233 м.
Зодчий – Хемиун.
Около пирамиды Хефрена – большой сфинкс.
длина – 57 м.
высота – 20 м.
При сооружении пирамид соблюдалось ряд условий:
- требование геологии (способность почвы выдержать нагрузку давления массы камня)
- астрономии (ориентация по сторонам света)
- культа (место вечного пребывания души умершего фараона).
Все скульптуры объединял художественный канон – статичные, фронтальные позы, сочетание – торжественная монументальность и величие (виды: стоящий, сидящий на троне, усопший – в облике бога Осириса)СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО
Политический центр страны переместился в город Фивы. Возросла самостоятельность номов и их правителей (номархи). Распад страны, упадок центра и божественной власти фараона, нарушение установленной шкалы ценностей все это создало почву для развития индивидуализма.
Это проявилось в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии Математический папирус, медицинский папирус, сохранилась древнейшая запись обмера страны, список созвездий на саркофагах, первая энциклопедия.
Демократизация заупокойного культа. Тексты писали на каменных саркофагах ("тексты саркофагов"). В литературе – сказки: "беседа разочарованного со своей душой", "Сказка о потерпевшем кораблекрушение" Номархи строили свои усыпальницы в собственных владениях. Пирамиды стали меньше. Строительный материал – кирпич – сырец. Изменился способ кладки. Памятник этого периода – храмовый комплекс.
Аменемхета III (вошел в историю культуры под названием – лабиринт). Связано с тронным именем Аменемхета, в греческой транскрипции – Лабир. Близ храма две колоссальные статуи Аменемхета III. В росписях и скульптуре изменилась иконография царей. Индивидуальные черты стали превалирующими.
НОВОЕ ЦАРСТВО
Нашествие азиатских племен – гиксосов на полтора столетия повергло страну в пучину бедствий. Вместе с гиксосами появились в долине Нила лошади и колесницы, которых стали изображать на египетских рельефах и росписях. Изгнание гиксосов в середине XVI в. до н.э. положило начало эпохе Нового царства. Фараоны XVIII династии установили господство Египта над многими соседними странами.
Фивы превратились в процветающий город.
Поднялся престиж царской власти. Важнейшее событие в истории Египта – религиозный переворот (Аменхотеп IV) – в XIV в до н.э., затронувший все стороны египетской действительности. Этот период носит название "амарнского". – по деревне, находящейся на месте бывшей столицы фараона (сегодня – Тель-Эль-Амарна). Из 17 лет правления 5 лет пребывал со своим двором в Фивах, затем перенес столицу во вновь отстроеннуый Ахетатон (Горизонт Атона), принял новое имя Эхнатон (угодный Атону).
Причины реформы:
обогащение знати и жрецов усилило их могущество и спровоцировало конфликт с царской властью. Религиозная реформа укрепила политическую власть царя. После смерти Эхнатона столицу снова перенесли в Фивы
Любовные песни ("Гимн "Атону", "любовная песнь" – ав. Эхнатон).Народное творчество в виде сказок, трудовых песен, пословиц, поговорок.
"Туринский папирус" – список египетских царей (Манефон). Древнейшая географическая карта. Религиозная реформа – первая в истории человечества попытка установить единобожие (монотеистический культ).
Культ Атона и по существу и по форме резко отличался от культа Амона и других богов. Он не имел ни антропоморфной, ни зооморфной иконографии. Это культ натуралистический – само сияющее на небе солнце. После смерти фараона – реформатора начинается возраст к старому – восстанавливают культы старых богов.
"Книга мертвых" – религиозные тексты. Свитки папируса содержали необходимые магические формулы, заклинания и около двухсот изречений, которые должны были помочь умершему вступить в загробное царство. Расцвет скульптурного портрета. Впервые появились изображения египетского царя в быту. Статуи и портреты царицы Нефертити (мастерская Тутмеса).Памятниками, отражающими традиции Амарны, можно считать все произведения искусства, найденные в гробнице Тутанхомона (открыта в 1922 г. Г.Картером).
Амарнский стиль оказал влияние на дальнейшее развитие египетского искусства и более свободного обращения с каноном. Строительство храмов велась в трех направлениях – воводились:
- наземные;
- скальные;
- полускальные храмовые комплексы
Наземные храмы
Два храма бога Амона в Фивах – Карнакский и Луксорский.
Карнак – каменный архив истории Египта (строительство началось в ХХ в. до н.э. продолжалось около 10 вековСкальные храмы
Храм Рамсеса II в Абу – Симбеле.
Фасад храма вырублен в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь.
Нововведения в архитектуре –
отдельные гробницы от заупокойного храма (первый фараон нарушивший традицию и решивший захоронить свое тело не в гробнице, а в потойном месте в отдельных ущельях, был Тутмос I)
Полускальные храмы
Храм царицы Хатшепсут.
Амарнский стиль
Ахетатон открыли археологи в конце XIX в. (экспедиция Флиндреса Питри)
Строился из сырцового кирпича (необожженного), в короткие сроки (не сохранился до наших дней).
Город пересекала главная улица, в центре Большой дворец и храм Атона. Изменение традиционных канонов в архитектуре и искусстве.
1. Семья фараона и сам фараон изображались в профиль (без условного разворота плеч), что не допускалось при изображении царских особ.
2. Появилась новая иконография фараона
ПОЗДНЕЕ ЦАРСТВО (ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ЕГИПЕТ)
Страна подпадает под власть иноземных завоевателей: нубийцев, ливийцев, ассирийцев, персов. В 332 г. до н.э. македоняне подчинили Египет. Основали город Александрию. Основанный А.Македонским город Александрия стал культурным центром Греко-восточного мира. В Египте распространилась эллинистическая культура. В гавани Александрии заходили корабли со всех концов эллистического мира.
В I в. до н.э. население города составляло 50 тыс. человек. Здесь жили греки, египтяне, евреи. В 36 г. до н.э. Египет – римская провинция. Росли налоги, многие египтяне были практически бесправны. В стране постоянно вспыхивали волнения. Пестрое в этническом отношении население Египта, не имело единой религии. По-прежнему распространены солнечные культы. Был установлен культ нового бога – Сарапаса – почитался среди греческого и египетского населения. Некоторые религиозные учения принимали формы примитивной магии и веры в демонов. Поклонялись и римским богам. Много было последователей и у различных иудаистских течений и христианства, которое распространяется по территории Египта с I в. н.э.
Копты (потомки коренных жителей Египта) исповедовали христианство.
Такая ситуация сохранится до завоевания Египта арабами, которые в VII в.н.э. принесут туда ислам. Александрия построена архитектором Дейнократом. Город имел длинные прямые улицы, театр, библиотеку, множество храмов, парков, садов, бань. В 280 г. до н.э. построен Александрийский маяк
В III в. до н.э. был создан Мусейон – Академия наук. (от греч. – храм муз). В Александрии работал Архимед, географ Эратосфен, анатом Халкедонский (открывший кровообращение).
Египетское искусство сливалось с эллинистическим. Завоеватели Египта строили храм в "египетском стиле". Изображали себя в костюмах и позах древних фараонов. Элементы орнаментики, символика, скульптура Др.Египта распространилась на территории всей Римской империи. Фаюмские портреты – ритуальные маски (энкаустическая живопись)