Факторы, препятствующие повышению качества преподавания предмета «Биология»
Факторы, препятствующие повышению качества преподавания предмета «Биология»
Проведенный анализ состояния преподавания позволил выделить целый ряд факторов, препятствующих повышению качества преподавания предмета:
1) Учебники биологии нового поколения 6-9 классы требуют основательного пересмотра, т.к. содержат много ошибок, перегружены терминологией, часто имеют полуакадемический текст, не учитывающий возрастные особенности учащихся.
2) Сокращение количества часов по программе без уменьшения объема учебного материала в курсе биологии 6 класса не только снижает возможность формирования положительной мотивации в изучении предмета, но и отрицательно сказывается на результативности обучения.
3) Сложность и перегруженность программы 6-7 классов лабораторными и практическими работами (требуется увеличение часов по программе)
4) недостаточная материально-техническая, дидактическая оснащенность кабинетов;
5) недостаточный уровень аналитической культуры учителей;
6) недостаточное владение современными ТСО, новыми образовательными технологиями учителей, низкий уровень научно-исследовательской деятельности данной категории учителей;
7) отсутствие стремления глубоко заниматься индивидуальной работой с учащимися увлеченных предметом, т.к. результаты ЕНТ становятся главным критерием оценкиработы учителя, что отрицательно сказывается на работе учителя («синдром профессионального выгорания»)
8) недостаточное акцентирование на уроках аспекта самостоятельности учащихся; низкий уровень методического обеспечения УНП;
9) недостаточное развитие системы психолого-педагогического сопровождения учащегося;
10) сокращение школьной методической подписки по предмету.
11) освоение нового оборудования затруднено в силу недостаточной информированности учителей о методиках работы с ним.
Положительные тенденции, наметившиеся в совершенствовании преподавания предмета «Биология»
1) Отказ преподавателей от репродуктивных методов обучения.
2) Стремление преподавателей к овладению новыми технологиями в преподавании предмета, прогнозированию и оцениванию обучающих воздействий.
3) Работа педагогов по приобретению необходимых средств обучения, их обновление и систематизация в соответствии с новыми программами, УНП.
4) Расширение сферы творчества учащихся (олимпиады, конкурсы, научные проекты).
5) Пополнение учебно-дидактического комплекса учебными компьютерными дисками.
6) Имеющаяся возможность выхода в Интернет.
7) Создание профильных классов.
8) Накопление измерителей Госстандарта по биологии (тематические, рубежные и итоговые).
15