Конспект урока по познанию мира на тему Животный мир Казахстана (2 класс)


Предмет: Познание мира
Тема: Животный мир Казахстана.
Цель урока: Сформировать представления учащихся о жизни животных
Казахстана; научить учащихся распознавать животных своего
края.
Развивать познавательный интерес учащихся, умение применять
в работе ранее полученные знания, рассуждать и делать выводы.
Воспитывать любовь к животным.
Оборудование: интерактивная доска, слайды животных Казахстана, рисунки учащихся с изображением верблюда, карточки с изображением животных разных стран.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
1. Организационный момент
Психологический настрой.
2. Сообщение темы и цели урока
3. Вступительная беседа
– Мы много говорили о растениях, птицах Казахстана, а сегодня мы полетим в гости к животным Казахстана. Что-то вы уже знаете о них, а что-то для вас будет новым. Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Ведь животные распространяют плоды и семена этих растений.
– К нам в гости прилетел беркут.

– У кочевников особое место занимает степной орёл или беркут. Его изображение в гербах и флагах народов Казахстана имеет давнюю традицию для степняков. Это символ свободы, стремление к высоте, полёт в будущее. Что вы уже знаете о беркуте?
– Действительно крупная птица весит 6 кг. Самка выводит 1-2 беркутят, выживает только один.
Отец лишь приносит еду, мать кормит, обогревает, охраняет малыша, учит его летать. У таких птиц и добыча должна быть крупная. Нападает на оленят, косулят и лисят.
4. А теперь полетим дальше, но на пути у нас препятствие – надо заполнить кроссворд.

Задания кроссворда:
Про кого говорят: «зимой – белый, летом – серый »? (Заяц)
Какое дикое животное танцует весной танец «фокстрот»? (Лиса)
Серый, зубастый по лесу рыщет телят, ягнят ищет (Волк)
Какое животное называют «кораблем пустыни»? (Верблюд)
Хищное животное из семейства кошачьих живет в высокогорьях у границы вечного снега, похож на леопарда? (Барс)

– А теперь на нашем пути остановка – встреча с зайцем.

Фронтальный опрос учащихся по вопросам:
– Чем питаются зайцы?
– Назовите врагов зайца?
– Чем отличается заяц-русак от зайца-беляка?
– Какую роль играют задние ноги зайца?
Учитель: Заяц прыгает и бегает быстро. Некоторые зайцы могут развивать скорость до 50 км в час. Интересно, что из-за длинных задних ног в гору зайцу бежать легче, чем под гору. Под гору он не бежит, а катится кувырком.
6. Следующая остановка – «Отгадай с кем встреча?». Кто это, рыжий, петляет, гонится за зайцем?

Работа в группах
Беркут разбросал группам учащихся на парты листки-задания – прочитать и пересказать
1 группа: В нашей стране наиболее известной и распространенной является рыжая лиса. Среди лисиц встречаются темные, черно-бурые, коричневые и даже совершенно черные лисицы. Но официально они все-таки числятся рыжими.
2 группа: Когда количество грызунов по каким-то причинам уменьшится, лиса вынуждена нападать на зайцев, куропаток, есть насекомых, ягоды, плоды разных растений или поедать падаль.
3 группа: Своим пушистым хвостом действует как рулем, делая резкие повороты во время преследования. Хвостом же лисица укрывается, свернувшись клубочком и уткнув нос в него.
4 группа: В марте или апреле у лисицы рождаются 4-6 слепых детенышей. Лисята растут быстро и живут в норе 3-4 месяц. Оба родителя приносят им сюда пищу. Лисица-мать охраняет их.
5 группа: Лисица водится на полянах, на болотах, в лесах, перелесках. Густая пушистая шубка защищает лису от самых трескучих морозов. Ноги лисицы густо обрастают шерстью, и лисица как бы в валенках, ноги ее не зябнут, даже в сильные морозы.

Кто-то серый, зубастый уже так наелся, что запел.
Учитель: Животные нашего края прислали к нам на урок телеграммы о волке:
1 ученик: Длина тела волка 105-160 см, весит 35-50 кг. Скорость передвижения на мелкой дистанции 85 км/час
2 ученик: У волка прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье. Весной появляются волчата – 4-6 детенышей. Заботу о них проявляют оба родителя.
3 ученик: Охотятся волки ночью. А к зиме собираются в стаи – 6-10 волков. Он может не есть несколько дней, не теряя силы.
4 ученик: Днем они прячутся в зарослях кустарников и по оврагам. Охотятся на оленей, лосей, коров, куропаток, тетеревов, зайцев. Не брезгуют падалью.
5 ученик: За одну ночь при удачной охоте волк съедает до 10 кг мяса. Остатки пищи зарывает в снег, а летом прячет в укромное место, куда позже возвращается, когда проголодается.
Учитель: Но вот волк чего-то испугался. Это он заметил беркута и помчался прочь. Бежал, бежал и не заметил, как добежал до пустыни. Там он встретил «корабль пустыни». Кого так называют?

Фронтальный опрос учащихся по вопросам:
– Чем питаются верблюды?
– Почему верблюды могут долго обходиться без пищи?
– С какой целью человек разводит верблюдов?
Дополнения учителя: Их ноги имеют широкие мозолистые подошвы, которые не тонут в сыпучем песке пустыни. Брюхо и ноги также защищены мозолистыми утолщениями от ожогов. Густые длинные ресницы защищают глаза от песчинок. Едят верблюды горькую полынь, солянку, колючку. Могут пить горько-соленую воду.
7. Рассказ – объяснение учителя:
Учитель познакомил учащихся с новой программой-2030 Президента Казахстана Н.А.Назарбаева, его книгой «Казахстан-2030», из которой мы узнали, что к 2030 году наш Казахстан станет Центрально-Азиатским Барсом и будет служить примером для других стран. У каждой страны есть свой символ. Символом нашей страны является барс.

Краткая характеристика снежного барса, данная учителем:
Снежный барс из семейства кошачьих. Длина тела 103-130 см, хвоста – 80-105 см. Похож на леопарда, но окраска дымчато-серая, с тёмными кольцами. Мех густой, пушистый, такой же и на хвосте. Питается горными козлами, зайцами, сурками. Обитает у границы вечного снега, в высокогорьях. Занесён в Красную книгу.
8. Итоговое задание – работа по карточкам с изображением разных животных.
Подчеркнуть то животное, которое обитает в наших краях.
9. Рефлексия
– Какие знания вы положили сегодня в копилку знаний?
Если вам понравился урок, то изобразите на лице улыбку. Не забудьте, что ваше настроение будет зависеть не только от того, понравился ли он вам или нет, но и понравилось ли вам как вы работали на уроке. На своем лице я тоже изображу улыбку, потому что вы сегодня очень хорошо отвечали на уроке. Спасибо вам.
За лучшую работу на уроке учащиеся класса были поощрены медальончиками с изображением снежного барса – символом Республики Казахстан.