Урок окружающего мира «Эта удивительная природа»

3
Образец титульного листа
 
 
ИТОГОВАЯ РАБОТА
по программе «Методика применения ИКТ в учебном процессе»
Тема:
Окружающий мир. 3 класс.


Лес и человек.


Обобщающий урок по теме «Эта удивительная природа».










Работа выполнена слушателем
Поляковой Светланой Дмитриевной










Образовательное учреждение:
МОУ «Емецкая средняя общеобразовательная школа имени Н.М.Рубцова»










Адрес ОУ:
Архангельская область Холмогорский район село Емецк улица Рубцова, 1







2010 г
Архангельск

Приложение № 1
Пример заполнения технологической карты конструирования урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет

Предмет, класс

Окружающий мир. 3 класс.

Тема урока, № урока по учебно-тематическому планированию
Лес и человек. Обобщающий урок по теме «Эта удивительная природа».

Тип урока
Комбинированный


Актуальность использования средств ИКТ
Увеличение плотности урока, высокая концентрация внимания

Цель урока
Закрепление и обобщения знаний по теме «Лес и человек».


Задачи урока
обучающие
развивающие
воспитательные


Обобщить знания по теме, дать дополнительную информацию о лесе и его обитателях, показать разнообразие окружающего мира. Раскрыть и объяснить связь между человеком и лесным сообществом.
Организовать групповую работу по моделированию взаимосвязи леса и человека.
Помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу.

Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
Развитие ОУУН - анализа, синтеза, логического мышления.

Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы. Научить детей бережному отношению к лесу, защищать от вредного воздействия человека.


Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ЦОР на СD-ROM ,ресурсы сети Интернет)
Презентация в POWER POINT
Универсальные (компьютер, проектор, экран)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)
Локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер

Образовательные ресурсы Интернет
Аннотированный список Интернет

Методическое описание использования ЦОР на уроке
Демонстрационное

Организационная структура урока

Этап 1
Организационный

Цель
Настроить на работу

Длительность этапа
1 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ


Форма организации деятельности учащихся
коллективная

Функции преподавателя на данном этапе
организаторская

Основные виды деятельности преподавателя
Подготовка к усвоению темы урока

Промежуточный контроль


Этап 2
Постановка темы урока.


Цель
Погружение в тему

Длительность этапа
2 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Презентация

Форма организации деятельности учащихся
коллективная

Функции преподавателя на данном этапе
организаторская

Основные виды деятельности преподавателя
Разъяснение

Промежуточный контроль
Воспроизведение учебной задачи

Этап 3


Цель
Обобщение знаний.

Длительность этапа
13мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Проецирование на экран

Форма организации деятельности учащихся
Коллективная, групповая, индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе
Привлечение к размышлению, мотивация на успех

Основные виды деятельности преподавателя
Направляющий, поддерживающий, активизирующий

Промежуточный контроль


Этап 4
Физминутка

Цель
Закрепление знаний

Длительность этапа
15 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Проецирование на экран, слайды

Форма организации деятельности учащихся
Коллективная, групповая, индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе
Привлечение к размышлению, мотивация на успех

Основные виды деятельности преподавателя
Направляющий, поддерживающий, активизирующий

Промежуточный контроль
Работа на компьютере.

Этап 5
Физминутка

Цель
Закрепление знаний

Длительность этапа
5 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Проецирование на экран, слайды

Форма организации деятельности учащихся
Коллективная, индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе
Привлечение к размышлению

Основные виды деятельности преподавателя
Направляющий, поддерживающий, активизирующий

Промежуточный контроль


Этап 6
Итог урока

Цель
Формирование отношения к природе

Длительность этапа
4 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ


Форма организации деятельности учащихся
Коллективная

Функции преподавателя на данном этапе
Привлечение к размышлению, мотивация

Основные виды деятельности преподавателя
организаторская

Итоговый контроль
оценивание

3 класс. Окружающий мир.
Тема: Лес и человек.
Тип урока: комбинированный.
Цель: Закрепление и обобщения знаний по теме «Эта удивительная природа».
Задачи.
Обучающие: Обобщить знания по теме, дать дополнительную информацию о лесе и его обитателях, показать разнообразие окружающего мира. Раскрыть и объяснить связь между человеком и лесным сообществом. Организовать групповую работу по моделированию взаимосвязи леса и человека. Помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу.
Развивающие: Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
Развитие ОУУН - анализа, синтеза, логического мышления.
Воспитательные: Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы. Научить детей бережному отношению к лесу, защищать от вредного воздействия человека.
Содержание урока.
I. Организационный момент.
Организация внимания всех учащихся, настрой на работу.
II. Постановка темы урока.
Учитель. Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие – путешествие по загадкам. А куда – догадайтесь сами.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.
А знаете ли вы, что из леса получают продукцию более, чем 20 тысяч наименований: продукты питания, витамины, строительные материалы, сырьё для химии, корм для животных, лечебный воздух все леса земного шара производят около 40 триллионов тонн кислорода в год.
III . Обобщение знаний Растения наших лесов.
Леса бывают хвойные, лиственные, смешанные.
Вот мы в хвойном лесу:
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год. (Ёлка)
У меня длинней иголки, чем у ёлки
Очень прямо я расту – в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
Каждое пятое дерево наших лесов – сосна. Вместе с кислородом дерево обогащает воздух летучими веществами – фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей опасной болезни – туберкулеза.
Учитель.
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки. (Лиственница)
А как зовут иголки
у сосны и ёлки? (Хвоя)
Мы уже в лиственном лесу. И вот первая встреча:
Она весну встречает,
Серёжки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка.
А платьице в полоску
Ты узнаешь (берёзку).
Один гектар березняка испаряет47 тысяч литров воды в день. Это и очищение воды, и увлажнение воздуха, и будущие дожди. Береза дает человеку много лекарственных веществ. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 литров сока.
Я из крошки-бочки вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб).
Дубы достигают 40-50 метров в высоту, 100-150 смантиметров в диаметре. Живут 500-1000 лет.
А вот новая встреча:
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина).
Зимой рябина кормит птиц. Полезны её ягоды и для человека. В них не меньше каротина, чем в моркови, петрушке, облепихе.
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха)
Лесная красавица с древних времен лечит людей.
Лес это не только деревья, но и ягоды, цветы, грибы.
Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу я в карманчик
Бывший (Одуванчик).

Первым вышел из земли
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник).
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)
В Красную книгу занесены колокольчики, подснежники, купальница и другие растения.
Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами. Лишь в России на болотах и в лесах можно собирать ежегодно до полумиллиона тонн клюквы, 800 тысяч тонн черники, брусники.
Какие же ягоды кладет лес в наши корзинки?
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её, пойди-ка.
Куст в колючках, будто ёж,
Вот и назван.. (ежевика).
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Загибаем стебельки –
Собираем огоньки. (Земляника).
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Созревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)
Сладкая, душистая,
Выросла в лесу тенистом.
Я могу расти в саду,
Летом в гости к вам приду.
Состою из долек малых,
Очень сочных, вкусных, алых. (Малина).
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая.
Что за ягода созрела
Синяя такая?
На кусточки, под листочки
Кто-то бусы бросил,-
Все поляны в синих точках
У зеленых сосен. (Черника).
Лес угощает щедро, но бери у него ягоды аккуратно. 300 лет может расти кустарничек черники, но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик с плодами появится только через 7-8 лет.
А теперь ещё о подарках леса. Узнайте их.
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я - (подосиновик).
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай.
Это (сыроежки)
Лета первая примета:
Под березой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберёзовик).
На поляне лесной,
Под могучей сосной
Стоит старичок,
На нём бурый колпачок.
Кто в бору бывает –
Тот его и знает. (Боровик).
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом,
Очень дружные сестрички,
Золтистые . (лисички).
Он в лесу стоял,
Никто его не брал.
В красной шапке модной,
Для людей негодный. (Мухомор)
Какой гриб мы не положим в корзинку? Почему?
Грибы нужно срезать или выкручивать, а не вырывать из земли. Чтобы грибница не высохла, присыпать ямку землёй. На нашей планете почти 100 тысяч видов грибов. Некоторые грибы можно увидеть только под микроскопом, а есть грибы – великаны, до полутора метров в диаметре.
Сделаем выводы:
Назовите растения наших лесов.
Как использует человек эти лесные богатства?
IV. Кто живет в лесу.
Разве можно представить лесную полянку без насекомых?
Сначала ползет,
Червяком живет,
Потом умирает,
Сучком засыпает,
Потом оживает,
Как птичка летает. (Бабочка).
В нашей стране занесено в Красную книгу 100 тысяч видов бабочек.
Спина в веснушках,
Ах, как неловко!
И покраснела (божья коровка).
Этот жучок и его личинки истребляют множество тли, которая живет на листьях и сосет сок из растений.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
Пчелы опыляют более 50 видов сельскохозяйственных культур. Одна пчела опыляет от 4 до 16 тысяч цветков за сезон. Одна пчелиная семья собирает с липы 5 кг меда в день.
Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором-
А под елью вырос дом. (Муравей)
Муравьи только одного крупного муравейника за лето уничтожают около 100 тысяч насекомых. Гектар леса, охраняемый 4-5 муравейниками, абсолютно чист от вредителей.
То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый . (светлячок).

Наткет, наплетет,
Сядет и добычу ждет. (Паук)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза).
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
Я жужжу, когда кручусь. (Жук)
Волосата, зелена,
В листьях прячется она,
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. (Гусеница).
Она – сова и воробей,
Она – кукушка. Соловей,
Она – журавль, синица.
Так кто же это? (Птица)
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел).
Дятлы – лесные санитары. Они не портят здоровые деревья, а долбят кору тех, котрые повреждены внутри короедами.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели.
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей).
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это (сова).
Вещунья белобока.
Зовут её .(сорока).
В лесу кукует птица.
Назвать себя боится.
Ку-ку! Ку-ку!-
Не спит опушка,
А птицу звать (кукушка).
Кукушка уничтожает волосатых гусениц, которых все остальные птицы, кроме иволги, клевать бояться.
Синяя косынка,
Темненькая спинка.
Маленькая птичка.
Звать её . (синичка)
Одна синица за день поедает столько насекомых, сколько весит сама. За последние 350 лет на земле исчезло почти 150 видов птиц. В Красную книгу занесены черный аист, беркут, дрофа, орел, белый журавль и другие птицы.
Работа с компьютером. Урок 10, задание 2.
Физминутка, гимнастика для глаз.
Трудно представить себе лес без больших и малых зверей.
Пушистый хвост торчит с верхушки.
Что за резвая зверюшка?
Щелкает орехи мелко,
Ну, конечно, это ..(белка)
Беличий склад может содержать до нескольких килограмм вкусной еды, но его нельзя разорять, иначе в самую стужу белка останется без корма.
На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож.
Он бежит. Оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк).
Шубка – иголки,
Свернется он – колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это? ..(Ёж)
У взрослого ежа до 16 тысяч колючек длиной до 2-3 см. Ежи живут на Земле уже 50 миллионов лет. Ежи уничтожают вредных насекомых, лесных мышей и других грызунов. Они не боятся даже ядовитых гадюк.
У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
Во время погони заяц может пробежать за час 70 км.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто же это? (Лиса)

Лиса уничтожает за год несколько тысяч мышей, чем помогает сельскому хозяйству.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной - .(медведь).
Сегодня насчитывается более 100 тысяч косолапых обитателей леса. Несколько разновидностей бурого медведя занесены в Красную книгу.
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знайте – это . (лось).
Как ценное животное лось был взят под охрану государства. Сегодня в России насчитывается 500 тысяч лосей. Благодаря заповедникам в нашей стране сохранены многие редкие виды животных.
Работа на компьютере. Урок 10, задание 8.
Работа с учебникам. Правила друзей природы. Стр. 86, 115.
Итог урока
Вот и окончилось наше путешествие, но мы разгадали ещё не все лесные загадки. Помните о том, что природу надо беречь. Ежегодно лес страдает от лесных пожаров, которые возникают по вине человека. Выгоревшая земля не зарастает 5-7 лет.
Брошенная бумага в лесу может лежать больше 2 лет, консервная банка – до 100 лет, полиэтиленовый пакет – больше 200 лет, стекло – более 1000 лет.
Берегите лес, его обитателей и вы сохраните красоту земли.
- Оценки (итог работы на компьютере).
Домашнее задание: Нарисовать знаки, призывающие беречь природу.





Заголовок 115