Выразительные средства языка в художественном стиле речи: эпитет, сравнение, олицетворение, метафора

Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное Общеобразовательное бюджетное Учреждение «Башкирская гимназия-интернат»
городского округа город нефтекамск









Выразительные средства языка
в художественном стиле речи:
эпитет, сравнение, олицетворение, метафора





План-конспект урока по русскому языку в 5 классе





Адулина Наиля Нардисовна
учитель высшей
квалификационной категории
русского языка и литературы






ноябрь, 2014 г.

Тема урока: Выразительные средства языка в художественном стиле речи: эпитет, сравнение, олицетворение, метафора
Цели урока:
Обучающие:
закрепление умения различать изученные стили речи, умения узнавать художественный стиль в письменной и устной речи;
развитие умения находить выразительные средства языка в художественном тексте.
Развивающие:
обучение приемам логического мышления, умению делать выводы при определении стилей речи; развитие культуры устной и письменной речи;
формирование коммуникативных умений и навыков на понятийной основе речевой ситуации и ее компонентов;
правильное понимание художественного текста через языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного текста;
развитие творческих способностей учащихся; расширение лексического запаса по теме «Зима».
Воспитательные:
воспитание интереса к изучению родного русского языка;
воспитание любви к родной природе.
Оборудование:
Иллюстрации с картин по теме «Зима»
П. Чайковский «Времена года. Январь. Февраль».
Карточки по речевой ситуации, по интонации; карточки с текстами художественного стиля речи.
Художественная литература –
это искусство слова.
К. Федин.
Содержание урока:
Приветствие. Активизация учащихся
Учитель: Здравствуйте! Как прекрасен этот мир, и как прекрасны мы в этом мире! Сегодня на уроке мы с вами постараемся увидеть этот прекрасный мир глазами художников, композиторов, писателей. Какие краски используют они для того, чтобы нарисовать эти картины, образы, чтобы создать иллюзию нашего участия в событиях и жизни героев, чтобы мы вместе с ними радовались и переживали. Ведь художники, композиторы и писатели-поэты воздействуют на наши чувства, передают свои эмоции при помощи различных приемов. Художественная литература, в частности, воздействует на наше воображение при помощи выразительных средств языка.
2. Подготовка к восприятию основной темы: повторение пройденного материала о стилях речи
Учитель: От чего зависят наши высказывания? Чтобы ответить на данный вопрос, давайте рассмотрим несколько текстов.
Карточка 1
1) В город прибыли лесовозы. Они доставили бревна.
2) По улице, прогибая ее, шли тяжелые лесовозы, заляпанные весенней грязью Они тащили на себе свежие, налитые соком еловые и сосновые кряжи. (По В.Тендрякову).
3) Петруха, раскрасневшись, вбежал в избу:
Там здоровенные машины! На них – бревна! Хлысты – по земле! Айда цепляться!
Предполагаемый ответ: наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем говорим, т.е. от речевой ситуации.
Учитель: Определите речевую ситуацию данного текста (работа с карточкой под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Зима»):
Карточка 2
а) Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
б) Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг
в) Так необыкновенно изменилась земля, поля, леса и сады заворожила стужа. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка закачалась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом всё стихло.
Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал:
- Первый снег очень к лицу земле.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. (К. Паустовский)
Предполагаемый ответ: Текст соответствует речевой ситуации на карточке 4.

Карточка 3
1 – много (школьники, студенты, научные работники)

Речевая Официальная
ситуация обстановка (энциклопедии, словари, учебники)

Сообщение научной информации

Карточка 4
1 – много (читатели, слушатели)

Речевая Официальная
ситуация обстановка (произведения художественной литературы)

Воздействие на мысли, чувства, воображение Учитель: К какому стилю относится текст?
Ответ: К художественному стилю.
Учитель: Как вы определили, что текст относится к художественному стилю речи?
Ответ: Автор использует выразительные средства языка.
3. Основная тема урока
Учитель: Мы с вами подошли к основной мысли нашего урока, которую раскрывает эпиграф урока: «Художественная литература это искусство слова».
Чтобы разобраться в теме нашего урока, запишем текст из карточки 2 по вариантам (работа с карточкой 2 под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Зима»):
1 вариант – а)
2 вариант – б)
3 вариант – в)
Учитель: Какие слова употреблены в переносном значении? (Необыкновенная тишина, мертвая тишина, шумливый, беспокойный сад, белый и ровный свет, головокружительная высота, одинокая луна, желтоватый круг, нарядная земля; умер дождь, умер ветер, умер сад, стояла луна, заворожила стужа; снег, как стеклянный дождь, лицо земли; земля, похожая на застенчивую невест.
Учитель: Что достигается употреблением этих слов в переносном значении? (Сравните: необыкновенная, необычная, особенная, особая – «мертвая» тишина; перестал дождь – умер дождь, прекратился ветер – умер ветер; затих шумливый, беспокойный сад – умер сад).
Ответ: При помощи этих слов автор достигает воздействия на воображение читателей. Читатель «слышит» эту тишину, его охватывает беспокойство.
Учитель: Автор с целью воздействия на воображение читателя, с целью создания картины происходящего, с целью ввести читателя в мир происходящего использует выразительные средства языка: метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения.
Метафора – слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства (кусты в пушистых полушубках – метафора «в пушистых полушубках» на основе сходства: снег на кустах такой же мягкий, теплый, так же греет).
Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека (два цветка, два гладиолуса разговор ведут вполголоса – олицетворение «разговор ведут»).
Эпитет это художественное определение (час от часу жар сильней, тень ушла к немым дубровам – эпитет « немым»: дубровы немыми не бывают, автор хочет подчеркнуть тишину дубров).
Сравнение – это сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое (и сыплет листья лес, как деньги медные – сравнение «как деньги медные»: автор сравнивает листья осенние с деньгами медными).
Учитель: Давайте попробуем определить, к каким выразительным средствам языка относятся слова, использованные в данном тексте в переносном значении.
Карточка 5
Необыкновенная тишина, мертвая тишина, шумливый, беспокойный сад, белый и ровный свет, в небе, головокружительная высота, одинокая луна, желтоватый круг, нарядная земля; умер дождь, умер ветер, умер сад, стояла луна, заворожила стужа;: снег, как стеклянный дождь; лицо земли; земля, похожая на застенчивую невесту.
Предполагаемый ответ: эпитеты - необыкновенная тишина, мертвая тишина, шумливый, беспокойный сад, белый и ровный свет, в небе, головокружительная высота, одинокая луна, желтоватый круг, нарядная земля;
олицетворения - умер дождь, умер ветер, умер сад, стояла луна, заворожила стужа;
сравнения: снег, как стеклянный дождь; земля, похожая на застенчивую невесту;
метафора - лицо земли.
Тренировочные упражнения (совместная работа с учителем)
Карточка 6. Задание: найти в данной миниатюре сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты.

Синий свод небес. Синий свод над горами.
Перетомленная в летнем зное, дышит миротворно земля спелостью трав и лесов, дышит, будто сдобный каравай, вынутый из русской печи.
Но прохладнее ночи. Обильнее росы. Крупнее ночные звезды. Лето ушло за середину. (В.Астафьев).
Проверка домашнего задания
Учитель: Дома вы выбрали тексты художественного стиля речи, в которых слова употреблены в переносном значении. Зачитайте тексты, в которых имеются метафоры.
Ответы: Заря-зоренька ключи потеряла. Месяц пошел – не нашел, солнце пошло – ключи нашло. Белая корзинка, золотое донце. В ней лежит росинка и сверкает солнце.
Учитель: Зачитайте тексты, в которых имеются олицетворения.
Ответы: Над излучиной речной тихий сумрак лег ночной, из-за тучи выплыл месяц, месяц ходит, как ручной! Он проходит над селом, стукнул в тучу, вызвал гром, над рекой остановился, всю засыпал серебром.
Учитель: Зачитайте тексты, в которых имеются эпитеты.
Ответы: Безмолвное море, лазурное море, стою очарован над бездной твоей. Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя.
Учитель: Зачитайте тексты, в которых имеются сравнения.
Ответы: Голубые рельсы пролегли, словно две натянутые нитки.
Плывет над селом облако, как белый лебедь.
6. Закрепительные упражнения
Работа в 2 группах.
Учитель: Найти все выразительные средства языка и определить, какой тон придают они речи, с какой целью автор использует эти средства.
Карточка 7
1 группа 2 группа

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась Под голубыми небесами
На мутном небе мгла носилась. Великолепными коврами,
Луна, как бледное пятно, Блестя на солнце, снег лежит,
Сквозь тучи мрачные желтела. Прозрачный лес один чернеет,
И ты печальная сидела И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Ответ: олицетворения – ты помнишь, вьюга залилась, мгла носилась.
Сравнения – луна, как бледное пятно; (снег) великолепными коврами (лежит).
Эпитеты - на мутном (небе), (сквозь тучи) мрачные, (под) голубыми (небесами), прозрачный (лес), (ты) печальная.
Вывод учащихся: В 1 отрывке тон печальный, грустный тон достигается благодаря выразительным средствам языка. Во 2 отрывке тон радостный, жизнеутверждающий достигается также при помощи выразительных средств языка.
7. Словарная работа по группам
Составление ассоциативного поля по теме «Зима» под музыку П.И.Чайковского «Времена года»:
1 группа – соответствующие грустному тону.
2 группа – соответствующие радостному тону.

Задание: Выбрать на слух и записать из предложенного словарного диктанта словосочетания в соответствии с предложенным заданием:
Красивый, чудесный лес; глубокие, чистые сугробы; кружевные белые снежинки; ревет вьюга; тяжелые шапки белого снега; пушистые сугробы; облака снежной пыли; покрыл сединой снег; морозная тишина; серое, мутное небо; морозные узоры на окне; сильный снегопад постепенно переходит в буран; порывистый ветер; снежно и безмолвно; снег сыпался, как стеклянный дождь; королева-сосна.
Продолжить составление ассоциативного поля, используя иллюстрации художников по теме «Зима».
8. Подведение итогов
Благодаря искусству использования выразительных средств языка художественная речь становится более красивой; она может окунуть нас в мир иллюзий художника, унести в события и окружающую героев действительность.
9. Домашнее задание
Итогом нашей сегодняшней работы будет ваша творческая работа по теме «Зима» дома.
Используя ассоциативное поле по теме «Зима», написать миниатюру «Зимние чудеса».






Образцы творческих работ

Зимние чудеса

Зима. Мой город покрывается сединой снега и превращается в снежное королевство с пушистыми сугробами. Кружевные белые снежинки медленно падают на лицо, руки и через мгновение превращаются в капельки воды. Принцессы-ели и королевы-сосны надели свои зимние шубы и тяжелые шапки из белого серебра. В лесу стоит морозная тишина, которая придает зиме еще большее очарование. Временами жалобно или грозно завывает вьюга, и ветер поднимает облака снежной пыли. Ну а если ты сидишь дома и не чувствуешь бодрости матушки-зимы, источником твоей фантазии могут стать морозные узоры на оконных стеклах.
Гильванова Кристина,
5 класс

Слушая музыкальную пьесу П.И.Чайковского «Времена года»

Еще стоит мороз. Земля покрыта снегом. Птиц, кроме воробьев и голубей, не видно. Да и то они не поют. Плавно кружась, падает снег.
Совсем немного осталось до весны. Первой запоет капель. Затем прилетят птицы, которых так не хватало. Появится зеленая травка, зацветут первые цветы. Деревья вновь наденут зеленые платья. Потекут, весело журча, ручейки.
А пока зима. Возможно, это последний снегопад, последняя метель в этом году. Каждый год зима пугает нас своими метелями. Лютыми холодами и буранами. Этот год не отличился, зима была холодной - лето будет жарким.
Наконец природа стала медленно просыпаться после глубокого сна. Скоро появятся первые цветы - это подснежники. Как хорошо, что зима с холодами уходит, появится солнце, которое согреет нас своими лучами, порадует своим видом.
А вот и солнышко!
Габидуллина Катя,
5 класс









13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 115