Художественно-продуктивная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания школьников на уроках ОРКСЭ cnfnmz


Художественно-продуктивная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания школьников на уроках ОРКСЭ
Долженко Елена Владимировна ele172634@mail.ruБОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова» Тарского муниципального района Омской области
Курс ОРКСЭ – составная часть единого образовательного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося, включающего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность.
Курс ОРКСЭ в отличие от традиционных школьных предметов принципиально новый.
Учитывая уровень развития младших школьников, которым адресован курс, важно организовать обучение в доступной и интересной форме.
Именно с этой целью на уроках ОРКСЭ я использую художественно-продуктивную деятельность как средство духовно-нравственного воспитания школьников. Продуктивная деятельность — это деятельность, в результате которой появляется определенный продукт.  Любой ребёнок, независимо от его способностей, любит рисовать, лепить, вырезать. С помощью этих действий ребёнок может передать окружающим, непосредственно учителю, своё мироощущение, отношение к окружающей действительности. К тому же, художественно-продуктивная деятельность воспитывает у ребёнка наблюдательность, активность, самостоятельность, умение выслушивать и выполнять задания, доводить начатую работу до логического конца.
Визуализация картины мира через детский рисунок - это освоение ребенком первичных символов, универсальных форм бытия, раскрывающих через призму представлений о добре и зле его отношения к различным сторонам жизни: окружающей среде, взрослым и сверстникам, представлениям о себе, своем будущем и перспективам мира. 
На уроках ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») для раскрытия сложных понятий мною используется детский рисунок.
Естественное для ребенка рисование открывает возможность проникновения в скрытые смыслы сложных понятий. Детский рисунок способен передавать тонкие нюансы миропонимания и мироощущения ребенка.
При изучении темы «Добро и зло», ребятам предлагается нарисовать символ добра и зла. Учащиеся с большим удовольствием выполняют данное задание, устраивают выставки рисунков на тему «Добро и зло» (рисунок 1).
17011658401053819525451485Необходимо заметить, что учащиеся, рисуя символы добра и зла, очень редко изображают в своих работах человека, больше явления природы, что наводит на некоторые размышления.
Рисунок 1
-786765-491490
3339465-704850-360045-788670
-220345146050
При раскрытии темы «Вежливость» мною используется известная технология «Пластилиновая жизнь». Учащиеся заранее придумывают ситуацию, в которой проявляется человеческая вежливость. На уроке, работая в группах, ребята лепят необходимых персонажей и с помощью фотоаппарата снимают некий мультфильм.
Использования данной технологии на уроках ОРКСЭ позволяет развить следующие УУД:
Личностные: установка на максимальный личный вклад в совместной деятельности; приобретение опыта успешной совместной деятельности в группе.
Регулятивные: формировать навыки работы над проектом, организовывать свою деятельность и действовать по заданному плану.
Коммуникативные: уметь взаимодействовать с учителем и коллективом: слушать собеседника, излагать свое мнение, уметь договариваться; осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.
Духовно-нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Но мы должны понимать и то, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не только в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в семье, в школе, в обществе, которая бы способствовала духовному становлению ребенка, пробуждала в нем желание делать добро.
Литература:
Абраменкова В.В. Добро и зло в картине мира современного ребенка. //Вестник
ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2007. Вып. 2. С. 131-154. 
Воскресенская В. Создаем развивающую среду сами. // Дошкольное воспитание. № 1. 2004
Комарова Т. С. Детское изотворчество: что под этим следует понимать?// дошкольное воспитание. - 2005, № 2.