Исследовательская работа Цвет в интерьере
« Цвет в интерьере»
Автор: Насанова Эльмира7 класс, МОУ СОШ п.Мирный п.Мирный Дергачевский район
Актуальность исследования
Цвет окружает человека повсюду. Он является одним из экологических факторов воздействующих на организм человека. Цвет представляет собой, не что иное, как свет, а свет — это лучистая энергия, поглощаемая и испускаемая атомами. Источником света в нашей солнечной системе служит Солнце, и любые воспринимаемые нами цвета происходят от солнечных лучей. Когда мы пропускаем солнечный цвет через призму, он разделяется на семь цветов радуги. При отсутствии всех цветов, мы получаем черное – темноту. Поэтому черное — это «отрицательный» цвет, а белое — «положительный» цвет. Мы можем улучшать здоровье и благополучие, выбирая подходящие цвета для своей одежды и для окружающей обстановки дома и на работе.
Современное общество отличается повышенным уровнем визуального восприятия: зрительные образы становятся ведущей частью привычного бытия, способом познания мира. Наши органы чувств не только анализируют окружающую среду, но и являются приемниками информации, которая, как правило, оказывает влияние на наш организм. Это мощная энергия, которая постоянно воздействует на человеческий организм.
Изучая влияние цвета на психику человека, ученые из университета Висконсина (США) предложили американским домохозяйкам попробовать кофе из четырех чашек, стоящих возле коробок коричневого, голубого, красного и желтого цвета. В итоге 75% опрошенных сказали, что кофе, стоящий близ коричневой коробки, — слишком крепок, около 85% назвали кофе из красной коробки самым ароматным и вкусным. Почти все отметили, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, — мягкий, а рядом с желтой — слабый. Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторам сообщили об этом уже после эксперимента.
В наше время существует медицинская техника, позволяющая исследовать влияние цвета на человека. Например, проводилось измерение процессов, происходящих в организме, когда людей с завязанными глазами помещали в одноцветную комнату. Было установлено, что мы способны воспринимать цвет даже кожей: красный цвет – ускоряет пульс, синий – замедляет.
Наш глаз способен различать до 1,5 миллионов оттенков.
Цветовое восприятие возрастает до 25 лет, а потом начинает снижаться.
Женщины считаются более чувствительными, чем мужчины.
По выбранному человеком цвету можно определить, в каком настроении он находится, и даже выявить некоторые черты его характера. На этом основываются многие психологические тесты, да и сами люди, хоть и бессознательно, оценивают внешность и одежду других.
К сожалению, большинство людей мало задумывается о том, какую роль в их жизни играет цвет, какое серьезное влияние на их физическое, умственное и душевное состояние он оказывает. А ведь с рождения каждый знает, как улучшается настроение, стоит солнцу выйти из-за туч в пасмурный день и сколько надежды может подарить созерцание радуги в небе после дождя.
Цель работы: Выявить влияние цветового дизайна кабинетов на эмоциональное состояние учащихся 8 – 10 классов нашей школы.
Гипотеза: цветовой дизайн школьных кабинетов оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние учащихся 8 – 10 классов.
Задачи:
Познакомиться с литературой и Интернет - источники по данному вопросу
Изучить влияние цвета на организм человека
Изучить рекомендации психологов по цветовому дизайну учебных кабинетов
Проанализировать цветовой дизайн учебных кабинетов
Изучить влияние цвета на эмоциональное состояние учащихся 8 – 9 классов нашей школы
Проанализировать полученные результаты.
Основная часть:
Теоретическая база:
Воздействие цвета на организм человека
Мы воспринимаем цвет не только глазами, но и каждой частичкой своего организма. Каждый оттенок имеет свою физическую природу, электроволны, которые своими микроколебаниями влияют на наше подсознание.
Красный Красный цвет возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, активизирует все функции организма. Стимулирует мозг.У всех древних народов красный цвет был целебным. Различные растения, животные, камни широко употреблялись для лечения болезней. О действии красного цвета следует добавить, что длительная фиксация его вызывает отрицательную реакцию — утомление, раздражение, депрессию. Особо чувствительные люди не выносят красного.
Оранжевый Этот цвет — промежуточный между красным и желтым; действие его в некоторой степени объединяет действия того и другого. Оранжевый цвет - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Способствует увеличению мышечной силы, улучшает кровообращение.
Желтый Желтый цвет — физиологически оптимальный; видимость его наибольшая среди чистых спектральных цветов, а насыщенность наименьшая. Поэтому утомляющее действие — наименьшее. Желтый стимулирует зрение, нервную систему и мозг. Он стимулирует умственную деятельность.
Зеленый Зеленый цвет — совершенно особенный в ряду спектральных цветов, хотя он и не экстремальный, а скорее нейтральный. Это цвет девственной природы, молодой Земли, покрытой растениями. Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный. Главное действие зеленого — гипнотизирующее, болеутоляющее.
Голубой Голубой, так же, как желтый и зеленый — физиологически оптимальный цвет, но в противоположность тонизирующему желтому, он производит успокаивающее действие: уменьшает кровяное давление, замедляет пульс и ритм дыхания; снижает мускульное напряжение.
Синий Действие этого цвета на организм многосторонне и эффективно. Усиливает творческое начало. Олицетворяет надежду, доверие и оптимизм. При передозировке синий угнетает и вызывает торможение нервной системы.
Фиолетовый Фиолетовый - цвет задумчивости, духовности и покоя. Он связан с интуицией и заботой о других.
Цвет в интерьере школы
Окраска помещения действует на восприятие:
- помещение с темными потолками кажется ниже;
- длинная комната или коридор – короче при ярко окрашенной дальней стене;
- белые полосы на полу указывают путь движения и зрительно удлиняют помещение.
Что же несут эти цвета в эмоциональном и психологическом плане?
Коричневый цвет - указывает на ощущение физического дискомфорта, серый – на желание оставаться свободным от каких-либо обязательств, желание укрыться от внешних влияний и стимулов.
Серый цвет – это пограничный район между противоборствующими сторонами, «ничья» земля, по каждую сторону которой есть свои методы, подходы, взгляды, свой мир.
Цветопсихологические исследования среди детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста. В раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный цвет, причем девочки – главным образом розовый. В возрасте 9–11 лет интерес к красному цвету постепенно заменяется тяготением вначале к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому и к зеленому. После 12 лет любимый цвет – синий.
Что же предлагают психологи для дизайна интерьера школ с учетом психологических особенностей детей?
Для стен в классах и библиотеке больше всего подходят оттенки желтого (бежевый, кремовый, светло-охристый). Эти тона дисциплинируют, но главное преимущество желтого цвета – он активизирует умственную деятельность и способствует концентрации внимания. Мебель в классе не должна контрастировать со стенами, чтобы не отвлекать от смыслового центра помещения – доски: именно на нее в течение долгого школьного дня устремлены взгляды детей.
Выяснилось, что на черной доске, как ни парадоксально, плохо различимы надписи белым мелом. Коричневая доска усыпляет. Выиграла конкурс темно-зеленая доска: на ее фоне лучше всего прочитываются надписи, сделанные желтыми и оранжевыми мелками.
Не следует на стене, где висит классная доска, создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрение учащихся.
Стенды, классный уголок, где помещается всякого рода информация, классные газеты – от цвета этих деталей в интерьере тоже кое-что зависит.
Существует определенный порядок легкости прочтения текста на цветном фоне. Легче всего читается черное на желтом (но это очень неспокойное сочетание: его нужно использовать осторожно). Хорошо смотрится зеленый или синий текст на белом и т.д. Спортзал выглядит замечательно, если окрасить его в светлые оттенки оранжевого: это самый тонизирующий, самый веселый цвет. Он стимулирует активность – ребят легче расшевелить в оранжевом, чем, допустим, в голубом зале.
Лестничные проемы должны быть зелеными. Зеленый стабилизирует дыхание и сердцебиение. На переменах, когда дети носятся по лестницам вверх-вниз, зеленый цвет будет поддерживать в равновесии их дыхательную систему. Коридоры и вестибюли лучше красить в холодные тона: голубой, бирюзовый, жемчужно-серый. Эти оттенки способствуют релаксации и дают отдых глазам.
В основе колорита школьной столовой предпочтительны светло-желтые и бежевые оттенки: теплые тона улучшают аппетит, стимулируют работу желудка. Красивы и уместны на фоне желтого декоративные панно или витражи в красно-оранжевой гамме. Для актового зала приемлемы самые разные решения, но специалисты по цвету считают, что удачнее всего сочетание или чередование светло-зеленых и золотисто-желтых плоскостей.
Исследовательская часть:
С целью изучения влияние цветового дизайна классных кабинетов на эмоциональное состояние учащихся 8 – 10 классов использовала анкету и провела опрос обучающихся (Приложение 1).
В анкетировании приняли участие - 14 учащихся 8 и 10 классов.
Результаты анкетирования:
Наиболее комфортно чувствуют себя учащиеся в кабинетах № 23,3, 18,17, 25,24, 16
главная причина – приятная цветовая гамма. Большинство опрашиваемых считают необходимым условием школьных кабинетов - наличие цветов.
Изменить цвет стен большинство учащихся предложили в 16, 26 кабинете. Учащиеся предпочли сделать в этих кабинетах оранжевый и зелёный цвет.
А цвет парт большинство учащихся 8,10 классов изменили бы в 24(информатика), 11 (география) кабинете, тёмно-коричневую окраску парт учащиеся считают мрачной. Обучающиеся изменили бы цвет досок в классах с коричневого на зеленый.
Окраска коридоров нашей школы соответствует требованиям учащихся.
На основании полученных результатов исследования можно сделать вывод:
Цветовой дизайн помещений оказывает влияние на эмоциональное состояние школьников.
Положительное влияние цветового дизайна наблюдается не во всех кабинетах школы, таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично.
Учащиеся интуитивно выбирают цвета, отражающие их эмоциональную потребность.
Предпочитаемые школьниками цвета: зеленый, желтый, оранжевый, голубой .Цветовой дизайн школьных кабинетов и коридоров соответствует требованиям СанПиНа.
Рекомендации: планируя дизайн школы и оформляя учебные кабинеты, администрация и учителя должны учитывать влияние цвета на эмоциональное состояние школьников.
Заключение
На основе собственного опыта, изучения литературы по проблеме и проведенного исследования мы пришли к следующему заключению:
Цвет как экологический фактор обладает мощным энергетическим и информационным воздействием на организм человека.
Цветовую гамму можно использовать для воздействия на самочувствие человека и на его психоэмоциональное состояние.
Воздействие цвета на психику может существенно меняться в зависимости от сочетания цветов.
Разные цвета по-разному воздействуют на наше эмоциональное состояние. Есть цвета активные, возбуждающие эмоциональное состояние, есть цвета успокаивающие и есть цвета, отвергаемые нами.
Принятие или отвержение цвета часто зависит от возраста человека.
Наиболее приемлемые цвета для дизайна школы – желтый, оранжевый, бежевый, зеленый, голубой.
Список литератур
1.Н.В. Герасименко. Разноцветный класс //Домашний доктор, 1998, № 4.
2.Ю.Башкирова. Эмоциональные сферы //Школьный психолог, 2004, № 24.
Источники информации:
http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/main11.html http://www.alta-d.ru/encyclopedia/design/160603.htm http://balbesof.net/article/a-14.html http://www.alta-d.ru/archive/1_4.htm www.colorzone.ru/
http://www.vershen.ru/psi.htm
http://www.salon.by/Приложение 1
Анкета
В каких кабинетах школы ты чувствуешь себя более комфортно? (указать номера кабинетов)_______________________________________
Почему ты чувствуешь себя комфортно в этих кабинетах:
в кабинете приятная цветовая гамма
в кабинете много растений
много полезной информации на стендах
В каких кабинетах ты изменил бы цвет стен? (указать номера кабинетов)
______________________________________________________________
Какой цвет стен ты предпочел бы в этих кабинетах:
Желтые тона
Зеленые тона
Голубые тона
Оранжевые тона
Другие (указать)
В каких кабинетах ты изменил бы цвет парт? Почему?
____________________________________________________________
В какой цвет, по-твоему, должны быть окрашены коридоры? (указать)
_________________________________________________________________
Нужны ли в кабинетах цветы?
Да
Нет
Не знаю
Как ты относишься к таблицам, висящим на стенах?
Помогают на уроке
Отвлекают на уроке
Они для меня не имеют значения
4.Какой цвет досок ты предпочел бы в кабинетах:
a. черные тона
b.зеленые тона
c.коричневые тона
Приложение 2
Цвет и возраст
Возраст Предпочитаемые цвета Цвет, вызывающий отрицательное восприятие Преобладающее психологическое состояние
4–10 Красный, пурпурный, розовый, бирюзовый Черный, темно-коричневый, серый Пребывание в мире сказок
11–12 Зеленый, желтый, красный Оливковый, пастельно-зеленый, лиловый Преобладание чувственного восприятия мира
13–16 Ультрамарин, оранжевый, зеленый Фиолетовый, лиловый Рациональный подход к восприятию мира, развитие самосознания
17–19 Красно-оранжевый Пурпурный, розовый Инстинктивно целенаправленное восприятие мира
Фотоприложение Столовая
кабинет 18
кабинет № 11
кабинет № 24
спортзал
школьный коридор