Проект «Развитие познавательных способностей средствами художественного конструирования»
МКДОУ «Детский сад № 19 «Тополек»
Проект
«Развитие познавательных способностей
средствами художественного конструирования»
Частухиной Ирины Викторовны,
воспитателя МКДОУ «Детский сад № 19 «Тополёк»
Г.Талица2016г
Содержание
Введение .....3
Теоретические основания аналитической деятельности педагога.....5
Анализ результатов педагогической деятельности ...11
Заключение.....19
Список литературы21
Приложение22
Введение
«Истоки творческих способностей и дарований
детей на кончиках их пальцев».
В.А.Сухомлинский
На сегодняшний день дошкольники много времени проводят за компьютерными играми и просмотром мультфильмов, что приводит к недостаточной степени развития мелких и крупных мышц рук и технических умений. Всё это способствует торможению их воображения, сковыванию инициативы, снижению качества результатов их деятельности. Наблюдения за детьми, беседы, их диагностирование, анкетирование родителей, – всё это способствовало получению более точных сведений об интересах детей и их родителей. Проанализировав полученные результаты, пришли к выводу, что существует актуальная потребность развития детского художественного творчества посредством конструирования и моделирования изделий из бумаги.
Отечественные психологи и педагоги: Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, поделки.
Вот на этом и основано активное внедрение художественного конструирования в практику работы с дошкольниками.
Проблема: Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предусматривает всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Тема изучения бумаги и ее применение стала актуальной. Бумага ( доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Дети активно работают с бумагой, но несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги.
Цель: Создание педагогических условий для формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов работы с бумагой.
Задачи:
познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности;
познакомить детей с различными техниками работы с бумагой;
развивать познавательную активность, любознательность, эмоциональную заинтересованность;
развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику рук;
воспитывать чувство взаимопомощи, инициативу, самостоятельность, терпение, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, бережное отношение к результатам труда.
Содержание занятий по конструированию тесно связано с содержанием других разделов программы, прежде всего с социальным развитием, сенсорным воспитанием, формированием игровой деятельности, развитием речи, а также других видов продуктивной деятельности (лепка, аппликация, ручной труд, рисование).
Теоретические основания аналитической деятельности педагога
При обучении детей конструктивной деятельности в детском саду используются строительный материал, конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы. Вид материала определяет и вид конструирования:
конструирование из строительного материала,
конструирование из бумаги,
конструирование из природного материала и т. д.
Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он делится на мелкий (настольный) и крупный. Во время занятий материала всего должно быть больше, чем требуется для данной постройки (и по элементам, и по количеству), чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу.
Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель использует и разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д. Дети дошкольного возраста, создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью домик для зайчика, мост для транспорта и пешеходов и т. д. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей. Хранить строительный материал удобнее всего в специальных шкафчиках с отделениями для каждого вида деталей, при этом материал всегда должен быть уложен строго по формам, чтобы дети могли быстро взять любую из них. Раскладывание материала по формам не только облегчает работу с ним, но и способствует ускорению запоминания названий этих форм.
На современном этапе становления теории и практики детского конструктивного творчества особое значение приобретает обеспечение условий для реализации детьми собственных замыслов в работе с бумагой. При этом очень важно, чтобы знания и умения, полученные дошкольниками на занятиях по конструированию и моделированию из бумаги, активно ими использовались и интерпретировались в ходе создания выразительных образов. Конструирование и моделирование из бумаги – это один из видов конструктивно-пластического творчества, в основе которого лежит работа с различными видами бумаги, связанная с созданием пластических образов путем изменения плоскости листа с помощью разнообразных приемов (сгибания, скручивания, надрезания, обрывания и т. д.).
В современном дошкольном учреждении конструирование и моделирование из бумаги стало достаточно распространенным видом изобразительного творчества.
На этих занятиях развивается не только творческое мышление ребенка, но и мелкая моторика рук, необходимая и в других видах деятельности дошкольника. Конструирование и моделирование из бумаги позволяет взглянуть детям с иной точки зрения на простой лист бумаги, увидеть в нем выразительные возможности для реализации своих замыслов. А это является немаловажным для становления его как личности.
Об условиях творческого развития личности ребенка не однократно говорили многие исследователи (Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, Г. Г. Григорьева, А. Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, А. В. Запорожец, Е. И. Игнатьев, Э. В. Ильенков, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, В. А. Левин, А. В. Лилов, Е. И. Николаева, Н. Н. Палагина, Е. А. Флерина и другие), каждый из которых рассматривал творчество с определенном аспекте. В их работах подчеркивается необходимость решения данной проблемы, начиная с дошкольного возраста, характеризующегося особой устойчивостью к различным видам художественной деятельности, в том числе и к конструктивно-пластической.
И в этом случае конструирование и моделирование из бумаги является одним из эффективных средств активизации творчества дошкольников, поскольку они способствуют формированию множества конструктивно-пластических умений, необходимых для овладения другими видами творчества. При этом важнейшим средством активизации творческого развития является способность мыслить и вносить элементы творчества в свою деятельность. Именно этот аспект – «вносить новый элемент» – очень часто практиками остается неактуализированным. В решении проблемы развития конструктивного творчества на сегодняшний день можно выделить два направления. Первое связано с тем, что педагоги уделяют внимание только обучению элементарным способам получения поделок из бумаги. Более сложные приемы детям в дошкольном возрасте освоить не предлагают, считая их неготовыми и неспособными усваивать многоэтапность изготовления этих поделок. Второе характеризуется тем, что, обучая детей некоторым техническим приемам изготовления поделок из бумаги, педагоги не устанавливают взаимосвязь данных техник с другими техниками, знакомыми детям дошкольного возраста. Поэтому ребенок не интегрирует знания, умения, впечатления, получаемые от разных видов творчества, что в целом обедняет как содержательную сторону создаваемых образов, так и их выразительность.
Бумага – один из самых простых, доступных, легко обрабатываемых материалов. С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства.
Из бумаги можно сделать массу всего интересного, начиная от простых елочных украшений, самодельных открыток, аппликаций, и заканчивая сложнейшими объемными моделями автомобилей, зданий и животных.
Чем богаче фантазия, тем большее количество поделок можно придумать.
Существуют различные типы изделий из бумаги: изделия из полосок, изделия в технике аппликации, изделия на основе коробочек, конусов, цилиндров; изготовление различных макетов; поделок в технике оригами.
Занятия по моделированию и конструированию из бумаги не требуют особых приспособлений, специального оборудованного рабочего места. Достаточно листов бумаги и минимума инструментов, которые есть у каждого ребенка (ножницы, линейка, карандаш, клей). А фигурки оригами и вовсе можно складывать где угодно, в любой ситуации – ведь необходимы лишь руки да лист бумаги.
В зависимости от замысла и назначения изделия применяют бумагу, различающуюся по толщине, фактуре, текстуре и цвету. Для работы, связанной со складыванием, используют тонкую писчую и цветную бумагу. Картон, полукартон, плотная бумага – применяются для изготовления различных конструкций.
Научившись мять бумагу, рвать, резать, закручивать в жгуты, сгибать в разных направлениях, освоив умения работать с чертежами, схемами, шаблонами, ребенок сумеет выполнить самые разнообразные изделия – игрушки, сувениры, плоскостные и объемные композиции.
Конструирование и моделирование из бумаги, с одной стороны, дает много свободы: отдельные детали любой формы можно вырезать, но с другой – это добавляет сложности: необходимо четко представлять окончательный результат. Поэтому в процессе обучения дошкольников обычно используют готовые лекала деталей растений, животных и т. д.
Каждая из известных техник конструирования и моделирования из бумаги может использоваться в работе с дошкольниками. Так, например, на занятиях оригами дети учатся складывать из квадратного листа бумаги простейшие фигурки птиц и животных, кораблики, домики, машинки, цветы и много других интересных поделок. Из них можно составлять различные композиции, совмещая детали бумагопластики и оригами.
Первыми детскими игрушками-самоделками из бумаги становятся лодочки, пароходики, кораблики, самолетики, шапочки, коробочки, выполненные путем складывания и сгибания газетной или белой бумаги. На первый план выдвигается скорее утилитарная направленность игрушки, а ее художественность, красочность оформления отходят на второе место.
Возможность же изготовлять поделки из яркой цветной бумаги поднимает уровень художественной задачи, и ребенок вовлекается в активную творческую деятельность, он начинает украшать, совершенствовать свою игрушку, стремится сделать ее наряднее, привлекательнее. Дети испытывают чувство эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Разнообразные поделки используются в играх, служат украшением детских комнат и групповых помещений в детских садах. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям или друзьям.
Анализ результатов педагогической деятельности
Исследование данной проблемы проходило в несколько этапов. Первый констатирующий этап (сентябрь 2015 г.) включает в себя характеристику групп испытуемых, анкетирование родителей с целью выявления знаний о творческом развитии детей и о том, насколько родители принимают участвуют в этом развитии, наблюдение образовательной области «Познание» (аппликация) с целью научить самостоятельности детей в изготовлении поделки, планировать последовательность выполнения задания, совершенствовать умения пользоваться ножницами и научить эстетично оформлять работу, экспертная оценка для получения наиболее эффективного результата уровня развития творческих способностей детей.
На формирующем этапе происходила реализация системы мероприятий, направленных на повышение уровня развития творческих способностей детей – это индивидуальная работа с детьми, коллективные работы, а также работа с родителями воспитанников.
Заключительный этап (май 2016г.) включает в себя те же методы выявления уровня развития творческих способностей детей, что и на констатирующем этапе и сопоставление результатов исследования.
Для нашей работы мы взяли старшую группу детского сада «Радуга» и условно поделили ее на две подгруппы. Первая подгруппа условно была названа «Ёлочка», мы присвоили статус контрольной, а второй подгруппе, условно названной «Солнышко» ( экспериментальной.
Списочный состав подгруппы «Солнышко» составляет 12 человек ( 8 мальчиков и 4 девочки. При составлении социологического портрета было выявлено, что 11 семей являются полными, а 1 ребёнок воспитывается в неполной семье (отсутствие одного из родителей).
Дети данной подгруппы в самостоятельной деятельности с удовольствием занимаются конструированием. Увлечёнными данным видом деятельности чаще можно видеть мальчиков. Они активно используют в игре строительный материал ( деревянные и пластмассовые конструкторы. Девочки охотнее играют в сюжетно – ролевые игры: в больницу, парикмахерскую и дом. Роли распределяются чаще всего уже самостоятельно детьми. Дети в подгруппе умеют взаимодействовать друг с другом.
Списочный состав подгруппы «Елочка» 12 человек ( 8 мальчиков и 4 девочки. Социологический портрет выявил, что все 12 семей являются полными.
Дети данной подгруппы в своей игровой деятельности также используют различные игры и игрушки, которые имеются в свободном доступе в группе. Мальчики отдают своё предпочтение играм со строительным материалом, делая различные постройки: дороги, ворота, гаражи. Девочки же чаще и с большим удовольствием играют с куклами, в дом и в парикмахерскую. Многие дети умеют так же взаимодействовать друг с другом.
В группе оборудовала центр «Познания», который включает в себя: познавательные энциклопедии; оборудование для экспериментирования; коллекции природных объектов «Минералы», «Насекомые и их знакомые», «Животные леса»; занимательные головоломки на решение конструктивных задач ( «Куб-хамелеон», «Уголки», «Кубики для всех»; серию дидактических игр «Учись, играя» на развитие комбинаторных способностей.
Для сбора и наполнения данных были проведены следующие методы педагогического исследования:
-наблюдение;
-экспертная оценка;
-анкетирование.
Первым этапом было проведено наблюдение образовательной области «Познание» (аппликация) с целью научить самостоятельности детей в изготовлении поделки, планировать последовательность выполнения задания, совершенствовать умения пользоваться ножницами и научить эстетично оформлять работу, что было отображено в протоколе наблюдения (Приложение 1).
Наблюдение проводилось по следующим параметрам:
Умение детей правильно пользоваться ножницами.
Умение планировать последовательность выполнения задания.
Умение самостоятельно изготавливать поделки.
Умение эстетично выполнять работу.
Высокий уровень предполагает наличие всех параметров, по которым проводилось наблюдение: умение детей правильно пользоваться ножницами, умение планировать последовательность выполнения задания, умение самостоятельно изготавливать поделки, умение эстетично выполнять работу.
Средний уровень предполагает умение детей: правильно пользоваться ножницами, планировать последовательность выполнения задания, самостоятельно изготавливать поделки, но отсутствие эстетического выполнения работы.
Низкий уровень предполагает наличие умения правильно пользоваться ножницами, но планирование последовательности выполнения задания и изготовление поделки происходит при помощи воспитателя, эстетичность работы не на должном уровне.
Условимся принимать высокий уровень за 5 баллов, средний за 4 балла, низкий за 3 балла.
Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что в экспериментальной группе «Солнышко» были получены следующие данные:
В ( 25% (3 ребенка);
С – 67% (8 детей); Н – 8% (1 ребёнок).
Полученные результаты экспериментальной группы занесены в таблицу 1 (Приложение 2).
Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что в контрольной группе были получены следующие данные:
В – 33% (4 ребенка);
С – 50% (6 детей);
Н –17% (2 ребенка).
Полученные результаты контрольной группы занесены в таблицу 2 (Приложение 3).
Основываясь на полученные данные, можно сказать, что в экспериментальной группе умеют правильно пользоваться ножницами 8 детей (68%), при напоминании воспитателя правильно берут ножницы 4 человека (32%); умеют самостоятельно планировать последовательность выполнения задания 2 человека (17%), при помощи воспитателя планируют свои действия 9 детей (75%) и 1 ребёнок (8 %) даже при помощи взрослого затруднились с выполнением данного задания; самостоятельно изготавливают поделки 3 ребенка (25%), 7 детей (58%) справились с заданием при помощи воспитателя и 2 ребёнка (17%) отказались от выполнения задания; эстетичность и аккуратность в выполнении работы наблюдалось у 2 детей (17%), 9 детей (75%) не очень аккуратно выполнили свою работу, а об эстетичности у 1 ребенка (8%) не говорим, так как работы не выполнялись.
В контрольной группе в процессе наблюдения нами были получены следующие данные: умеют правильно пользоваться ножницами 5 детей (42%), 7 детей (58%) после подсказки воспитателя правильно взяли ножницы; самостоятельность в изготовлении и эстетичность поделки была у 2 детей (17%), 7 детей (58%) справились с работой при помощи воспитателя и у 4 детей (25%) отсутствовала самостоятельность, аккуратность и эстетичность в изготовлении поделки наблюдалось у 2 детей (17%), 8 детей (674%) не очень аккуратно справились с работой и 2 детей (16%) свою работу не доделали вообще.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что не у всех детей присутствует самостоятельность, аккуратность при выполнении своих работ.
Сравнительная диаграмма проведения наблюдения в экспериментальной и контрольной группах представлена на рис.1 (Приложение 4).
Следующим этапом было проведено анкетирование родителей с целью выявления знаний о творческом развитии детей и о том, насколько родители участвуют в этом развитии. В анкетировании приняли участие 24 человека. Вопросы анкеты представлены в Приложении 5.
После обработки родительских анкет, нами были получены следующие данные: на вопрос о том, любит ли ребёнок работать ножницами положительно ответили 7 человек (28%), отрицательно ответили 7 человек (28%), 10 (44%) затруднились ответить на вопрос; на вопрос о том, что любит ли ребёнок делать поделки из бумаги положительно ответили 14 человек (56%), отрицательно ответили 10 человек (44%); на вопрос о наличие дома необходимого материала для детского творчества положительно ответили 14 человек (56%), отрицательно ( 10 родителей (44%); на вопрос об умении ребёнка самостоятельно отбирать материал для поделок положительно ответили 7 человека (28%), отрицательных ответов не было, 17 человек (72%) затруднились на вопрос; положительно на вопрос о проявлении фантазии ребёнком при работе с бумагой ответили 7 человека (28%), 17 человек (72%) затруднились ответить на поставленный вопрос; помощь педагогов в вопросах развития творческих способностей детей нужна 24 родителям (100%).
Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что уровень понимания родителями значимости развития творческих способностей детей находится не на должном уровне, не все родители уделяют данному вопросу внимание. А значит, что проводимая нами работа необходима как детям, так и родителям.
Первоначально был составлен перспективный план по работе с детьми и с родителями (Приложение 6). Работа с детьми проводилась поэтапно. Была проведена предварительная работа, в ходе которой уделялось большое внимание знакомству детей с материалами (бумага, картон) и их свойствами.
В группе была оборудована творческая мастерская, в которой в свободном доступе дети могли применять необходимые для их работы материалы: картон, бумага разного качества, цвета, формы, размера, ножницы, клей, кисти. Обязательно организовывались выставки детского творчества.
В процессе изготовления поделок использовалось художественное слово-загадки, стихотворения, волшебные сказки, чтобы разбудить воображение детей, подтолкнуть их к собственному видению будущей поделки, проявить и реализовать творческую задумку.
Важным моментом в работе с детьми стало обязательное изготовление поделок и игрушек руками воспитателя с целью привлечения детей к погружению в удивительный мир творчества. Очень важно, чтобы каждый ребёнок понял, что он может справиться с любыми трудностями при выполнении того или иного задания, что его работа не останется без внимания – она важная и нужная.
Помимо индивидуальных работ, дети выполняли и коллективные. В ходе изготовления коллективных работ каждый ребёнок имел возможность внести свою лепту, свой замысел, проявить инициативу, реализовать своё видение поделки. Большое внимание уделялось развитию нравственно-волевых качеств: умения добиться поставленной цели, ответственности, старательности, аккуратности. Проводилась большая работа по воспитанию у детей эстетического вкуса, умение видеть прекрасное, неповторимое и воплощать увиденное в своей работе.
Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний, умений, навыков по художественному конструированию, развитию творческих способностей дошкольников.
Организованно, согласно перспективному плану с ребятами были проведены занятия по изготовлению игрушек и поделок из бумаги: «Котёнок», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Бумажные квакушки», «Золотая рыбка» и другие.
Огромное значение в работе с дошкольниками имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества с родителями. Ведь как бы мы, воспитатели, не старались учить детей чему-либо, если родители пассивны, не уделяют должного внимания своим детям, то и результат будет низким. Поэтому постоянно нахожусь в состоянии поиска новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей.
Работа с родителями также проводилась согласно перспективному плану. Родителям были предложены следующие консультации: «Для чего нужно оригами» (Приложение 7), «Бумага + творчество = оригами», « Что необходимо иметь для изготовления поделок». Также родителям была предложена памятка «Конструирование дома с детьми» (Приложение 8).
Для того, чтобы родители могли на практике заняться изготовлением поделок, был проведен собрание-практикум «Играя, познаем мир!», во время которого родители учились работать с различным материалом, изготовлением поделок и игрушек, в конце был проведен конкурс на самую замечательную поделку. Родители участвовали в детских проектах.
На заключительном этапе исследования нами были применены те же методы педагогического исследования: наблюдение; экспертная оценка; анкетирование.
Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что в экспериментальной группе «Солнышко» были получены следующие данные:
В ( 48% (6 детей);
С – 48% (5детей);
Н ( 4% (1 ребёнок).
Полученные результаты экспериментальной группы занесены в таблицу 3 (Приложение 9).
Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что в контрольной группе «Ёлочка» были получены следующие данные:
В – 58% (7 детей);
С – 42% (5 детей);
Н – 0% (0 детей).
Полученные результаты контрольной группы занесены в таблицу 4 (Приложение 10).
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что не у всех детей присутствует самостоятельность, аккуратность при выполнении своих работ.
Сравнительная диаграмма результатов наблюдения в экспериментальной и контрольной группах на заключительном этапе представлена на рис.3 (Приложение 11).
После обработки родительских анкет, нами были получены следующие данные: на вопрос о том, любит ли ребёнок работать ножницами положительно ответили 23 человек (92%), отрицательно ответил 1 человек (4%), 1 человек (4%) затруднился ответить на вопрос; на вопрос о том, что любит ли ребёнок делать поделки из бумаги положительно ответили 24 человека (96%), отрицательно ответил 1 человек (4%); на вопрос о наличие дома необходимого материала для детского творчества положительно ответили 25 человек (100%); на вопрос об умении ребёнка самостоятельно отбирать материал для поделок положительно ответили 20 человек (80%), отрицательных ответов не было, 5 человек (20%) затруднились на вопрос; положительно на вопрос о проявлении фантазии ребёнком при работе с бумагой ответили 20 человека (80%), 5 человек (20%) затруднились ответить на поставленный вопрос; помощь педагогов в вопросах развития творческих способностей детей нужна 1 человеку (4%).
Отсюда можно сделать вывод, что наша работа была практически полностью реализована. По данным анкетирования индивидуальную помощь в решении вопроса развития творческих способностей детей необходимо будет провести с одним из родителей воспитанника.
Представленными формами работы стараюсь постоянно совершенствовать содержание, стремлюсь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности. От совместной моей работы и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка. Работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной, необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями. Являясь посредником в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, мы влияем на формирование воспитывающих, гуманистических, духовно-нравственных отношений среди детей и взрослых.
Результатом работы по развитию познавательной деятельности дошкольников стал рост их любознательности, находчивости, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, интерес к причинно-следственными связями и экспериментированию, появление способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Вывод: В целом я считаю, что результат моей практической деятельности отвечает поставленным целям и задачам, применяемые мной методы и технологии считаю педагогически целесообразными и результативными. Все это способствует развитию моих профессиональных компетенций.
Заключение
В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
Применение системы работы конструирования из бумаги является неотъемлемой частью воспитательно-образовательной работы воспитателя.
Благодаря работе с бумагой, дети не только радуются и получают заряд положительных эмоций, а так же они в процессе изготовления различных поделок развиваются.
Дети стали более организованны, внимательны, самостоятельны, творчески подходят к продумыванию будущей поделки.
Возрос интерес родителей к развитию творческих способностей детей в ходе конструирования из бумаги. Родители с большим интересом относятся к участию в выставках, оформлению группы.
Следовательно, подобранная нами система мероприятий оказалась эффективной, а значит, гипотеза подтвердилась полностью.
На основе проведённого исследования даю следующие методические рекомендации:
1. Педагогу необходимо планировать работу с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Планирование должно носить систематический характер и идти от простого к сложному.
3. Работа по развитию познавательных способностей детей должна охватывать все процессы воспитательно-образовательной работы.
4. Необходимо использовать различные методы, формы и приёмы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. Целесообразно проводить диагностические исследования в начале и в конце каждого учебного года и результаты необходимо письменно фиксировать для того, чтобы видеть их на каждом возрастном этапе.
6. Воспитатель в своей работе должен учитывать индивидуальные психические и возрастные особенности детей.
7. Необходимо положительно настраивать детей на познавательную деятельность и вовлекать их в совместную деятельность с другими детьми и с воспитателем.
Список использованной литературы
Аветисян Л., Природа и умственное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, ( 2014, ( №6, ( С. 27-31.
Аксёнова З. Ф., Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.// Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ», ( 2013. – 128 с.
Билева Г., Зимина Л. Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы.// Дошкольное воспитание, ( 2014. ( №10, ( С.22-25.
Виноградова Н.Ф., Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой, ( М., 2012, ( С.27-42.
Зенина Т.Н., Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. Игровые семинары по экологической культуре. Учебное пособие. – М., Центр педагогического образования, 2012.- 160 с.
Каменева Л. А., Матвеева А. К. , Маневцова Л. М. и др., Как знакомить дошкольников с природой, 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2013. – 211 с.
Николаева С. Н., Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада. М.: Просвещение, 2012. – 198 с.
Ребенок и окружающий мир: занятия на прогулке. Старшая группа. / Сост. А. А. Машкова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 2014 – 96 с.
Саморукова П.Г., Как знакомить дошкольников с природой. М. «Просвещение», 2013 – 208 с.
Соломенникова О. А. , Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2012. – 201 с.
Приложение 1
Протокол наблюдения
Объект: воспитательно-образовательный процесс во время проведения образовательной области «Познание» (аппликация) в старшей группе МКДОУ «Детский сад № 19 «Тополек».
Цель: научить самостоятельности детей в изготовлении поделки, планировать последовательность выполнения задания, совершенствовать умения пользоваться ножницами и научить эстетично оформлять работу
Время проведения:13 QUOTE 1415- 13 QUOTE 1415
Продолжительность:25 минут
Предположительный результат:
В процессе наблюдения можно выявить правильность работы с ножницами, самостоятельность детей в изготовлении поделки, умение планировать последовательность выполнения задания и эстетичность выполнения.
Программа наблюдения:
1. Подготовка и организация занятия.
2. Подготовка материала для занятия.
3. Соблюдение основных правил безопасности.
4. Правильное выполнение задания во время занятия.
5. Степень внимания, сосредоточенности у детей во время занятия.
6. Эмоциональное настроение.
7. Краткая фиксация наблюдения.
Приложение 2
Таблица 1. Бланк регистрации результатов наблюдения в процессе образовательной области «Познание» (аппликация) детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе в экспериментальной подгруппе «Солнышко».
№
Код ребёнка
1.
2.
3
4.
Уровень сформированности
Общий балл
1.
В.Г.
в
с
в
в
в
5
2.
Л.П.
в
с
с
с
с
4
3.
Л.Д.
в
с
с
с
с
4
4.
Р.О.
в
в
в
в
в
5
5.
С.И.
с
с
с
с
с
4
6.
В.С.
в
с
с
с
с
4
7.
Т.М.
с
с
с
с
с
4
8.
С.Д.
в
с
с
с
с
4
9.
С.К.
с
н
н
н
н
3
10.
В.Б.
с
н
н
н
н
3
11.
С.М.
в
в
в
с
в
5
12.
Е.Д.
в
с
с
с
с
4
В –25%, С – 67%, Н – 8%
Приложение 3
Таблица 2. Бланк регистрации результатов наблюдения в процессе образовательной области «Познание» (аппликация) детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе в контрольной подгруппе «Ёлочка».
№
Код ребёнка
1.
2.
3.
4.
Уровень сформированности
Общий балл
1.
М.Ф.
в
с
с
с
с
4
2.
М.С.
с
с
с
с
с
4
3.
О.С.
с
н
н
н
н
3
4.
С.Г.
в
в
в
в
в
5
5.
А.К.
в
с
с
с
с
4
6.
В.М.
с
с
с
с
с
4
7.
К.Ж.
с
н
н
н
н
3
8.
В.Г.
в
в
в
с
в
5
9.
Л.С.
с
с
с
с
с
4
10.
М.К.
в
с
с
с
с
4
11.
Л.П.
в
в
в
с
в
5
12.
А.С.
в
в
с
в
в
5
В –33%, С –50%, Н – 17%
Приложение 4
Рис 1. Сравнительная диаграмма проведения наблюдения в экспериментальной и контрольной подгруппах на констатирующем этапе.
Приложение 5
Анкета для родителей.
Уважаемые родители! Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение поможет нам улучшить работу, найти новые актуальные темы для общения.
Любит ли Ваш ребёнок работать ножницами?
- Да;
- Нет;
- Затрудняюсь ответить.
2. Любит ли Ваш ребёнок изготавливать поделки из бумаги?
- Да;
- Нет.
3. Имеется ли у Вас дома материал, необходимый для детского творчества?
- Да;
- Нет.
4. Умеет ли Ваш ребёнок отбирать материал для поделок?
- Да;
- Нет;
- Затрудняюсь ответить.
5. Проявляет ли Ваш ребёнок фантазию при работе с бумагой?
- Да;
- Нет;
- Затрудняюсь ответить.
6. Нужна ли Вам помощь педагогов в вопросах развития творческих способностей детей?
- Да;
- Нет;
- Затрудняюсь ответить.
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 6
Перспективный план работы с детьми в старшей группе по конструированию из бумаги
Месяц
Организованная образовательная деятельность
Работа с родителями
Тема
Непосредственно-образовательная деятельность
Развивающие игры
Целевые прогулки/Экскурсия
Беседы
Чтение художественной литературы
Сентябрь
«Дары природы» (Знакомство со способом закручивания круга в низкий конус)
Продолжать знакомить со способами техники бумажной скульптуры. Разви-вать умение самостоятельно «включать» способ конструирования. Активизировать воображение. Совершенстово-вать умение самостоятельно анализировать поделки .
Конструирование из бумаги «Дары природы»
Рисование «Грибы в лесу»
Аппликация «Лукошко с грибами
Лепка «Грибы»
Д/И «Дары природы»,
«Что в карзинку мы берём»,
«Форма»
Игр.упр «Съедобное не съедобное»,
«Назови форму»
С/Р игра «Семья»
П/И «У медведя во бору»
Экскурсия в лес
«Что растёт в лесу»
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
В.Г. Сутеев «Под грибом»,
«Живые грибы»
Выставка работ для родителей
Рекомендации
при работе с бумагой у старших дошкольников»
Октябрь
«Птицы»
(Ознакомление со способом закручивание полукруга в высокий конус)
Развивать умения на основе способа: конструировать различные поделки,анализи-ровать выполненные поделки. Проявлять самостоятельность в изготовлении поделок .Развивать воображение.
Конструирование из бумаги «Птицы»
Рисование «Сказочная птица»
Лепка «Птица»
Аппликация «Птица на ветке»
Д/И«Что за птица», «Часть и целое»,
П/И «Перелёт птиц»
Наблюдение на участке за птицами
«Птицы нашей области»,
«Перелётные и зимующие птицы»
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»,
М. Горький «Воробьишко»,
Мамин Сибиряк «Серая шейка»,
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
Консультация для родителей
«Оригами»
Ноябрь
«Транспорт»
Познакомить с процессом образования способа преобразования квадрата в куб и брусок. Сформиро- вать умение делать разнообразные игрушки из одной и той же заготовки, развивать умение выполнять поделку ориентируясь на схемы; развивать конструктивное мышление и сообразительность; расширять личный и игровой опыт; обогащать словарь.
Конструирование из бумаги «Транспорт»
Рисование «Машины Автозавода»
Аппликация «Машины нашего города»
Речевое развитие «Мой любимы вид транспорта»
Логика «Транспорт»
Д/И «Целое и части», «Транспорт», «Умные машины»
С.Р. игра «Автобус»
П/И «Цветные автомобили»
Наблюдение за проезжающим транспортом
«Машины- наши помощники»,
«Виды транспорта»
М. Ильин Е. Сигал «Машины на нашей улице»
Выставка методической литература по теме:«Конструирование из бумаги»
Декабрь
«Новогодние игрушки»
Развивать умение делать разнообразные игрушки на основе знакомых способов, выполнять поделку ориентируясь на схемы и рисунки; анализировать схему; развивать умение рассказывать последователь-ность выполнения поделок, развивать речь, развивать конструктивное мышление и сообразительность; расширять личный и игровой опыт.
Конструирование из бумаги «Новогодние игрушки»
Рисование «Шары на ёлку»,
Аппликация «Укрась ёлочную игрушку»
Д/И «Цвет, форма, величина», «Магазин игрушек»
С/Р игра «Семья» (готовимся к новому году)
Экскурсия к украшенным витринам магазинов»
«Как мы дома готовимся к новому году»
М. Зощенко «Ёлка»
Конкурс для родителей «Новогодняя игрушка»
Январь
«Город цифр»
Продолжать совершенствовать умение выполнять поделку ориентируясь на схемы; анализировать схему; развивать конструктивное мышление и сообразительность; умение использовать разные средства выразительности при создании образа;сформиро-вать умение моделировать игровую ситуацию; обогащать эмоциональную сферу и словарь.
Конструирование из бумаги» «Город цифр»,
ФЭМП
Рисование «Сказочный город» Коллективная аппликация «Город»
Д/И «Форма»,
«Весёлый счёт», «Построий свой город», «Арифметика»
Игр. упр «Найди своё место»
Строительные игры «Улица»
Экскурсия по близлежащей улице.
«Архитектура нашего города», «Дома на нашей улице»
Н.Б. Рубцов «Моя улица»
Консультация «Развитие конструктивных навыков у дошкольников при работе с бумагой»
Февраль
«Пароход»
Продолжать знакомить со способом техники оригами.Закрепить
умение складывать бумагу в разных направлениях в соответствии с чертежом; развивать у детей сообразительность, творчество, умение использовать разные средства выразительности при создании образа; учить моделировать игровую ситуацию; обогащать эмоциональную сферу и словарь.
Конструирование из бумаги «Пароход»
Рисование «Пароход»,
Аппликация «Открытка для папы»
Д/И «Целое и части»,
«Аппликация»,
С/Р игра «Пароход»,
Строительные игры «Пароход»
-
«Речной и морской транспорт»
В. Галкин «Пароход»
Оформление папки – передвижки «Мастерим вместе с папой»
Март
«Тюльпаны»
Вовлечь детей в увлекательную игру и творческую деятельность; развивать интерес к окружающему миру и конструктивные умения; расширять социальный опыт и обогащать словарь. Продолжать учить анализировать чертеж, выполнять поделку по схеме, быть терпеливыми при объяснении способа выполнения поделки.
Конструирование из бумаги «Тюльпаны», Рисование «Тюльпаны в вазе»
Коллективная аппликация «Букет для мамы»
Д/И «Цветы», «Собери картинку»
Игр. упр «Назови цветок»
С.Р. игра «Цветочный магазин»
П/И «Садовник»
Целевая прогулка к цветочному магазину»
«Какие бывают цветы»
Загадки и стихи о цветах
Выставка «Золотые руки мамы»
Апрель
«Корзинка»
Развивать умение переплетать бумажную основу
Полосками цветной бумаги. Способствовать развитию умений
самостоятельно создавать образцы будущих конструкций на основе этого способа. Анализировать выполненные поделки. Расширять социальный опыт,
Обогащать словарь, развивать воображение.
Конструирование из бумаги», Рисование «Короб», Лепка «Корзинка»
Муз. Дид. игра «Плетень»,
Д/И «Сложи узор»
-
Плетение корзинок из лозы»
Б. Заходер «Чья корзинка тяжелей»
Ш. Перро «Красная шапочка»
Привлечь к оформлению группы к празднику «Весна»
Май
«Теремок»
Правильно ориентироваться на листе бумаги по схеме. Дополнять поделку мелкими деталями. продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях в соответствии с чертежом; развивать у детей сообразительность, творчество, умение использовать разные средства выразительности при создании образа; учить моделировать игровую ситуацию; обогащать эмоциональную сферу и словарь.
Конструирование из бумаги «Теремок»,
Рисование «Теремок»
Лепка «Звери нашего леса»
Коллективная аппликация «Сказочный теремок»
Д/И «Дикие животные», «Кто, где живёт»,
Театрализованная игра «Теремок»,
П/И «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Лягушки и цапля», «Зайцы и волк»
Экскурсия в зоопарк
«Животные нашего леса»
Сказки, рассказы и загадки о животных
Открытый просмотр занятия
Приложение 7
Консультация для родителей
«Для чего нужно оригами детям»
Новый для отечественной педагогики предмет «оригами» предполагает не только и не столько знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование радостного для ребенка занятия с целью развития у него целого комплекса навыков. Во время занятий оригами, особенно с маленькими ребятами, следует стремиться не только научить их работать с бумагой, но и развивать у них пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям родителя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. Полезно и даже необходимо также развивать устную речь ребенка, стремиться сделать ее красивой, грамотной, научить ребенка свободному общению. На занятиях с применением оригами можно не только складывать, но и изучать русские обряды и сказки, петь, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора. Фигурки, выполненные в технике оригами, дополняют эти занятия, иллюстрируют их. Та или иная фигурка может сочетаться с загадкой, стихами, прибауткой. В процессе работы ребята и песенку выучат, и фигурку освоят. Конструирование оригами представляет для дошкольника некоторые трудности, так как бумагу ( плоский материал ( надо перевести в объемные формы. Поэтому с самого начала нужно научить детей простейшим приемам складывания. Воспроизведение действий, показанных взрослым, не является для ребенка простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабой еще координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребенка известного волевого и мыслительного напряжения.
Отношение детей к оригами существенным образом изменяется, когда им становится ясно, что из бумаги можно делать определенные поделки, игрушки.
Путем складывания бумаги по типу оригами можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов. Для достижения наибольшей выразительности поделок следует варьировать окраску и величину квадратов. Однако необходимо помнить, что на качество изделия влияет не только выбор заготовки, а, в первую очередь, тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому, прежде всего, нужно научить детей приемам складывания квадрата. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки ( это базовые формы. Например, фигурки гуся, ослика, слона сделаны на основе базовой формы оригами «воздушный змей», а фигурки лебедя, бабочки, жука сделаны на основе другой базовой формы ( «двойного треугольника». Оптимальный возраст учеников для его полного освоения - 5-6 лет. Каждое занятие может быть разбито на два отдельных урока, проводимых с перерывом в один-два дня. Обычно занятия включают несколько работ разной степени сложности.
Начинать работать можно с трехлетками. Маленькие ребята иногда боятся листа бумаги ( страшно взять его в руки, сделать с ним что-то. На первых уроках с трехлетними детьми следует сначала знакомиться со свойствами бумаги как материала. Навыки работы подаются в сказочной форме. Например, можно рассказать такую немудреную сказку: «Жил-был квадратик бумаги. Пошел он погулять и видит ( лужа! Подошел поближе и вдруг - бух! - упал в нее. Вот беда! Давайте посмотрим, что с ним случилось и спасем квадратик! Кто же придет нам помогать спасать его? Может быть, Лисичка?».
Во время рассказа на пол ставится тазик с водой, квадратик падает в «лужу». Появляется фигурка Лисички или другого сказочного персонажа и вместе с ней дети «спасают» квадрат ( вытаскивают его, мокрого, вешают сушить...
Нередко маленькие дети не умеют правильно формировать линию сгиба ( пришлепывают, а не разглаживают складку. Оказывается, таким простым и очевидным для взрослого приемам тоже надо учиться! В трехлетнем возрасте даже точно соединить два противоположных уголка квадрата бывает непросто. Поэтому следует начинать занятия с самых простых действий.
От полученной фигурки ребенку должно быть радостно! Именно тогда у него возникает желание заниматься дальше, продолжать занятия дома. Чистота метода не должна заслонять цель. Ребенок должен получать радость от занятий, радость от того, что у него все получилось. Поэтому сложенные фигурки можно красить, украшать, оживлять любыми средствами! После раскрашивания каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурка оживает. Общие правила при обучении технике Оригами:
1.Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый, а дети-школьники готовят их самостоятельно.
2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
3. Бумага для оригами должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.
4. Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
5. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
6. Обучение складыванию каждой оригами должно быть поэтапным: показ одного приема ( выполнение детьми, показ второго ( выполнение детьми.
7. Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.
8. Совмещение углов и сторон в процессе складывания оригами должно быть точным.
9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания.
В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Разогреваем пальчики:
В гости к пальчику большому Приходили прямо из дому Указательный и средний Безымянный и последний- Самый малый малышок. Вместе пальчики-друзья, Друг без друга им нельзя Наши пальцы мастера За работу им пора.
Приложение 8
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
Занятие конструированием.
Ваш ребенок прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки в большой мере реализуются и совершенствуются в конструировании. Покупать полезно интеллектуальные, развивающие игрушки – конструкторы, игры-головоломки, сборно-разборные машины и другие.
Выделите для детского конструирования такое место в комнате, где ребенок может оставить свои постройки, конструкции на длительное время, чтобы потом достроить их и продолжить игру. Поощряйте его за порядок на рабочем месте. Если постройка или конструкция закончена, то детали должны быть аккуратно сложены и убраны на место. Стройте и играйте вместе с детьми, доставляя им радость совместной деятельности. Помните, что в совместной деятельности быстрее формируется конструкторский опыт, да и отношения с ребенком становятся более доверительными и эмоционально насыщенными.
Художественный труд.
Выделите дошкольнику определенное место, где бы он мог в любое свободное время помастерить. Приобретите клей, кисточку, ножницы с тупыми концами, линейку, ластик, бумажные салфетки. Приспособьте какую-нибудь коробку и наполните ее разнообразным бросовым материалом (кусочками ткани, тесьмы, фантиками, коробочками, капсулами от киндер-сюрпризов и др.). Осенью всей семьей соберите природный материал (шишки, веточки, ракушки и пр.). Для работы детям понадобиться цветная альбомная бумага, оберточная, тонкий картон. Почаще мастерите с ребятами поздравительные открытки и сувениры для родственников, подарки для малышей и друзей, елочные украшения, приобщайте их к оформлению семейных праздников.
Варианты заданий, которые помогут вам стимулировать детскую активность.
Старший возраст.
Предлагайте ребенку коробки разного размера и формы, пусть превращает их во что хочет (животные, машины, терема и пр.), приклеивая вырезанные детали.
Покажите, как куску поролона придать округлую форму. Приклеив к ней детали из синтепона, ткани, перетянув тесьмой, дошкольник может смастерить любую игрушку.
Соберите побольше пластмассовых бутылок, картонных коробок, разных упаковок. Посоветуйте ребенку построить из них древний город, Луна-парк или все, что подскажет воображение.
Из всевозможного мелкого, бросового материала (пластмассовые пробки, металлические гайки, деревянные палочки от эскимо и пр.) можно создавать необычайные коллажи, сюжетные картины.
Из скошенной травы можно плести венки, пояса, браслеты, делать фигурки человечков, животных.
А осенью запаситесь природным материалом (шишки, желуди, веточки, листья, ягоды, ракушки, семена). Побуждайте ребенка придумывать поделки, делать их зарисовки.
Приложение 9
Таблица 5. Бланк регистрации результатов наблюдения в процессе образовательной области «Познание» (аппликация) детей старшего дошкольного возраста на заключительном этапе в экспериментальной подгруппе «Солнышко».
№
Код ребёнка
1.
2.
3
4.
Уровень сформированности
Общий балл
1.
В.Г.
в
в
в
в
в
5
2.
Л.П.
в
в
в
в
в
5
3.
Л.Д.
в
с
с
с
с
4
4.
Р.О.
в
в
в
с
в
5
5.
С.И.
в
в
в
в
в
5
6.
В.С.
в
с
с
с
с
4
7.
Т.М.
в
с
с
с
с
4
8.
С.Д.
в
с
с
с
с
4
9.
С.К.
в
с
с
с
с
4
10.
В.Б.
с
н
н
н
н
3
11.
С.М.
в
в
в
в
в
5
12.
Е.Д.
в
в
в
в
в
5
В – 48%, С – 48%, Н – 4%
Приложение 10
Таблица 6. Бланк регистрации результатов наблюдения в процессе образовательной области «Познание» (аппликация) детей старшего дошкольного возраста на заключительном этапе в контрольной подгруппе «Ёлочка».
№
Код ребёнка
1.
2.
3.
4.
Уровень сформированности
Общий балл
1.
М.Ф.
в
в
в
с
в
5
2.
М.С.
в
с
с
с
с
4
3.
О.С.
в
с
с
с
с
4
4.
С.Г.
в
в
в
в
в
5
5.
А.К.
в
в
в
с
в
5
6.
В.М.
в
с
с
с
с
4
7.
К.Ж.
с
с
с
с
с
4
8.
В.Г.
в
в
в
с
в
5
9.
Л.С.
в
в
в
в
в
5
10.
М.К.
в
с
с
с
с
4
11.
Л.П.
в
в
в
в
в
5
12.
А.С.
в
в
в
в
в
5
В – 58%, С – 42%, Н – 0%
Приложение 11
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.3. Сравнительная диаграмма результатов наблюдения в экспериментальной и контрольной подгруппах на заключительном этапе.
Приложение 12
13 PAGE \* MERGEFORMAT 144315
Диаграмма 7Диаграмма 5Root Entry