Урок внеклассного чтения Наши четвероногие друзья (4 класс)

Урок внеклассного чтения в 4 классе.

Ирина Артуровна Очеретько
Учитель начальных классов высшей категории,
учитель-методист, заместитель директора по УВР
Донецкой ощеобразовательной школы
·-
·
·
· ступеней № 30.

Тема Наши четвероногие друзья

Цели:
- работать над беглым, сознательным чтением, совершенствовать навыки самостоятельной работы над текстом, обогащать словарный запас, формировать умение высказывать свои мысли и впечатления, особое внимание уделить дружескому отношению к животным;
- развивать речь, мышление;
- воспитывать интерес к чтению, любовь и заботливое отношение к животным.
Оборудование:
творческие работы детей на тему «Мой лучший друг», карточки с пословицами, шляпы, рисунки и фотографии животных, тексты обсуждаемых произведений.

Эпиграф на доске:
«Мы в ответе за тех, кого приручили».
С. Экзюпери.

План
I. Рефлексия.
- Ребята, сегодня не очень солнечный день. На небе много тучек. Но посмотрите – один солнечный лучик всё-таки пробился сквозь них. И пусть он только один. Но он несёт нам тепло, доброту, напоминает нам о наших меньших братьях – животных. Чем добрее мы, тем больше лучиков пробьётся к нам сквозь тучи.

II. Сообщение темы и целей.
- На прошлом уроке внеклассного чтения мы начали разговор о дружбе. Вы рассказывали о своих друзьях, писали о них рассказы, было сказано много тёплых слов. Итог нашей работы на сегодняшней выставке (выставлены творческие работы детей на тему «Мой лучший друг»).
- Сегодня мы снова будем говорить о дружбе, но о дружбе с животными.
- Чтобы можно было прочесть, о чём мы сегодня будем говорить, подчеркните на доске каждую 3-ю букву.

Н К Д С А Р Е В У Г Ш Ж Т Я Б Ф Ю А


III. Фронтальная работа.
1. Работа со словом ДРУГ (на доске).

антонимы ДРУГ синонимы
I
однокоренные слова
2. Подберите слова, которые будут начинаться на данные буквы и подходят к вашему 4-ногому другу.
Д добрый, доверчивый, дружелюбный;
Р радостный, ранимый;
У умелый, умный;
Г героический, грустный.

3. Работа в группах – собрать пословицы.
У детей карточки с половиной пословицы, надо подобрать к ней 2-ю половину.
Сам погибай, а друга выручай.
Друзья познаются в беде.
Крепкую дружбу и водой не разольёшь.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Один за всех и все за одного.
Доброе братство лучше богатства.

IV. Представление каждой группой перспективного домашнего задания.
Группа № 1.
Л. Толстой «Быль».
- Пересказ текста учащимися;
- анализ понравившегося эпизода;
- технология «Шляпы де Боно» (Красная шляпа – цвет жизни, ощущений, активных эмоций).
Учитель показывает красную шляпу, дети понимают, что сейчас будут говорить о своих чувствах.
- Какие чувства испытали во время чтения?
- Что понравилось в поведении мальчика? 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Как бы вы поступили в данной ситуации?




V. Разминка.
- Ребята, я вижу вы немного устали. Наш лучик тоже устал. Ему сложно пробиваться сквозь тучи, но ему помогает ваша доброта и отзывчивость. Давайте отдохнём вместе с ним.
Вот лучик сел к вам на плечо – погладьте его,
а сейчас он коснулся ваших волос – приласкайте его,
он забрался к вам за воротничок – погладьте его и там,
а он уже у вас на носу.
А сейчас он сидит на плече у вашего соседа – погладьте его.
Лучик приглашает вас поиграть – поймайте его!
(дети ловят воображаемый лучик – кто-то активно, кто-то, сидя за партой – дети сами выбирают способ отдыха).
Дети, лучик устал, сейчас он будет отдыхать и продолжать слушать вас.

VI. Работа над новым текстом.
Группа № 2.
Б. Емельянов «Как я покупал собаку».
- Пересказ текста учащимися;
- анализ понравившегося эпизода;
- технология «Шляпы де Боно» (Зелёная шляпа – цвет земли, здравого смысла, помогает увидеть отрицательные стороны.)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Правильно ли поступил покупатель собаки, вернув её хозяину?
- Найдите слова в тексте, которые отражают главную мысль рассказа. (Друзей не продают и не покупают за деньги.)
- Какие слова из другого произведения подходят к нашему рассказу? (Эпиграф.)

VII. Фронтальная работа.
Чтение учителем стихотворения Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге».
Технология «Шляпы де Боно» (Синяя шляпа – цвет знаний и размышлений.)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Какая порода собак самая лучшая? (Вопрос-провокация.)
- Главная мысль стихотворения.
- Подходит ли наш эпиграф к этому стихотворению.

Ассоциативный куст.
Слова вокруг сердца подбирают дети, учитель записывает на доске.
- Дети, какие слова приходят вам в голову, когда вы думаете о своём 4-ногом друге?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рассказ детей о своих домашних питомцах.

VIII. Рефлексия.
- Слушая вас сегодня, я обратила внимание, как добротой и любовью светились ваши глаза, тысячи ясных добрых лучиков пробились сквозь тучи зла и наполнили наш класс. Это стало возможным только благодаря вашим добрым сердцам.
IX. Итог.
- Мы продолжим тему дружбы с животными на уроках чтения, природоведения, изобразительного искусства, на классных часах.
Мне хочется, чтобы главным девизом в ваших отношениях с животными стали слова С. Экзюпери из произведения «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили».


Мой любимый 4-Б класс!








13PAGE 15


13PAGE 14315



Мой друг!

Ответственность

Ласка

Любовь

Забота

Беспокойство

Доброта

Внимание

Помощь



15