Урок по русскому языку для 5 класса Чередование гласных в корнях -кас – кос-
Урок русского языка № 58
Класс: 5 «Г», 5 «Е»
Дата:
Тема: Чередование гласных в корнях -кас – кос-.Цель:
Узнать о чередовании гласных в корнях -кас-, -кос-.
Формирование умения различать слова с чередованием в корне и проверяемой гласной.
Повторение правописания корней с чередованием ЛАГ – ЛОЖ.
Развитие творческих способностей, внимания, памяти.
Воспитывать познавательный интерес.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Актуализация полученных знаний. Словарный диктант.
Пол...жение незавидное, первое сл...гаемое, прав...льное предл...жение, разобрать прил...гательное, произвести сл...жение, отл...жить в сторону, хорошо выр...сти, выр...щенный цветок, б...рёзка подр...сла, хорошо выр...сла, зар...сли кустарника, р...стительный мир, кр...сивый заг...р, заг...релый человек, разг...рались дрова, г...рение свечи, пр...горелый пирог, уг...р от печки, наг...р на свече, маленький ог...рок, соприк...саться с действительностью.
Фронтальный опрос.
Когда в корнях с чередованием лаг, лож пишется а?
Когда в корнях с чередованием раст, рос пришется о?
3. Постановка проблемного вопроса.
Касание – коснуться.
- Как вы думаете являются ли данные слова однокоренными? Почему?
- Подумайте, почему в одном случае мы напишем а, а в другом о. От чего это может зависеть?
- Давайте попробуем сформулировать правило и проверим по учебнику, правильно ли мы догадались.
4. Работа с учебником. Чтение теоретического материала стр.
5. Закрепление.
Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить правописание чередующихся гласных в корнях.
К...саться рукой, лёгкое пр...к...сновение, прик...саться к стенду, к...снуться друга, к...сание плеча, прямая к...сательная.
- Молодцы, ребята!
6. Физминутка.
Грамматическая зарядка
Задание
Если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - встаем.
Прил…гать усилия.
Сл…жить вещи.
Отл…жить празднование.
Возл…гать надежды.
Предл…жить блины.
Безотл…гательное дело.
К…снуться чуда.
Радостное предпол…жжение.
К…саться рукой.
Точки соприк…сновения.
Не к…саются влаги.
Расположить у костра.
Пол…жение дел.
7. Обобщение изученного.
Задание 2: Выпишите слова с чередованием в 2 столбика. Вы узнали авторов этих предложений?
“Теперь сядьте, пол…жите руки перед собой. Мы займёмся арифметикой”, – сказала девочка с голубыми волосами.
“Предпол…жим, у вас в кармане два яблока, а некто взял у вас одно яблоко”. (А.Н.Толстой “Приключения Буратино”)
“ Мыло у вас там или гуталин, меня это не к…сается, а посылку я вам не отдам”.
“Это ты правильно предл…гаешь, Матроскин. Без коровы в хозяйстве никак не обойтись”. (Э.Успенский “Дядя Фёдор, пёс и кот”)
Как только яичные скорлупки соприк…снулись с волшебной шляпой, так сразу же выросли в размерах и сделались мягкими и пухлыми.
Пять маленьких тучек выпорхнули из шляпы и, не к…саясь земли, повисли в воздухе.(Т.Янссон “Сказки про муми – троллей”)
Над дверью домика, где жила Сова распол…гались два объявления и колокольчик со шнурком.
Солнце едва к…снулось верхушек сосен, а медвежонок уже выбежал из дома и помчался прямиком к ловушке на Слонопотама. (А. Милн “Винни-пух и все-все-все”)
Доктор предлагал дать обезьянке лекарство, и её пришлось выложить из-за щёк свои сокровища: гаечки, пуговицы, ключики, и другие предметы. (Э. Успенский “Крокодил Гена”)
Задание 3. Используя слова с чередованием гласных в корне, составьте небольшой рассказ на тему «Самый интересный урок».
(чтение сочинений по желанию)
8. Подведение итогов. Рефлексия.
- Расскажите о правописании гласных в корнях кас, кос.
- Ребята, понравился ли вам урок? Чему вы сегодня научились?
- Поднимите руку, те кто оценивает свою работу на уроке на оценку «5», «4», «3».
Молодцы, ребята! Отлично потрудились!
9. Домашнее задание: