Технологическая карта урока по теме Формирование Древнерусского государства (6 класс)
ПАСПОРТ УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ: 6 КЛАСС
Учитель Артамонов Михаил Александрович
Тема урока Формирование Древнерусского государства
Цель урока: Сформировать историческое сознание школьников на основе глубокого осмысления причин формирования Древнерусского государства
Планируемые ОР Ученик по окончанию изучения темы:
- даёт собственную оценку процессу формирования Древнерусского государства;
- называет предпосылки и причины формирования Древнерусского государства;
- показывает на карте торговый путь «из варяг в греки» и основные центры формирующегося Древнерусского государства – Новгород и Киев;
- даёт определение основным понятиям;
- объясняет значение создания единого Древнерусского государства;
- называет годы призвания варягов и создания единого Древнерусского государства;
- анализирует информацию, делает выводы;
- формулирует вопросы, направляющие познавательную активность;
- рассказывает о призвании варягов
Программные требования
Личностные результаты Метапредметные Предметные
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции; - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - владение целостным представлением об историческом пути своей страны и человечества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа;
Мировоззренческая идея Образование государства – длительный процесс, и оно возникает тогда, когда общество осознает в нем необходимость. Это неизбежный и закономерный процесс.
Программное содержание Предпосылки, причины, значение образования государства у восточных славян.
План изучения нового материала Веление понятия «государство».
Предпосылки и причины создания Древнерусского государства.
Образование Древнерусского государства.
Рефлексия
Понятия государство
Основные даты 862 г. – призвание варягов, 882 г. – создание единого Древнерусского государства
Имена Рюрик, Олег
Географические объекты торговый путь «из варяг в греки», Новгород, Киев
Тип урока Урок изучения нового материала
Форма урока урок - диалог
Технология формирование понятийного мышления
Мизансцена урока традиционная
Оборудование урока Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: 6 класс»; мультимедийная презентация, раздаточные материалы
Домашнее задание §3, заполнение контурной карты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ХОДА УРОКА
Планируемые ОР Деятельность учителя Деятельность уч-ся
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие учащихся. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
- анализируют информацию, делают выводы;
- формулируют вопросы, активизирующие познавательную активность;
Проблемная ситуация
Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью.
Макиавелли Н.Диалог:
- Может ли цитата Н.Макиавелли раскрыть суть образования российского государства?
- Сформулируйте тему урока.
Целеполагание
- На основе всего вышесказанного, назовите цель нашего урока.
Слайд 1
Рассуждение
Высказывание своей точки зрения
Оценочная деятельность
Называют тему и цель урока
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- называют признаки государства;
- называют причины и предпосылки образования государства у восточных славян;
- дают определение понятию «государство»;
- рассказывают о призвании варягов;
- называют даты призвания варягов и создания единого Древнерусского государства;
- анализируют информацию, делают обобщения и выводы.
Введение понятия «государство»
Диалог
- Какое слово в цитате Н.Макиавелли вы считаете ключевым?
- Как вы понимаете, что это?
Работа с текстом
Рабочие листы №1.
Выведение понятия, сравнение, диалог
- Определите, в каком из двух текстов речь идет о государстве?
- По каким признакам Вы определили?
- Из названных признаков, определите первостепенные.
- Сформулируйте определение понятию «государство», используя названные признаки.
- Сравните с определением, которое приводится как образец в школьных учебниках.
Государство – это такая организация власти, при которой существует единая система управления людьми, поживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов, осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами или народами.
- Назовите несоответствия.
Дайте определение понятию «государство»
2. Предпосылки и причины создания Древнерусского государства
- Что мы можем сказать с Вами о процессе создания государства?
- Какие условия требуются для его появления?
Работа с текстом, аналитическая беседа
Рабочие листы № 2
- Перечислите, найденные Вами, предпосылки появления государства у восточных славян.
- Как вы считаете, все ли условия, найденные нами, соответствуют уже обозначенным признакам государства?
3. Образование Древнерусского государства.
Работа с текстом ,диалог, введение даты
Рабочие листы № 3
- На примере отрывка из «Повести временных лет», найдите практические доказательства, как реализовывался процесс складывания Древнерусского государства.
862 г. – «призвание варягов
Показ по карте, сравнение, объяснение, введение даты, вывод
- 882 г.- создание единого Древнерусского государства
- Современная Россия является наследницей, появившегося в средние века государства Киевская Русь. Высказывают свою точку зрения
Раздаточный материал, работа в парах, анализ текста, обсуждение
Слайд 2
Аналитическая деятельность, синтез, обобщение
Сравнение, оценочное суждение
Слайд 3
Дают определение
Раздаточный материал, работа в группах, анализ текста, обсуждение, выводы
Слайд 4
Слайд 5
Раздаточный материал, работа в парах, анализ текста, обсуждение, установление аналогий
Слайд 6-7
Делают вывод
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- определяет основные этапы складывания Древнерусского государства.
Диалог
- Вспомните Ваши высказывания о том, что такое государство, названные в начале урока?
- Насколько они были точны?
- Еще раз обратимся к высказыванию Н.Макиавелли. Согласны ли Вы с его цитатой? Отражает ли она суть процесса складывания Древнерусского государства? Высказывают свою точку зрения, оценивают свои суждения, делают выводы
Слайд 8
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (РЕФЛЕКСИЯ)
Содержательная оценка деятельности и достижений учащихся
Рабочие листы № 4. Индивидуально, раздаточный материал
Рефлексия своей деятельности
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Рабочий лист №1
1. Народ Синта ларга обитает в Бразилии. Когда-то численность народа превышала пять тысяч человек, однако сейчас сократилась до полутора тысяч. Минимальной общественной ячейкой у Синта ларга является семья: мужчина, несколько его жен и их дети. Они могут свободно перемещаться из одного поселения в другое, но чаще основывают свой дом. Синта ларга занимаются охотой, рыбалкой и земледелием. Когда земля, где стоит их дом, становится менее плодородной или из лесов уходит дичь – Синта ларга снимаются с места и ищут новый участок для дома. (Наука и техника, № 5,2008)
2. Росси́йская Федера́ция— находится в Восточной Европе и Северной Азии. Население — 146 544 710 чел. Территория России, определяемая её Конституцией, составляет 17 125 191 км². Столица — Москва. Государственный язык — русский. В мае 2012 года пост президента занял Владимир Владимирович Путин. Россия граничит с восемнадцатью странами (самый большой показатель в мире).Россия — многонациональное государство, отличающееся большим этнокультурным многообразием.
Приложение №2
Рабочий лист № 2
Предпосылки формирования древнерусского государства.
…одновременно в мире восточных славян стали разрушаться родовые связи. С одной стороны, обозначился слой простых общинников, с другой — слой родовой знати.
Изменилось и положение князей. Вокруг них сложились дружины воинов. За защиту своих земель общины отдавали в дар князю и дружине дары: зерно, мясо, мёд, шкуры животных и т. д. Эти дары, ставшие обязательными, стали называться данью.
От земледельческого труда отошли ремесленники и купцы. Новые слои населения сосредоточивались в крупных посёлках, которые постепенно превращались в города. Некоторые города, такие как Киев и Новгород, становились столицами князей.
Орлов А.С. Хрестоматия по истории России.
Приложение №3
Рабочий лист №3
Из «Повести временных лет»
В лето 862. Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и были между ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который управлял бы нами и судил по праву». И пошли за море к врягам, к руси, ибо так звались те варяги – русь, как другие зовутся шведы, иные же норманы, англы, другие готы, эти же – так. Сказали руси чудь, словене, кривичи…: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и управлять нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первыми, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой – Синеус – на Белоозере, а третий Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля… Два года спустя умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик… И было у него два мужа [служивших у него], не племени его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и, проходя мимо, увидели на горе городок. И спросили: «Чей это городок?» И сказали им: «Было три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и погибли, а мы, их потомки, сидим здесь и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали около себя много варягов и стали управлять землей полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде.
Приложение №4
Рабочий лист №4
Я узнал, что_________________________________________________________
Мне было интересно узнать, что ________________________________________
Меня заинтересовало_________________________________________________
У меня возник вопрос_________________________________________________
Нашел ли я ответы на свои вопросы, возникшие в начале урока______________
Приложение №5
Слайд 1 Слайд 4 Слайд 7
Слайд 2 Слайд 5 Слайд 8
Слайд 3 Слайд 6