Задание для студентов заочного отделения специальности ТЭПС по дисциплине Техническая механика


государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «Иркутский техникум ТРАНСПОРТА и строительства»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
для студентов заочной формы обучения
по дисциплине информатика
по специальности
Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
Иркутск 2015г.
Методические указания по дисциплине информатика составлены в соответствии с требованиями ФГОС, учебным планом специальности 190623 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, программой по дисциплине.
Разработчик(и):
Иринчеева Елена Владимировна, преподаватель специальных дисциплин
Ф.И.О., должность, звание
Методические указания одобрены на заседании ДЦК___________________________________
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
Председатель ДЦК ________________________ /______________./
Методические указания одобрены Методическим советом техникума
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
© ГБПОУ ИО СПО ИТТриС, 2015
Иринчееа Елена Владимировна, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
пояснительная записка
Виды контроля
план дисциплины
перечень и содержание тем
методические указания к выполнению и требования к оформлению заданий для самостоятельной работы Задания для самостоятельного выполнения Контрольные вопросы для итоговой аттестации перечень Рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, инернет-ресурсов 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данные методические указания разработаны для студентов заочного отделения специальностей 190623 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог по дисциплине «Информатика».
Учебная дисциплина «Информатика» входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ;
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;
- возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
- назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
- применять современные технические средства обучения, контроля и оценки уровня физического развития, основанные на использовании компьютерных технологий;
- создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения информационного процесса;
- использовать сервисные и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности.
Данные методические указания содержат перечень тем, изучаемых на лекционных занятиях в период сессии, и перечень тем для самостоятельного изучения. Также содержатся варианты домашних контрольных работ с пояснениями к их выполнению. Кроме контрольных работ студенты должны написать реферат по дисциплине. Темы рефератов представлены ниже.
2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Текущий контроль – предоставление самостоятельной работы: рефератов, домашних контрольных работ
Промежуточный – выполнение классных контрольных работ
Итоговый – проводится на итоговом занятии в форме экзамена по всему курсу дисциплины.
3. ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Программа дисциплины состоит из пяти разделов:
Раздел 1 – Информационная деятельность человека;
Раздел 2 – Информация и информационные процессы;
Раздел 3 – Средства информационных и коммуникационных технологий;
Раздел 4 - Технологии создания и преобразования информационных объектов;
Раздел 5 - Телекоммуникационные технологии.
Дисциплина «Информатика» основывается на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплины «Информатика и ИКТ».
Первый раздел дает представление о роли информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах, этапах развития информационного общества и правовых норм, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
Во втором разделе курса основное место уделено основным подходам к понятию информации и измерению информации, основным информационным процессам и их реализации с помощью компьютеров. Рассмотрены способы хранения информационных объектов различных видов и способы поиска информации с использованием компьютера.
В третьем разделе рассматривается архитектура компьютеров, виды компьютерных сетей и объединение компьютеров в сеть.
Четвертый раздел посвящен прикладной программе Microsoft Office и в MO Word, MO Excel, MO PoverPoint, MO Access.
В пятом разделе рассматриваются технические и программные средства телекоммуникационных технологий, методы создания и сопровождения сайта и сетевое программное обеспечение.
При изучении дисциплины постоянно обращается внимание на ее прикладной характер, показывается, где и когда изучаемые теоретические и практические навыки могут быть использованы в практической деятельности. Для проведения занятий используются лекционные и практические занятия.
Цель практических занятий, предусмотренных рабочей программой – научить студентов работать с конкретными прикладными программами, создавать сайты.
В процессе изучения дисциплины студенты должны представить выполненную домашнюю контрольную работу и реферат по одной из тем курса.
4. перечень и содержание тем
4.1 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ, ИЗУЧАЕМЫХ НА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
Тема 1.1. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Тема 2.1. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
Тема 3.1. Основные характеристики компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.
Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.
Тема 5.1. Общие сведения о методах создания и сопровождения сайта.
4.2 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Тема 1.1. Этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Тема 1.2. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. Принципы обработки информации компьютером Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.
Тема 2.2. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
Тема 2.3. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.Тема 3.1. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. Примеры комплектации компьютерного рабочего места землеустроителя и специалиста по земельно-имущественным отношениям.
Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.
Тема 4.2. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
Тема 4.4. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных.
Тема 4.5. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.
Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
Тема 5.3. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.
5. методические указания к выполнению и требования к оформлению заданий для самостоятельной работы
5.1 ВЫПОЛНЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа является  одним  из основных элементов обучения студентов в рамках указанной дисциплины  и выполняется студентом после консультации с преподавателем. Необходимую консультацию студент может получить и в процессе выполнения им контрольной работы. Выполненная контрольная работа отправляется по адресу 664013, г. Иркутск, улица Павла Красильникова, 54а, e-mail: tixona23@mail.ru, не позднее 1 мая 2014 года. Допускается прием на рецензирование домашних контрольных работ, выполненных за пределами установленных графиком учебного процесса сроков, в том числе и в период сессии. В этом случае вместо рецензирования домашних контрольных работ может проводиться их устный прием (собеседование) непосредственно в период сессии.
В ходе выполнения домашней контрольной работы студенты выполняют 14 практических заданий.
Выбор варианта для домашней контрольной работы: осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжке (первое задание о предпоследней цифре, второе по последней цифре)
Оформление работыРабота должна быть выполнена на компьютере.
Объем работы в целом не должен превышать 5 страниц машинописного текста, напечатанного шрифтом Times New Roman, размер 14, с полуторным междустрочным интервалом. Для выделения текста можно использовать полужирное начертание или курсив. В данный объем не включают приложение и список литературы.
Работа выполняется на белой бумаге формата А4 (210х297 мм) с использованием одной стороны листа. Каждая страница работы оформляется со следующими полями: левое не менее 20 мм, но не более 30 мм; верхнее – 20 мм; правое – 10 мм; нижнее – 20мм. Текст работы выравнивается по ширине.
Работа должна иметь: титульный лист, оглавление, текст работы, список литературы. Данный перечень также определяет и последовательность расположения частей работы.
Все страницы работы нумеруются.
Допускается выполнение домашней контрольной работы в отдельной тетради школьного формата. На обложке тетради должен быть приклеен титульный лист.
Список литературы включает в себя перечень литературы и других источников, которые использовались при подготовке работы.
Критерии оценки работыОцениваются: выполнение работы, использование современных источников, правильность оформления.
6. Задания для самостоятельного выполнения
6.1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Домашняя контрольная работа содержит один теоретический вопрос и 14 практических работ. При ответе на 1 вопрос необходимо выполнить реферат на одну из предложенных тем.
Второе задание необходимо выполнить в соответствующей прикладной программе.
Темы для рефератов
Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.
Этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. Принципы обработки информации компьютером.
Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
Основные характеристики компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.
Примеры комплектации компьютерного рабочего места землеустроителя и специалиста по земельно-имущественным отношениям.
Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.
Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных.
Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных.
Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
Общие сведения о методах создания и сопровождения сайта.
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.
7. перечень Рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, инернет-ресурсов
Основные источники:
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2010.
Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2004.
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2002.
Дополнительные источники:
Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. – М., 2005.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов- 6 изд. – М. : БИНИКОМ. Лаборатория знаний, 2010. -246с. : ил.
Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М., 2004.
Электронные образовательные ресурсы:
http://www.alleng.ru/edu/educ.htm - образовательные порталы и сайты
http://catalog.iot.ru/ - каталог образовательных ресурсов сети Интернет
http://gnpbu.ru/web_resyrs/katalog.htm - образовательные ресурсы Интернет (аннотированный каталог)
http://elib.altstu.ru/elib/int.htm - электронная библиотека образовательных Интернет-ресурсов
http://www.edu.ru/ - Российское образование. Федеральный образовательный портал. Единый каталог образовательных интернет-ресурсов.
http://www.edu.of.ru/profil/ - сайт дистанционной поддержки программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов»
http://book-shelf.narod.ru/ - информационный каталог лучших образовательных ресурсов