Урок биологии «Опорно-двигательная система человека»
Тема урока биологии «Опорно-двигательная система человека»
Цель урока:
Сформировать у детей представление об опорной системе, указав на взаимосвязь между строением и функцией.
Выявить зависимость между красотой человеческого тела, его осанкой и опорной системой.
3. Определить основные навыки по сохранению правильной осанки и связать их со здоровьем человека.
Задачи урока:
Закрепить знания об основных отделах скелета человека: осевого – череп и позвоночник; скелета поясов и свободных конечностей.
Выяснить функции отделов и костей в частности.
Сформировать навыки ведения ЗОЖ, соблюдения осанки и правила предотвращения плоскостопия.
Изучить типичные заболевания, связанные с опорной системой.
Оборудование: раздаточный материал, интерактивное оборудование
Методы и формы:
Проблемно-поисковый;
Тип урока : урок контроля знаний
Педагогическая технология: здоровьесберегающая
Контроль: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль
К завершению урока лист выглядит примерно так:
Фамилия, имя ученика
Самооценка (каждый ученик оценивает свой уровень знаний по этой теме)
Цифровой диктант (самопроверка по критериям, данным учителем)
Терминологическая разминка (взаимопроверка)
Личное первенство (решение проблемно-поисковых задач)
5. «Последний бой» (оценивается учителем) после сдачи листа
Ход урока:
Организационный момент.
Жизнь каждого человека и его успешность соотносят с понятием движения.
Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать, это осознано уже на четвертом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.
Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Все это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат. Итак, мы закончили изучение раздела «Опорно-двигательная система человека» и сегодня обобщим и систематизируем наши знания по этой теме, вас ждут диктанты, тесты, поисковые задачи и просто сюрпризы. А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мыщц. Итак, настроились на урок.
I. Первое наше задание – цифровой диктант «Лови ошибку!» Из 12 предложений вы должны выписать только те цифры, которые соответствуют правильным суждениям. Если вы сделаете правильно, то в ответе получите какую-то интересную комбинацию цифр.
У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли.
У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300.
В позвоночнике соединение костей подвижное – суставы.
Самые крупные кости в скелете человека – берцовые.
Дети более подвержены переломам костей, чес взрослые.
Рост кости в длину происходит за счет надкостницы.
Пояс нижних конечностей образован тазовыми костями.
Изгибы в позвоночнике человека есть с рождения.
Желтый костный мозг – место образования клеток крови.
У человека в черепе преобладает лицевой отдел.
Изгибы позвоночника в сторону называются лордозом.
При открытом переломе в первую очередь надо остановить кровотечение.
По критериям, указанным на доске, каждый оцените свою работу.
Задание – вставьте пропущенные слова:
В докладе доктора, который поведал нам о строении костей, к сожалению, некоторые слова стерлись, но я думаю, что знающему человеку это не помеха.
«Трубчатая кость состоит из средней части – тела кости и двух головок, сочленяющихся с другими костями. Тело кости наружная часть головок покрыта., а суставные поверхности головок
Внутри головок находится ., содержащее., в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из, внутри которого находится .. . Она заполнена , представляющим в основном жировую ткань».
Задание – разбор ситуации:
Давайте вместе обсудим такую ситуацию. В травм пункт местной больницы доставили двух пострадавших: это родственники, причём один из них отводил второго в детский сад. Оба поскользнувшись, упали и получили – один перелом предплечья, другой трещину голени. Как вы думаете, кто эти пострадавшие и как вы аргументируете своё решение?
(бабушка и внук)
Задание – спортивное – по записи:
1.фаланги пальцев 2.запястье 3.плюсна 4.предплюсна 5.теменная кость 6.лучевая кость 6.локтевая кость 7.плечевая кость 8.берцовая кость 9.пястье Выпишите цифры с названиями костей верхней конечности последовательно от кисти вверх.
Задание – установи соответствие:
1. Минеральные вещества 6. Кость без полости
2.Органические вещества 7. Трубчатое строение
3. Вода 8. Гипофиз
4. Губчатое строение 9. Красный костный мозг
5.Надкостница 10. Соединительная ткань
А. Придают кости упругостть Ж. Особенности строения плоских костей
Б. Придают кости твердость З. Растворяются в кислоте
В. Придает кости легкость И. Сгорают в огне
Г. Придают кости прочность и упругость К. Пространство в губчатом веществе заполнено..
Д. Растущий слой кости Л. Образуется гормон роста в ..
Е. Особенности строения длинных костей М. Типы костей по строению
Задание - тест
1. В организме насчитывается примерно:
А) 100 костей
В) 150 костей
С) 200 костей
Д) 250 костей
Е) 300 костей
2. К функциям опорно-двигательной системы не относят:
А) опорную
В) защитную
С) двигательную
Д) барьерную
Е) придает туловищу опорную форму
3. К костям черепа не относят:
А) лобная
В) теменная
С) височная
Д) затылочная
Е) базальная
4. В позвоночнике человека:
А) 25 – 26 позвонков
В) 30 – 32 позвонка
С) 33 – 34 позвонка
Д) 36 – 38 позвонков
Е) 38 – 40 позвонков
5. Первый позвонок позвоночного столба:
А) атлант
В) титан
С) ключица
Д) пясть
Е) плюсна
6. Самая большая кость организма:
А) локтевая
В) лучевая
С) лопатка
Д) бедренная
Е) пяточная
7. Подвижное соединение костей:
А) сочленение
В) сустав
С) связка
Д) сухожилие
Е) костный шов
8. Плоские кости треугольной формы:
А) ребра
В) ключица
С) лопатка
Д) плечевая
Е) таз
9. Крестцовый отдел позвоночника содержит:
А) 3 сросшихся позвонка
В) 4 сросшихся позвонка
С) 5 сросшихся позвонков
Д) 6 сросшихся позвонков
Е) 7 сросшихся позвонков
10. Плоские дугообразные изогнутые кости туловища:
А) лопатка
В) ребра
С) ключица
Д) челюсть
Е) плюсна
Учитель
Кто знает – кто такой Квазимодо? Какие эпитеты мы можем для него подобрать? А о ком говорят: «Идёт, что лебёдушка плывёт»? «Стройный как кипарис». «Грациозная, как лань». В чём кроются столь сильные различия в людях, каковы причины таких различий? Да, все вышеперечисленное связано со скелетом. Это наш опорный костяк, основа, придающая телу определённую форму и соответствующие функции. Мы уже знаем, что скелет состоит из 220 костей массой около 5 кг и выполняет 3 основные функции – учитель знакомит учащихся с правилами соблюдения осанки и предупреждения плоскостопия.
Мини – исследования учащихся – заболевания опорно-двигательного аппарата человека.
Задание – работа в группах:
Каждая группа получает конверт с перечнем костей. Ваша задача выбрать кости только вашего отдела и правильно разместить их на схеме человека (рисунок на ватмане). По итогам работы мы получаем схему – рисунок скелета, который пригодится в дальнейшем при изучении типов соединения костей и служит результатом (проектом) данного урока.
Задание - «Последний бой» - терминологический диктант по теме
«Оказание первой помощи при повреждении скелета»
Если вы согласны с утверждением, то - да, если нет – нет.
Текст:
При растяжении связок надо сразу сделать массаж.
При вывихе надо постараться вправить кость на место.
Переломы бывают закрытые и открытые.
При шинировании достаточно зафиксировать 1 сустав.
При открытом переломе надо в первую очередь остановить кровотечение.
Рефлексия. Подведение итогов.
САМОАНАЛИЗ УРОКА БИОЛОГИИ
ПО ТЕМЕ «Опорно-двигательная система человека»
Урок биологии по теме «Опорно-двигательная система человека» проходил с целью формирования у детей представлений об опорной системе человека, выявления зависимости между красотой человеческого тела, его осанкой и опорной системой с применением здоровьесберегающей технологии, закреплении навыков ведения здорового образа жизни. Урок по типу – урок контроля знаний учащихся, использовался проблемно-поисковый метод, само- и взаимо-контроль, экспертный контроль. При выполнении заданий: «Лови ошибку», пропущенные слова, разбор жизненный ситуаций, тестовых заданий и терминологического диктанта не только закреплялись знания учащихся по опорной системе человека , но и развивалось логическое мышление, смекалка, скорость выполнения задания в духе спортивного состязания. На уроке применялись индивидуальные и групповые виды работы, учащиеся провели к уроку мини-исследование по темам заболевания опорно-двигательной системы человека и подготовили сообщения по болезням, познакомили учащихся класса с признаками, условиями протекания и лечения. Осуществлялся дифференцированный подход, подготовлены задания с разным уровнем сложности. Важен воспитательный момент урока – материал тесно связан со здоровьем человека, формируются навыки ведения здорового образа жизни, беседа, в которой используются поставленные в заданиях вопросы и систематизируются знания школьников о взаимосвязях строения и функций скелета и мышц, осознаются гигиенические знания о предупреждении плоскостопия, искривления позвоночника, вывихов, переломов, о значении двигательной активности в развитии скелета и мышц и других систем органов, об эволюции человека, роли трудовой деятельности в этом процессе.
Таблицы как оборудование урока способствовали лучшему усвоению материала, благодаря визуальной информации. Иллюстративным делает урок применение интерактивной доски с презентацией. Смена и чередование различных методов и видов работ сохранили работоспособность детей на протяжении всего урока, способствовали предупреждению перегрузки, формировали коммуникативные и интеллектуальные умения детей.
Все запланированные задания по плану урока выполнены. Проверка и оценка работ учащихся показала, что материал освоен детьми и затруднений не вызывает.
Учитель биологии: Мутагарова Г.Б.
Председатель аттестационной комиссии: Бошанова Б.К.
Анализ открытого урока биологии по теме « Опорно – двигательная система человека» учителя биологии Мутагаровой Г.Б.
Образовательные задачи урока состоят в усвоении учащимися определённой системы знаний, формирования на основе этих знаний общеучебных и специальных умений и навыков по теме « Опорно-двигательной системы человека». Воспитательные задачи урока формируют мировоззрение учащихся, систему взглядов и убеждений по здоровому образу жизни, воспитание идет в классном коллективе и через коллектив и состоит в формировании устойчивых положительных привычек. Цель и содержание определяют методы, т.е. способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика: эвристическая беседа, диалог, – эффективны с точки зрения общего развития ребёнка и его воспитания. Работа мысли совершенствует интеллект, а умение вести диалог развивает коммуникативные качества. Особое значение в изучении биологии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу исследования, выбирают путь и отбирают материалы и приборы. Ученик становиться в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке – индивидуальная и групповая, организуя работу в группе – учитель обучает ребят умению общаться, помогать друг другу, оценивать себя и товарищей. Личностью учителя, его умением установить с учащимися контакт, желанием работать вместе определяется уровень познавательного интереса к предмету. В этом учителю помогают различные игровые методики, а также игровые разминки. Эти разминки очень важны для установления атмосферы непринуждённости, снятия напряжения, помогают быстро сконцентрировать внимание или наоборот, расслабиться и отдохнуть. А в результате ребята учатся общаться, помогать друг другу и просить о помощи, учатся жить вместе. Подготовленная учителем презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволила представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
На данном уроке поставленные задачи все решены. Перегрузки учащихся как физической, так и психологической, не было благодаря смене видов деятельности и форм работы на уроке.
Зам директора по УВР Абильдина П.А.
Председатель аттестационной комиссии Бошанова Б.К.