Выступление на РМО Роль внеклассной работы по биологии в учебно-воспитательном процессе


Районное методическое объединение учителей биологии



Выступление на тему:
«Роль внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе»








Подготовила учитель биологии
МКОУ Зайцевская СОШ
Невдашева Елена Александровна






Март 2015


Роль внеклассной работы по биологии в учебно – воспитательном процессе. Внеклассная работа играет важную роль в решении задач образования, воспитания и развития учащихся. Её особенности заключаются в высокой познавательной активности и самостоятельности учащихся, углубленное и разностороннее изучении живой природы с учётом интересов и склонностей. Также внеклассной работе присущ принцип добровольности. Сейчас изучение биологических понятий начинается с 5-го класса. (Природоведение. Введение в биологию и экологию). Поэтому очень важным моментом является вызвать интерес к предмету с самого начала его изучения. Формы и методы могут быть самыми разнообразными. Я провожу в 5-х классах экскурсии по темам «Живая природа, её отличие от неживой», «Живые организмы зимой» и другие. Экскурсии проводятся в лесопарковую зону, на водоем, в музей, зоопарк. На экскурсиях учащиеся работают в группах или индивидуально, делают рисунки или фотографии. Результаты экскурсии оформляются в виде отчета или газеты. Очень нравится пятиклассникам игровые моменты. Я разработала интересную развлекательную игру для пятиклассников «Зов джунглей», которую можно провести в рамках «Недели биологии» в школе. С удовольствием пятиклассники участвуют в подготовке и проведении опытов. Например, опыты по выращиванию растений из семян, путем вегетативного размножения; опыта по фотосинтезу и дыханию растений. С интересом учащиеся готовят сообщения о различных организмах. Очень активно учащиеся 5-х классов выполняют «Летнее задание», с отчетом о котором приходят уже на уроки в 6 класс. В 6 классе курс биологии посвящен в основном изучению растений. Поэтому во внеклассной работе можно выделить следующие направления:
изучение особенностей строения и жизненных функций культурных и декоративных растений в их взаимосвязь со средой обитания;
изучение флористического состава и экологических особенностей культурных и декоративных растений местных фитоценозов;
практическое применение полученных знаний. Наиболее познавательными внеклассными заданиями являются:
фенологические наблюдения, во время которых ученики изучают изменения в живой природе, обсуждают результаты;
опыты и наблюдения в биологическом кабинете, домашних условиях, связанных с изучением жизненных функций в растительных организмах опытно-практическая работа на пришкольном участке;
изучение ботанического состава и биологии декоративных растений местных фитоценозов, учащихся 6 класса проводят во время экскурсии. Цель экскурсий научить различать культурные и декоративные растения, выявит биологический смысл изменений растений. Во время экскурсий учащиеся работают индивидуально или в группах по карточкам-заданиям.
подготовка докладов, рефератов, отчетов, внеклассное чтение.
массовые внеклассные мероприятия: это День здоровья (сентябрь), биологический КВН (в рамках недели биологии). Внеклассная работа по зоологии (7 класс) расширяет и углубляет знания учащихся о многообразии животного мира, ознакомление их с видовым составом и жизнью животных окружающей природы. Она дает возможность развить у школьников любовь к животным, показать их роль в природе и жизни человека, воспитывать бережное отношение к живому. Здесь очень разнообразна опытническая работа (примеры опытов по зоологии даны в приложении). Также учащиеся начинают уже готовиться к олимпиадам. Важно в этот момент помогать им в выборе литературы, проводить консультирование. В рамках Недели биологии можно провести увлекательный «Брейн - ринг» по зоологии («Брейн - ринг» дан в приложении). Усложняется, но становится более интересным курс анатомии, физиологии и гигиены человека в 8 классе. Тут целесообразно вести элективный курс или кружок. Очень познавательным является курс «Экология человека», цель которого изучение правил здорового образа жизни, вопросов влияния среды обитания на жизнь и здоровье человека. Учащиеся 9-11 классов изучают вопросы общей биологии. Внеклассная работа в 9-11 классе должна быть направлена на выбор профессии, связанной с биологией. Также учащиеся уже выполняют научно-практические задания, учатся работать с литературой, оформлять научные работы. Учащиеся 8-11 классов охотно участвуют в олимпиадах. Подготовка к олимпиадам проводится в различных формах:
дополнительные групповые занятия,
индивидуальные консультации,
самостоятельное изучение литературы рекомендуемой учителем.
Много выпускников выбирают ЕГЭ по биологии, показывая хороший уровень знаний.
15