«Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе — залог успешной воспитательной работы с учащимися»
Педагогическийсоветнатему: «Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе - залог успешной воспитательной работы с учащимися» Цель: способствовать формированию мотивации членов педагогического коллектива на использование инновационных технологий в воспитательной работе с учащимися.
Задачи: -познакомиться с опытом работы школы по использованию инновационных технологий в воспитательномпроцессе; -выявить положительное влияние инновационных технологий на обучающихся; -cпособствовать овладению педагогами и учащимися новыми приемами и методами работы с цельюповышенияэффективностивоспитательногопроцесса; -расширить информационное образовательное пространство школы.
Участники: администрация, учителя.
Подготовительнаяработа 1.Формирование инициативной группы педагогов по проведению педсовета. 2. Подготовка инициативными группами выступлений на педсовете и предложений в его решение. 3. Ознакомление с опытом работы педагогов школы по использованию инновационных технологий в воспитательной работе.
Оформление,оборудованиеиинвентарь: а) на доске записаны тема педсовета и эпиграф: «Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии воспитания, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество воспитания...» (М. Поташник, действительный член Российскойакадемииобразования); б) для каждой творческой и аналитической групп оборудовано рабочее место: шесть столов, необходимое количество стульев, бланк протокола педсовета, ручки, бумага для записей,школьныеноутбуки. План педсовета
1.Вступительноеслово 2.Экспресс-выступления 3. Деловая игра.
4. Открытые уроки.
4. Мастер-класс
5. Решение педсовета
1. Вступительное слово Хайруллиной М.З. по использованию инновационных технологий в воспитательной работе с детьми. В начале нашего педсовета я хочу зачитать слова педагога-новатора М. Поташника «Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии воспитания, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующиекачествовоспитания...»
ПРИТЧА.
Однажды к старцу пришёл его послушник и спросил:
-Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.
-старец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись на незнакомом послушнику языке. Развернул её и сказал:
-Что ты видишь?
Послушник, не желая выдавать своё незнание, ответил:
-Я вижу многовековую мудрость этой рукописи. Тогда старец сказал:
-На самом деле перед тобой записка греческого купца, а знаю и вижу это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я толком ничего не знаю, выучил этот язык.
Сегодня на нашем педагогическом совете мы попробуем с вами не побоимся признаться себе в том, что мы не знаем, попробуем освоить новые современные технологии. Современный человек, чтобы достичь успеха, должен обладать самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. Происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески ориентированной, открытой. Активно распространяющийся процесс информатизации образования придает воспитательной работе особое значение. Использование инновационных технологий очень перспективно. Но в тоже время порождает много проблем. Мы решили провести данный педсовет не только для обсуждения этой проблемы, но и в ходе педсовета постараемся отработать общую тактику и стратегию в работе с инновационными технологиями.
Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можновыделить: 1.Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
2.Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
В основе развития новой образовательной системы лежат современные технологии обучения: Интернет-технологии, технология электронной почты, компьютерные обучающие программы, Web-технологии, «кейс-стади» ( считается одним из лучших методик для развития аналитического и критического мышления, а также креативности. кейс-метод, обучение на практических примерах, метод конкретных ситуаций, ситуационное обучение, ситуационные задачи.), рефлексия как метод самопознания и самооценки, тренинговые технологии, технология обучения с применением метода проектов. Сейчас мы не можем представить себе проведение уроков и внеклассных мероприятий без использования ИКТ.
Мы рассматриваем ИКТ как принципиально новое средство обучения, призванное изменить роли и функции участников педагогического процесса, а также развивать способности учащихся к творчеству в учебной и внеучебной деятельности.
В образовательной практике начального обучения наиболее приемлемы те педагогические технологии современной школы, которые прежде всего обеспечивают комфортные условия для учащихся и для учителя, а также прочное усвоение базовых знаний, умений и навыков. Поэтому можно отметить несколько наиболее популярных в нашей школе технологий начального звена, оправдавших себя, проверенных временем и практикой:
1. Дифференцированное обучение.
В современной дидактике дифференциация обучения - это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которым отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.
В начальном звене нашей школы существует дифференциация по уровню обучаемости. При поступлении в первый класс практически все будущие ученики проходят собеседование. Учителя начальных классов и психолог определяют уровень готовности ребенка к обучению в школе: оценивается степень психосоциальной зрелости, уровень развития мышления, речи. памяти, восприятия и т.п. Более подготовленные и способные дети отбираются в «А» классы, дети со средними и низкими способностями в общеобразовательные классы «Б». И вот тут уже начинается разноуровневое обучение: в более сильных классах дети учатся по развивающей программе « Школа 2100…», а в общеобразовательных классах в основном опираются на базовые традиционные системы обучения. К сожалению, в среднем звене это начинание не получает продолжения, а самые сильные ученики переходят в профильные школы с тем или иным уклоном.
Системно-целевая дифференциация обучения - это такая система обучения, которая интегрирует внешнюю и внутреннюю дифференциацию обучения на основе целенаправленного и систематического отбора целей, содержания форм, методов и средств обучения, адаптирующихся к типологическим особенностям личности учащихся.
1. Игровые технологии
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
2. Метод проектов.
В начальной школе проектная деятельность занимает особое место, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть и решить проблему.
3. Компьютерные технологии.
В начальной школе в соответствии со стандартами образования компьютерная технология используется как проникающая (по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).
Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.
Для целого ряда традиционно перерабатываемой информации существуют стандартные форматы ее представления, например: библиография, статистические данные, рефераты, обзоры и другие. Систематизация и поиск информации в базе данных осуществляются тремя основными способами.
4. Групповые технологии
К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.
Примеры: урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок и др. При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочное время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении
2. Проблемное обучение
Учитель создает проблемную ситуацию и направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
Примечание. Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские задания, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.Хорошо владеет этой технологией Алексеева Г.А.
3. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе.
К нетрадиционным технологиям урока относятся:
o интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
o уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;o уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;o уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок доброты, урок-презентация
o уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, панорама, телепередача, телемост, «живая газета», устный журнал;
o уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян;
o уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия и прошлое,
o путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;
o перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки». «Что? Где? Когда?», утренник, спектакль, концерт, инсценировка, диспут, «посиделки», «клуб знатоков» и др.4. Технология развивающего обучения на основе программы «Школа 2100…»
Основные дидактические принципы:
1. Принцип деятельности.
2. Принцип целостного представления о мире.
3. Принцип непрерывности.
4. Принцип минимакса.
5. Принцип психологической комфортности.
6. Принцип вариативности.
7. Принцип креативности.
Давайте посмотрим, что в нашей школе посредством информационно-коммуникационных технологий сегодня осуществляется: (отмечать, что используется, что не используется) (РАЗДАТЬ КАРТОЧКИ)
- подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редакторов (создаются сценарии мероприятий, рефераты, пишутся сочинения и др.);- создание графических изображений (диаграммы);- сканирование;- обработка цифрового фотоизображения средствами графических редакторов (фотографии);-создание звукового сопровождения и видеоизображения; -выполнение разнообразных творческих работ;- участие в конкурсе компьютерных рисунков;-оформление результатов работ на компьютере;-подготовка тезисов и творческих работ в электронном виде;- поисковая, исследовательская, конкурсная работа в Интернет-пространстве;-отправка работ средствами Интернет и электронной почты;- создание Интернет – сайта;-выпуск печатной продукции (тематические буклеты к школьным мероприятиям, афиши и программы к конкурсам, школьная газета, листовки, плакаты по случаю отдельных событий в том или ином классе).
-уроки библиотекаря (библиотечные уроки проходят также с использованием презентаций, Интернет-ресурсов);- участие в научно-практических конференциях.
-организация выставок (тематических, авторских (фотовыставки);-проведение классных часов, бесед, викторин; - создание портфолио учащихся;- просмотр видеофильмов;-использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;-организация тематических вечеров эстетической направленности; -информационные стенды; -проведение родительских собраний, Дня семьи, Уроков семейной любви с использованием презентаций об успехах учащихся, видеороликов; - использование в работе психолога тестовых компьютерных диагностик, бланков, развивающих игр для индивидуальной и групповой работы;- занятия в школьных кружках; - компьютерные игры,
-создание электронных портфолио учителей.
3.Экспресс-выступления. (педагогоги поделятся новинками, о которых они узнали, готовясь к педсовету и теми технологиями, которые применяют сами)Многие педагоги внутренне готовы к инновационным преобразованиям. Сегодня мы познакомим друг друга с инновационными технологиями в воспитательном процессе. Слово предоставляется Дунюшкиной О.В.
4.Тренинговое упражнение "Взаимные презентации"
Цель: сплочение группы, формальное открытие тренинга, самопрезентации участников, получение участниками обратной связи.
Инструкция:
«Сейчас мы разобьемся на пары. Мы с вами будем действовать по алгоритму. (Я выбираю ___ потому что…)
Первый этап работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ, отвечая на вопрос «Я и моя профессия». На выполнение первого этапа у вас 5 минут.
Второй этап : вы рассказываете своему партнеру о себе, расскажите друг другу о себе как можно подробнее.
Третьим этапом работы будет представление группе своего партнера. Поэтому постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы:
· Как я вижу свою профессию;
· Что я ценю в самом себе;
· Предмет моей гордости;
· Что я умею делать лучше всего.
На выполнение второго этапа у вас 5 минут»
«Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Его задача - попытаться войти в роль своего партнера на время презентации, стать им, думать, рассуждать, чувствовать, переживать так, как кажется стоящему, вел и отвечал бы его партнер. В течение одной минуты – строго одной минуты, не больше и не меньше! – стоящий говорит, играя роль сидящего. Сидящий же, все это время молчит и как все остальные слушает. Ровно через минуту я прерву монолог; если кто-то закончит раньше, мы будем молчать, пока не истечет отведенная на выступление минута. Таким образом наша задача – построить свою презентацию так, чтобы она длилась ровно шестьдесят секунд.
После этого любой член группы – и я в том числе – имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться, и вынужден будет молчать»
Комментарий 2. Вопросы, которые задают участники группы и ведущий выступающему, начинаются с обращения к нему по игровому имени человека, которого он презентует, и могут касаться самых разных тем, например:· Какие качества ты наиболее ценишь в людях?
· Что ты считаешь самым отвратительным?
· Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он?
· Чего бы тебе хотелось добиться в жизни? И т.п.
Упражнение завершается обсуждением чувств и мыслей участников. При этом важно уделить внимание трем аспектам – способности учитывать время при презентации, способности верно и сжато передать полученную информацию от партнера и способность «вчувствоваться» в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию.
Комментарий 3. Вопросы:
Оцени успешность твоей презентации своего партнера.
Что ты чувствовал, когда твой партнер не сумел уложиться в отведенное время (замолчал раньше, чем закончилась минута?)
Удалось ли партнеру верно изложить сведения о тебе?
Получилось ли у твоего партнера стать твоим двойником?
Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?
Тяжело ли было говорить от имени другого?
5. (Мастер класс - Ворожцова Ю.В.)
6.Обсуждениеипринятиерешенияпедагогическогосовета: 1. Признать целесообразность применения инновационных технологий в воспитательном процессе и продолжить работу по совершенствованию форм и методов работы с ними.2. Способствовать вовлечению родителей, в процесс создания единой информационной среды черезИнтернет-ресурсы. 3. Предусмотреть в работе психолога исследования по Интернет - зависимости детей и проведению индивидуальных консультаций с целью оказания помощи этим детям. 4. Повышать квалификацию педагогов по использованию ИКТ 5. Создать банк данных методических материалов с применением ИКТ в воспитательной работе.