Сценарий открытого урока по окружающему миру Деревья леса

Урок окружающего мира во 2 классе «Деревья леса » Тип урока: урок открытия нового знания. Технология построения урока: технология исследовательской и проектной деятельности. Цель урока: создание условий для овладения обучающимися знаниями о видах леса, о значении дуба, берёзы и сосны для человека. Основные термины, понятия: деревья, древесина. Предметные умения: - уметь различать хвойные и лиственные деревья; -уметь определять значение дуба, берёзы, лиственницы и сосны для человека; - знать, что делают из древесины. Личностные УУД: - определять правила работы в парах; - применять навыки делового сотрудничества в группе; -развитие эмоционально-нравственной отзывчивости; -самооценка на основе критериев успешности; - выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять уважение к одноклассникам. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - выполнять учебное действие; - планировать учебное сотрудничество; - работать по плану, инструкции; - контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -сравнивать результаты своей работы с образцом; - оценивать результаты своей деятельности; - оценивать весомость приводимых суждений. Познавательные УУД: - анализировать информацию учебника; - выделять необходимые знания для решения задачи; - составлять модели-схемы; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - делать выводы; -выделять существенные признаки предметов. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - аргументировать свои суждения. Оборудование: учебник, слайдовая презентация, конверты с заданиями для составления проекта, карточки с названиями растений, опора с правилами делового сотрудничества в группе, бейджики с названиями ролей в группе, карта «Леса России», поделки из древесины. Ход урока I.Организационный момент.
Уч. – Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! А теперь давайте улыбнёмся друг другу. Я желаю вам отличного настроения на весь урок, и тогда у нас всё получится. Присядьте.
- Я сейчас почитаю вам стихи, а вы полюбуйтесь пейзажами (смена слайдов под музыку).
(Психологический настрой на урок. ( Звучит музыка А. Вивальди «Весна», на экране фотографии весенних пейзажей)
Ожидание весны Леса оживают, стихают метели, И солнечный луч прогоняет мороз. Уже через месяц, а может в апреле, Распустятся почки у наших берез. На талой земле расцветет одуванчик, Скворцы прилетят и, конечно, грачи. В берлоге медведь пробудится от спячки, И голос природы сильней зазвучит. Журчанье ручьев и дождей переливы, И ветер, играющий с первой листвой. Родные места необычно красивы, В любую погоду, конечно весной. Ю. Шмидт
- Очаровывает весенний лес своей красотой! И такое великолепие повсюду, ведь Россия богата лесами.
- Посмотрите, какую обширную территорию нашей страны занимают леса. (обращение к карте «Леса России»)
II.Актуализация знаний. Уч. – Сейчас я вам раздам карточки, а вы распределите растения на группы. (Ученик у доски распределяет карточки по группам, а остальные на индивидуальной карточке.) Карточки с названием растений: ромашка, клевер, брусника, шиповник, пихта, ясень, дуб.
(нижний ярус – ромашка (цветок), клевер(травянистое растение); средний ярус - брусника, шиповник(кустарники); верхний ярус – пихта(хвойное дерево), ясень, дуб(листопадные деревья) )
- Объясните, на какие группы разделили? Почему? - Чем деревья отличаются от других растений? ( у дерева один главный стебель, обычно высокий, довольно толстый и жёсткий; его называют стволом)
III.Формулирование темы урока. -Отгадайте загадки. 1)Я из крошки-бочки вылез, (слайд дуб) Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок- Ничего, что плод мой мелок. 2)Не заботясь о погоде, (слайд берёза) В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. 3) Хоть колюча, а не Ёлка, Подлинней её иголка, А кора тонка, красна, Та красавица ... (слайд сосна)
4) Вроде сосен, вроде елок, (слайд лиственница) А зимою без иголок. На слайдах появляются картинки отгаданных деревьев. - Что общего у слов-отгадок? (Это деревья, они образуют верхний этаж леса) -Как вы думаете, какова будет тема урока? (Деревья) Вывешиваю тему урока на доске.
IV. Изучение нового материала (проектная деятельность) - Сегодня мы обобщим все наши знания о деревьях, наиболее часто встречающихся в российских лесах, и составим особый документ этих деревьев, в котором будет помещена вся краткая информация о нём.
- Что это будет за документ, как вы думаете? А какой основной документ у взрослого человека?
Дети: - Паспорт.
Уч. – В паспорте есть фотография, записаны имя, отчество, фамилия, когда и где родился. Такой же паспорт мы создадим для деревьев.
- Посмотрите на образец паспортов деревьев, которые составляли мои детки.
- Чтобы наша работа прошла быстрее и интереснее, работать будем в группах. - Вспомним правила делового сотрудничества в группе (учащиеся читают по опоре на слайде) уважать мнение другого; не обижать и не обижаться; быть внимательным; соблюдать тишину (работать вполголоса); слушать и слышать друг друга. - Какие источники информации вам могут помочь? Какие мы можем использовать?
Дети: - Учебники, словари, энциклопедии, интернет, родители. Уч. – Разделимся на группы. ( групп 4)
Распределение на группы и определение ролей в группе. Учитель определяет, кто будет, экспериментатором, иллюстратором и испытателем. Уч. – У каждой группы есть план работы. (слайд и памятки у детей) Коллективное обсуждение плана действий в группе. (СЛАЙД ) 1.Обсуждение задания (коллективно). 2.Выполнение задания (экспериментаторы). 3.Оформление задания (иллюстраторы). 4.Формулирование выводов (аналитики). 5.Представление результатов работы (проекта) – испытатели. Группы получают задание. Физминутка (лесная) Работа в группах по проектам. 1 группа Дуб Задача: составить информационный проект о дубе. План работы 1. Прочитать текст учебника «Дуб» стр. 45. 2. Какими словами говорят про дуб? 3. Что означает дубовая ветвь? 4. Кого награждают венком из дубовых листьев? 5. Почему дуб-долгожитель? 6. Плоды дуба. 7. Оформите проект (раскрасьте листья и плоды). 2 группа Берёза Задача: составить информационный проект о берёзе. План работы 1.Прочитать текст учебника «Берёза» с.46-47. 2.Какими ласковыми словами называют берёзу? 3.Почему в народе о берёзе говорят «Спасительница»? 4.Чем полезен берёзовый сок? 5. Оформите проект. 6. Представьте проект. 3 группа Сосна Задача: составить информационный проект о сосне. План работы 1.Прочитать текст учебника «Сосна» с.47. 2.Какое дерево сосна? 3.На что похожи листья сосны и как их называют? 4.Какой воздух в сосновом лесу? 5. Чем полезен отвар хвои? 6. Оформить проект. 7. Представить проект. 4 группа Лиственница Задача: составить информационный проект о лиственнице. План работы 1.Прочитать текст учебника «Лиственница» с.47 – 48. 2.Какое дерево лиственница ? 3.Чем она отличается от других хвойных деревьев? 4.Какие хвоинки у лиственницы? 5.Где используют древесину этого хвойного дерева? Почему? 6. Оформить проект. 7. Представить проект.

V. Самостоятельная работа в группах.
Во время самостоятельной работы оказываю помощь, корректирую ответы.
VI. Проверка работы. Защита проектов.
Испытатели от каждой группы представляют проект (паспорта деревьев)
VII. Применение знаний на практике (этап закрепления) Уч. – А теперь поговорим о том, как человек использует древесину, что изготавливают из неё. (Слайд) VIII. Итог урока. - Сегодня мы убедились, как щедра природа по отношению к человеку.
- А как люди могут помочь природе сохранить её богатства?
- Сажать деревья, экономить бумагу, сохранять книги, учебники, школьное имущество, сделанное из дерева,
- Человек должен жить так, чтобы не навредить природе, а помогать ей! Но для этого человеку надо быть разумным.
- Вы тоже можете учить малышей, зачем и как беречь деревья, как стать природе другом. Ведь деревья дают человеку не только материальное благо, чистый воздух, но и то, от чего так замирает сердце, радуются глаза, поёт душа.
Ученик читает стихотворение
Мы хотим, чтоб птицы пели, Чтоб вокруг леса шумели, Чтобы речка серебрилась, Чтобы бабочка резвилась. И была на ягодах роса. Мы хотим, чтоб солнце грело. И березка зеленела, И под елкой жил смешной колючий ёж. Чтобы белочка скакала, Чтобы радуга сверкала, Чтобы летом лил веселый дождь.
X. Домашнее задание.
- У вас один лист остался пустой. Найдите в интернете дополнительную информацию о своём дереве и завершите проект.

- Дети, спасибо вам за урок, до новых встреч на чудесных тропинках окружающего вас мира!



мђ Заголовок 1мђ Заголовок 2мђ Заголовок 3мђ Заголовок 4мђ Заголовок 5мђ Заголовок 6мђ Заголовок 7мђ Заголовок 8мђ Заголовок 915