Тува в XX веке

Содержание.
I. Введение.
II. Основная часть:
1.Становление Тувинской государственности.
Образования общественных организаций.
2.Тува в 60-х годов XX века.
Роль молодежи в развитие Тувы в 1961 по 1966 годов.
Строительство города Ак-Довурак
3.Встречи с представителями 60-х годов прошлого века
а) Тамдын-оол Сарыглар Саятыевна
б) Никулина Евдокия Титовна
в) Пожидаева Валентина Афанасьевна
г) Муравьева Людмила Анатольевна

III. Заключение.
IV. Библиографический список
V. Приложение













Введение.
Самое главное, самое ценное – это судьбы людей
«Из песни слов не выкинешь,
Из истории дат не выбросишь».

Актуальность:
Загадка XX века существует, это – молодежь!
Для каждого рано или поздно, приходит пора задуматься: что успел сделать в жизни, что оставишь после себя.
Гипотеза:
Прошлое, настоящее, будущее нашей Тувы – это и есть то главное, что объединяет всех нас – таких разных и таких близких.
Цель:
Изучение историю родной Тувы.
Преклонение людям, судьбы которых прямо связана с историей Тувы, основателям тувинской государственности, людям, поддерживающим и продолжающим идеи основателей
Ознакомление с деятельностью молодежи того времени.
Методы работы и исследования:
Сбор материалов из разных источников, их обработка. Изучение архивных материалов, посещение национального музея «Алдан-Маадыр», ТИГИ РТ, встречи с людьми, чьи детство и молодость проходили в то время.
Практическая значимость:
Изучение данной темы способствует воспитанию патриотизма, уважению истории и культуры своего народа, привитию чувства толерантности к людям старшего поколения. Работа может быть использована в качестве краеведческого и исторического материала на уроках истории Тувы.

Краткое описание работы.
Смелость, романтика, энтузиазм, открытия Разные по смыслу слова, но так метко определяющие смысл молодости. « Молодым везде у нас дорога» И встает у станка комсомолец, выводит трактор в поле молодой коммунист, возводит дома строитель, учит детей педагог, осваивает новую технику водитель, защищает Родину воин У каждого свое дело, своя биография. Но она вписывает строчки в биографию целого поколения. Какая она? Биография целого поколения?
Идея работать над этой темой к нам сразу пришла, потому что мы в настоящее время учимся в 11 классе, и недалеко то- время, когда наступит молодость. Время, когда оценивается деловитость, способность находить необходимые пути в решении больших и сложных задач, стоящих перед нами в жизни. Готовы ли мы к встрече с будущим? Будет ли многогранна и активна наша жизнь, как жизнь юношей и девушек прошлого века 60-х годов. «Будущее принадлежит молодежи, - писал В.И. Ленин - мы партия новаторов, а за новаторами всегда охотнее идет молодежь. Мы партия самоотверженной борьбы.., а на самоотверженную борьбу всегда первою пойдет молодежь». Чем это высказывание не актуально в наше время ? !
Мы и наши сверстники родились в 1993 году прошлого века. Значит, и мы являемся частичкой того уникального века нашей Тувы. Для небольшого народа создание своего государства, осознанно определиться с собственным будущим имело действительно глубокое значение. Мы благодарны тем, кто стоял у истоков создания Тувинской Народной республики, кто в свои молодые годы строил, боролся за ее будущее, чтоб мы продолжили строить новую жизнь. У каждого свое дело, своя биография. Но она вписывает строчки в биографию целого поколения.
Встречи с учителями, представителями 60-х годов: наставником молодого поколения, молодым учителем и школьницей тех времен. Учитель в Туве всегда был особо уважаем – еще с тех времен, когда во всей республике грамотных людей были считанные единицы. В слове « башкы» - «учитель» звучит оттенок почтения.
Сарыглар Саятыевна Тамдын-оол, учитель русского языка Ак-Довуракской средной школы, Герой Социалистического Труда, Всю свою жизнь посетил воспитанию молодого поколения. В 60 – годы работала в партийных работах, наставник комсомольцев.
Евдокия Титовна Никулина, учитель русского языка и литературы, молодой специалист по комсомольской путевке свою педагогическую деятельность начала в с. Арыг-Бажы Улуг-Хемского кожууна.
Валентина Афанасьевна Пожидаева; « В то время сейчас у меня перед глазами. Главное мне в Туве нравится и до сих пор ее жители простой доброжелательный народ. Как они встретили нас, когда мы приехали в Суг-Аксы после учительского института по направлению»
Людмила Анатольевна Муравьева: «В то время я была школьницей, прошла все стадии общественной жизни. Была и октябренком в 1962 г., и пионером в 1964 г., и комсомолом – 1970г., и партийным деятелем. Был и есть активный жизненный девиз - «Судьбу делаешь себе сам».
Заключение:
Изучение данной темы позволяет глубже понять историю деятельности наших предков. Систему их ценностей и идеалов. Как проходила их молодость. Позволяет узнать (представить) жизнь людей тех времен. Их взаимосвязанность со страной, переживания за нее. Помогает учиться на их ошибках. Перенять у них патриотизм. Они являются примером для нас. Все, что мы сейчас имеем, все это благодаря этим людям, их труду и усердию.






Основная часть
1.Тувинцы один из древнейших народов центральной Азии, как и любой народ, имеют свою неповторимую историю и самобытную культуру. Судьба тувинского народа уникальна. Когда рухнула власть Маньчжуро-китайской империи, перед тувинским народом встал вопрос, по какому пути и с кем идти. Здесь выступил один из государственных деятелей XX века Монгуш Буян – Бадыргы. Он стоял у истоков становления тувинской государственности. Желание найти для своей родной земли сильного и благожелательного покровителя, боль за судьбу своего народа, стремление облегчить его участь заставляли молодого нойона колебаться между тремя великими государствами: Китая, Монголии и России. Но русская ориентация для него все-таки оказалась предпочтительной. И молодой Буян-Бадыргы выбирает Россию, сильное молодое государство, способное защитить и помочь в трудную минуту. 26 октября 1913 года Буян – Бадыргы подал прощение на имя российского царя о принятии Тувы под его покровительство, а 17 апреля 1914 года Тува добровольно вошла под протекторат России.
Октябрьская социалистическая революция внесла коренные изменения в исторические судьбы тувинского народа. В 1921 году в Всетувинском Хурале провозгласили образование первого в истории Тувинского самостоятельного, независимого государства – Тувинской Народной Республики (ТНР) под покровительством России. Зарождение и становление институтов государственности и общественно- политической системы в Туве обусловливались как идейно- политическом влиянием Советской России, так и стремлением народа Тувы к самостоятельности и свободе, его приверженностью к традиционным ценностям. Советская Россия стремилась к усилению своего влияния в Туве. В связи с этим одной из первоочередных задач советских и партийных работников в Туве являлась организация революционной партии.
В 1922 году в Туране состоялся I съезд ТНРП произошло организационное оформление ТНРП и был сформирован Совет Министров ТНР, а также учреждены министерства: иностранных дел, внутренних дел, юстиции, военных дел, и министерство финансов. II съезд ТНРП состоялся 6-7 июля 1923 года в г. Кызыле. Основными задачами выдвигались защита экономических и политических прав и интересов аратов, вовлечение их в государственную работу, повышение культурного уровня, введение обязательной медицинской помощи беднейшему населению страны за счет государства и другие. В Туве партия взяла руководящую роль в свои руки. Уточнение политического курса и социальной направленности партии привело к быстрому росту ее численности. Партийные организации стали создаваться в сумонах. Одним из приоритетных задач ЦК партии являлась повышение уровня грамотности и культуры населения, поэтому на заседании ЦК говорилось « Об обучении молодежи». И на II съезде ТНРП вынес решение об организации Тувинского революционного союза молодежи ТРСМ. Первую революционную организацию тувинской молодежи численностью до 100 человек создали в Кызыле в 1924 году.
20 декабря 1925 года открылся I съезд ТРСМ, в работе которого приняли участие 96 делегатов. Первым председателем ЦК ТРСМ был избран Иргит Шагдыржап. Особенностью общественной жизни, как в Советской России, так и в Туве было то, что молодежные и даже детские организации вовлекались в политический процесс. При участии Исполкома КИМ в лице его Международного детского бюро и в соответствии с решениями II съезда ТРСМ осенью 1926 года в Туве создается пионерская организация. Международное детское бюро живо откликалось на инициативы ЦК ТРСМ по развитию пионерского движения в Туве, оказывало практическую помощь в организации пионерской работы. Международное детское КИМ приняло постановление, которое носило характер программы ТРСМ по руководству пионерским движением. Именно оно послужило основой для разработки ЦК ТРСМ « Положения о детской революционной организации в ТНР». Главным для пионеров стал призыв «К революционной борьбе будь готов!». Реализация решений ТНРП и союза молодежи, рекомендаций Международного детского бюро КИМ способствовало росту численности пионерской организации, улучшению содержания и форм воспитательной работы в духе того времени.
Возникновение и функционирование общественных организаций ТНР – это прямой результат политического влияния на Туву Советского государства. Для их создания в традиционном тувинском обществе отсутствовали социально- экономические предпосылки и соответствующая политическая субкультура. Отличительной особенностью ТНР на данном этапе являлось отсутствие ведущей роли партии в жизни общества и государства, но ревсомол, профсоюзы, женсоветы и пионерия возникали и функционировали под непосредственным руководством ТНРП и, по сути дела, являлись ее « приводными ревнями». Введение 1930 году письменности и ее быстрое освоение заложили фундамент для дальнейшего прогресса тувинского общества. Росли и занимали свое место в новом обществе прошедшие обучение в СССР, МНР и на местах национальные кадры профессионалов: в эшелонах власти, экономике, системах образования и здравоохранения, сети культурно-просветительных учреждений. Развивалась различные виды искусства, художественная литература, печать, издательское дело, становились массовыми физическая культура и спорт.
С образование ТНР многовековая тенденция сближения Тувы с Россией не пресеклась, а напротив, еще более укрепилась. Многосторонние советско-тувинские связи в период 1920-х – начала 1940-х гг. стали как никогда тесными. Конституция ТНР 1941 года отразила произошедшие за два десятилетия коренные изменения в жизни тувинского общества, которая по многим характеристикам приблизилась к советским стандартам. В годы великой Отечественной войны Советского Союза с гитлеровской Германией политическая и экономическая близость двух стран, дружба тувинского и советского народов была скреплена кровью, пролитой в борьбе с общим врагом. Успехи советских войск в борьбе с фашистами и рост авторитета Советского государства на международной арене позволили положительно решить инициированный тувинской стороной вопрос о вхождении в состав СССР и РСФСР.
11 октября 1944 года принят Указ Президиума Верховного Совета СССР о принятии Тувинской народной Республики в состав СССР. В составе Российской Федерации была образована Тувинская автономная область. Добровольное вхождение Тувы в СССР явилось поистине историческим событием в жизни тувинского народа. А 5 декабря 1944 года Центральный комитет комсомола, рассмотрел вопрос о приеме тувинских ревсомольцев в члены ВЛКСМ и вынес специальное решение. Так создана Тувинская областная комсомольская организация. Перед молодежью того времени открылись, неизмеримо более широкие дали, неоглядные высоты. Прошедший свой путь областная комсомольская организация ознаменовала многими яркими, значительными и полезными делами.
Чем больше мы отдаляемся от этого события, тем ярче правильнее становится значение этого события.
И 10 октября 1961 года Президиум Верховного Совета СССР своим указом утвердил преобразование Тувинской автономной области в Тувинскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Преобразование было произведено по желанию трудящихся Тувы в соответствии с принципом свободного самоопределения национальностей, а также в целях обеспечения условий для дальнейшего национально- государственного развития тувинского народа. А в 17 декабря того же года в обстановке большого политического и трудового подъема прошли первые выборы в Верховный Совет Тувинской АССР.
2. В стороне не оставались и молодежь Тувы. Авторитет комсомольской организации растет. Лозунгом всех комсомольцев стал « Везде – ударный труд!». Шефство над животноводческими фермами, чабанскими стоянками, борьба за организацию ударного труда в уборке урожая, заготовка кормов для общественного скота, освоение новой техники, борьба за повышение идейно- политического уровня, культуры и образования молодежи – все это стало широким полем деятельности комсомольской организации. И в июле 1962 года Тувинской АССР вручено переходящее Красное знамя Совета Министров РСФСР за лучшие показатели в развитии животноводства по итогам социалистического соревнования в первой половине 1962 года.
В горных кладовых Тувы скрыта большая часть элементов таблицы Менделеева. Славу настоящей кладовой драгоценных ископаемых Туве принесло открытие Ак-Довуракского месторождение асбеста
Большой вклад вносят комсомольцы и молодежь Тувы в строительство города Ак – Довурак – город юности, город интернациональной дружбы, город славных трудовых традиций, с горно-обогатительным комбинатом «Туваасбест». Сентябрь 1964 года: пуск первой очереди обогатительной фабрики мощностью 18 тысяч тонн асбеста в год. Первая тяжелая индустрия Советской Тувы. Там работали представители многих разных национальностей. Но их объединяло единый коллектив. Коллективная моральная и материальная ответственность и есть осуществление на деле роли коллектива как главного воспитателя трудящихся. Город быстро рос. Каждый его житель молодой.
Ак – Довурак, как всякий молодой, растущий город, был лишен еще многих удобств больших городов и не был в состоянии полностью удовлетворить духовные и культурные запросы населения. Но, тем не менее, молодежь не скучала, занималась спортом, участвовала в художественной самодеятельности.
« Чем красив ваш город?» На этот вопрос большинство акдовуракцев того времени ответило: « Молодостью. Асбестом. Буднями, до отказа заполненными делами». Сегодня, 2009 год XXI века: Что произошло с городом Ак- Довурак...?, С Асбестом?
Вся практическая деятельность комсомольской организации того времени подчинена главной задаче всей советской молодежи, по формуле «Учиться коммунизму». Вот вкратце: Учиться коммунизму – это значит всегда стремиться быть активным, чтобы твой труд – источник удовлетворения и радости жизни для самого тебя сливался с трудом твоих товарищей на общее благо. Это значит всегда ставить перед собой цель - стать еще более квалифицированным работником, овладевать все новыми научными и техническими знаниями. Это значит всегда искать новые, еще более эффективные пути в производстве. Это значит активно участвовать в общественной жизни, привыкать к управлению общественными делами, всегда и во всем отстаивать интересы общества, своего народа и государства. Это значит постоянно повышать свой культурный уровень, расширять свой кругозор, обогащать ум все новыми и новыми знаниями из сокровищницы человеческой культуры. Это значит воспитать себя в духе беззаветного советского патриотизма. Это значит стремиться, всеми силами содействовать укреплению могущества и процветанию великой Родины. Это значит всегда быть готовым отдать все свои силы, а если потребуется, и жизнь за дело защиты своей социалистической Родины, за счастье своего народа, за дело коммунизма. Под таким призывом жила и работала Советская Тува. А 9 октября 1964 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР, Тувинская АССР за успехи в хозяйственном и культурном строительстве и в связи с 20 – летием со дня вхождения в братскую семью советских народов награждена орденом Ленина.
Ступень получения человеком знаний – школа.
Именно в школе комсомольцы, борясь за хорошую успеваемость, работая с пионерами, начинают приобретать навыки участия в общественной жизни, в школе начинается формирование личности комсомольца – члена социалистического общества, строителя коммунизма.
3.В 1961 году состоялся первый выпуск Кызыльского педагогического института. Впервые непосредственно в Туве подготовлено 85 учителей с высшим образованием. Среди них молодой учитель Ак-Довуракской средней школы Тамдын-оол Сесенмаа Саятыевна – Герой Социалистического труда, народный учитель Тувинской АССР. Родилась она в Барун – Хемчикском кожууне, всю жизнь проработала учителем в родных местах и в городе Ак – Довураке. Много занималась общественной деятельностью. Работала и в комсомоле, и в партии, была профсоюзным лидером, работала в женсовете.
Избиралась депутатом Верховного Совета Тувинской АССР третьего созыва. Была делегатом II Всесоюзного съезда профсоюзов СССР.
Стать учителем решила в 8 классе, уже тогда она работала пионервожатой. А начала работать в 1947 году.
Время было трудное. Учителей не хватало. Тогда была принята программа всеобуча в Туве, и учителя пешком обходили, а у кого была возможность, верхом на лошадях объезжали чабанские стоянки, собирали в школу детей. Любовь к ученикам придавала сил в этой трудной профессии. Она всегда стремилась быть примером для своих учеников. Мы встречались с этим прекрасным педагогом и хорошим человеком, в конце она сказала: «Моя жизнь прожита не зря».
Жизни людей неразрывно связаны с тем временем, в котором они жили. Невозможно отделиться от времени.
Учителя – как звезды, они долго сияют в сердце каждого человека, их лучи передают нам тепло их сердец и освещают путь в будущее. Ведь сияние звезд на педагогическом небосклоне – залог нашей уверенности в завтрашнем дне, в счастливом будущем молодого поколения.
Наша еще одна встреча со свидетелем тех времен – Никулиной Евдокией Титовной, которая представляла молодежь того времени. Она была молодым русским учителем, направленным по комсомольской путевке в сельскую школу. Работала воспитателем в пионерском лагере. Была комсомолкой, входила в женсовет, агитбригаду.
Вот ее слова: «В тувинских селах только начали строиться дошкольные заведения и кружки, в которых детей учили читать и писать. Поэтому нас, русских учителей, отправляли туда работать. Нам было трудно в незнакомой обстановке, но мы со временем привыкли. Дети не понимали по-русски, но было видно их стремление учиться. Языковой барьер не был преградой для нашего общения. Они меня учили тувинскому языку, а я их - русскому. Дети были интересные, заводные, восприимчивые, много читали.
Сейчас дети более развитые по сравнению с тем временем. Им трудно выбрать что-то свое среди такой массы информации. Я бы пожелала им удачи в своих творческих начинаниях!»
Яркое впечатление осталось с того времени у Валентины Афанасьевны Пожидаевой. Приехала она из Красноярского края. После института ее с двухмесячным ребенком по направлению отправили в Суг – Бажы. Муж учился тогда в Москве. Приехали они со своей мамой. Конечно, было трудно, но об этих трудностях она не вспоминает, ей нравилась работать с тувинскими ребятишками. Преподавала она русский язык. Понимали они друг друга и без знания языка. «В то время мы были не только учителями, нас молодых комсомол направляла и еще агитаторами. При нас построили в Суг-Бажы дом культуры. По вечерам мы там собирались, мы молодые учителя рассказывали стихи, читали газеты, участвовали в художественной самодеятельности села. Везде успевали, было интересно. Влюбилась я в Туву, она мне родной стала и осталась я здесь навеки. А нынешняя молодежь пусть берегут свою Туву, с такой уникальной природой страну, как здесь мы нигде не найдем» Закончила она свой рассказ со стихотворением А. Емельянова, Что такое Тува?
Это степи, омытые солнцем,
горных речек разлив
и дремучих лесов океан,
синеватые дали
и гор многоцветные кольца,
зной песков раскаленных
и снежная стужа Саян
Встреча с директором нашей школы – Муравьевой Людмилой Анатольевной – активисткой тех времен и просто хорошим человеком. Вот что она нам рассказала: «В то время я еще была школьницей, прошла все стадии общественной жизни. Была и октябренком в 1962 г., и пионером в 1964 г., и комсомолом – 1970г., и партийным деятелем.
У меня была цель - быть лучше, получить образование, так сказать, чтобы не быть хуже других. Особо выделявшихся не было. Все были равны. История остается историей. В школах была единая форма – для парадных случаев и обыденных дней. У всех девушек были прибранные волосы. Было интересно, так как зачинателями всех дел были мы сами. Участвовали во всех возможных соревнованиях и по их результатам мы могли поехать отдыхать в такие лагеря, как «Орленок» и «Артек», находившиеся на берегу Черного моря. Собирали макулатуру, лекарственные растения, металлолом. Везде ценились молодые кадры, поэтому школьники могли работать, набираясь опыта. Было тяжело и трудно, но весело. А позже, будучи студентами, работали в строительстве новых молодежных городов. Были интернациональные строительные студенческие бригады, в которых завязывались новые знакомства, после которых новые друзья ездили, друг к другу в гости. Отдыхали на природе с гитарой возле костра, дружно напевая песни. Умели учиться, работать, отдыхать, а именно – жить. Был и есть активный жизненный девиз - «Судьбу делаешь себе сам».
Работая в школе, я вижу, что молодежь сейчас более развитая, у нее – будущее. Все зависит от них самих».







Заключение
Невольно задумываешься о своем будущем. И недалеко то- время когда мы закончим школу. Наши жизненные пути расходятся и все поступят в высшие учебные заведения по своим призваниям. И придет время, когда оценивается деловитость, способность находить необходимые пути в решении больших и сложных задач, стоящих перед нами в жизни. Готовы ли мы, к встрече с будущим? Будет ли многогранна и активна наша жизнь как жизнь юношей и девушек прошлого века 60-х годов. Мы будем гордиться сверстниками того времени. Молодежь тогда с наслаждением работали, целеустремленно боролись, во всем были впереди, несмотря ни на что. Мы думаем и у нас все будет, но все впереди.
История не уходит в прошлое. Она живет с нами. Надо только относиться к ней с уважением, любовью, а иногда и состраданием. Тогда в наших сердцах и в памяти останутся те люди и те события, которые творили историю.
Подражая – научишься,
Упрешься – не поумнеешь.
Не хочешь ошибок – спроси.
Обдумывай свои мысли и слова –
Так учит народная мудрость.










Библиографический список
1. Тува. Сокровища культуру. 2006г. Г. Москва. ОАО «I обрацовая типография». Выпуск 7. 98-109 с.
2. История Тувы: В 3 т – Т.II / Под общ. ред. В.А.Ламина. – И90 Новосибирск:Наука, 2007. – 146с. 152с,
3. Тыва дептер «Урянхай». В 7 т. Составитель С.К.Шойгу. Т.6. 29с, 35с,
343 с.
4. Ламажаа Ч.К. Тува между прошлым и будущим. – М.: Издательство ООО НИПКЦ «Восход – А», 2008 – 500с. 238-248с.
5. Шойгу К. Перо черного грифа. – издание 2, дополненное. – Кызыл.: «Новости Тувы», 200, - 298 с.ил., 3с,184с, 235с.
6. Ширшин Г.Ч. Жизнь продолжается. О времени, товарищах и о себе. – Кызыл: Тувинское книжное издательство,2004. – 336.
7. Это наша с тобой биография Очерки.-Кызыл:Тувинское книжное издательство, 1986.-180с.
8. Архивные материалы. Филиал Национального Музея «Алдан-Маадыр» в селе Кочетово, Музей «Алдан-Маадыр.
9. Дружба, Братство, Счастье. Тувинское книжное издательство, Кызыл – 1974, - 294с., 116-119с.










13 PAGE 141515



15