Конспект урока «Жизнь пореформенной деревни в очерке А.И. Эртеля «Полоумный»
1. МОУ СОШ № 61 имени М.И.Неделина г. Липецка
2. Дятчина Ольга Михайловна
3. Литературное краеведение
4. 7 класс (общеобразовательный)
5. Программно-методическое обеспечение: авторская программа Дятчиной О.М. «Родные имена», рецензированная доктором филологических наук, профессором ЕГУ Комлик Н.Н.
1 слайд
Урок «Жизнь пореформенной деревни в очерке А.И. Эртеля «Полоумный»
2 слайд
Цель: воспитывать у учащихся гордость за творческое наследие мастеров слова Липецкой земли.
Задачи: 1) продолжить знакомство с творчеством писателя липецкой земли А.И. Эртеля;
на примере очерка «Полоумный» понаблюдать за жизнью пореформенной России, показать особенности русского национального характера.
3 слайд
Эпиграф: «» купаясь в аду подлинной, а не абстрагированной народной действительности, в прелестях русского неправдоподобного жестокого быта «»
А.И. Эртель
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
У краеведческой карты Липецкой области: 4-5 слайд
- соотнесите географические понятия нашего края с именами русских писателей и поэтов:
1. Урусово – А.П. Бунина;
2. Кропотово-Лермонтово (Шипово) – М.Ю. Лермонтов;
3. Капитанщино, Кореневщино – А.С. Пушкин;
4. Лебедянь – А.И. Левитов, И.С. Тургенев (охотился);
5. Ксизово Задонского уезда Воронежской губернии (ныне Задонского района Липецкой области) – А.И. Эртель.
Учитель:
- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством нашего замечательного земляка А.И. Эртеля.
Изучение нового материала
Учитель:
- Почти каждый, кто писал об А.И. Эртеле, непременно упоминал о том, что речь идет о забытом художнике слова. «Он и теперь почти забыт, а для большинства и совсем неизвестен. Удивительна было его жизнь, удивительно и это забвение. Кто забыл его друзей и современников – Гаршина, Успенского, Короленко, Чехова? А ведь, в общем, он был не меньше их»- писал в 1929г. И.А.Бунин. Лев Толстой убежденно называл Эртеля «самым крупным художником России» периода 80-х -начала 90-х годов XIX в. Эртель, наряду с этими художниками слова, сказал свое, самобытное слово о русской действительности. Он правдиво изобразил русскую деревню, обездоленную, нищую, забитую, изнывающую в кабале: «То, что видишь вокруг и что читаешь, до такой степени надрывает сердце жалостью к одним и гневом к другим, что просто беда». И задается вопросом: как помочь крестьянину, каково реальное будущее русской деревни, в чем спасение для крестьянина от нищеты, голода темноты.
Давайте вспомним биографию А.И. Эртеля.
2) Сообщение учащегося (индивидуальное д.з.). Круглова Д.
3) Учитель:
- Наибольшую популярность в 1879-1883г. получает сборник рассказов и очерков «Записки Степняка». Заметьте, что слово «Степняк» пишется с заглавной буквы. Что же представляет собой этот сборник?
слайд
4)Сообщение учащегося (индивидуальное д.з.) «Записки Степняка»: жанрово-композиционное своеобразие. (Мартунович С.) Вспомните произведение, похожее на «Записки Степняка».
9-11 слайд
Сообщение о крестьянской реформе 1861 года
12 слайд
5) Беседа по вопросам:
- С какими очерками из «Записок Степняка» мы уже знакомы? («Поплешка», «Под шум вьюги».)
- Какими предстают перед нами образы крестьян? ( в «Поплешке»-убогий и трогательный образ крестьянина, своеобразного старца в 24 года с его тоскливым смирением: «А уж не знаю, как жить По миру, ежелиУмирать нам, матушка. Один нам конец – умирать!» В очерке «Под шум вьюги» - суетливый и жалкий мужик Григорий, ради двух рублей рискующий замерзнуть в степи, т.к. дома хворая жена и голодные ребятишки.)
13 слайд
Вывод (учитель): итак, перед нами выброшенные из жизни люди, обнаженная правда жалкого существования пореформенной деревни. Деревня живет по древнему «правилу»: отец властвует в семействе, помещик над крестьянами, царь-самодержец над всей страной, и крестьянин оказывается в этой системе беззащитным и бесправным, связанным общинными порядками, властью мира, барским и семейным деспотизмом. Об этом же очерк А.И.Эртеля «Полоумный».
6) Работа с очерком «Полоумный»
14 слайд
а) Работа по теории литературы:
- Вспомните, какой жанр литературы называется очерком;
-Можно ли рассказ «Полоумный» назвать очерком? Ответ аргументируйте. (Очерк – повествовательный жанр литературы, основанный на реальных событиях.)
б) Анализ очерка
Слово учителя:
15-19 слайд
- Центральный образ эртелевских рассказов и очерков – степь. Живая, многоликая, многоцветная во все времена года. Лучшего мастера в описании среднерусской степи в нашей литературе, пожалуй, нет. Степь –кормилица, степь-красавица, степь- пустынница, степьКакой только ни рисовал свою любимицу Эртель, в какие только одежды ни наряжал, всегда она была кровью художественного произведения. Описанием степи и начинается очерк «Полоумный»:
- Найдите в тексте, как описывается степь, прочитайте
(картина степной стороны сочетается с яркими красками разнообразия природы: «С природы словно флер сняли, и она всеми деталями своими ярко бросалась в глаза, нежно лаская их мягкими тонами»);
- Что чувствует путешествующий по степному краю охотник? С кем он знакомится?
(С конюхами, которые стерегут в степи табун лошадей – с Петрухой и Егоркой);
-Найдите в тексте эпизод, в котором говорится о Егорке со слов Петрухи;
-Как вы понимаете значение слова «полоумный»?
20-21 слайд
Словарная работа:
- Определить значение слова «полоумный» в словарях В.Даля и Ожегова (на доске).
Работа над текстом (по вопросам):
22 слайд
-Почему на селе Егора прозвали «полоумный»?
(Он был непонятен односельчанам);
-Почему охотник решил остаться в степи с Егором? Что заинтересовало его в Егоре?
(Его удивило поведение Егора, он догадывался о том, что в жизни молодого человека что-то произошло);
23 слайд
- Что поражает охотника во внешности Егора? Найдите в тексте и зачитайте портретную характеристику героя;
-Кого он нам напоминает?
(С одной стороны – русского богатыря, но согнутого, подавленного, с печатью суровой сдержанной тоски; с другой стороны – Касьяна с Красивой Мечи: он глубоко чувствует природу, любуется и восхищается ее прелестями в минуты счастья (во время прогулок с возлюбленной Гашкой) и уединяется, уходя в степь, к курганам, чувствуя тоску и непоправимое горе);
24 слайд
- В чем причина тоски Егора? (Перескажите историю любви Егора и Гашки);
-Кто виноват в том, что Егор и Гашка теперь не могут быть вместе?
- Как меняется настроение охотника?
(По мере того, как голос Егора становился все более протяжным и тоскливым, в душе охотника умиротворение постепенно сменяется сожалением и тоской);
- Можно ли Егора назвать полоумным в прямом смысле слова? Почему охотник промолчал на вопрос Петрухи, вернувшегося за табуном?
25-26 слайд
- В чем смысл народной песни, которую затянул Егор?
(Перед нами возникает фольклорный образ дороги – символ жизненного пути: «дороженька», «мелким березничком зарастала», « горьким осинничком ее застилало»);
-Случайно ли возникает этот образ дороги?
(Нет, это образ безвременно загубленной жизни);
-Как этот же образ появляется в финале очерка?
(В словах самого Егора);
27 слайд
-Где довелось снова встретиться охотнику с Егором? Какова участь Егора? Давайте посмотрим сцену последнего разговора героев.
-Как бы вы охарактеризовали поступок Егора? Почему он так поступил?
(Он не может, да и не хочет смириться с участью своей возлюбленной, не может простить барину Мишке ее позора);
- Мы говорили с вами о сходстве Егора с тургеневским Касьяном. А чем они отличаются друг от друга? (Касьян - смиренный юродивый, Егор - бунтарь)
28-29 слайд
Составьте синквейн на тему «Егор Полоумный»
- Сопоставьте пейзаж в начале очерка и описание природы на одной из больших перекрестных станций в финале произведения;
-Для чего автор в своем очерке вводит прием контраста?
(Чтобы ярче показать человеческое отчаяние, обнажить правду крестьянской жизни, придать своим образам более волнующую эмоциональную силу).
3. ИТОГ урока
30-31 слайд
Выводы:
- Обратимся к эпиграфу урока. Как соотносится он с темой нашего урока и с основной идеей очерка? Сравните изображение народной жизни в произведениях И.С. Тургенева, А.В. Кольцова, И.С. Никитина, Н.А. Некрасова, которые тоже пишут о тяжелой жизни крестьянина, с образами из «Записок Степняка» А.И. Эртеля.
(Эртель свободен от иллюзий, свойственных писателям-народникам, он не поет хвалебных гимнов «красавице-деревне». Он не скрывает ни темноты, ни жестокости, царивших в русской деревне. От его народных сцен, будь то мирской сход, драка в крестьянской семье, расправа управляющего с мужиками или пляска голодных девушек, веет суровой правдой подлинной жизни, которую писатель наблюдал на родине, в Задонском и Бобровском уездах, в Ксизове и Усмани).
33 слайд
4. Домашнее задание:
1) индивидуальное задание: сообщение «Л.Н.Толстой на голоде в Данковском уезде»;
2) всем: прочитать статью Л.Н.Толстого «О голоде».
15