РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» Направление(я)подготовки (специальность): 080100.62«Экономика»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА»
Направление(я) подготовки (специальность): 080100.62 «Экономика»
Профили: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Экономика организаций и предприятий».
Форма обучения: очная
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Срок обучения: нормативный

Вид учебной работы
Очная форма
Заочная форма



полный срок
полный
срок
сокращен-
ный срок
на базе
ВПО

1. Аудиторные занятия, часов всего, в том числе:
72/2
20/0,56
10/0,28
-

-лекции
18/0,5
8/0,22
4/0,11


из них в интерактивной форме
8/0,22
2/0,06



-практические
-
-
-


-лабораторные
54/1,5
12/0,33
6/0,17


из них в интерактивной форме
10/0,28
2/0,06
2/0,06


-семинарские
-
-
-


2. Самостоятельная работа студентов, всего (без экзамена)

ээкзамена)
72/2
88/2,44
62/1,72
108

Самостоятельная работа на подготовку и сдачу экзамена
36/1
36/1
36/1
36/1

курсовая работа (проект)
-
-
-


3. Промежуточная аттестация
Экзамен
Экзамен
Экзамен
Экзамен

Итого
144/4
144/4
144/4
144/4














1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины (модуля):
Дисциплина «Информатика» читается в 3 семестре и предусматривает чтение лекций, проведение лабораторных занятий, получение различного рода консультаций.
Цели обучения учебной дисциплины (модуля) Б2.В.ОД.1 Информатика:
формирование понимания сущности и значения информации в развитии современного информационного общества; способности осознания и соблюдения основных требований информационной безопасности; владения основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыков работы с компьютером как средством управления информацией; способности работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ОПП (основной образовательной программы) университета

2.1. Учебная дисциплина (модуль) Б2.В.ОД.1 Информатика относится к циклу Б2 Математический и естественно - научный. Вариативная часть.
Настоящая программа по дисциплине "Информатика" предназначена для подготовки бакалавров в соответствии с требованиями, отраженными в государственных образовательных стандартах для указанных направлений. Ее особенность заключается в попытке объединения в единую дисциплину целой совокупности курсов информатики, сложившихся под этим названием в различных вузах в ответ на запросы организаций, принимающих к себе на работу выпускников вузов. Однако, вследствие весьма ограниченного времени, выделенного на изучение этой дисциплины, в программу включены в основном вопросы компьютерных информационных технологий, что соответствует Требованиям (Федеральному компоненту) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу “Общие математические и естественнонаучные дисциплины”, при этом учитывалось, что традиционные (некомпьютерные) методы достаточно полно освещаются при изучении соответствующих дисциплин основной образовательной программы.
Сфера социально-экономических дисциплин охватывает все стороны жизни и деятельности государства и общества, отдельных граждан, трудовых коллективов, предприятий, отраслей, регионов, страны в целом в их постоянном взаимодействии, обмене информацией, ресурсами, кадрами и продукцией. Современный этап развития общества характеризуется широким использованием компьютерной техники, новых информационных технологий, телекоммуникаций, новых видов документальной связи. Ввиду того, что информатика в социально-экономической сфере деятельности является одним из ведущих инструментов работы, в программе отдельно выделены разделы, позволяющие ощутить тесную связь и взаимное влияние, информатики и социально-экономических дисциплин.
В силу того, что для подавляющего большинства будущих специалистов основным вычислительным инструментом будет IBM PC совместимый персональный компьютер (PC), программа ориентирована именно на этот вид аппаратуры и сопряженные с ней программные средства системного и прикладного назначения.
2.2.Перечень предшествующих дисциплин:
Предшествующие дисциплины базовый курс информатики за курс средней школы.
2.3.Требования к входным знаниям, умениям и навыкам студента формируются на основе программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень).
Для изучения учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые школьным курсом информатики:
Знать:
-базовые понятия, отражающие вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
-роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-этические и правовые нормы информационной деятельности.
Уметь:
-применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ);
-создавать программы на языке программирования по их описанию;
-использовать информационные технологии в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
-организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-приобретать опыт информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Владеть:
- навыками применения средств ИКТ в повседневной жизни;
- -алгоритмическим мышлением;
-способностью к формализации;
-элементами системного мышления.

2.4. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения навыками, формируемые данной учебной дисциплиной:
- Б2. В 02 Информационные системы и технологии;
- Б2. В 04 Корпоративные информационные системы;
- Б5.Б1 Учебная практика.
3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины (модуля)
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
ОК-12 способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; ОК-13 владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, приобретения навыков работы с компьютером как средством управления информацией, способности работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; ОКНЭЦ - способен понимать важность нравственно-этических ценностей, таких как экономический альтруизм, духовно-нравственные аспекты экономической деятельности, ориентация на рациональный экономический эгоизм; ПК-10 способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии; ПК-12 способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии; СУДК - способен осуществлять самостоятельную учебную деятельность при опосредованном управлении со стороны преподавателя, подразумевающую порождение мотива, формулировку цели деятельности, постановку и решение познавательной задачи, контроль за ходом и результатом осуществления действий и направленную на усвоение содержания образования и развитие самостоятельности личности, ведущих к формированию самостоятельно-деятельностной компетентности.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- понятия: информация, информационные ресурсы, информационный взрыв, информационный кризис, информатизация, информационное общество;
- понятие алгоритма, его основные свойства и основные алгоритмические конструкции;
- этапы решения задач на компьютере;
- классификацию программного обеспечения, назначение, возможности и структуру каждого класса программ;
- о принципах работы в области применения компьютера в учебной и будущей профессиональной деятельности выпускника экономического вуза;
- основы современных информационных технологий обработки информации и их влияние на успех в профессиональной деятельности;
- современное состояние уровня и направлений развития вычислительной техники и программных средств;
- Уметь:
- уверенно работать в качестве пользователя персонального компьютера;
- самостоятельно использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, создавать резервные копии и архивы данных и программ;
- измерять информацию;
- применять теоретические знания при решении практико-ориентированных задач, используя возможности вычислительной техники и программного обеспечения;
- оперативно и грамотно оформлять служебную документацию от служебной записки до делового письма;
- формализовать, разработать алгоритм и программу решения простой экономической задачи на алгоритмическом языке, языке программирования высокого уровня;
- обрабатывать экономическую информацию с помощью электронных таблиц MS Excel;
- активизировать работу с программным пакетом MS Office путем создания макросов;
- работать с базами данных;
- создавать электронные презентации защиты проектов;
- пользоваться поисковыми системами Internet: Google, Rambler, Yandex и электронной почтой в Outlook Express;
- использовать прикладные программные средства обработки текстовой, табличной, графической информации при оформлении своей самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности по дисциплинам курса;
- работать с программными средствами (ПС) общего назначения, соответствующими современным требованиям мирового рынка ПС;
- использовать в профессиональной деятельности сетевые средства поиска и обмена информацией;
- использовать обучающие, контролирующие, диагностирующие информационные системы.
- защитить информацию от различных информационных угроз.

Владеть:
- приемами поиска, обработки, анализа и синтеза информации;
- понятием операционной системы, ее функциями и составом;
- понятием файла, файловой структуры операционных систем;
- понятиями: база данных, банк данных, электронный документ, электронный учебник, гипертекст, гипертекстовые технологии, мультимедиа;
- алгоритмическим стилем мышления;
- понятием структурного, модульного и объектоориентированного принципа программирования;
- понятием компьютерной сети, локальной компьютерной сети, территориальной компьютерной сети, глобальной компьютерной сети, Интернет;
- основами автоматизации решения экономических задач;
- приемами антивирусной защиты, приемами защиты электронных документов от несанкционированного доступа;
- основами организации самостоятельной учебной деятельности.
Иметь представления:
- об оценке информации как экономической категории, товара;
- об объективной оценке виртуализированную информации;
- об информационных ресурсах общества как экономической категории;
- об основах информационного мышления;
- о системном мышлении;
- о нравственно – этических ценностях в профессиональной деятельности экономиста;
- о роли медиакультуры в обществе;
- роли информационных технологий в современном обществе.




Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы


Часов / зачетных единиц

Вид учебной деятельности


Всего


По семестрам
3

1
2
3
4
5
6

очная форма обучения нормативный срок 4 года

Аудиторные занятия всего, в том числе:
72/2
72/2

Лекции
18/0,5
18/0,54/36
5

Практические занятия



Семинары



Лабораторные работы
54/1,5
54/1,5

Самостоятельная работа студента всего, в том числе:
72/2
72/2

Курсовой проект
отсутствует


Курсовая работа
отсутствует


Расчетно-графические работы
отсутствует


Реферат
4/0,11
4/0,11

Другие виды самостоятельной работы:
68/1,44
68/1,44

Разработка тезауруса в электронном виде по дидактическим разделам
8/0,22
8/0,22

Развернутый план – конспект темы (отдельных вопросов дисциплины), оформленный в виде презентации
4/0,11
4/0,11

Компьютерное тестирование

4/0,11
4/0,11

Решение прикладных задач
18/0,5
18/0,5

Подготовка к лабораторному занятию (сообщение, доклад)
4/0,11
4/0,11

Проработка учебной литературы
10/0,28
10/0,28

Выполнение практических упражнений
10/0,28
10/0,28

Индивидуальные домашние задания

10/0,28
10/0,28

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экзамен
36/1
36/1

ИТОГО: Общая трудоемкость
Общая трудоемкость
часов
144
144



зач. ед.
4
4

В приложении к диплому итоговой оценкой по учебной дисциплине является оценка за 3 семестр.




Часов / зачетных единиц

Вид учебной деятельности
Всего


По семестрам
1

1
2
3
4
5
6

заочное отделение полный срок обучения 4 года 6 месяцев


Аудиторные занятия всего, в том числе:
20/0,56
20/0,56

Лекции
8/0,22
8/0,22

Практические занятия



Семинары



Лабораторные работы
12/0,33
12/0,33

Самостоятельная работа студента всего, в том числе:
88/2,44
88/2,44

Курсовой проект
отсутствует


Курсовая работа
отсутствует


Расчетно-графические работы
отсутствует


Реферат
10/0,28
4/0,11

Другие виды самостоятельной работы:
78/2,17
68/1,44

Разработка тезауруса в электронном виде по дидактическим разделам
10/0,28
8/0,22

Развернутый план – конспект темы (отдельных вопросов дисциплины), оформленный в виде презентации
10/0,11
4/0,11

Компьютерное тестирование

4/0,11
4/0,11

Решение прикладных задач
18/0,5
18/0,5

Подготовка к лабораторному занятию (сообщение, доклад)
6/0,17
4/0,11

Проработка учебной литературы
10/0,28
10/0,28

Выполнение практических упражнений
10/0,28
10/0,28

Индивидуальные домашние задания

10/0,28
10/0,28

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экзамен
36/1
36/1

ИТОГО: Общая трудоемкость
Общая трудоемкость
часов
144
144



зач. ед.
144/4
144/4

В приложении к диплому итоговой оценкой по учебной дисциплине является оценка за 1 курс.

Вид учебной деятельности
Всего


По семестрам
1

1
2
3
4
5
6

заочное отделение сокращенный срок обучения 3 года 6 месяцев


Аудиторные занятия всего, в том числе:
10/0,28
10/0,28

Лекции
4/0,11
4/0,11

Практические занятия



Семинары



Лабораторные работы
6/0,17
6/0,17

Самостоятельная работа студента всего, в том числе:
88/2,44
88/2,44

Курсовой проект
отсутствует


Курсовая работа
отсутствует


Расчетно-графические работы
отсутствует


Реферат
10/0,28
4/0,11

Другие виды самостоятельной работы:
78/2,17
68/1,44

Разработка тезауруса в электронном виде по дидактическим разделам
10/0,28
8/0,22

Развернутый план – конспект темы (отдельных вопросов дисциплины), оформленный в виде презентации
10/0,11
4/0,11

Компьютерное тестирование

4/0,11
4/0,11

Решение прикладных задач
18/0,5
18/0,5

Подготовка к лабораторному занятию (сообщение, доклад)
6/0,17
4/0,11

Проработка учебной литературы
10/0,28
10/0,28

Выполнение практических упражнений
10/0,28
10/0,28

Индивидуальные домашние задания

10/0,28
10/0,28

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экзамен
36/1
36/1

ИТОГО: Общая трудоемкость
Общая трудоемкость
часов
144
144



зач. ед.
144/4
144/4

Вид учебной деятельности
Всего


По семестрам
1

1
2
3
4
5
6

заочное отделение на базе ВПО


Аудиторные занятия всего, в том числе:
-
-

Лекции



Практические занятия



Семинары



Лабораторные работы



Самостоятельная работа студента всего, в том числе:
108


Курсовой проект
отсутствует


Курсовая работа
отсутствует


Расчетно-графические работы
отсутствует


Реферат
20/0,6


Другие виды самостоятельной работы:



Разработка тезауруса в электронном виде по дидактическим разделам
20/0,6


Развернутый план – конспект темы (отдельных вопросов дисциплины), оформленный в виде презентации



Компьютерное тестирование

10/0,3


Решение прикладных задач
38/1,1


Подготовка к лабораторному занятию (сообщение, доклад)



Проработка учебной литературы



Выполнение практических упражнений
20/0,6


Индивидуальные домашние задания




Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экзамен
36/1


ИТОГО: Общая трудоемкость
Общая трудоемкость
часов
144




зач. ед.
144/4


В приложении к диплому итоговой оценкой по учебной дисциплине является оценка за 1 курс.
5. Содержание учебной дисциплины (модуля)
5.1. Содержание разделов учебной дисциплины (модуля)
Содержание указывается в дидактических единицах. После каждой темы рекомендуется указывать формируемые в этой теме компетенции.
№ п/п
№ семестра
Наименование раздела, темы учебной дисциплины (модуля)
Формируемые
компетенции
Содержание раздела, темы в дидактических единицах

1
2
3
4
5

1.
3
Общая структура предмета информатики. Теоретические основы информатики.
ОК-13,
СУДК
Понятие информатики как науки, история развития информатики, место информатики в ряду других фундаментальных наук. Структура информатики как науки. Основные определения информатики. Теоретическая информатика и предмет ее изучения. Прикладная информатика и предмет ее изучения. Информация, интуитивное представление и уточнение понятия информации, меры измерения количества информации. Кодирование, аналоговая и цифровая обработка, компьютерная обработка. Информационные процессы. Информационные ресурсы общества как экономическая категория. История, перспективы и темпы развития информационных компьютерных систем.

2.
3
Технические и программные средства реализации информационных процессов.

ОК-13,
СУДК
Принципы функционирования компьютера. Состав персонального компьютера и периферийные устройства. Аппаратное обеспечение современного ПК. Программное обеспечение ПК. Классификация служебных и прикладных программных средств.


3.
3
Основы и методы защиты информации

ОК-12,
СУДК
Теоретические основы информационной безопасности: Сущность и понятие информационной безопасности, характеристика ее составляющих: место информационной безопасности в системе национальной безопасности. Практические методы защиты информации: организационные мероприятия, технические средства, программное обеспечение.

4.
3
Операционные системы персональных компьютеров.

ОК-13,
СУДК
Понятие и назначение операционных систем. Функции и режимы работы операционных систем. Виды операционных систем (DOS, ОС семейства Windows, ОС семейства UNIX). Организация файловой системы. Обслуживание файловой структуры. Основы работы с операционной системой MS Windows.

5.
3
Основы работы в среде локальных и глобальных компьютерных сетей

ОК-13,
ПК-10,
ПК-12,
СУДК
Локальные и глобальные сети ЭВМ, основные характеристики и тенденции развития. Архитектура, аппаратура, сетевые протоколы, интерфейс пользователя. Технология работы с программой Экзаменатор - модульной объектно-ориентированной динамической учебной средой.


6.

Модели решения функциональных и вычислительных задач.
ОК-13,
СУДК
Моделирование как метод познания.
Классификация моделей.
Классификация задач, решаемых с помощью моделей.
Методы и технологии моделирования.
Интеллектуальные системы.

7.
3
Основы алгоритмизации и программирования. Языки программирования высокого уровня.

ОК-13,
ПК-10,
СУДК
Способы описания алгоритмов, основные правила выполнения схем алгоритма, виды алгоритмических процессов. Значение моделирования, алгоритмизации и программирования при решении задач в профессиональной области.
Основные конструкции языка программирования. Основы программирования по автоматизации офисной деятельности.


8.
3
Офисные приложения операционных систем.

ОК-13,
ОКНЭЦ,
ПК-10,
ПК-12,
СУДК
Основы работы с Office. Текстовый редактор MS Word. Редактор таблиц MS Excel. Применение электронных таблиц в задачах экономики. Интеграция приложений MS Office. Модели решения функциональных и вычислительных задач средствами MS Office.


9.
3
Базы данных.

ОК-13,
ОКНЭЦ,
ПК-10,
ПК-12,
СУДК

Введение в базы данных. Структура и пользователи банка данных. Этапы проектирования баз данных. Проектирование реляционных баз данных. Технология реализации задачи в профессиональной области средствами СУБД MS ACCESS.


5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п
Наименование
обеспечиваемых
(последующих)
дисциплин
№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин





1
2
3
4
5
6
7
8
9

1.
Б2. В 02 Информационные системы и технологии

+
+
+

+


+
+

2.
Б2.В04 Корпоративные информационные системы
+
+
+

+





3.
Б2.В.ДВ.3 Экономико-математические методы и модели





+
+



4.
Б2.В.ДВ.3 Методы моделирования и прогнозирования экономики




+


+


5.
Б3.Б.3 Эконометрика





+

+


5.
Б5.Б1 Учебная практика.
+
+
+
+
+
+
+
+
+

5.3. Разделы, темы учебной дисциплины и виды занятий

п/п
Наименование раздела,
темы учебной дисциплины
(модуля)
Виды занятий, включая самостоятельную работу студентов (в часах)





Лекции
Практические занятия
Лабора торные занятия
Семинары
Самостоятельная
работа
Всего

1
3
4
5
6
7
8
9

очная форма обучения нормативный срок 4 года

1.
Теоретические основы информатики.
2

2

4
8

2.
Технические и программные средства реализации информационных процессов
2



4
6

3.
Основы и методы защиты информации
2

2

4
8

4.
Операционные системы персональных компьютеров.
2

4

4
10

5.
Основы работы в среде локальных и глобальных компьютерных сетей
2

2

4
8

6.
Теория компьютерного
моделирования.
2

2

4
8

7.
Основы алгоритмизации и программирования. Языки программирования высокого уровня.
2

14

22
38

8.
Офисные приложения операционных систем.

2

18

10
30

9.
Базы данных.
2

12

16
30


ИТОГО:
18

54

72
144


п/п
Наименование раздела,
темы учебной дисциплины
(модуля)
Виды занятий, включая самостоятельную работу студентов (в часах)





Лекции
Практические занятия
Лабора торные занятия
Семинары
Самостоятельная
работа
Всего

1
3
4
5
6
7
8
·
9

заочная форма обучения нормативный срок 4 года 6 месяцев

1.
Теоретические основы информатики.
2

2

8
12

2.
Технические и программные средства реализации информационных процессов
2



6
8

3.
Основы и методы защиты информации




6
6

4.
Операционные системы персональных компьютеров.
1

2

6
9

5.
Основы работы в среде локальных и глобальных компьютерных сетей
1

2

4
7

6.
Теория компьютерного
моделирования.




4
4

7.
Основы алгоритмизации и программирования. Языки программирования высокого уровня.




24
24

8.
Офисные приложения операционных систем.

2

4

12
14

9.
Базы данных.


2

22
24


ИТОГО:
8

12

88
108


п/п
Наименование раздела,
темы учебной дисциплины
(модуля)
Виды занятий, включая самостоятельную работу студентов (в часах)





Лекции
Практические занятия
Лабора торные занятия
Семинары
Самостоятельная
работа
Всего

1
3
4
5
6
7
8
9

очная форма обучения сокращенный срок 3 года 6месяцев

1.
Теоретические основы информатики.
1

1

10
12

2.
Технические и программные средства реализации информационных процессов




4
4

3.
Основы и методы защиты информации
1



4
5

4.
Операционные системы персональных компьютеров.


1

6
7

5.
Основы работы в среде локальных и глобальных компьютерных сетей


1

4
5

6.
Теория компьютерного
моделирования.




4
4

7.
Основы алгоритмизации и программирования. Языки программирования высокого уровня.




12
12

8.
Офисные приложения операционных систем.

2

2

10
14

9.
Базы данных.


1

8
9


ИТОГО:
4

6

62
72


6. Лабораторный практикум
№ п/ п

семестра
Наименование раздела,
темы учебной дисциплины (модуля)
Наименование лабораторных работ
Трудоем
кость
(часов)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

1
2
3
4
5
6

очная форма обучения нормативный срок 4 года

1.

3
Теоретические основы информатики.
Кодирование данных двоичным кодом. Логические основы ЭВМ


2
-

2.
3
Основы и методы защиты информации
Технология использования программы Dr Web
2
Фронтальный опрос
(3 неделя)

3.
3
Основы работы пользователя в операционной среде персонального компьютера.
Работа с файловой системой в операционной системе MS Dos.
2
Просмотр работ (4 неделя)




Операционная система Windows XP. Основные принципы и приемы работы.
2
Экспресс
упражнение (5 неделя)

4.
3
Основы работы в среде локальных и глобальных компьютерных сетей
Основные принципы и приемы работы с локальной вычислительной сетью.
Сервисы сети Интернет.
2
Экспресс-упражнение
(5 неделя)

5.
3
Основы алгоритмизации и программирования. Языки программирования высокого уровня.
Способы описания алгоритмов.
Реализация алгоритма через блок-схему.
2
Просмотр работ (6 неделя)




Основы программирования простых задач. Линейные алгоритмы.
2
Экспресс-упражнение (7 неделя)




Управляющие конструкции языка. Программирование вычислительных процессов с разветвлениями.
4
Экспресс-упражнение (7 неделя)




Организация циклических процессов. Программирование задач с использованием массивов.
4
Экспресс-упражнение (8 неделя)




Программирование задач с использованием процедур и функций.
4
Экспресс-упражнение (9 неделя)




Решение профессионально ориентированных задач средствами языка программирования Pascal.
4
Экспресс-упражнение (10 неделя)




Индивидуальный зачет.
2
Защита
(10 неделя)

6.
3
Офисные приложения операционных систем.

Текстовый редактор как средство оформления индивидуальных отчетов, курсовых работ.
2
-




Решение прикладных задач средствами MX Excel
4

Просмотр работ (11 неделя)




Кейс «Возможности MS Excel в исследовании социально-экономических процессов».
2
Экспресс-упражнение (12 неделя)




Индивидуальный зачет.
2
Защита
(13 неделя)

7.

3
Теория компьютерного
моделирования.
Применение матричной алгебры при решении экономических задач.
2
Экспресс-упражнение (2 неделя)








8.
3
Базы данных.
Создание однотабличной базы данных.
2
-




Формирование запросов и отчетов для однотабличной базы данных.
2
Экспресс- опрос
(14 неделя)




Разработка инфологической модели и создание структуры реляционной базы данных.
2
Экспресс- упражнение
(15 неделя)




Формирование сложных запросов.
2
Экспресс – опрос
(16 неделя)




Создание сложных форм и отчетов.
2
Экспресс- упражнение
(17 неделя)




Индивидуальный зачет.
2
Защита
(18 неделя)






Экзамен



ИТОГО:

54



№ п/ п

семестра
Наименование раздела,
темы учебной дисциплины (модуля)
Наименование лабораторных работ
Трудоем
кость
(часов)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

1
2
3
4
5
6

заочная форма обучения нормативный срок 4 года 6 месяцев

1.

3
Теоретические основы информатики.
Кодирование данных двоичным кодом. Логические основы ЭВМ


2
-

2.
3
Основы работы пользователя в операционной среде персонального компьютера.
Работа с файловой системой в операционной системе MS Dos.
Операционная система Windows XP. Основные принципы и приемы работы.
2


3.
3
Основы работы в среде локальных и глобальных компьютерных сетей
Основные принципы и приемы работы с локальной вычислительной сетью.
Сервисы сети Интернет.
2


4.
3
Офисные приложения операционных систем.

Текстовый редактор как средство оформления индивидуальных отчетов, курсовых работ.
2





Решение прикладных задач средствами MX Excel

2


8.
3
Базы данных.
Создание однотабличной базы данных.

2





ИТОГО:

12



№ п/ п

семестра
Наименование раздела,
темы учебной дисциплины (модуля)
Наименование лабораторных работ
Трудоем
кость
(часов)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

1
2
3
4
5
6

заочная форма обучения сокращенный срок 3 года 6 месяцев

1.

3
Теоретические основы информатики.
Кодирование данных двоичным кодом. Логические основы ЭВМ


1
-

2.
3
Основы работы пользователя в операционной среде персонального компьютера.
Работа с файловой системой в операционной системе MS Dos.
Операционная система Windows XP. Основные принципы и приемы работы.
1


3.
3
Основы работы в среде локальных и глобальных компьютерных сетей
Основные принципы и приемы работы с локальной вычислительной сетью.
Сервисы сети Интернет.
1


4.
3
Офисные приложения операционных систем.

Текстовый редактор как средство оформления индивидуальных отчетов, курсовых работ.
1





Решение прикладных задач средствами MX Excel

1


8.
3
Базы данных.
Создание однотабличной базы данных.

1




ИТОГО:

6



7. Практические занятия (семинары) – не предусмотрено

8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) - не предусмотрено
9. Самостоятельная работа студента



№ п/п
№ семестра
Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)
Виды СРС
Всего часов





очная форма обучения
Заочная форма обучения
4г. 6 м.
Заочная форма обучения
3г. 6 м.

1
2
3
4
5
6
7

 
1








 
 
 
3








 
 
 Общая структура предмета информатики. Теоретические основы информатики.






  
1.Разработка тезауруса по теме / Развернутый план – конспект темы (отдельных вопросов дисциплины), оформленный в виде презентации.
1,5
2
2




2.Работа с источниками информации: лекция/ основная и дополнительная литература/поисквые системы Интернета: Яндекс, Рамблер,Интернет-Университет Информационных Технологий (INTUIT.ru), электронное учебное пособие «Компьютерные технологии офисной деятельности» и Интернет-ресурс [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1,5
2
2




3.Выполнение практических заданий по Дидактической единице: "Арифметико-логические основы компьютерной техники"
1
2
2




4.Компьютерное тестирование (КТ): Экзаменатор, онлайн тестирование по ссылке: http://www.specialist.ru/
0,5
1
1

 
2




 
 
 
3




 
 
 
Технические и программные средства реализации информационных процессов.


 
 
1.Разработка тезауруса по теме:Технические средства реализации информационных процессов/ Программные средства реализации информационных процессов
1
2
2




Развернутый план – конспект темы (отдельных вопросов дисциплины), оформленный в виде презентации.
1,5
2
2




2.Работа с источниками информации: лекция/ основная и дополнительная литература/поисквые системы Интернета: Яндекс, Рамблер, Интернет-Университет Информационных Технологий (INTUIT.ru)
1
2
2




4.Компьютерное тестирование (КТ)
0,5
1
1

 
3
 
 
 
3
 
 
 
Операционные системы персональных компьютеров.
 
 
1.Разработка тезауруса по теме
1,5
2
2




2.Работа с источниками информации: лекция/ основная и дополнительная литература/поисквые системы Интернета: Яндекс, Рамблер и другие
1,5
2
2




3.Практическое зодание (файловая система ОС MS DOS)
0,5






4.Компьютерное тестирование (КТ)
0,5
1
1

 
4.
 
 
 
3
 
 
 
Основы и методы защиты информации.
 
 
1.Развернутый план – конспект темы (отдельных вопросов дисциплины), оформленный в виде (презентации).
1
2
2




2.Работа с источниками информации: лекция/ основная и дополнительная литература/Интернет-Университет Информационных Технологий (INTUIT.ru)
1,5
2
2




3.Практическое задание по кодированию информации
1
1
1




4.Компьютерное тестирование (КТ)
0,5
1
1

 
5.
 
 
 
3
 
 
 
Основы работы в среде локальных и глобальных компьютерных сетей
1.Разработка тезауруса по теме
1,5
2
2




2.Работа с источниками информации: лекция/ основная и дополнительная литература/поисквые системы Интернета: Яндекс, Рамблер, Интернет-Университет Информационных Технологий (INTUIT.ru)
2
2
2




3.Компьютерное тестирование (КТ)

0,5

1
1

 
6.
 
 
 
3.
 
 
 
Теория компьютерного
моделирования
 
1.Работа с источниками информации: лекция/ основная и дополнительная литература/поисквые системы Интернета: Яндекс, Рамблер, Интернет-Университет Информационных Технологий (INTUIT.ru)
1
2
2




2.Разработка тезауруса по теме / Развернутый план – конспект темы (отдельных вопросов дисциплины), оформленный в виде презентации.
2






3.Решение практических задач
0,5






4.Компьютерное тестирование (КТ)
0,5
1
1

 
6.
 
 
 
 
 
3
 
 
 
 
 
Основы алгоритмизации и программирования. Языки программирования высокого уровня.
1.Работа с источниками информации: лекция/ основная и дополнительная литература/поисквые системы Интернета: Яндекс, Рамблер, Интернет-Университет Информационных Технологий (INTUIT.ru)
5
6
6




2.Развернутый план – конспект темы (отдельных вопросов)
3
2
2




3.Решение практических задач
3
13
5




4.Решение прикладных задач
4,5






5.Задания для индивидуального зачета по теме.
6






6.Компьютерное тестирование (КТ)
0,5
2
2

 
 






7.
 
 
 
 
3
 
 
 
 
Офисные приложения операционных систем.
 
 
 
 
1.Работа с источниками информации: лекция/ основная и дополнительная литература/поисквые системы Интернета: Яндекс, Рамблер, Интернет-Университет Информационных Технологий (INTUIT.ru)
1






2.Решение прикладных задач
3
14
6




3.Задания для индивидуального зачета по теме.
5






4. Работа со справочной системой КонсультантПлюс
0,5






5.Компьютерное тестирование (КТ)
0,5
1
1

 
 
 
Базы данных.
 
1.Работа с источниками информации: лекция/ основная и дополнительная литература/поисквые системы Интернета: Яндекс, Рамблер, Интернет-Университет Информационных Технологий (INTUIT.ru)
2,5
2
2

8
 
 
 
3
 
 
 

2.Разработка тезауруса по теме
3






3.Практическое задание(создание однотабличной базы данных(ОБД), разработка запросов, форм и отчетов для ОДБ)
5
14
6




4.Задания для индивидуального зачета по теме.
5






5.Компьютерное тестирование (КТ)
0,5
1
1

Все практические задания для СРС носят индивидуальный характер (банк заданий больше или равен количеству студентов). 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины (модуля)
10.1 Основная литература:
№ п/п
Наименование
Автор(ы)
Год и место издания
Количество экземпляров в библиотеке

1.
Информатика.  Учебник для вузов

Макарова Н.В., Волков В.Б.
СПб.: Питер. 2011.
http://www.alleng.ru/edu/comp.htm

2.
Основы современной информатики 2-е изд., испр.
Кудинов Ю.И., Пащенко Ф.Ф.
М.: 2011.
http://www.alleng.ru/edu/comp.htm

3.
3.Теория информации.
Кудряшов Б.Д.
СПб.: 2009.
http://www.alleng.ru/edu/comp.htm

4.
Информатика : учеб. пособие
Таганов Л.С., Пимонов А. Г.
Кузбас. гос. техн. ун-т. – Кемерово, 2010
http://www.alleng.ru/edu/comp.htm

5.
Практикум по основам современной информатики:
Учебное пособие.
Кудинов Ю. И., Пащенко Ф. Ф., Келина А. Ю.

СПб.: Издательство «Лань»,
2011.
http://www.alleng.ru/edu/comp.htm


10.2. Дополнительная литература
№ п/п
Наименование
Автор(ы)
Год и место издания
Количество экземпляров в библиотеке

1.
Информатика: Учебник для вузов/Симонович С.В. – 2-е изд
Симонович С.В.
Санкт - Петербург: Питер, 2007


2.
Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере
Макарова Н.В.
М.: Финансы и статистика, 2005


3.
Основы компьютерных технологий
Попов В.Б.
М.: Финансы и статистика, 2002


4.
Информатика
Могилев А.В.
М.: Академия, 2001.



5.
Экономическая информатика
Конюховский П.В., Колесов Д.Н.
Санкт- Петербург, 2000.


6.
Основы алгоритмизации и программирования.
Голицина О.Л., Попов И.И.
М.: Форум – Инфра - М, 2002.


7.
Информатика для юристов и экономистов
Симонович С.В.
Санкт - Петербург: Питер, 2002


в) программное обеспечение
Windows XP, MS Office, Turbo Pascal 7.0.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Справочная правовая система «Консультант Плюс» (версии «Версия Проф», «Высшая школа» или интернет-версия);
Сайт министерства финансов РФ (http://www.minfin.ru/ru/);
Сайт федеральной налоговой службы РФ ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
Сайт Росстата (www.gks.ru/)
На уровне РУК – это авторский курс, размещенный в информационно-образовательной среде (название среды и электронный адрес). На российском уровне – это свободно доступные курсы Интернет –университета информационных технологий (ИНТУИТ) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины (модуля)

11.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий:
а)лекционные занятия: видеопроектор, экран настенный, ноутбук с выходом в Интернет
б)практические занятия: компьютерный класс с установленными программами: Windows XP, MS Office, Turbo Pascal 7.0, «Консультант Плюс», Экзаменатор и выходом в Интернет
в)промежуточная и итоговая аттестация: компьютерный класс с установленными программами «Консультант Плюс» и «Экзаменатор» версии 5.1 и выше

11.2. Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся.
Стандартно-оборудованный компьютерный класс с видеопроектором, экраном настенным, интерактивной доской.

11.3.

12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины (модуля)
а) для текущей успеваемости: балльно-рейтинговая система. Состоит из трех блоков:
1 блок (49 баллов), аудиторные занятия – активная работа на лекции (дополнение, дискуссия, выполнение роли содокладчика и т. Д.) (1-9 баллов), активная работа на лабораторных занятиях (1-13 баллов), выполнение дополнительно индивидуальных заданий на лабораторных занятиях ( 1-27 баллов).
2 блок (81 балл), внеаудиторная самостоятельная работа: Разработка тезауруса в электронном виде по дидактическим разделам ( 1-8 баллов), Развернутый план – конспект темы (отдельных вопросов дисциплины), оформленный в виде презентации ( 5-20 баллов), решение прикладных задач ( 1-23 баллов), индивидуальные домашние задания (5-15 баллов); участие в олимпиаде по дисциплине ( 3-5 баллов); участие в студенческой научно- практической конференции ( 5-10 баллов).
3 блок (55 балла), контрольные мероприятия – промежуточное тестирование по изученным разделам (0-45 баллов), сквозная контрольная работа в период межсессионной аттестации (3-5 баллов), выполнение теста ФЭПО (3-5 баллов).
Балльно-рейтинговая система ведется при помощи компьютерного обеспечения на основе Excel.
В период изучения дисциплины студент должен набрать не менее 60% баллов по каждому из блоков балльно-рейтинговой системы (соответственно, общий результат должен составлять не менее 108 баллов).

б) для самоконтроля обучающихся (при необходимости)
Преподаватель по каждой теме предоставляет студентам открытый доступ к демонстрационной базе тестовых заданий по всем разделам. Студент выполняет их по собственному желанию и результаты не отражаются в балльно-рейтинговой системе.

в) для промежуточной аттестации: аттестация проводится в форме экзамена, включающий в себя результаты балльно-рейтинговой системы. Студент допускается к сдаче экзамена без «штрафных санкций» с рейтингом не менее 108 баллов.
Экзамен состоит из двух частей:
1) сквозного тестирования по всем разделам дисциплины (40 заданий: по пять заданий из каждого раздела; время выполнения – 60 минут) с различными видами тестовых заданий (закрытый тест с выбором одного или нескольких правильных ответов, установление соответствия, открытое тестовое задание). Цель: показать полученные знания в результате изучения дисциплины;
критерии оценки:
от 40 до 59% правильных ответов – «удовлетворительно»;
от 60 до 79% правильны ответов – «хорошо»;
от 80 до 100% правильных ответов – « отлично».
2) решение практической задачи (если рейтинг студента 108-110 баллов, то для получения оценки хорошо или отлично студент сначала решает задачу на 3 балла, затем на 4 и только лишь потом на 5, задачи, как правило, решаются в среде табличного процессора, иногда с использованием справочной правовой системы и сети Интернет). Цель: проявить навыки и умения и, тем самым, показать степень сформированной компетентности в дисциплине.
Правильное решение практического задания подтверждает итоговую оценку, полученную на сквозном тестировании; неправильное решение – снижает итоговую оценку на один балл.
Если рейтинг составляет менее 108 баллов, то на экзамене студент получает дополнительные задания на разницу баллов по каждому блоку балльно-рейтинговой системы. В случае рейтинга не менее 148 баллов, студент может претендовать на оценку «хорошо» автоматом, для получения «отлично» он должен выполнить вторую часть экзамена на приведенных выше условиях. Если рейтинг составляет 166 баллов и выше, то студент освобождается от сдачи экзамена с оценкой «отлично».


12.1. Образовательные технологии

№ п/п
Наименование раздела,
темы учебной дисциплины (модуля)
Образовательные технологии
Особенности проведения
занятий (индивидуальные/
групповые)

1
3
4
5

1.
Теоретические основы информатики.
Дискуссия. 1)«Информация – это экономическая категория?»;
2) «Россия – это информационное общество?»

IT – методы.
Групповая форма проведения занятия

2.
Технические и программные средства реализации информационных процессов
IT – методы.
Групповая форма проведения занятия

3.
Основы и методы защиты информации
Дискуссия. «Эффективны ли существующие на сегодняшний день методы защиты информации?»
IT – методы

Групповая форма проведения занятия

4.
Операционные системы персональных компьютеров.
IT – методы
Опережающая СРС
Групповая форма проведения занятия

5.
Основы работы в среде локальных и глобальных компьютерных сетей.
IT – методы
Проблемное обучение: Докажите, что Интернет отражение состояния современного общества.
Групповая форма проведения занятия

6.
Теория моделирования.

IT – методы.
Групповая форма проведения занятия

7.
Основы алгоритмизации и программирования. Языки программирования высокого уровня.
IT – методы
Командная работа
Опережающая СРС
Индивидуальное обучение



Групповая форма проведения занятия

8.
Офисные приложения операционных систем.

IT – методы
Командная работа
Опережающая СРС
Разбор кейса «Возможности MS Excel в исследовании социально-экономических процессов»
Индивидуальное обучение

Групповая форма проведения занятия

9.
Базы данных.
IT – методы
Командная работа
Проблемное обучение
Опережающая СРС
Индивидуальное обучение
Групповая форма проведения занятия

Таким образом, при освоении дисциплины, использующиеся сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности бакалавров для достижения запланированных результатов обучения и формированию компетенций, наглядно отображает таблица:
Таблица. Сочетание видов УД с различными методами ее активизации
Методы и формы активизации
деятельности
Виды учебной деятельности


ЛК
ЛБ
СРС

Дискуссия.

+



IT – методы.
+
+
+

Командная работа

+
+

Разбор кейсов


+
+

Проблемное обучение


+
+

Проблемное обучение


+
+

Опережающая СРС

+
+
+

Индивидуальное обучение


+
+

Ролевые и деловые игры

+
+

Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:
изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий;
самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet – ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;
закрепление теоретического материала при проведении лабораторных работ с использованием современных РС и пакетов прикладных программ MS Office, выполнения проблемно – ориентированных, поисковых, творческих заданий.
От общего количества аудиторных занятий доля лекционных учебных занятий составляет 25%, доля интерактивных – 36%.












13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 115