Урок изобразительного искусства с использованием нетрадиционной технике в 5 классе Монотипия
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА ТЕМУ:
«Монотипия - страна фантазии!»
«Кто сказал, что художники рисуют? Они пишут чувствами на холсте». Цель урока: Познакомить детей не со средствами изобразительности, а со средствами выразительности. Научить видеть живописность пятна и разглядеть красоту! Не изображаем, а выражаем!
Задачи:
Активизировать познавательную деятельность учащихся посредством включения их в практическую работу.
Создать условия для развития полноценного восприятия окружающего мира через подключения всех сенсорных каналов, для формирования исследовательских действий, развития эмоционально- эстетического отношения к исследуемому предмету, явлении. Сформировать навык работы в технике монотипии.
Прогнозируемый результат: Интерес к объектам и явлениям ближайшего окружения, умение применить изучаемую технику для передачи объема: развитие образной памяти.
Цели урока:
Цель обучающая: Сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия», с новой технологией в декоративно-прикладном творчестве, способам и последовательностью выполнения работы. Расширить знания о пейзаже как жанре в живописи, цвете как основном средстве художественной выразительности. Научить использовать различные способы рисования монотипии.
Цель развивающая: Развить творческую активность и творческие способности детей путем создания быстрой и эффектной работы, что обязательно приведет к радости творчества и удовольствию от результата, образное представление, ассоциативно-образное мышление, познавательную активность, зрительную память, воображение, художественную фантазию, интерес, навыки владения художественными материалами, приемы работы красками, организованность и аккуратность в работе.
Цель воспитательная: Воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, интереса к творчеству, к изобразительному искусству, волевых качеств, стимулов к учебе, сознательности и активности в обучении; эмоциональная разрядка.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
Для учителя: Примеры выполнения монотипии, как учителем, так и детьми, пед.рисунок, кисть, гуашь, оргстекло, эпиграф к уроку на доске,мультфильм, мультимедийный проектор, интерактивная доска, образцы изделий современного декоративного искусства, классическая музыка
Для учащихся: Стекло формата А4 для каждого ребенка, акварельные краски, простые карандаши, листы белой бумаги для эскизов, баночки для воды, кисти. акварельные и гуашевые краски,коробка от CD диска.
Методы: объяснительно-иллюстративный; самостоятельный, “монотипия” на стекле, на бумаге.
Вид изобразительного искусства: живопись
Тема коллективной работы: Составление сказочных пейзажей для иллюстрации сказок.Форма организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная.Тип и вид урока: урок-изучение нового материала, беседа, практическая работа.
План урока
Организационный этап урока. Сообщение темы и целей урока.
Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
Этап обобщения и систематизации знаний учащихся.
Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
Этап применения изученного материала(творческая деятельность учащихся).
Правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами.
Физкультминутка.
Этап контроля и самоконтроля.
Этап подведения итогов урока.
Этап рефлексии.
Ход урока:
1. Организационный этап урока. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Сегодня мы с вами погрузимся в мир фантазии и воображения.Вспомним технику клясографию.Но самое главное, я познакомлю вас с новой техникой выполнения рисунка – монотипией.Внимание на экран (демонстрация м\ф)
2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
Учитель. Ребята, подумайте, во что могут превратиться кляксы?
Учитель. А можно ли с помощью кляксы получить какое-либо изображение?
3. Этап обобщения и систематизации знаний учащихся.
Учитель. Давайте с вами вспомним основы цветоведения, с которыми мы познакомились на прошлых уроках.
Назовите 3 основных цвета и 3 составных, полученных при смешивании основных цветов.
Назовите ахроматические цвета
Назовите холодные и тёплые цвета.
Учитель: Цвет – это первый помощник художника, с помощью цвета мы можем изобразить все, что нас окружает таким, какое оно есть на самом деле,а можно изобразить сказочный мир!
Процесс воображения свойственен только человеку. (Воображение тесно связано с памятью, восприятием, мышлением) Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи.
4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
Монотипия – это графическая техника. Состоит из двух древнегреческих слов «Моно один, типия отпечаток». Монотипия как вид искусства максимально пробуждающая фантазию и образное мышление.
Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.
Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. Монотипия позволяет создать лишь один типографский оттиск и сочетает в себе элементы живописи и эстампа. Художник, работающий в этой технике, наносит краски на гладкую поверхность. Затем к готовой печатной форме прижимают лист бумаги. Полученный полиграфический продукт и называется монотипией.Часто художники видят в кляксах пейзаж. Пейзаж (фр. Местность, страна, родина) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида, местности.Учитель: Итак. Какие же этапы выполнения техники МОНОТИПИЯ
1 этап: Берем оргстекло с закругленными краями, чтобы не порезаться или коробку от диска. Наносим гуашевой или акварельной краской с помощью кисточки цветовые пятна. Используем разноцветные краски.
2 этап: Накрываем листом бумаги изображение на стекле или плитке. Прижимаем лист и аккуратно поднимаем.
3 этап: Поднимаем листочек движением «на себя». На бумаге получился цветной отпечаток. Этот рисунок называется монотипией. А если рассмотреть монотипию со всех сторон, то можно увидеть какой-либо образ. Если нужно, то этот образ можно дорисовать тонкой кистью деталями. Вот как нашипятна превратились в красивую картину.
Учитель (всё показывает сам): Мы с вами познакомимся с двумя способами монотипии. Монотипия на стекле и на бумаге.
Первый способ Делается это так: на поверхность (обычно стекло) наносится краска пятнами, линиями в зависимости от замысла, потом на эту поверхность прикладывается бумага. В результате на бумаге получается очень живописное нечто. Краски смешиваются сами, затекают, где-то остаются каплями. Это лучше один раз увидеть.
Берете стекло, в творческом порыве наносите нужную краску. Берем бумагу, слегка намачиваем губкой, чтоб бумага у нас стала влажной. Сверху стекла накладываете бумагу, надавливаем ее сверху руками. Плавно снимаете лист.
Исследуете полученную печать. Старайтесь увидеть образы.
Второй способ Для этого нужны лист плотной бумаги, краски и кисточки. Сложи лист пополам. Чтобы получился ровный сгиб. На одной стороне бумаги нарисуй красками цветные пятна. Вторую половину смачиваем губкой.
Влажную половину накладываем на первую половину с краской и проглаживаем. Разверни – и любуйся. Теперь включайте фантазию!
Учитель: Способы работы над монотипией вам понравились? Учащиеся: Да
5. Этап применения изученного материала(творческая деятельность учащихся). Задания группам (также дети могут работать самостоятельно или в парах): Выполнить рисунок-пейзаж на тему «Сказочный мир» акварель гуашь в технике «монотипия»
Вы можете в своих работах выразить настроение, грустное и радостное,доброе и злое, используя различные оттенки красок.
Учитель - Какие краски вы видите как радостные и весёлые?
-А как изменятся оттенки для передачи грустного и злого?
-Что вы чувствуете, когда берёте холодные и тёплые?
- А как изменится настроение?
( Ответы учащихся). После работы обсудите в группе, что у вас получилось, понравился ли способ работы.
-Желаю творческого успеха. (На протяжении практической работы учащихся звучит классическая музыка)
6. Правила техники безопасности.
При работе с красками и водой будьте аккуратными. Краска должна быть густой.
При намачивании листа слегка выжимает губку, чтоб бумага получилась только влажной. При работе со стеклом соблюдаем технику безопасности. Сильно не давим, с места не двигаем.Сидим свободно, не сутулимся.
7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель обращает внимание детей на инструкционную карту
Инструкционная карта
1. Выбор темы, цветовой гаммы.
2. Нанести краски на стекло, предварительно смочив его.
3. Увлажнить бумагу.
4. Наложить бумагу на стекло
5. Снять оттиск
6. Поправить кистью
7. Высушить монотипию
8. Оформить работу.
8. Этап контроля и самоконтроля
Во время работы детей учитель делает целевые обходы:
контроль организации рабочего места;
контроль правильности выполнения приемов работы;
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
контроль объема и качества выполненной работы.
9. Этап подведения итогов урока.
Учитель. Учитель вызывает тех, кто выполнил оттиски монотипии и просит их объяснить, на какую тему была работа, и достиг ли он цели, после этого как он получил оттиск. Каждый ребёнок даёт название своему рисунку.
С каким новым приемом работы вы сегодня познакомились?
(монотипией)
Какие материалы мы использовали для этого?
(стекло, краски, бумагу)
Чем отличается монотипия от других видов изобразительного искусства?
(Своей неповторимостью)
Ребята! Исследователь графического искусства П. Е. Корнилов сказал: «В монотипии могут работать люди с художественным темпераментом, изощренным глазом, смелой рукой и тонким артистическим вкусом».
Эти слова подтверждение того, что вы настоящие художники. Свои работы вы можете подарить своим близким. А дома вы можете попробовать все способы, которые мы прошли на занятии и создать свои новые образы.
Готовые изделия помещаются на выставочном стенде, обсуждается, что получилось особенно удачно, какие были разногласия при работе в паре.
15