Технологическая карта урока Обобщение по теме «Числа от 1 до10. Сложение и вычитание».
Технологическая карта урока
Дата проведения: 18.03.14.
Предмет: Математика
Класс: 1 класс
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: Урок - путешествие в сказку.
Тема урока Обобщение по теме «Числа от 1 до10. Сложение и вычитание».
Цель урока Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Числа от 1 до10. Сложение и вычитание».
Задачи урока:
образовательные;
развивающие;
воспитательные. Образовательные:
-закрепить последовательность чисел от 1до 10;
-закрепить умения различать и называть ломаную;
-закрепить таблицу сложения и вычитания в пределах первого десятка;
-закрепить умения называть числа при сложении и вычитании;
-продолжать пропедевтическую работу по теме «Задача»;
-закрепить умения различать и называть многоугольники.
Развивающие:
-развивать навыки устного счёта, внимание, логическое мышление, наблюдательность, познавательные способнности;
- формировать способность учиться работать по предложенному учителем плану, способность слушать и понимать речь других, способность к самооценке .
Воспитательные:
-воспитывать математическую речевую культуру, целеустремлённость и настойчивость в достижении своих целей, готовность к преодолению трудностей и жизненный оптимизм.
Место урока в системе уроков Урок организован в соответствии с новой программой «Математика» авторского коллектива под руководством М.И. Моро, переработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования к математической подготовке младших школьников. Данный урок является обобщающим для серии уроков математики 1 класса УМК «Школа России», объединенных одной темой «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».
Урок строится с позиции системно-деятельностного подхода: учитель - это помощник, ребенок - равноправный участник процесса обучения, которому учитель предоставляет право на собственное мнение и право на ошибку при решении различных видов заданий. Все учащиеся вовлечены в активную познавательную деятельность. В течение урока они анализируют, сопоставляют, группируют, делают выводы. Работа школьников направлена не только на воспроизведение знаний, но и на их преобразование. На уроке прослеживается развитие ума, воли, чувств ребёнка. Реализуется принцип научности и доступности изучаемого материала, ведущей роли теоретических знаний, осознание процесса учения учащимися. Большое внимание уделяется эмоциональной стороне личности школьника, воспитанию коммуникативных качеств личности, развитию самооценочных действий.
Урок закладывает основы для изучения новой темы на последующих уроках.
Основные понятия и термины темы Число, состав числа, сложение , вычитание; ломаная, звенья, вершины; больше, меньше, равно; слагаемое, слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность; задача; геометрические фигуры.
Межпредметные связи
(с указанием тем в смежных предметах) Литературное чтение
Окружающий мир
Ресурсы урока
(программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы) Методическая литература:
1. Моро М. И., Волкова С.И., Степанова С.В., Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч. Ч. 2 Москва «Просвещение» 2011
2 . Моро М. И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 1 класс: В 2 ч. Ч. 2. Москва «Просвещение» 2013
3. Бахтина С.В. Поурочные разработки по математике: 1 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 1 класс. В двух частях» М. :Издательство «Экзамен», 2012
4.Самсонова Л.Ю. Устный счёт. Сборник упражнений. 1 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2012
5.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.- М.: Просвещение, 1990
Технические средства обучения: компьютер
Демонстрационный материал:
1.Эталон к математическому диктанту.
2. Карточки с числами-буквами.
3. Плоские фигуры: колобок, заяц, волк, медведь, лиса, «Лесная школа»; вершины и звенья ломаной; сказочные ворота.
4.Плоские фигуры рыб с примерами, наборное полотно.
Раздаточный материал:
1.Индивидуальные листы, цветные карандаши.
2.Конверты с набором фигур для игры «Танграм», образцы фигуры- силуэта зайца.
3. Индивидуальные листы с заданием «Соедини по точкам».
4. «Весёлый» и «задумчивый» смайлики.
Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся Форма проведения урока – урок-путешествие в сказку.
На уроке реализуется технология деятельностного метода обучения, элементы здоровьесберегающей технологии, игровая технология, технология сотрудничества; словесный, наглядный, практический методы обучения; фронтальный опрос, математический диктант, работа по эталону, самостоятельная работа, работа в парах; приём «Удивляй!», «Привлекательная цель».
Этап урока Длительность этапа Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1.Организационный этап 1 мин. Приветствие, проверка готовности учащихся к работе на уроке.
Организовываются для работы на уроке. Личностная
Ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3 мин. На доске: створки магнитной доски закрыты. На них сказочные ворота из бумаги с надписью «В гостях у сказки».
Учитель включает музыкальную заставку передачи «В гостях у сказки».
-Дорогие ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться вместе со мной в путешествие в сказку. Для того, чтобы узнать название сказки, надо выполнить задание.
- Расположите числа на карточках в порядке увеличения : 3,7,9,4,8,1,6 (1,3,4,6,7,8,9).
- А теперь переверните карточки с числами и вы узнаете название сказки.
-Что за сказка?
- Угадали. Молодцы!
- Добро пожаловать в сказку «Колобок»! Обучающиеся слушают музыкальную заставку.
Обучающийся работает у доски.
Двое обучающихся выходят к доске и переворачивают карточки.
Угадывают название сказки («Колобок») Регулятивная
Учитывание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативная
Осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой взаимо помощи.
3.Постановка цели и задач урока. 3 мин. Сказочные ворота открываются. На доске обозначен путь следования колобка. В начале пути - колобок, в конце - «Лесная школа». Место встречи колобка со зверями обозначены кружками.
- Колобку так хочется пойти в «Лесную школу». Ребята, давайте будем сопровождать колобка в пути, тогда и бабушка с дедушкой переживать не будут. Согласны помочь колобку?
- Ребята, чтобы довести колобка в «Лесную школу», необходимо преодолеть препятствия . Для этого нам понадобятся знания и умения по математике.
- А что мы уже знаем и умеем? Формулируют цель урока
Обучающиеся дают ответы. Коммуникативная
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивная
Выполнение учебных действий в громкоречевой и умственной деятельности.
4.Обобщение и систематизация знаний.
4.1.Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
2 мин. - Ребята, для начала изучим наш путь.
- Как называется такая фигура? (Ломаная.)
- Из чего составлена ломаная? (Ломаная составлена из отрезков.)
- Как называются отрезки ломаной? (Звенья.)
- Сколько звеньев у ломаной? ( У ломаной 5 звеньев.)
- Как называются концы каждого звена? (Концы каждого звена называются вершинами).
- Сколько вершин у ломаной? (У ломаной 6 вершин.) По представленной схеме называют фигуру (ломаная), называют составные части ломаной
и определяют количество звеньев и вершин. Познавательная
Осуществление анализа объекта с выделением существенных признаков.
Коммуникативная
Построение понятных для всех участников учебного процесса высказываний в устной форме.
4.2. Применение знаний и умений в новой ситуации
7 мин. - Начинаем наше путешествие.
- Летом скачет в шубке серой,
А зимою в шубке белой
Длинноухий побегайчик,
Маленький трусишка…
Учитель крепит картинку зайчика на доску.
- Зайчик приготовил для нас математический диктант:
1.Запишите четные числа до 10.
2.Запишите число, которое следует за числом 8.
3. Запишите число, которое предшествует числу 7.
4. Уменьшаемое 6, вычитаемое 4. Найдите разность.
5. Первое слагаемое 5, второе слагаемое 4.Найдите сумму.
6. Я задумала число, вычла из него 3 и получила 2. Какое число я задумала?
7. Сколько надо прибавить к 6, чтобы получить 9?
8. Сколько надо вычесть из 9, чтобы получить 7?
9. На сколько 5 больше 4?
10. Найдите разность чисел 8 и 2. Разгадывают загадку
(зайчик)
Обучающиеся записывают ответы в таблицу на индивидуальных листах, заготовленных к уроку. Коммуникативная
Умение слушать и понимать речь других
Познавательная
Осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.
Регулятивная
Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
4.3.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 5мин. Учитель вывешивает эталон на доску.
- Сопоставим ответы по эталону. Оцените свою работу. Посчитайте и запишите число верных ответов. Закрасьте знак соответствующим цветом:10-8 правильных ответов - закрасьте круг желтым цветом,7 и меньше- зелёным цветом. Обучающиеся проверяют свои ответы по эталону. Считают количество верных ответов и оценивают свою работу с помощью цветных карандашей. Регулятивная
Самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения задания по эталону.
4.4. Применение знаний и умений в новой ситуации.
3 мин. - День и ночь по лесу рыщет,
Для себя добычу ищет,
А найдет – зубами щелк! –
И поест голодный…
Учитель крепит картинку волка на доску.
- Волк поймал математические рыбки и предлагает нам разложить их в две кучки: в первую - собрать рыбу с примерами, в которых одно из слагаемых число 4, во вторую кучку – примеры, в которых уменьшаемое 6.
4+3 6-2
6+4 6-5
4+5 6-3
- Оцените работу ребят. Хорошо, садитесь на места.
- Запишите примеры на листах в два столбика и решите их.
Разгадывают загадку
(волк)
Два ученика работают у доски. Читают выражения, называя компоненты действия.
Обучающиеся работают на листах. Коммуникативная
Умение слушать и понимать речь других
Познавательная
Проведение сравнения и классификации по заданным критериям.
Регулятивная
Выполнение учебных действий в громкоречевой и умственной деятельности.
4.5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 3 мин. - Итак, проверим. Какой ответ в первом примере? (7.)
У кого другой ответ?
Как вы считали?
Чем вы пользовались при выполнении этого задания? (Знанием состава чисел от 1 до10.)
Кто допустил ошибки, сделайте вывод. (Нужно закрепить знания состава чисел от 1 до 10.)
- Оцените свою работу: шесть правильных ответов - желтый круг, 5 и меньше правильных ответов - зеленый круг.
С заданиями волка мы справились. Надо отдохнуть.
Обучающиеся вслух проговаривают решение.
Обучающиеся отвечают
( Пользовались знанием состава чисел от 1 до10.)
Обучающиеся считают количество верных ответов и оценивают свою работу с помощью цветных карандашей. Коммуникативная
Контроль действий партнёра.
Регулятивная
Самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения задания.
Физминутка 2мин. Утомился Колобок,
Подрумяненный бочок.
Утомился не на шутку,
Надо сделать физминутку.
«У медведя»
У медведя дом большой,
А у зайки маленький.
Наш медведь домой пошел.
Поскакал и заинька.
Отдохнули. Идем дальше.
Обучающиеся выполняют движения по команде ведущего. Коммуникативная
Умение слушать и понимать речь других.
4.6. Применение знаний и умений в новой ситуации.
5 мин. - Любит мёд и даже слишком
Бурый косолапый…
(Мишка)
Учитель крепит картинку медведя на доску.
- Медведь приготовил для нас задачи.
Работа над задачей:
Обучающиеся читают задачу про себя.
Затем один обучающийся читает задачу вслух.
Задача.
Осенью медведь заготовил на зиму 6 кг цветочного мёда, а липового мёда на 2 кг меньше. Сколько килограммов липового мёда заготовил медведь? Сколько всего килограммов цветочного и липового мёда заготовил медведь?
- Каким действием узнаем, сколько килограммов липового меда заготовил медведь? (Вычитанием.)
- Обоснуйте выбор действия.
- Каким действием узнаем, сколько всего килограммов цветочного и липового мёда заготовил медведь? (Сложением.)
- Обоснуйте выбор действия.
- Кому нужна моя помощь?
Учащиеся самостоятельно решают задачу. Учитель оказывает индивидуальную помощь.
Разгадывают загадку
(мишка)
Коммуникативная
Умение слушать и понимать речь других
Познавательная
Владение общим приёмом решения задач.
Регулятивная
Умение различать способ и результат действия, умение доказывать правильность выбора действия.
4.7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 2 мин. Проверка решения задачи. Обучающиеся зачитывают ответы.
Самооценка: задачи решены без ошибок- желтый круг, допустил ошибку- зеленый круг.
-Справились и с задачами. Продолжим путь. Регулятивная
Самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения задачи.
4.8. Применение знаний и умений в новой ситуации.
3 мин. - Обитает среди леса
Ярко-рыжая принцесса –
Превеликая хитрица,
И зовут ее...
(Лисица)
Учитель крепит картинку лисы на доску.
- Лиса приготовила игру «Танграм».
Учитель демонстрирует фигуру-силуэт зайца.
- Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, из каких фигур составлен силуэт зайца.
- Достаньте из конверта набор фигур и выполните это задание в парах. Разгадывают загадку
(лисица)
Задание выполняют в парах. Познавательная.
Осуществление анализа, синтеза как составление целого из частей.
Коммуникативная.
Участие в совместной деятельности: умение договариваться, обсуждать и приходить к общему решению.
4.9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 2мин. Учитель наблюдает за работой обучающихся.
- Кто справился с заданием?
- Кому нужна моя помощь?
- Какой вывод сделает тот, у кого были затруднения при выполнении этого задания?
( Тренироваться в составлении фигур по образцу. Учиться анализировать). Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. Регулятивная
Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
5.Подведение итогов занятия.
3 мин. - Подходит к концу наше путешествие. Ребята, вот и «Лесная школа». Хотите узнать, кто будет первым учителем колобка? (Да.)
- Соедините точки по порядку и тогда вы узнаете первого учителя колобка.
- Итак, чье изображение мы получили? (Это мудрая сова.)
- Кому легко было соединять точки? Почему?
- Кто испытывал затруднения? Почему?
- Ребята, чему будем учиться на следующих уроках? (Будем учиться называть и записывать числа от 11до 20.) Обучающиеся выполняют задание «Соедини по точкам»,угадывают (мудрая сова).
Регулятивная
Адекватное оценивание своих достижений.
Личностная
Соотнесение результата действий с поставленной целью.
Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.
Коммуникативная.
Формулирование собственных мыслей, высказывание и обосновывание своей точки зрения, используя правила вежливости.
6.Рефлексия 1мин. - Оцените свою работу на уроке. Если у вас не было ошибок или вы смогли преодолеть затруднение и можете двигаться дальше, выберете веселый смайлик, если еще возникают затруднения по данной теме, то выберете задумчивый смайлик.
- Мне приятно было работать с умными и любознательными ребятами. Спасибо за работу. Урок окончен.
Обучающиеся дают оценку своей деятельности по её результатам. Регулятивная
Адекватно оценивать свои достижения.