План урока по дальневосточной литературе Сказки дальневосточной тайги (5 класс)

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

« СКАЗКИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ТАЙГИ»
5 КЛАСС

АННОТАЦИЯ.
Предлагаемый урок является завершающим в разделе изучения дальневосточных сказок, народных и авторских. С жанром сказки ученики знакомились и в начальной школе, и в пятом классе; вид творческой деятельности – создание своей сказки – тоже им знаком. Подготовка к сочинению и поисковая работа развивают общеучебные навыки, творческое мышление, формируют представление о месте дальневосточной литературы в общелитературном процессе ( в частности, понятие о бродячих сюжетах в фольклоре разных народов).
Структуру урока определяют основные задачи: первая часть – подготовка к созданию своей сказки, вторая – написание сказки.
Подготовка к этому уроку велась на протяжении изучения всей темы «Дальневосточные сказки».
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:
Типы сказок, композиционные и художественные особенности сказки, реальное и фантастическое, сказочный персонаж, образы животных в сказке, собственная сказка.
ЦЕЛИ:
-развитие у обучающихся понятия о сказке;
-развитие навыков создания устного и письменного высказывания.
ЗАДАЧИ:
-повторить особенности сказки как жанра;
-развивать образное мышление;
-обогащать словарный запас обучающихся;
-развивать интерес к литературе и природе родного края.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ.
1. Видеоряд с изображением эндемиков и реликтов Дальнего Востока.
Элементы композиции сказки: присказка, зачин, повтор, концовка ( слайд 1).
Художественные особенности сказки о животных: фантастика ( волшебство), олицетворение, типичность образов животных, речь персонажа, поучительный характер сказки ( слайд 2).
2. Обучающимся найти изображение любого эндемика или реликта Дальнего Востока, подумать, почему он так называется и так выглядит, придумать ( устно) этому объяснение, взяв за основу сказки Э.Д.Кириченко.
( Учителем предлагался примерный перечень: дальневосточный леопард, белогрудый медведь, амурский полоз; поползень, стерх; толстолобик, желтощек, змееголов, верхогляд, касатка; амурский бархат – пробковое дерево, китайский лимонник, женьшень, актинидия).
Перечень составлялся с учетом « говорящих» названий или характерного внешнего вида животного, птицы, рыбы, растения.

ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
2.Целеполагание.
На предыдущих уроках мы работали над сказками народов Приамурья и над авторскими сказками писателей Дальнего Востока. На прошлом уроке мы говорили о сказках Эльвиры Кириченко из книги «Сказки дремучей тайги».
- К какому типу относятся эти сказки? ( о животных)
-Что реального и фантастического в этих сказках? ( ответы учеников)
Один из персонажей сказок Эльвиры Кириченко, пихта – сказочница, дает совет :
« Захочется новых сказок – бегите подальше в тайгу: там их полным – полно. Слушать их – не переслушать вовек».
Вы все бывали в нашей уникальной дальневосточной тайге, видели ее обитателей или читали о них.
И сегодня я предлагаю вам написать свою сказку о том, что же могла рассказать вам тайга о своих обитателях.
3.Беседа ( актуализация знаний).
-Вспомните сказку Эльвиры Кириченко « Кабарожка». Что объясняет автор в этой сказке? ( пятнышки у божьей коровки и кабарги, почему божья коровка стала маленькой, а кабарожка пугливой).
-Реальное это объяснение или фантастическое?
-Как показаны характеры образов животных в этой сказке?
-В чем поучительный характер сказки?
-Какие еще вы знаете сказки, объясняющие внешний вид или характер животного?
( из изученного ранее – почему полоски на спинке бурундука, почему полосы на шкуре тигра, почему рысь по деревьям карабкаться стала; сказки Киплинга; сказки отечественных писателей; может, ученики приведут в пример мифы по этой тематике).
- Дома вы подготовили рассказ, объясняющий внешний вид дальневосточного животного или растения, повадки животного. Расскажите о нем.
(два – три ответа, как образцы; комментарии учеников и учителя ).
-У каких животных «говорящие» названия? Как это можно объяснить? ( сжатые варианты ответов, для тех учеников, кто не подготовился или затрудняется ).
4.Работа с теоретическим материалом.
- Перед тем, как вы напишете свою сказку, давайте вспомним основные особенности композиции сказки. Какой зачин может быть у вашей сказки? Какая концовка? (варианты записываются на доске). Какие могут быть повторы? (Обращение к разным героям, повторяющиеся действия, возвращение на прежнее место).
-Как оформляется диалог? (схема диалога тоже выносится на доску).
-Не забудьте озаглавит вашу сказку. Следите за логикой работы, за правильностью речи.
5.Написание творческой работы.
6. Самопроверка. ( по желанию – работа с орфографическим словарем).
7.Подведение итогов урока.
-Что вызвало затруднение?
- Прочитайте фрагмент своей сказки, который вы считаете поучительным (ответы учеников, кто сумел это сделать).
Да, конечно, сказки о животных не только объясняют внешний вид героев, но и изображают их характер, дают нравственную оценку поступкам.
8.Домашнее задание ( дифференцированное)
а) для всех: прочитать материал в учебнике – хрестоматии, стр. 63-65;
б) по выбору:
-найти и записать 2 – 3 загадки;
- придумать 2 -3 свои загадки.
ЛИТЕРАТУРА:
Хрестоматия по дальневосточной литературе: 5 класс / Сост. Г.В. Гузенко; отв.ред. С.И.Красноштанов. – 4-е изд. доп. – Хабаровск: Издательский дом « Приамурские ведомости», 2011.








15