Конспект урока русский язык 2 класс Правописание буквосочетаний чк, чн, нч, щн, нщ



МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №42» города Курска







План-конспект
урока по русскому языку во 2 классе


Тема «Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, НЧ, ЩН, НЩ»


Учитель Чумаслова Татьяна Павловна







Цели урока:

Образовательные: формирование компетенции по изучаемой теме; выявление уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений по правописанию изучаемой орфограммы.

Развивающие: развитие фонематического слуха, внимания, речи, логического мышления, памяти, наблюдательности.

Воспитательные: воспитание познавательного интереса к русскому языку, самостоятельности, способности к коллективной работе,
бережного отношения к окружающему миру, культуры поведения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайды, конверты с карточками для работы в парах, кружочки трёх цветов для рефлексии, демонстрационные таблички с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН, НЧ, НЩ.
Ход урока

Мотивационный этап
Всем добрый день. Ребята, сегодня на открытом уроке у нас много гостей. Поприветствуйте их. (Кивком головы)
Выразите своё отношение к соседу. Рукопожатие, говорят хором: «Я желаю тебе добра. Если будет трудно, я помогу».
Какой сегодня праздник? (День героев Отечества.) Я поздравляю вас и наших гостей с этим праздником. Желаю быть всем здоровыми и успешными. Время летит быстро. Может быть, кто-то из вас тоже станет героем России, прославит нашу великую страну. Но кем бы вы не стали, героем или просто хорошим человеком, вы должны быть грамотными. И сегодня на уроке мы изучим новое правило, раскроем ещё один секрет русской орфографии. Напишите в тетрадях число, классная работа.(слайд 1)
Звуковая разминка. На доске выполняют задание самостоятельно три ученика.
1 ученик .Заполнить пропуски:
Всегда твёрдые звуки, (не имеют мягкой пары)__________ Всегда мягкие звуки, (не имеют твёрдой пары)___________
Шипящие звуки:__________
2 ученик. Обозначить «+» слова, в которых звуков больше, чем букв:
маяк
листья
Петя
Зоя
ёжик
3 ученик. Обозначить «+» слова, в которых звуков меньше, чем букв:
лось
ветер
улица
пальто
семья
Задание классу: Внимательно послушайте звуки. Выделите
« третий лишний». Учитель называет звуки:/ Ж Ц Щ*/
Дети предлагают не менее трёх вариантов ответа, обосновывают свою точку зрения. Учитель предлагает дать характеристику звуков /Ч*/ и /Щ*/.
Что интересное заметили? (Характеристики этих звуков одинаковые.)
Какими буквами обозначаем эти звуки на письме? Эти буквы мы напишем на чистописании.
Проверка индивидуальной работы на доске.
Чистописание (слайд 2)
ЧА//ЩА// ЧУ//ЩУ//
О чём помним, когда пишем эти буквосочетания?
Чтобы узнать, какие слова будем писать на второй строке, отгадайте загадки:
Чёрная орлица по небу крылья распластала, солнышка не стало.(Туча.)
Опасней всех в реке она.
Хитра, прожорлива, сильна.
Притом такая злюка! Это(Щука.)
Щука и туча- так говорим, когда большие. А если маленькие, то как? (Тучка, щучка.)
Целеполагание. Как написать? Туч(?)ка, щуч(?)ка.
Учитель предлагает понаблюдать над словом «пальто»: если не написать Ь, то прочитаем «палто». Вывод: Ь нужно писать. Проводится наблюдение над словами «тучка», «тучька». Слова читаются одинаково, если мы не пишем Ь, то читаем также, как и с Ь. Почему? Потому что звук /Ч*/ всегда мягкий , поэтому Ь писать не следует. Это же касается всегда мягкого согласного /Щ*/. На доске появляются таблички ЧК,ЧН,ЩН без Ь.
Учитель объявляет тему урока. Будем писать эти буквосочетания с шипящими и другие.
На второй строке чистописания дети пишут слова тучка щучка мощный.
Уточнит значение слова «мощный» (Очень сильный).
Антоним (мощный -слабый.)
Словарная работа.
Учитель предлагает детям определить тему словаря:
Если больше есть не в силах, скажем бабушке(Спасибо).
Когда бранят за шалости, говорим (Прости, пожалуйста).
Вывод: словарь будет на тему «вежливые слова».
В этом слове три слога. Ударение на втором слоге. В первом слоге безударная гласная А. (Спасибо).
Когда желаем здравия, то говорим(здравствуйте)
В этом слове сочетание ЩА (прощай)
Это слово пишем с предлогом (до свидания)
Жук-буквоед съел все согласные и...иие (извините)
Это слово в предложении пишем всегда с запятой (пожалуйста)
Для воспитанного человека эти слова очень нужны.
На доске слайд 3 со стихотворением:(читает ученик)
Слова «До свидания», «Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте»-
Щедро дарите! Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым ,в троллейбусе,
В парке, в школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух важны! (В.Кудлачёв)
Работа в парах.
Ребята, у вас на столах конвертики. Возьмите из них карточки.
Прочитайте.
Прилетела к нам синичка.
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждём.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.
Ребята, а как вы заботитесь о птицах? Слайд 4,как в прошлом году мы с вами развешивали кормушки для птиц в школьном саду.
Задание: подчеркнуть слова, в которых есть сочетания ЧК, ЧН. Проверка.
Самостоятельная работа.
Изменить слова по вопросам:
Речка-(какой?)______(речной)
лодочка-(какой?)____(лодочный)
облачко-(какой?)____(облачный)
песок-(какой?)_______(песочный)
Физминутка
Встать. Сделать глубокий вдох через нос, поднять руки вверх, встать на носки, потянуться вверх. На выдох через рот руки опустить.(три раза)
Гимнастика для глаз.
Чтоб наши глазки не болели,
Чтоб к врачу нам не ходить,
Эти лёгкие движения
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги
Вправо, влево ,побыстрей.
Удивимся: что такое?
И закроем поскорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочки часов.
Зажмуримся и откроем.
Пожелаем –будь здоров!
Работа с предметными картинками. Дети образуют прилагательные с сочетаниями ЧН.
Сонце-(солнечный)
Молоко-(молочный)
Яблоко-(сочный)
Сок-(яблочный)
Проблемная ситуация. Знаем, что «птичка» пишется без Ь. А детёныш птички «птен?чик» как написать?
Выполним транскрипцию этого слова./ПТ*ЭН*Ч*ИК/. Обозначим эти звуки буквами. Звук /Н*/ звучит мягко. Нужно ли в этом слове писать Ь?
Посмотрим в орфографическом словаре. Слово «птенчик» пишется без Ь. Смотрим слово «женщина» в словаре. Вывод: сочетания НЧ, НЩ пишутся без Ь. На доске появляются таблички с этими орфограммами.
Применим знания на практике. Отгадайте загадку.
На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал и развеял этот шар.(Одуванчик.)
Слайд 4 с изображением одуванчиков. Носит одуванчик жёлтый сарафанчик. Продолжите(Подрастёт, нарядится в беленькое платьице.)
Напишем предложение на доске и в тетрадях с комментированием.
Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Определите грамматическую основу предложения.
Самостоятельная работа.Слайд 5:
Закон?чил дело, гуляй смело.
Плхой дру в деле не помощ?ник.
Ласточ?ка день начинает, а слвей кон?чает.
Задание: списать, вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограммы. Подчеркнуть антонимы.
Работа в группах. Шарады.
Напишите слова-отгадки.
С О- я вам рассказ кончаю,
С У- дождём вас поливаю,
С А- ваш груз перевожу,
С К- с волнами я дружу.
Если я случаюсь в море,
Рыбакам со мною горе.
(Точка-тучка-тачка-качка)
С буквой Р- она течёт,
С буквой П-для вас печёт
Кулебяки и ватрушки,
Варит кашу и галушки.
(Речка- печка)
Устная коллективная работа.
Кто это? Что это?
- - - почка
В этой почке нить накала.
- - почка
Эта почка из металла.
-пи-ка
Эта пика не остра.
(Это ключик от костра.)
Ответ: лампочка, цепочка, спичка.
Итог урока. Домашнее задание. Сформулируйте самостоятельно правило по теме урока. Прочитаем правило в учебнике. В домашней работе написать не менее 20 слов на изучаемую орфограмму.
Рефлексия
На столах в конвертиках лежат кружочки. Если вам на уроке было всё понятно, вы довольны своей работой, то возьмите красный кружок. Если вы испытывали затруднения, немного недовольны- жёлтый кружок. Если вам на уроке было трудно, вы не довольны собой- синий. Скоро Новый год. К нам на урок пришла необычная ёлочка- это дерево наших успехов. Учитель предлагает украсить ёлочку своими разными по цвету шариками и благодарит всех за работу на уроке.














15