Реферат по теме :«Вклад российских немцев Омутинского района в развитие родного края»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа №2



Исследовательская работа
По немецкому языку


Тема:«Вклад российских немцев Омутинского района в развитие родного края»














Автор:
Перевозкин Роман Николаевич
Ученик 11 «Б»
Муниципального автономного
Общеобразовательного учреждения
Средней общеобразовательной
школы №2
Научный руководитель:
Кошелева Светлана Андреевна,
Учитель немецкого языка,
Муниципального автономного
Общеобразовательного учреждения
Средней общеобразовательной
школы № 2


Содержание
Введение
2. Из истории переселения немцев в Сибирь
3. Вклад российских немцев Омутинского района в развитие родного края»
4.Судьбы немцев Омутинского района
5.Заключение
6.Литература




















Введение
« Россия.. Мы с гордостью произносим это слово. Почему? Да потому, что это наше все. Ее необъятные просторы, невиданные богатства порожденная ими ментальность народа, выдающиеся достижения в науке, в освоении космоса, в некоторых отраслях производства. Но главным богатством России, конечно же, является ее народ с его причудливой и многоликой культурой, особый колорит которой порождается огромным числом наций и народностей, проживающих на ее территории. Свыше 150 народов и наций с неповторимыми языком, традициями и историей придают особую динамику развитию всего российского социума.» -пишет Артур Владимирович Христель, председатель региональной национально- культурной автономии немцев Тюменской области, в газете «Тюменские известия»
«Россия – уникальная страна – ни один народ, проживающий на ее территории столетия, не потерял свою самобытность. И, похоже, не потеряет в обозримом будущем. Тем не менее, одна из областных газет в Дни немецкой культуры писала: « Как этническая группа они (немцы- Т.В.) обречены на исчезновение с этнического ландшафта России не только из-за эмиграции. Оставшимся грозит полная ассимиляция. Почти не знает языка молодое поколение, забыты традиции, культура»- пишет журнал «Сибирское богатство» (№3,2001)
В Омутинском районе проживает 2,7 % немцев. Их судьбы связаны с судьбой нашего села. Почти каждый внес свою лепту в историю развития нашего села и района. Пусть имена людей не так известны, как имена знаменитых немцев, оставивших заметный след в истории России:
Екатерины II,Фонвизина, Дельвинга, Кюхельбекера, Пестеля, Баклай де Толли, Брюллова, Рихтера, Нейгауза, Фета, Крузенштерна, Рубинштейна, Струве, Стеллера.
История семьей немцев Омутинского района – это история немецкого народа.
Целью моей работы было узнать о биографии своих односельчан, что изменило время в их судьбе, как они живут в настоящий момент, что их волнует.
Задачей моей работы был анализ исторических событий: переселение немцев в Сибирь и их жизнь в современный период.
Литературы по данному вопросу немного. Много пришлось брать из личных воспоминаний, архивных документов, писем. Мы встречалась с жителями нашего села, со старожилами, брали интервью, фотографировали. Вывести на разговор о своей судьбе было не всегда легко, многие не хотели вспоминать о горе и страданиях и не охотно делились впечатлениями. Своими воспоминаниями с нами поделились Сакс Мария, Майбах Екатерина, Шнайднер Эмма, Ланг Мина,Гебель Барбара .Я узнал много нового о своем народе и о крае. Люди делились стихами, рецептами, своими семейными архивами.







2)Из истории переселения немцев в Сибирь
Более двух веков назад предки российских немцев были приглашены Российским правительством для освоения необжитых окраин. В условиях компактного проживания и внутреннего самоуправления российские немцы сложились как народ со своей культурой, обычаями и традициями.
Переселение немцев в Сибирь явилось продолжением и завершающим этапом движения немецких групп на восток. Постоянный приток иностранцев в Россию, особенно усилившийся в Петровскую эпоху, получил новое направление в царствование Екатерины II. Для освоения земель Поволжья и районов на юге России, необходимо было земледельческое население.
В 1762 и 1763 гг. Екатерина II издает два манифеста, приглашающих иностранцев и гарантирующих им значительные льготы при переселении: они получили казенные земли и деньги на переезд и обзаведение хозяйством, на 30 лет освобождались от всех налогов и податей, в том числе от воинской службы .
В России крупные колонии, получившие название "материнских", были основаны в Поволжье, Новороссии, в Бессарабии, в Закавказье, вблизи Петербурга, на Волыни. Число колоний за счет высокой рождаемости росло быстро. Появляется масса колонистов, не имеющих наделов или владеющих небольшими наделами. Это подталкивало колонистов к поиску свободных земель, движению на восток. Кроме того, с развитием капитализма появляется слой немцев-предпринимателей, желающих приобрести новые земли для расширения производства.
Массовой миграции немцев в Сибирь способствовали неурожай и как следствие голод в Поволжье в 1891 - 1892 гг. Первым немецким поселением на Алтае стала д. Шенфельд, основанная в 1890 г. выходцами из Поволжья. В Омском уезде первое немецкое село - Александровка - было основано в 1983 г. Основные районы расселения немецких крестьян - Омский, Акмолинский и Кокчетавский уезды в Акмолинской области и Славгородский уезд на Алтае. Немецкие деревни располагались компактно в основном в районе 10-верстного степного пространства и по линии Петропавловск - Омск – Барабинск.
В 1941 году, клеветнически обвиненные в пособничестве германскому фашизму, российские немцы были депортированы из Поволжья и других европейских регионов страны в Сибирь и Казахстан.
Но, не успели российские немцы акклиматизироваться в условиях сибирской зимы, определиться с жильем и работой, как все трудоспособное население было мобилизовано в трудармию. Остались дома только старые, больные люди и малолетние дети. Были отозваны в тыл все военнослужащие немецкой национальности и также отправлены в трудармию, а, «по сути, концентрационные лагеря, где людей заставляли работать под надзором охраны. Делалось это во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 г., обвинявшего советских немцев в пособничестве фашистам. В лагере надо было выполнять дневную норму, что мог только здоровый, сильный мужчина. Стоило ее не выполнить, как сразу же срезали пайку. Скудная еда не давала возможности восстановить силы после работы, а значит, с каждым днем оставалось все меньше шансов выжить. Люди таяли на глазах», - пишет В.Дизендорф .

Вспоминаю прожитые годы,
Места, где я родилась. Это Волга, Саратовская область, Село Гильдман. Оно не спаслось

Мы жили там небогато,
Но детство, как в сказке, прошло.
Если бы жизнь всё также
продолжалась,
Сейчас было бы всё хорошо.
Накатились на Поволжье чёрные тучи,
А было это в сорок первом году.
Своим приказом нас Сталин отправил
Из родного края в Сибирь, в тайгу.

Мы с Родиной не прощались,
Думали - разлука не
навсегда.
Таких законов вообще не
бывает!
Но с нами поступили так тогда.

Мы проклинаем то страшное время, Будь, проклят сорок первый год
Измучен той бесконечностью,
Мой многочисленный народ.
Варвара Иосифовна Семенова с.Омутинское
За годы советской власти произошли значительные изменения в этническом самосознании российских немцев . Дисперсное проживание в условиях специального режима ссылки негативно повлияло на численность, лингвистический и культурно-бытовой комплексы переселенных немцев, последствия этого режима прослеживаются и в современности. В результате этнической депортации и системы спецпоселений российские немцы оказались ограниченными в правах: их поставили на учет в спецкомендатуре, запретили без разрешения передвигаться в соседние деревни, города, заставили один раз в месяц являться на отметку, брали отпечатки пальцев. Они надолго потеряли возможность повышения квалификации в высших учебных заведениях и испытывали большие трудности при устройстве на работу, не служили в армии, не имели паспортов и, как следствие, не могли законно вступить в брак или зарегистрировать ребенка. С началом репрессий был наложен запрет на пользование родным языком, также с ликвидацией республики немцев Поволжья российские немцы потеряли всю материальную и социальную базу культурной жизни: лишились своих школ, церквей, газет, издательств. И самое главное, этнос оказался «разбросанным». Разорвались этнические, экономические, культурные, а также семейные связи. К.В. Фадеев считает, что ситуация усугублялась еще тем, что мужчины и женщины детородного возраста были разделены по половому признаку на протяжении более 10 лет, что нарушило процесс нормального воспроизводства этноса, образовав брешь между поколениями .
Таким образом, в результате нескольких миграционных потоков сформировалось немецкое население Сибири. Депортация, запрет на возвращение в места прежнего проживания и внутренние миграции привели к совершенно новому по сравнению с довоенными годами распределению немецкого населения. Так, в 1926 г. в Сибири проживало 6,6% российских немцев, в Казахстане - 4,1%, в Средней Азии - 0,8%, а в 1979 г. в Сибири - 23,8%, в Казахстане - 46,5%, в Средней Азии - 9,3% немецкого населения.
В настоящее время на численность и размещение немцев в Сибири значительно влияет эмиграция в Германию. Эти процессы разрушают моноэтничные в прошлом немецкие деревни, нарушают привычный уклад жизни их общин.
В последние годы появился новый фактор развития немецкой диаспоры в Сибири - образование немецких национальных районов.
Только в декабре 1955 года по Указу Президиума Верховного Совета СССР были сняты ограничения в правовом положении с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении. Но права возращения на места, откуда они были выселены, немцы по-прежнему были лишены. И лишь в 1964 г. с советских немцев были сняты все обвинения. Они освобождались из-под административного надзора. В 1972 г. советским немцам было разрешено селиться в других районах страны и возвращаться в места их довоенного проживания. Но АССР немцев Поволжья так и не была восстановлена .
Именно дисперсное расселение сыграло основную и определяющую роль в трансформации этнического самосознания российских немцев в Сибири, спровоцировав их ассимиляцию , одним из признаков которой стал выбор немцами в качестве родного русского языка.













3.Вклад российских немцев Омутинского района в развитие родного края
В нашем поселке уважительно относятся к немцам, многие работают на руководящих постах. Трудолюбивые и практичные, они, безусловно, внесли свой вклад в развитие нашего края. У нас есть немецкая церковь, в школах учат немецкий язык.
Глава администрации Омутинского муниципального района, член Правительства (на общественных началах, по согласованию) Воллерт Виктор Давыдович немец по национальности. Родился 11 сентября 1957 года в д. Полое Армизонского района Тюменской области. После окончания 8 классов, понимая, что хлеб всему голова пошёл учиться Ишимский сельско–хозяйственный техникум. Немного поработав, служил в армии. После армии вернулся в родные края, работал на комбайне и был не самый последний комбайнёр. Как говорит Виктор Давыдович: «Где родился - там и пригодился».
Образование высшее, в 2001 году закончил Тюменский государственный университет по специальности «Государственное и муниципальное управление».
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
 
Даты
Место работы

08.1973 - 09.1981
Мясомолочный совхоз "Южно-Дубровинский"

09.1981 – 04.1990
Районное производственное объединение "Армизонагропромхимия"

04.1990 - 12.1996
Исполком Армизонского сельского Совета

12.1996 - 01.2001
Администрация Армизонского муниципального образования

01.2001 - 04.2001
Армизонская сельская администрация

04.2001 - 12.2001
Администрация Армизонского района

12.2001 - 11.2005
Администрация объединенного муниципального образования Армизонский район

12.2005 - 11.2010
Администрация Армизонского муниципального района

 12.2010 - наст.вр.
Администрация Омутинского муниципального района

 
Женат, имеет двоих детей. Из интервью с ним я узнал о истории его предков. Они переселенцы из Поволжья, хорошо знали язык, традиции и культуру российских немцев, что старались передать и своим детям и внукам. Виктор Давидович знает немецкий язык, считает, что немцы трудолюбивая нация, которая заслужила уважение односельчан и сделала не малый вклад в развитие родного края, и своим трудом они доказывали и доказывают что немцы – достойные сыны своей родины. Виктор Давыдович с уверенностью говорит: «Моя Родина здесь!»
Первый заместитель главы администрации Робканов Александр Викторович своими корнями связан с немцами(его мама, бабушка и дед так же являются российскими немцами)
Много лет посвятила педагогической деятельности учитель немецкого языка Омутинской средней школы №2 Моторина Екатерина Готлиповна. Коллеги и ученики отзывались о ней, как о доброжелательном внимательном человеке. За её плечами трудные послевоенные годы, её родители так же были переселенцами из Поволжья. Маленькой девочкой познакомилась она с Сибирью да так и прожила здесь, основав свою семью, воспитав пятерых детей.
Моторина(Гебель) Екатерина Готлибовна.
Родилась 9июля 1925 года в селе Гебель Добринского р-на, Республики немцев Поволжья. Сталинградская область.
На основании Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б)от 12.09.1941 года выселена по национальному признаку в Тюменскую область. Взята на учёт спецпоселения по достижению 16-летнего возраста. Снята с учёта 27 мая 1955 года и из ссылки освобождена.Проживала в с. Гебель вместе со своей семьёй до сентября 1941 года. Отец - Гебель Готлиб Петрович 1901 года рождения. Мать - Гебель Амалия Адамовна 1902 года рождения. Брат Леонид -11 лет. Сёстры: Роза - 7 лет. Екатерина - 16 лет. Амалия - 5 месяцев.Мария - 3 года.
Отец - Готлиб Петрович в 1941 году по указу ПВС СССР от 20.08.1941 года репрессирован. Направлен на трудработы в г.Ивдель Свердловской области, где и умер. Причина смерти – прочерк.
Мать Амалия Адамовна вместе с детьми оказались в д. М.Краснояр, затем в маленькой избушке в д. Б.Краснояр. Выжили только тем, что мать была портнихой, шила и перешивала все, что ей приносили, в том числе овчинные шубы и тулупы. Дети помогали всем, чем могли, распарывали, чистили. Рассчитывались с ними за работу продуктами, картошкой. Когда они оказались уже в деревне, наступили холода, топить было нечем, и она, как старшая, с братом пошла в лес (сосед дал им пилу), выбрали самую крупную березу, напилили дров. Они никогда не видели, как это делается, ведь на родине топили углём. Как это было трудно, известно только им
Екатерина Готлибовна была в колхозе на разных работах в полеводстве, помощником конюха.Трудовая книжка начинается с 18.09.1945 года. Была принята на работу в качестве преподавателя немецкого языка Больше - Красноярской семилетней школы Омутинского района Тюменской области проработав там 9 лет 9 месяцев.
Приказ РОНО:
1.08.1955 освобождена от занимаемой должности учительницы немецкого языка по пункту «А» ст.47 Кзот с 25.12.55-9.3.56г. Работала счетоводом в школе.
С 11.04.56г. вновь назначена преподавателем, проработала 4 месяца и освобождена от преподавания, как не имеющая специального образования. Была воспитателем в интернате, вела уроки домоводства, затем вновь вела немецкий язык с 1960 года. В 1964года поступила в Омский Государственный институт им.А.М. Горького, окончила в 1968г. по специальности немецкий язык. Присвоена квалификация учителя немецкого языка и звания учителя средней школы. В 06.1979г. уволена в связи с уходом на пенсию.
Мама рассказывала, что когда они оказались уже в деревне, наступили холода, топить было нечем, и она, как старшая, с братом пошла в лес (сосед дал им пилу), выбрали самую крупную березу, напилили дров. Они никогда не видели, как это делается, ведь на родине топили углём. Как это было трудно, известно только им
Но не смотря ни на что, она постаралась привить своим ученикам любовь к немецкому языку, её уроки были запоминающими. За педагогическую деятельность Екатерина Готлиповна была награждена Министерской грамотой.
Свой достойный вклад в развитие родного села Омутинского внес Гебель Иван Николаевич. Родился и вырос Иван Николаевич в с.Русаково Омутинского района, куда ещё детьми в 1941году были перевезены его родители из Сталинградской области с.Гебель. Здесь они прожили всю свою жизнь, проработали в Шабановском совхозе. Они рассказывали своим детям и внукам о родных местах, о красивых садах и том, как с одним чемоданом приехали в Сибирь.

Природу я полюбила
с детства, Любовалась, когда
цвели сады.
Своими руками посадила я
яблоньку.
Знала, что принесёт плоды. Я яблоньку в саду
поливала
И радовалась: как быстро растёт!
Но Судьба нас с ней разлучила, Не вижу, какие плоды
даёт.
Моя яблонька от меня далеко, Где Волга бурливо течёт. А я живу без неё в Сибири, Но деревце всё меня
ждёт. Сколько раз я к ней возвращалась, Кланяясь ей до земли: «Мне нельзя здесь с тобой остаться,
Не забудь и всегда меня жди!» (Семенова В.И.)
Но жизнь идёт своим чередом. Вырос и сынок Иван, закончил 1967 Шабановскую среднюю школу, и поступил учиться в Ишимский сельскохозяйственный техникум, который закончил в 1971 году с отличием. С 1971-1973 года служба в армии, затем работа в родном Шабановском совхозе, а заочно поступает учиться в Омский сельскохозяйственный институт. В 1973 году основал семью, родились дети: дочь и сын. В 1974 году семья переезжает в г.Тюмень, где Иван Николаевич работает инженером по ремонту тракторов Калининского отделения сельхозтехники. Но родные места тянут к себе, и семья Гебель возвращается в с.Омутинское. Иван Николаевич был принят на работу мастером кранового цеха на Омутинский ремонтный завод. И пошла работа, через несколько месяцев Гебель И.Н. был назначен начальником кранового цеха, затем и автосборочного, а 22 сентября 1980 Иван Николаевич был назначен на должность начальника Омутинского Авторемонтного завода, в 1982 стал директором.
Много было сделано за эти годы на предприятии, завод выпускал автопогрузчики и ремонтировал автокраны, не забывал Гебель И.Н. и о своих рабочих, строилось жилье, для детей работников завода был построен детский сад «Сказка», который до сих пор является одним из лучших в районе. Иван Николаевич, как рассказывает его вдова Тамара Георгиевна, горел на работе, часто приходил домой весь в мазуте и на удивленный вопрос жены : «Ты кем работаешь? Директором или рабочим?» Он с улыбкой отвечал: « Кому-то ведь надо их учить работать!!! А кто, если не я?»
Результат работы был, на завод приезжали инженеры из Китая по обмену опыта.
26 апреля 1995 года Гебель И.Н.был избран генеральным директором АОО РМЗ Омутинский. Трудно дались заводу лихие 90-е,но Иван Николаевич не сдался, находил способы выживания и выхода из трудных ситуаций. Для работников завода был открыт магазин, где был необходимый товар. Одни из первых в районе квартиры работников завода получили на газовое отопление. Кроме того Иван Николаевич жертвовал на восстановление католической и православных церквей в селе Омутинском, за что был награжден орденом от меценатов г.Москвы. А как рассказывает вдова Гебель И.Н., он не гнался за наградами, а всё старался сделать для людей от души. Но не все понимали и поддерживали, многие, как говорится «пихали палки в колёса». Вот и вышло, что 2006 вынужден был уволиться с родного завода, но хорошие специалисты нужны везде, вот и Иван Николаевич продолжил трудовую деятельность на судостроительном заводе г.Тюмени, где проработал до его расформирования в 2008 году. Снова приезжает в родное село Омутинское, устраивается преподавателем в филиал Тюменской сельскохозяйственной Академии, передает свой опыт студентам. Все жизненные передряги подрывают здоровье Ивана Николаевича и 16 ноября 2009 года его не стает. Но люди с кем он работал, помнят его, с уважением рассказывают о нем как о человеке, который, несомненно, внес свою лепту в развитие родного села Омутинского.
А самый важный вклад любого мужчины – это построить дом, посадить дерево и воспитать детей!!! А это Иван Николаевич сделал на отлично, дом строил с душой, всё своими руками сделал, сам работал в огороде, держали корову, чтобы детей кормить натуральными продуктами. Внуки вспоминают, как с дедушкой машину ремонтировали, дед любил баловать внуков. Свой характер Иван Николаевич передал сыну- это настойчивость, работоспособность и ответственность. У сына своя юридическая фирма в г.Тюмени.








Заключение
Проанализировав весь собранный материал, я убедился, что судьба немцев близко переплелась с русским народом, русские обычаи понятны и близки. Но все-таки стараются немцы , сохраняют национально – культурные традиции, язык. Сибирь стала для них второй родиной, здесь обзавелись семьями, многие работали в совхозе «Омутинском». Условия жизни были очень суровые, но это не озлобило людей. Трудолюбием и честностью заслужили они уважение и сделали весомый в развитие родного края!!!!
О многом долгое время молчали и старались не вспоминать, но забыть невозможно. Я считаю, мы - новое поколение не имеем права забыть о судьбе наших дедов и прадедов. Сохранение культурных традиций и передача их новому поколению - очень важная задача.
В нашем поселке уважительно относятся к немцам, многие работают на руководящих постах. Трудолюбивые и практичные, они, безусловно, внесли свой вклад в развитие нашего края. У нас есть немецкая церковь, в школах учат немецкий язык.





































Литература:
ККИМК. Информационный вестник № 6. Методический семинар для исследователей, работающих по теме «Политические репрессии в СССР». 29 октября 2005. Красноярск 2006
Александр Шпак. История немцев Поволжья
Герман А. А. Немецкая автономия на Волге. 1918-1941.  2-е, исправленное и дополненное.  М.: BiZ Bibliothek (ЗАО «МСНК-Пресс»), 2007.
Большая российская энциклопедия.М.,2007.
5. Личные архивы Гебель Ивана Николаевича
6.Личные архивы Семеновой Варвары Иосифовнис.Омутинское
Заголовок 1 Заголовок 215