Программа дополнительного образования детей Французский язык
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»
Рассмотрена на заседании
научно-методического совета МАОУ ДОД ДЮЦ
от 30 августа 2013 года
протокол №1
Утверждена
приказом директора
МАОУ ДОД ДЮЦ
от 30 августа 2013 года
№ 43-о
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК»
Вид программы
модифицированная
Направленность
культурологическая
Форма организации
объединение «юный знаток французского языка»
Срок реализации
3 года
Возраст обучающихся
11-17 лет
Составитель:
Чернявская Надежда Александровна,
педагог дополнительного образования
Салехард, 2013
Пояснительная записка
Программа «Французский язык» - культурологической направленности.
Франция – страна европейская, и в эпоху открытой Европы совсем не лишне знать французский язык. Сам язык, которому уже одиннадцать веков, - такой гармоничный, благозвучный и выразительный; люди, говорящие на нём, - импульсивные, темпераментные; Франция с её многовековой цивилизацией – историей, культурой, традициями, достойны интереса и внимания. На французском языке разговаривают 120 миллионов жителей нашей планеты, он является национальным языком Канады, Бельгии, Швейцарии, Люксембурга, Монако, Андорры, им пользуются во многих странах африканского континента и Латинской Америки, не считая тех, для кого он не родной, а изученный. Французский язык – это язык дипломатии. Французский язык – это язык любви Французский язык - это язык всех областей человеческого общения: деловых, научных и политических встреч, семинаров и симпозиумов, молодежных, экологических объединений и движений в защиту мира. В условиях роста и развития технологии во всех отраслях науки, техники и промышленности все большее значение приобретает ознакомление с научно-технической информацией в зарубежных журналах, посвященных различным отраслям знаний. Кроме того, нельзя сбрасывать со счета отечественный опыт решения широкого круга проблем, который следует пропагандировать на профессиональном уровне, поскольку часто недостаточное знание нашими специалистами иностранных языков, в том числе и французского, приводит к недооценке зарубежными коллегами российской научно-технической мысли.
Настоящая программа является результатом адаптации программы «Общение без границ» Л.А.Николаевой и опыта преподавания иностранного языка с учётом местных условий. Программа дополнительного образования детей опубликована в сборнике образовательных программ дополнительного образования детей под научной редакцией Кузнецовой Л.В., к.п.н.; Кленовой Н.В., к. филос. н.; Харитонова Н.П., Кузнецовой Н.А., Постниковой А.С., к. ист. н. в 2006 году и одобрена Департаментом образования города Москвы.
Программа основана на современных адаптированных многоуровневых программах и включает вводно-фонетический курс и семантико-тематические лексические направления. Образовательный процесс опирается на новейшие учебно-методические комплексы, подобранные специально с учетом возрастных и индивидуальных способностей учащихся. Педагогическим кредо педагога объединения является учет индивидуальных способностей воспитанника и доступность обучения.
Программа является модифицированной, многоуровневой, сквозной. Она рассчитана на обучение детей от 11 до 17 лет и может осваиваться отдельными обучающимися в индивидуальном темпе. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа – 102 часа в год (306 часов за весь курс обучения). Данная программа рассчитана на 3 года обучения.
Цели программы:
Развить творческие способности детей, их стремление к познанию окружающего мира посредством общения на французском языке как втором иностранном.
Научить воспитанников понимать и выражать свои мысли на иностранном языке.
Воспитать гармонически развитую и образованную личность.
Задачи программы:
Развить коммуникативные умения воспитанников, способствовать осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения.
Обучить детей основным видам речевой деятельности: слуховому восприятию речи, устной речи, чтению и письму в порядке их перечисления, формировать чувство языка.
Сформировать у детей разного возраста представления о жизни их зарубежных сверстников. Способствовать накоплению обучающимися знаний о жизни других народов, их культуре, науке, искусстве.
Дать представление о культуре, истории и традициях стран изучаемого языка, о роли родного языка и культуры в сравнении с культурой других народов.
Привить доброжелательное отношение к окружающим, способствовать воспитанию хороших манер и вежливого поведения; развивать чувства дружбы и интернационализма.
Прогнозируемые результаты и контроль усвоения материала
В результате реализации программы обучаемые умеют:
четко произносить и различать на слух все звуки французского языка;
не оглушать звонкие согласные в конце слов;
соблюдать основные типы интонации в зависимости от типа высказывания;
понимать на слух иноязычную речь учителя и фонограмму в нормальном темпе, а также комментарии педагога по ведению занятия и простые высказывания разговорно-бытового характера;
приветствовать собеседника, используя языковые средства, адекватные возрасту собеседника и целям общения;
прощаться после разговора, используя при этом разные речевые клише;
представляться самому (и представлять кого-либо);
попросить о помощи или предложить свою помощь;
запросить необходимую информацию о ком-либо или о чем-либо;
пригласить к совместной деятельности, используя при этом адекватные средства;
описать человека, животное, предмет, картину;
рассказать о ком-то, о чем-то, о происшедшем событии.
вести беседу, используя программную лексику, вопросно-ответные реплики, просьбы и приказания, приглашения;
высказываться в рамках программной тематики в объеме 8-10 фраз, правильно оформленных в языковом отношении и логично выстроенных;
выступать перед аудиторией с чтением стихов, пением песен и небольшими сценками на иностранном языке;
вести сюжетно-ролевые и словесно-логические игры;
читать незнакомые слова по правилам транскрипции;
читать вслух и про себя впервые предъявляемые тексты, построенные на программном языковом материале;
составить краткое письмо или поздравление зарубежному сверстнику по образцу на доступном детям уровне и в пределах изученной тематики;
писать словарные диктанты в пределах 7-10 слов;
самостоятельно и графически правильно выполнять письменные лексические и грамматические упражнения;
составлять подписи к картинкам.
В результате реализации углубленного этапа учащиеся овладевают следующими ЗУНами по четырем языковым умениям, лексике и грамматике:
понимают на слух устную речь в исполнении преподавателя, в оригинальной магнитофонной записи, основываясь на частичном восприятии различных текстов (т.е. восприятии содержания текстов с опорой на отдельные слова, выхваченные из потока речи);
владеют разными видами чтения текста в соответствии с программой;
владеют лексикой в пределах лексических тем программы;
умеют применять на практике лексико-грамматические знания в соответствии с программой (словообразование и сочетаемость слов, употребление частей речи, антонимы, синонимы, идиоматические выражения, пользование словарем, толкование слов);
могут вести диалоги и строить монологические высказывания в пределах пройденных тем (согласно тематическим планам);
знают основные грамматические правила и могут привести пример применения их на практике;
умеют писать неспециализированные тексты разных стилей – письма, статьи в газеты и журналы, доклады, сочинения, рассчитанные на определенного читателя и написанные с определенной целью.
Контроль осуществляется постоянно, параллельно с изучением материала. По результатам текущего тестирования проводится диагностика и коррекция проблем на раннем этапе их возникновения. Коррекция производится индивидуально при помощи дифференцированного домашнего задания. Объектом основного контроля является коммуникативная компетенция обучаемых в устной речи, аудировании, чтении, письме, усвоение лексико-грамматического материала.
Тестирование по итогам изучения материала определенного уровня (этапа) осуществляется в разных формах в зависимости от характера материала.
Следует отметить, что высшим достижением в овладении языком мы считаем самостоятельную, осознанную, правильно фонетически и грамматически оформленную устную речь. Поэтому одной из действенных форм контроля усвоения материала в условиях учреждения дополнительного образования мы считаем участие воспитанников в праздничном представлении: в этом экзамене нет неудачников и аутсайдеров. Контроль усвоения лексико-грамматического материала проводится в форме письменного теста, составленного в соответствии с международным стандартом.
Контроль за конкретными достижениями осуществляется путем набора баллов и, реже, при помощи тестирования.
Отметим особую роль текущих и итоговых тестов, как неотъемлемой части образовательного процесса на углубленном этапе.
Возможность тестирования ограничена. Грамматические тесты дают представление лишь об умении учащегося оперировать грамматическими структурами. Любой тест показывает только степень подготовленности учащихся к выполнению данного теста. Текущее тестирование является частью двустороннего образовательного процесса, состоящего из процессов преподавания и обучения.
В отличие от итогового, текущее тестирование выявляет, насколько успешно идет усвоение материала; постоянно проводится мониторинг и корректировка процесса. Текущие тесты имеют и вторичную цель, а именно – диагностирование. Тест должен выявить неудачи в процессе обучения, а также определить проблему, возникающую у учащегося, прежде чем она станет серьезной. Оптимальная периодичность тестирования – после каждых 2-5 разделов учебных пособий.
Критерии результатов тестирования
Более высокий критерий по результатам тестирования получает обучаемый, показывающий стабильный рост результатов (напр.: 1-й тест – 30%, 2-й – 50%, 3-й – 60%), в отличие от обучаемого, показывающего объективно высокий результат, но без прогресса (напр.: 82%, 80%, 79%).
По сумме баллов выводится средний.
В проведении текущих тестов заинтересованы четыре группы людей.
Обучаемые. Они получают мотивацию деятельности и удовлетворение честолюбия. Тесты стимулируют детей к повторению материала, так как иначе знания, усвоенные на занятии, быстро стираются из памяти. Процесс образования требует постоянной ротации материала. И чем моложе учащиеся, тем большей ротации материала они требуют.
Педагоги. Тесты показывают педагогу изнанку процесса преподавания, что должно вести к корректировке неудачных элементов.
Родители. Тесты успокаивают родителей, убеждают, что за их ребенком следят опытные преподаватели, которые в нужный момент окажут поддержку, помогут действенным советом, дадут рекомендации, как помочь ребенку дома.
Администрация. Тесты служат инструментом мониторинга деятельности учителя и выявления наилучшей методики с целью налаживания процесса обмена опытом между педагогами.
В своей деятельности педагог учитывает, что тесты являются фотоснимком деятельности учащегося в течение одного часа его жизни. Педагог же наблюдает за ребенком в течение нескольких месяцев (лет). Таким образом, если есть расхождения между вашим восприятием успешности обучения ребенка и результатами тестирования, предпочтение следует отдать мнению педагога.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
Название тем
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Вводное занятие. Франция. Общие сведения. Французский язык в мире
1
-
1
Лексика
23
-
23
Профессии
1
-
1
Предпочтения
1
-
1
Семья
2
-
2
Школа
2
-
2
Дом и квартира
2
-
2
Спорт
3
3
Путешествия
5
-
5
Магазин
5
-
5
Нравы и обычаи французов
2
-
2
Фонетический курс
24
-
24
Буквы и буквосочетания
16
-
16
Французское ударение. Интонация вопросительного предложения
4
-
4
Артикуляция безударных гласных. Интонация и её компоненты
4
-
4
Грамматика
34
-
34
Правописание французских букв
5
-
5
Имя прилагательное. Мужской и женский род
5
-
5
Единственное и множественное число прилагательного
5
-
5
Глагол. Отрицательная форма глагола
8
-
8
Количественные числительные. Счёт до 10 (простые числительные)
5
-
5
Повелительное наклонение. Особенности
2
-
2
Наречие
2
-
2
Говорение
54
34
Итого:
48
54
102
Содержание программы
Первый (начальный) год обучения
Занятие 1.
Теория
Вводное занятие. Франция. Общие сведения. Французский язык в мире.
Вводно-фонетический курс. Алфавит. Названия французских букв. Основные правила чтения согласных.
Лексика. Приветствие. «Представьтесь друг другу». Распространённые французские имена. «Попробуй по-французски написать своё имя».
Практика
Грамматика. Правописание французских букв. Правила чтения гласной буквы «е» в конце многосложных слов.
Занятие 2
Теория
Фонетический курс (ФК). Буквосочетания. Французское ударение. Интонация вопросительного предложения.
Лексика. Профессии. Любимое занятие. Ближайшие родственники.
Практика
Грамматика. Артикль. Личные местоимения единственного и множественного числа. Вопросительное слово «кто»
Говорение. Разговор о профессиях.
Тематическое занятие. Культурные традиции и обычаи страны изучаемого языка
Занятие 3
Теория
ФК Транскрипция. Особенности произношения сонантов. Правило чтения буквы «G» перед гласными Е, I, Y и перед согласными.
Лексика. Наши предпочтения: спорт, театр, кино, природа, искусство, вечеринки с друзьями.
Грамматика. Глаголы 1-ой группы. Личные окончания.
Практика
Говорение. Составление маленьких диалогов по пройденным темам.
Занятие 4
Теория
ФК. Артикуляция безударных гласных.
Лексика. Моя семья. Названия иностранных языков.
Грамматика. Определённый артикль. Случаи неупотребления артикля.
Практика
Говорение. Мини - рассказы о своей семье.
Открытое занятие. Разговор по французски
Занятие 5
Теория
ФK. Соединение звуков на стыке слов. Enchainement vocalique.
Лексика. Названия окружающих предметов. Палитра красок.
Грамматика. Имя прилагательное. Мужской и женский род.
Практика
Говорение. Характеристика окружающих предметов.
Занятие 6
Теория
ФK. Cоединение немого согласного с гласным (liaison).
Лексика. Мой друг. Личные качества.
Грамматика. Единственное и множественное число прилагательного.
Практика
Говорение. Беседа о друзьях
Творческая работа. Опиши достоинства, которые ты ценишь в людях
Занятие 7
Теория
ФK. Интонация и её компоненты. Прочтение дифтонгов.
Лексика. Школа. Школьные предметы.
Практика
Грамматика. Отрицательная форма глагола. Личные местоимения множественного числа.
Говорение. Диалог о школьных предметах.
Творческая работа. Опиши твой любимый предмет
Занятие 8
Теория
ФK. Ритмическая группа. Интонация в вопросительном предложении. Лексика. Школа во Франции. Что преподаётся во французской школе.
Грамматика. Неправильные глаголы. Глагол – связка «Etre». (Быть).
Практика
Говорение. Пересказ по теме «Школа во Франции»
Занятие 9
Теория
ФK. Интонация побудительного предложения. Дифтонги ch, ph, oi.
Лексика. Количественные числительные. Счёт до 10 (простые числительные).
Грамматика. Вспомогательный глагол «Avoir» («Иметь»).
Возраст.
Практика
Говорение. Монологическая и диалогическая речь по теме.
Занятие 10
Теория
ФK. Конечные согласные, произносимые и непроизносимые.
Лексика. Распорядок дня. Расписание занятий в школе. Счёт до 20 (сложные числительные).
Грамматика. Многофункциональность франц. предлогов.
Практика
Говорение. Ответы на вопросы учителя по теме «Распорядок дня».
Творческая работа. Сообщение в форме связного высказывания
Занятие 11
Теория
ФK. Буква «с» перед «i, y, a, e, o, u» и перед согласными.
Лексика. Обязанности в школе. Приготовление домашнего задания.
Грамматика. Предлог « de» как соответствие родительному падежу.
Практика
Говорение. Ведение беседы с несколькими собеседниками по теме.
Занятие 12
Теория
ФK. Буква « S» в начале слова и в интервокальном положении.
Лексика. Дом и квартира.
Грамматика. Предлог «а» как соответствие дательному падежу.
Практика
Говорение. Адекватно реагировать на реплики и побуждения партнёров
Занятие 13
Теория
ФK. Буква «H» в начале слова и в интервокальном положении.
Лексика. Обязанности по дому.
Практика
Грамматика. Формы слитного артикля.
Говорение. Выразить согласие или отказ в разговоре о домашних обязанностях
Творческая работа. Вырази просьбу к кому- либо из близких по данной теме
Занятие 14
Теория
ФK. Удвоенная согласная «SS» в позиции между гласными.
Лексика. Свободное время. Книга – мой друг.
Грамматика. Особенности спряжения глаголов 2-ой группы. Личные окончания.
Практика
Говорение. Свободное время.
Занятие 15
Теория
ФK. Буквенные сочетания au, eau, ou.
Лексика. Мой рабочий день.
Практика
Грамматика. Местоименный глагол. Местоимения – прямые дополнения.
Говорение. Рассказ о своём рабочем дне.
Творческая работа. Сообщение «Мой рабочий день»
Занятие 16
Теория
ФК. Носовые звуки. Буквосочетание ill как звук (j). Исключения из правила.
Лексика. Мой досуг. Занятия спортом.
Грамматика. Притяжательные прилагательные единственного числа.
Практика
Говорение. Монологическое высказывание по теме «Мой досуг».
Занятие 17
Теория
ФК. Правила чтения удвоенных согласных.
Лексика. Наиболее популярный вид спорта во Франции.
Грамматика. Притяжательные прилагательные множественного числа.
Практика
Говорение. Поговори со своим другом о твоём любимом виде спорта.
Занятие 18
Теория
ФК. Буква «x». Правила чтения в начале и в конце слова.
Лексика. На уроке физкультуры.
Грамматика. Спряжение глаголов в отрицательной форме.
Практика
Говорение. Расспросить друга о его любимом виде спорта.
Занятие 19
Теория
ФК. Непроизносимые согласные в конце слова.
Лексика. Уроки физкультуры во французской школе.
Грамматика. Виды отрицаний. Нюансы употребления различных отрицательных слов.
Практика
Говорение. Диалог о каком-либо виде спорта.
Занятие 20
Теория
ФК. Правила чтения гласной «е» в односложных словах.
Лексика. Спортивные игры.
Грамматика. Прямой порядок слов во французском повествовательном предложении.
Практика
Говорение. Рассказ о любимом виде спорта.
Занятие 21
Теория
ФК. Ударение в отдельно взятых многосложных словах.
Лексика. Во время спортивной тренировки.
Грамматика. Инверсия – обратный порядок слов в вопросительном предложении.
Практика
Говорение. Вопросно-ответная беседа о спорте за круглым столом.
Занятие 22
Теория
ФК. Ритмическое ударение в повествовательном предложении.
Лексика. Путешествие поездом. Расписание поездов.
Грамматика. Повелительное наклонение. Особенности.
Практика
Говорение. Найти в расписании нужный город.
Занятие 23
Теория
ФК. Длительность гласных (ритмическая долгота).
Лексика. Вокзалы Парижа.
Грамматика. Повелительное наклонение глаголов 1 ой группы.
Практика
Говорение. Монолог – описание вокзалов Парижа.
Занятие 24
Теория
ФК. Буква «s» в интервокальном положении.
Лексика. В скоростном поезде CGT по маршруту Париж – Марсель.
Грамматика. Неправильные глаголы.
Практика
Говорение. Прочитать текст на билете и найти ответы: сколько стоит билет? На какой маршрут билет?
Занятие 25
Теория
ФК. Буква в интервокальном положении.
Лексика. Путешествие пароходом.
Грамматика. Спряжение глаголов 3-ьей группы в настоящем времени изъявительного наклонения.
Практика
Говорение. Назвать самый быстрый маршрут до
Занятие 26
Теория
ФК. Буквенные сочетания -qu, gu, ch, ph, th.
Лексика. Самолёт – самый комфортный вид транспорта.
Грамматика. Личные окончания глаголов 3-ьей группы в наст. времени.
Практика
Говорение. Диалог о дороге, о стоимости и о сроках полёта.
Занятие 27
Теория
ФК. Соединение произносимого согласного с гласным (enchainement consonatique).
Лексика. Турпоход за город. На пикнике.
Грамматика. Инфинитивные окончания неправильных глаголов.
Практика
Говорение. Составить маршрут поездки (похода).
Занятие 28
Теория
ФК. Правила чтения буквенного сочетания –gn. Исключения из правила.
Лексика. В продовольственном магазине. Покупки для пикника.
Грамматика. Наиболее распространённые глаголы 3-ьей группы.
Практика
Говорение. Назвать отделы, где можно купить
Занятие 29
Теория
ФК. Интонация побудительного предложения.
Лексика. Расчёт за покупки у кассы продавца.
Грамматика. Прошедшее простое незавершённое время.
Практика
Говорение. Разыграть диалоги в ситуации «В магазине».
Занятие 30
Теория
ФК. Интонация вопросительного предложения.
Лексика. Отделы в супермаркете.
Грамматика. Imparfait. Личные окончания.
Практика
Говорение. В отделе супермаркет, стоимость покупки.
Занятие 31
Теория
ФК. Интонация вопросительного предложения, начинающегося с вопросительного слова.
Лексика. Продукты питания. Названия продуктов.
Грамматика. Спряжение глаголов 2-ой группы в прошедшем простом незавершённом времени.
Практика
Говорение. Сравнить цены на разных этикетках.
Занятие 32
Теория
ФК. Артикуляция безударных гласных.
Лексика. Покупки для обеда.
Грамматика. Наречие.
Практика
Говорение. Прочитать и выписать названия нужных товаров.
Занятие 33
Теория
ФК. Сохранение и выпадение беглого гласного «е» в потоке речи.
Лексика. Французы за столом.
Грамматика. Место наречия при глаголе.
Практика
Говорение. Рассказ о времени приёма пищи во Франции.
Занятие 34
Теория
ФК. Повторение вразброс фонетических правил.
Лексика. Нравы и обычаи французов.
Грамматика. Вопросительные наречия -quand, comment.
Практика
Говорение. Составить собственный кулинарный рецепт, представить его в рисунках.
Второй год обучения
Название тем
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Лексика
14
-
14
Каникулы во Франции. Отдых
2
-
2
Франция на карте мира
2
-
2
Власть во Франции
2
-
2
Праздники Франции
2
-
2
Париж – столица Франции. Достопримечательности Франции
6
-
6
Аудирование
10
-
10
Прослушивание текста письма в магнитофонной записи
10
-
10
Чтение
-
10
10
Выборочное чтение отрывков из текста
-
10
10
Фонетический курс
14
-
24
Буквы и буквосочетания
4
-
4
Французское ударение. Интонация вопросительного предложения
5
-
5
Артикуляция безударных гласных. Интонация и её компоненты
5
-
5
Грамматика
10
-
10
Глагол. Особенности спряжения.
10
-
10
Письмо
-
20
20
Говорение
-
24
24
Итого:
48
54
102
Содержание программы
Второй (основной) год обучения
Занятие 1
Теория
Лексика. Впечатления от летних каникул.
Аудирование. Прослушивание текста письма в магнитофонной записи.
Грамматика. Прономинальный глагол. Особенности спряжения.
Практика
Чтение. Выдержки из письма от французского друга (подруги) с выражением.
Говорение. Монологическая речь по теме.
Письмо. Письмо к другу.
Занятие 2
Теория
Лексика. Каникулы во Франции.
Аудирование. Прослушивание аналогичного текста в магнитофонной записи.
Грамматика. Прошедшее простое незавершённое время.
Практика
Чтение. Работа над текстом в распечатанном варианте.
Говорение. Составление диалогов по теме.
Письмо. Ответить письменно на вопросы по теме.
Письмо. Эссе по пройденной теме.
Занятие 3
Теория
Лексика. Время отпусков у французов.
Чтение. Выборочное чтение на скорость.
Аудирование. Прослушивание аутентичного текста.
Грамматика. Особенности спряжения глаголов в imparfait.
Практика
Говорение. Разговор об излюбленном времени для каникул во Франции
Письмо. Составить план для рассказа по теме: «Каникулы».
Занятие 4
Теория
Лексика. Отдых у моря.
Аудирование. Прослушивание магнитофонной записи диалога «На пляже».
Грамматика. Безличный оборот il y a.
Практика
Чтение. Чтение текста по цепочке.
Говорение. Полилоги по теме.
Письмо. Выполнение упражнений по заданной теме.
Занятие 5
Теория
Лексика. Почтовая открытка.
Грамматика. Отрицательная форма безличного оборота «имеется».
Практика
Чтение. Выразительное чтение отрывка из аутентичного текста.
Говорение. Описание событий, о которых сообщается в почтовой открытке.
Творческая работа. Разыграйте сценку: « Встреча на пляже».
Письмо. Составить текст почтовой открытки.
Занятие 6
Теория
Лексика. Франция на карте мира.
Аудирование. Прослушивание аутентичного текста по аудиокассете.
Грамматика. Глаголы, управляемые предлогом «а».
·
Практика
Чтение. Выборочное чтение отрывков из текста.
Говорение. Обосновать в нескольких предложениях статус, занимаемый Францией на мировой арене.
Занятие 7
Теория
Лексика. Географическое положение Франции.
Грамматика. Вопрос к прямому дополнению.
Практика
Чтение. Детальное чтение текста по теме.
Говорение. Доклад у карты Франции о её географическом положении.
Занятие 8
Теория
Лексика. Промышленность Франции.
Грамматика. Глаголы 3-ьей группы с инфинитивным окончанием –andre, -endre.
Практика
Говорение. Доклад – справка у карты Франции по теме: «Промышленность».
Письмо. Под диктовку написать ряд географических названий.
Занятие 9
Теория
Лексика. Естественные ресурсы Франции.
Чтение. Поочерёдное чтение текста по теме.
Аудирование. Прослушивание аутентичного текста по аудиокассете.
Грамматика. Глаголы, управляемые предлогом «de».
Практика
Говорение. Вопросно-ответная беседа за круглым столом.
Занятие 10
Теория
Лексика. Символы Франции.
Грамматика. Прямой порядок слов в вопросительном предложении.
Письмо. Написать план к беседе о символах Франции.
Практика
Чтение. Художественное чтение отрывков из текста.
Говорение. Ответить на вопросы, касающиеся данной темы.
Творческая работа. На основе изученного текста составить диалог о символах Франции.
Занятие 11
Теория
Лексика. Управление франц. государством.
Грамматика. Прошедшее сложное завершённое время.
Практика
Говорение. Обобщить приобретённые знания в форме устного высказывания.
Письмо. Составить план к рассказу по теме и озаглавить части текста.
Занятие 12
Теория
Лексика. Законодательная власть во Франции.
Грамматика. Запросить информацию по данной теме.
Практика
Письмо. Выбор вспомогательного глагола.
Говорение. Композиционно правильно построить своё сообщение.
Занятие 13
Теория
Лексика. Исполнительная власть во Франции.
Грамматика. Спряжение вспомогательных глаголов в настоящем времени изъявительного наклонения.
Практика
Говорение. Сделать доклад по пройденной теме.
Письмо. Составить вопросы к прочитанному тексту.
Занятие 14
Теория
Лексика. Праздники во Франции.
Грамматика. Вспомогательные глаголы в вопросительной форме.
Практика
Говорение. Закрепить новые ЛЕ по данной теме.
Письмо. Проделать ряд упражнений для формирования специфических умений.
Творческое задание. Отослать поздравительную телеграмму друзьям из Франции по поводу праздника.
Занятие 15
Теория
Лексика. 1-ое ноября – день поминовения усопших.
Грамматика. Написать план к высказыванию по теме.
Практика
Говорение. Адекватно реагировать на реплики и побуждения партнёров при ведении беседы о праздниках во Франции.
Письмо. Выписать глаголы 1-ой группы и проспрягать один из них в прошедшем времени.
Занятие 16
Теория
Лексика. Ноябрьские праздники во Франции.
Грамматика. Причастие прошедшего времени глаголов 1 ой группы.
Практика
Говорение. Построить сообщение по теме, пользуясь доступными вербальными и невербальными средствами.
Письмо. Написать краткое сообщение по теме.
Занятие 17
Теория
Лексика. Рождество – самый любимый праздник французов.
Грамматика. Причастие глаголов 2 ой группы.
Практика
Говорение. Кратко изложить сообщение по теме.
Письмо. Составить конспект прочитанного текста.
Занятие 18
Теория
Лексика. День года – 1- ое Января.
Грамматика. Причастия неправильных глаголов.
Практика
Говорение. Запросить информацию, выразив сомнение.
Письмо. Клише новогодних поздравлений.
Занятие 19
Теория
Лексика. Париж – столица Франции.
Грамматика. Согласование причастия в роде и числе с подлежащим.
Практика
Говорение. Рассказывая тему, привлечь слушателей к участию в рассказе.
Письмо. Составить аннотацию к тексту.
Занятие 20
Теория
Лексика. Париж – один из самых красивых городов Европы.
Грамматика. Случаи несогласования Participe passe с подлежащим.
Практика
Говорение. Описать Париж, выражая восхищение вербальными способами.
Письмо. Выписать качественные прилагательные, характеризующие Париж.
Творческое задание. Сделать доклад, пользуясь развёрнутыми высказываниями.
Занятие 21
Теория
Лексика. Достопримечательности Парижа.
Грамматика. Отрицательная форма глаголов в Passe compose.
Практика
Говорение. Сделать краткое сообщение по теме.
Письмо. Составить и записать краткий план текста.
Занятие 22
Теория
Лексика. Здания Парижа.
Грамматика. Вопросительная форма глаголов в Passe compose.
Практика
Говорение. Сделать развёрнутое сообщение по теме.
Письмо. Озаглавить части текста согласно составленного плана.
Занятие 23
Теория
Лексика. Мосты Парижа.
Грамматика. Неопределённо-личное местоимение ON.
Практика
Говорение. Составить устно историческую справку о Париже.
Письмо. Составить и записать развёрнутый план устного высказывания.
Занятие 24
Теория
Лексика. Триумфальная арка – символ Парижа.
Грамматика. Употребление предлога «а» перед инфинитивом.
Практика
Говорение. Провести беседу, выражая приглашение к участию в ней.
Письмо. Написать краткое содержание прочитанного.
Занятие 25
Теория
Лексика. Сады Парижа.
Грамматика. Употребление предлога перед инфинитивом.
Практика
Говорение. Вопросно-ответная беседа по теме.
Письмо. Сделать выписки из текста.
Творческое задание. Выразить своё отношение к предмету высказывания.
Занятие 26
Теория
Лексика. Площади Парижа.
Грамматика. Спряжение глагола «aller» в настоящем времени.
Практика
Говорение. Рассказ о площадях Парижа.
Письмо. Упражнения в правописании имён собственных.
Занятие 27
Теория
Лексика. Монмартр – среда обитания французских художников.
Грамматика. Неупотребление артикля после количественных наречий.
Практика
Говорение. Вести беседу, выражая констатацию фактов.
Письмо. Составить записи в виде опор для пересказа темы.
Занятие 28
Теория
Лексика. L ile de la Cite – колыбель Парижа.
Грамматика. Неупотребление неопределённого артикля после отрицания.
Практика
Говорение. Составить рассказ в виде сообщения.
Письмо. Составить план высказывания по теме.
Занятие 29
Теория
Лексика. Лувр – один из старейших музеев мира.
Грамматика. Местоимение «en».
Практика
Говорение. Запросить информацию по данной теме.
Письмо. Написать краткое письмо французскому сверстнику по данной тематике.
Занятие 30
Теория
Лексика. Метро Парижа.
Грамматика. Неопределённое прилагательное « tout».
Практика
Говорение. Описать метро Парижа, сравнив его с московским метро.
Письмо. Составить текст телеграммы по данной тематике.
Творческое задание. Подвести итог по пройденным темам, иллюстрируя его невербальными средствами.
Занятие 31
Теория
Лексика. Набережные Парижа.
Грамматика. Местоимения – прямые дополнения единственного числа.
Практика
Говорение. Привлечь соучеников к обсуждению темы.
Письмо. Составить факс по теме.
Занятие 32
Теория
Лексика. Собор Парижской Богоматери.
Грамматика. Местоимения – прямые дополнения множественного числа.
Практика
Говорение. Пересказать текст.
Письмо. Написать реферат по данной теме.
Занятие 33
Теория
Лексика. История создания Notre-Dame.
Грамматика. Местоимения – косвенные дополнения.
Практика
Говорение. Ответить на заданные собеседником вопросы.
Письмо. Выписать глаголы 3-ьей группы и проспрягать один из них.
Занятие 34
Теория
Лексика. Прогулка по Grands Boulevards.
Грамматика. Выделение дополнения или обстоятельственных слов в предложении при помощи оборота «c est que».
Практика
Говорение. Композиционно правильно построить своё сообщение.
Письмо. Написать план для развёрнутого сообщения.
Итоговое занятие. Выступить с развёрнутым подготовленным сообщением типа устного реферата.
Третий год обучения
Название тем
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Лексика
18
-
18
Геополитическое положение Франции на карте мира
2
-
2
Россия и Франция. Дружеские и деловые связи
2
-
2
Своеобразие французского пространства
2
2
Франция и её население
2
-
2
Здравоохранение
2
-
2
Французская кухня
2
-
2
Мода
2
-
2
Туризм
2
-
2
Образование во Франции
2
-
2
Аудирование
10
-
10
Прослушивание текста письма в магнитофонной записи
10
-
10
Чтение
-
20
20
Выборочное чтение отрывков из текста
-
20
20
Грамматика
10
-
10
Неправильные глаголы. Особенности спряжения. Образование и употребление глаголов
4
-
4
Нейтральное местоимение. Согласование причастия с местоимением-прямым дополнением.
2
-
2
Образование порядковых числительных. Особые случаи употребления количественных числительных
2
-
2
Степени сравнения наречий и прилагательных
2
-
2
Письмо
-
20
20
Говорение
-
24
24
Итого:
38
64
102
Содержание программы
Третий год обучения
Занятие 1
Теория
Лексика. Геополитическое положение Франции на карте мира.
Аудирование. Прослушивание аутентичного текста.
Грамматика. Неправильные глаголы. Особенности спряжения.
Практика
Чтение. Поочерёдное чтение отрывков из текста.
Говорение. Вопросно-ответная беседа.
Письмо. Проспрягать ряд неправильных глаголов.
Занятие 2
Теория
Лексика. Россия и Франция. Дружеские и деловые связи.
Грамматика. Модальные глаголы.
Практика
Чтение. Чтение на скорость 1-го абзаца текста.
Говорение. Монологическая речь по теме.
Письмо. Проспрягать и запомнить особенности глагола «мочь».
Занятие 3
Теория
Лексика. Год Франции в России.
Грамматика. Глаголы 3-ьей группы в роли вспомогательного глагола.
Практика
Говорение. Диалогическая речь по теме.
Письмо. Составить план-конспект для рассказа по теме.
Занятие 4
Теория
Лексика. Французский язык и франкоговорящие страны.
Грамматика. Прошедшее непосредственное время.
Практика
Говорение. Употребление клише, отражающие специфику делового общения.
Письмо. Выполнить ряд упражнений по данной грамматической теме.
Занятие 5
Теория
Лексика. Французский как государственный язык в странах мира.
Аудирование. Прослушивание газетного аутентичного текста.
Грамматика. Отрицательная форма глаголов в passe immediat.
Практика
Чтение. Просмотровое чтение.
Говорение. Беседа за круглым столом.
Письмо. Выполняя письменное задание, обратить внимание на расстановку отрицательных частиц.
Занятие 6
Теория
Грамматика. Альтернативное время futur immediat
Практика
Чтение. Ознакомительное чтение.
Говорение. Монологическая речь по теме.
Письмо. Выписать незнакомые ЛЕ по данной теме.
Занятие 7
Теория
Лексика. Своеобразие французского пространства.
Грамматика. Прошедшее простое глагольное время.
Практика
Говорение. Сделать короткое сообщение по теме.
Письмо. Выписать личные окончания глаголов 1-ой группы в Passe simple.
Занятие 8
Теория
Лексика. Проблема наций в Европе.
Чтение. Поисковое чтение.
Аудирование. Прослушивание аудиокассеты с записью текста политического характера.
Грамматика. Сложное предложение с придаточным времени.
Практика
Говорение. Сделать доклад на изученную тематику.
Письмо. Проспрягать глагол 2-ой группы в Passe simple и выделить личные окончания.
Занятие 9
Теория
Лексика. Европа на пути к интеграции.
Грамматика. Местоименные глаголы в прошедшем законченном времени.
Практика
Чтение. Изучающее чтение.
Говорение. Сообщение в форме связного высказывания.
Письмо. Составить план к рассказу по изучаемой теме.
Занятие 10
Теория
Лексика. Сотрудничество в Европе сегодня.
Грамматика. Согласование причастия с местоимением-прямым дополнением.
Практика
Чтение. Чтение на скорость.
Говорение. Адекватное реагирование на реплики и побуждения партнёров по диалогу.
Занятие 11
Теория
Лексика. Франция и её население.
Грамматика. Опущение артикля после предлога de.
Практика
Говорение. Вопросно-ответная беседа.
Письмо. Написать краткое содержание темы.
Занятие 12
Теория
Лексика. Демографические проблемы.
Грамматика. Нейтральное местоимение.
Практика
Говорение. Сообщение по теме.
Письмо. Выполнить упражнение по грамматической теме.
Занятие 13
Теория
Лексика. Проблемы иностранцев во Франции.
Аудирование. Прослушивание аутентичного текста.
Практика
Чтение. Выразительное чтение отрывка из текста.
Говорение. Выступление с информацией, извлечённой из научно-популярной литературы.
Письмо. Перечислить проблемы иностранцев в письменном виде.
Занятие 14
Теория
Лексика. Социальная защита населения.
Грамматика. Образование порядковых числительных.
Практика
Чтение. Выборочное чтение.
Говорение. Обсуждение проблемы в сравнении с аналогичной проблемой в нашей стране.
Письмо. Проделать упражнения на закрепление грамматического материала.
Занятие 15
Теория
Лексика. Проблемы женщин и детей.
Грамматика. Особые случаи употребления количественных числительных.
Практика
Чтение. Беглое чтение незнакомого текста.
Говорение. Беседа за круглым столом.
Письмо. Написать реферат по теме.
Занятие 16
Теория
Лексика. Занятость и безработица.
Грамматика. Относительные местоимения qui, que.
Практика
Чтение. Поочерёдное чтение.
Говорение. Пользуясь ЛЕ, провести аналогии с подобными проблемами в нашей стране.
Письмо. Составить подробный план для рассказа по теме.
Занятие 17
Теория
Лексика. Распорядок дня.
Грамматика. Сложное предложение с определительным придаточным.
Практика
Говорение. Рассказать о своём рабочем дне.
Письмо. Составить план-конспект для рассказа по теме.
Занятие 18
Теория
Лексика. Здравоохранение.
Аудирование. Прослушивание магнитофонной записи данной темы.
Грамматика. Вспомогательные глаголы в imparfait.
Практика
Чтение. Чтение вслух написанного эссе с акцентом на произношение.
Говорение. Составить сложные предложения с использованием новых ЛЕ.
Письмо. Написать эссе по теме здравоохранение.
Занятие 19
Теория
Лексика. Французская кухня.
Грамматика. Наречие « Y» в значении обстоятельства.
Практика
Говорение. Рассказать о специфике французской кухни.
Чтение. Прочитать и понять смысловое содержание прочитанного.
Занятие 20
Теория
Лексика. Французы за столом.
Грамматика. Степени сравнения прилагательных.
Практика
Чтение. Читать про себя с целью извлечения основной информации без помощи словаря впервые предъявляемый текст научно-популярного характера.
Говорение. Составить диалог «В гостях у французского друга».
Письмо. Составить план к рассказу о французской кухне.
Занятие 21
Теория
Лексика. Мода.
Грамматика. Особые формы степеней сравнения прилагательных.
Практика
Чтение. С целью извлечения основной информации читать про себя без словаря новый текст
Говорение. Выразить личное мнение по данной теме.
Письмо. Написать сообщение по теме.
Занятие 22
Теория
Лексика. Высокая мода и претапорте.
Грамматика. Степени сравнения наречий.
Практика
Чтение. Просмотреть с целью извлечения частичной информации впервые предъявляемый адаптированный текст.
Говорение. Беседа о моде за круглым столом.
Письмо. Составить аннотацию по данной теме.
Занятие 23
Теория
Аудирование. Страсть к автомобилям.
Грамматика. Особые формы степеней сравнения наречий.
Практика
Чтение. Читать про себя статью из журнала, пользуясь словарём.
Говорение. Составить монолог «Что мы знаем о французских автомобилях».
Письмо. Письменно перевести с французского языка на русский отрывок из текста.
Занятие 24
Теория
Лексика. Туризм. Путешествия.
Грамматика. Предпрошедшее глагольное время.
Практика
Говорение. Сформулировать свою точку зрения на тему «Туризм. Путешествия».
Письмо. Написать изложение прочитанного.
Занятие 25
Теория
Лексика. По Франции на CGT.
Грамматика. Женский род существительных.
Практика
Говорение. Рассказать о скоростном виде передвижения во Франции.
Письмо. Передать письменно содержание текста по теме.
Занятие 26
Теория
Лексика. Покупка билетов. Бронирование мест в гостинице.
Грамматика. Женский род качественных прилагательных.
Практика
Говорение. Высказать своё мнение по теме.
Письмо. Сделать письменный перевод с французского на русский фрагмента рассказа, стараясь сохранить форму произведения.
Занятие 27
Теория
Лексика. На вокзале перед отъездом поезда.
Грамматика. Партитивный артикль.
Практика
Говорение. Сделать сравнение.
Письмо. Доказать свою точку зрения по теме.
Занятие 28
Теория
Лексика. Транспорт.
Аудирование. Прослушать аутентичный текст.
Грамматика. Неупотребление партитивного артикля.
Практика
Чтение. Прочитать отрывок из текста.
Говорение. Монологическое выказывание о французском транспорте.
Занятие 29
Теория
Лексика. Как вести себя в транспорте.
Грамматика. Согласование времён изъявительного наклонения.
Практика
Говорение. Раскрыть содержание текста.
Письмо. Выразить на письме своё мнение о пройденной теме.
Занятие 30
Теория
Лексика. Образование во Франции.
Грамматика. Будущее время. Личные окончания.
Практика
Говорение. Выразить свою мысль по теме «Образование во Франции».
Письмо. Написать эссе по теме «Образование во Франции».
Занятие 31
Теория
Лексика. Структура образования.
Грамматика. Будущее в прошлом. Образование и употребление.
Практика
Говорение. Обосновать свою точку зрения.
Письмо. Составить подробный план к сообщению по теме.
Занятие 32
Теория
Лексика. Проблемы французской школы.
Грамматика. Употребление предлогов при глаголе в страдательной форме.
Практика
Говорение. Выразить своё мнение о проблемах образования.
Письмо. Правильно выбрать предлог при глаголе.
Занятие 33
Теория
Лексика. Административное деление Франции.
Грамматика. Условное наклонение. Настоящее время.
Аудирование. Прослушать и передать содержание текста политического характера.
Практика
Чтение. Бегло прочитать отрывок из прослушанного текста.
Письмо. Написать сочинение на тему: «Моё отношение к Франции».
Занятие 34
Теория
Лексика. Французские регионы.
Грамматика. Si условное.
Практика
Говорение. Рассказать об административном делении Франции.
Письмо. Употребить нужное время после Si conditionnel.
Условия реализации программы
Материально-технические условия
Для успешной реализации программы необходимы кабинет французского языка, оборудованный мебелью на 10 человек, а также аудио- и видеоаппаратурой, шкаф для хранения методической литературы и дидактических материалов.
Методические условия
Кабинет должен располагать большим количеством наглядных пособий для индивидуального и коллективного использования. В серии картинок и таблиц может быть представлен фонетический и грамматический материал, подборки грамматических таблиц по базовому курсу грамматики.
Для раздачи детям в арсенале кабинета необходимы тематические наборы картинок, игрушек, счетный материал, карточки с графическим изображением звуков и букв, дидактические игры. Для учащихся основного этапа обучения педагогом разработаны и имеются в наличии фонетический курс, лексические темы, а также большое количество грамматических упражнений и тестов.
На занятиях в классе и дома обучающимся нужны индивидуальные учебно-методические комплексы, которые также имеются в кабинете. В стадии формирования находится библиотечка домашнего чтения. (См. список литературы для учащихся).
Эффективность использования видеофильмов при обучении речи зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура видеозанятия. В структуре видеозанятия для обучения устной речи можно выделить четыре этапа:
подготовительный – предварительное снятие языковых и лингвострановедческих трудностей;
восприятие видеофильма – развитие умений восприятия информации;
контроль понимания основного содержания информации;
развитие языковых навыков и умений устной речи.
На подготовительном этапе трудные или новые слова выписываются на доске.
Восприятие может проводиться несколько раз, что позволяет небольшой размер видео.
1-ый просмотр - без звука, для стимулирования внимания и развития логического мышления учащихся. Ребятам раздаются задания, индивидуальные или групповые.
1. Rйpondez aux questions: Comment s appelle la chaine de TV? Oщ et quand se passe laction? Qui sont les personnages principaux? 2. Rйpйrez la lйgende. 3.De quoi sagit-il dans ce vidйo? Quelle est votre hypothиse?
Перед 2-м звуковым просмотром даются задания по содержанию ролика: тестового характера, упражнения на подстановку и т. д. Затем на восстановление логики сюжета.
Видео- и аудиоматериалы:
( Видеокурсы;
( Лингвострановедческие альбомы о Франции и других франкоязычных странах;
( Видеоматериалы о традициях и обычаях франкоязычных стран.
Печатный материал:
Книги на французском языке;
Избранные статьи из истории французской литературы;
Словарь французских идиом и фразеологических оборотов;
Учебники и тесты по французскому языку.
Список литературы для педагога
Алиева С.К. Грамматика французского языка в таблицах и схемах. – М.: «Лист», 2006. 92 с.
Береговская Э. М., Туссен М. Синяя птица: Учеб. фр. яз. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2004. – 320 с.
Голованова И.А. Деловой французский? Это не так трудно: книга для учителя к учеб. фр. яз. для учащихся ст. кл. общеобразоват. учреждений (Голованова И.А., Петренко О.Е.) – М.: Просвещение, 2008. – 94 с.
Зимина М., Иванов Ю. Французский язык для детей. Книга для чтения с вопросами и заданиями. - СПб.: КОРОНА принт, 2010. – 224с.
Критская О. В. Французские пословицы и поговорки. – М.: государственное издательство «Высшая школа». – 2003.
Мигачёва А., Синельникова М., Разговорные темы к экзаменам по французскому языку: Рабочая тетрадь, - СПб.: КОРОНА принт, 2001. – 176с.
Михайлова С.В. Моя Родина – Россия: Тексты для чтения. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32 с.
Попова И.Н., Казакова Ж. А. Грамматика французского языка. Практический курс: - Учебник для институтов и факультетов иностранных языков. – 7-е изд., стереотипное. – М., 2000. – 480 с
Селиванова Н. А. Французский язык: кн. для учителя к учеб. по фр. как второму иностр. яз.: первый год обучения. – М.: Просвещение, 2007. – 144 с.
Сорокина О.М. Устные темы по французскому языку. – М. Школа 2000 – 128с.
Степанова О.М. Синонимы французского языка. Пособие для учителей франц. яз. старш. классов сред. школы. М., «Просвещение», 1972. – 112 с.
Твагирамунгу Н.Е. Поговорим о Франции: элективный курс по страноведению. – М.: ООО «Чистые пруды», 2007. – 32 с.
Фролов О.В. Французская провинция. 10-11 кл.:учеб пособие. – М.:Дрофа.2005. –77. (3).: ил. – (Элективные курсы).
Фролова Г.Н. Контрольные и проверочные работы по французскому языку. 7 -9 кл.: Метод. Пособие. – 2- изд., испр. – М.: Дрофа, 2002. – 260 с.
Харитонова И.В., Самохотская И.С. Франция как она есть. Книга для чтения по страноведению. М.: ВЛАДОС, 2001.
Дополнительная литература
Гузеев В.В. Коллекция приёмов педагогической техники. – М.: Знание, 2007.
Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. – М.: Знание,2008.
Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю.. Культура современного урока. – Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 2007.
Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю.. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2008.
Список литературы для обучающихся
Ангелевич А.Я. Маленькие рассказы: Кн. Для чтения на фр. яз. для учащихся 9 – 11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 2004. – 128 с.
Зимина М., Иванов Ю. Французский язык для детей: Книга для чтения с вопросами и заданиями. – СПб.: КОРОНА принт, 2010. – 224 с.
Кузьминв Р.А. Проделки хитрого Лиса: Кн. Для чтения на фр. яз. для учащихся 7 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 2000. – 112 с.
Селиванова Н. А. Французский как второй иностранный язык : учеб. для общеобразоват. учреждений : второй и третий год обучения. М. : Просвещение, 2009. – 224 с.
Тихомирова Н.И. Книга для чтения на французском языке для учащихся 7-го класса средней школы. М., «Просвещение», 2006. – 87 с.
Шацких В.Н. Французский язык как второй иностранный. Первые встречи : 1-й год обучения. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2007. – 254, (2) с.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 143015
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 815