Доклад на тему: Модель организации государственного общественного управления МКОУ СОШ № 6
Доклад на тему:
«Модель организации
государственно-общественного управления
Муниципального казённого образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №6»
п. Медвеженский
Красногвардейского района
Ставропольского края»
Директор МКОУ СОШ №6
Купина Ирина Валентиновна
2015 год1.Актуальность государственно-общественного управления школой.
Идея государственно-общественного управления образованием для России не нова, она высказывалась ещё в 1988 году, после февральского Пленума ЦК КПСС, указавшего на целесообразность создания в школах и ПТУ общественных советов из числа педагогических работников, учащихся, их родителей, представителей производственных коллективов, общественности.
Приняв в основном Концепцию общего среднего образования и Положение о средней школе, Всесоюзный съезд работников народного образования (декабрь 1988г.) отметил, что первоочередным направлением перестройки образования становится создание государственно-общественной системы управления учебными заведениями.
В течение последующих лет идея государственно-общественного управления переходила из одного нормативно-правового документа в другой и достаточно полно отражена в современных законодательных и нормативных документах и локальных актах. Так, в ныне действующем Законе Российской Федерации «Об образовании» демократический, государственно-общественный характер управления образованием определен в качестве одного из принципов государственной политики в области образования. Закон предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения, что должно придать управлению образовательными учреждениями государственно-общественный характер, демократизировать его.
Государственно-общественное управление упоминается и в Федеральном Законе РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»: в качестве одной из целей Программы определено формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием. В соответствии с принятой Государственным Советом России и Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года отечественное образование должно развиваться в качестве открытой и единой государственно-общественной системы, в которой неуклонно расширяется участие общества в выработке, принятии и реализации политико-правовых и управленческих решений, выделяются и согласовываются государственная и общественная составляющие в деятельности всех управленческих структур в сфере образования.
Однако актуальность становления и развития государственно-общественного управления отечественным образованием далеко не исчерпывается вышеназванными законами и нормативными правовыми документами. Существуют по меньшей мере еще два фактора, актуализирующих проблему демократизации управления образованием в России. Первый - внутрироссийский фактор - объективная заинтересованность общества, прежде всего той его части, которая связана с образовательной сферой, в демократизации, развитии государственно-общественного характера управления общим образованием. Об этом говорят результаты анкетирования в последние годы педагогов школ, учащихся и их родителей. За создание органов самоуправления и участие в управлении школой (лицеем, гимназией) высказались 54,6% педагогов, 74,9% учащихся и 50,2% родителей, в целом - 62,5% участников анкетирования.
Второй фактор - внешний. На Россию все возрастающее влияние оказывают происходящие в мире процессы глобализации - экономической, политической и культурной интеграции человечества. В результате информационной революции многократно возросла оперативность принятия управленческих решений и их осуществления; личная жизнь человека все более зависит от функционирования мировых информационных систем, в мировом масштабе идет формирование единой системы ценностей, образа жизни. Общепризнаны глобальные тенденции мирового развития - переход от индустриального общества к информационному, от развитой техники к высоким технологиям, от национальной экономики к мировой, от централизации к децентрализации, от представительной демократии к непосредственной и др. Будущее России в этих условиях зависит от способности опережающего развития в ней не только технологических процессов, превращения производительного труда преимущественно в интеллектуальный и научного овладения окружающей средой, но и максимально быстрого развития демократии, то есть - от основных параметров функционирования отечественного образования. Причем, демократия среди них - не последний требуемый фактор: именно демократическая система управления способна в максимальной мере стимулировать инициативу, творчество и самодеятельность человека во всех сферах его жизнедеятельности. В итоге все эти факторы и условия ориентируют государство и общество на организацию государственно-общественного управления образованием, его демократизацию и гуманизацию.
2. Система государственно-общественного управления образованием включает в себя:
-всех участников образовательного процесса, их органы управления и органы государственного управления образованием;
-нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием;
-процедуры и механизмы их взаимодействия.
Признаками государственно-общественного управления образованием являются:
- наличие государственной структуры управления образованием, в которой каждый субъект управления наделен конкретными полномочиями и ответственностью;
-наличие общественной структуры управления образованием, все субъекты которой наделены реальными полномочиями и вытекающей из них ответственностью;
-согласованное и взаимно принятое распределение полномочий и ответственности между государственными и общественными субъектами управления образованием на всех его уровнях;
-принятая органами государственного и общественного управления образованием система разрешения возникающих между ними противоречий и конфликтов.
Важную роль в процессе становления и развития государственно-общественного управления образованием призваны сыграть принципы, которые определяют не только главные направления, систему деятельности, цели, задачи, содержание, оргструктуру, формы и методы субъектов управления, но и отношения, складывающиеся между его участниками.
К основным принципам государственно-общественного управления общим образованием можно отнести следующие принципы:
-независимости и паритетности органов государственного и общественного управления образованием;
-законности, предполагающей неукоснительное следование органов управления Конституции России, ее законам, другим нормативным правовым актам;
-комплексного использования экономических, кадровых, организационных, информационных и иных ресурсов государства и общества субъектами государственно-общественного управления;
- целевой направленности деятельности субъектов государственно-общественного управления на реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса, общества и государства;
-правовой обоснованности притязаний участников образовательной деятельности на участие в государственно-общественном управлении сферой общего образования, как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
-открытости и гласности, в соответствии с которым деятельность субъектов государственно-общественного управления открыта для всех участников образовательного процесса и обеспечивает получение ими необходимой информации;
-свободы и самодеятельности, означающих возможность каждого субъекта ГОУ свободно выбирать методы и средства осуществления управленческой деятельности и проявлять при этом активность и самодеятельность;
-согласованного распределения полномочий и сфер ответственности между государственными и общественными органами управления образованием на каждом его уровне и этапе функционирования и развития;
-наделения полномочиями органов управления образованием в государственной вертикали сверху вниз, в общественной - снизу вверх;
-цивилизованного разрешения конфликтов и противоречий между государственными и общественными органами управления на каждом уровне образования через общепринятые согласительные механизмы и процедуры.
Таким образом, цель государственно-общественного управления образованием - оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства.
Задачи государственно-общественного управления образованием:
-реализация определенных Законом РФ «Об образовании» прав работников образовательного учреждения, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательным учреждением;
-повышение эффективности государственной политики в области образования;
-удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса.
3. Проблемы, на решение которых направлен проект модели государственно-общественного управления МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» п. Медвеженский Красногвардейского района.
В последние годы сложились серьёзные противоречия в руководстве школой. Прежде всего, между демократическими процессами в обществе и остатками тоталитарного государственного управления школой, а также между требованиями государства и интересами обучающихся и их родителей, как потребителями образовательных услуг, между возможностями школы и запросами общества. Проблема также заключается в том, что большинство родителей по-прежнему удалены от проблем школы, не понимают ни задач школы, ни своих общественных обязанностей в вопросах образования и воспитания детей. Их отношение к школе продолжает оставаться равнодушным, процессы, происходящие в ней, не всегда понятны родительской общественности.
Исходя из основного закона диалектики – единства и борьбы противоположностей - общеизвестно, что те направления будут развиваться успешно, где обострены или очевидны противоречия. Их разрешение приводит к своеобразному скачку в развитии и возникновению нового качества.
4. Значение общественного участия в управлении МКОУ СОШ №6 для его функционирования и развития.
Общественное участие в управлении МКОУ СОШ №6:
Делает более открытой и прозрачной деятельность школы, позволяет родителям, общественности правильно оценить происходящие в школе изменения, при необходимости изменить или скорректировать стратегию развития школы, привлечь дополнительные ресурсы для этого развития.
Позволяет включить учащихся в самоуправленческую деятельность, формировать у учащихся социальную активность, способность к социализации в современных условиях.
Повышает интерес родителей к состоянию обучения и воспитания в школе, вовлекает родителей в каждодневную деятельность школы, повышает уровень заинтересованности и ответственности за воспитание детей в семье.
Стимулирует творческое отношение учителей к педагогической деятельности, развивает чувство личной ответственности за результаты деятельности школы.
Развивает партнерские отношения с общественными и частными организациями, государственными органами для оказания помощи школе в деле обучения и воспитания детей, для привлечения внебюджетных средств, для финансовой и материальной помощи школе.
Факторы, играющие позитивную роль в развитии государственно-общественного управления:
-совершенствование нормативно-правовой базы развития государственно-общественного управления (теперь оно закреплено в законах РФ, регионов и муниципалитетов, а не просто декларируется, как желательное);
-рост заинтересованности общества, родителей учащихся проблемами образования, перспективами его дальнейшего развития;
-понимание угрозы отставания отечественного образования от образования других стран мира на уровне правительства, Госдумы РФ, в крае, в Красногвардейском районе и поиск путей его преодоления;
-рост активности молодёжи, желания участвовать в управлении своей школой, менять жизнь в школе к лучшему.
Негативные факторы:
-затруднения администрации в организации работы по-новому, делении своих полномочий с людьми со стороны;
-инертность, низкий уровень образования, нежелание работать на общественных началах у представителей родителей, жителей поселения, предпринимателей;
-недостаточные знания нормативной базы для развития государственно-общественного управления;
-формальный подход к организации деятельности органов самоуправления школой;
-недостаточная финансовая грамотность представителей общественности для решения вопросов стимулирования труда педагогов, участия в планировании бюджета школы, составления сметной и другой документации.
5. Организационная структура государственно-общественного управления
МКОУ СОШ №6 п. Медвеженский
6.Система органов государственно-общественного управления
Наиме-нова-ние
органа ГОУ
Статус,
основание
легитимности
Полномочия
Порядок формирования
Состав
Структура
Общее собра-ние коллек-тива
Высший орган самоуправления школой. Действует на основании Устава школы, Положения об Общем собрании коллектива.
Обладает управленческими полномочиями, решения обязательны к исполнению.
Принимает решение, подготавливает предложения по внесению изменений и дополнений в Устав школы. Принимает программу развития школы. Определяет приоритетные направления деятельности школы, принципы формирования и использования имущества. Участвует в образовании управляющих органов школы, принимает решение о досрочном прекращении их полномочий. Утверждает финансовый план школы и вносит в него изменения. Принимает решение о реорганизации и ликвидации Учреждения.
Формируется из представителей трудового коллектива школы, учащихся, родительской общественности.
Учителя, учащиеся, родители учащихся
Председатель,
секретарь
Совет школы
Коллегиальный орган ГОУ, действует на основе Устава школы, Положения о Совете школы, Положении о выборах в Совет школы, Положении о кооптации членов Совета школы.
Обладает управленческими полномочиями, решения Совета школы обязательны к исполнению.
Вносит предложения в проект устава школы, изменения, дополнения;
совместно с директором школы разрабатывает и утверждает программу развития школы;
согласовывает режим занятий обучающихся, осуществляет контроль соблюдения прав обучающихся.
Рассматривает жалобы и заявления всех участников образовательного процесса.
Содействует привлечению внебюджетных средств для развития школы.
Согласовывает с директором школы по его представлению бюджетную заявку, смету бюджетного финансирования и смету расходования средств.
Заслушивает отчет директора школы по итогам учебного и финансового года.
Участвует в осуществлении контроля безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе.
Выборные – родители, выбираются общешкольным родительским собранием, учителя – выбираются общим собранием трудового коллектива, кооптированные – 2 человека, назначенные члены – представитель учредителя, директор школы.
Учителя, родители, учащиеся, общест-венность
Председатель СШ, Заместитель председателя СШ, секретарь СШ, комиссии.
Общее собра-ние трудо-вого коллек-тива
Действует на основании Устава школы, Положения об общем собрании трудового коллектива
Рассматривает и принимает Устав школы, принимает решение о внесении изменений в Устав, обсуждает и принимает коллективный договор. Заслушивает администрацию школы о выполнении коллективного договора;
определяет численность и сроки полномочий комиссии по трудовым спорам, избрание её членов.
Выдвигает коллективные требования работников и избирает полномочных представителей для участия в разрешении трудового спора.
Обсуждает и принимает «Правила внутреннего трудового распорядка»;
Положение
о премировании и материальной помощи работникам.
Выдвигает кандидатов в члены Совета школы во время его выборов.
Формируется из всех работников Учреждения, для которых оно является основным местом работы
Админист-рация, педагоги, техперсо-нал школы
Председатель, секретарь
Обще-школьное родительское собрание
Высший орган родительского самоуправления, действует на основании Устава школы и Положения о родительском собрании
- выдвигает кандидатуры на выборы в Совет школы
- определяет основные направления деятельности школы
- участвует в планировании и реализации мероприятий по сохранению здоровья и обеспечению безопасности детей,
-вносит предложения администрации школы по улучшению организации образовательного процесса и т.д.
Формируется из всего родительского сообщества школы
Представители родителей учащихся всех классов
Председатель, секретарь
Общешколь-ный родительский комитет
Общественный орган управления, действует на основании Устава школы, Положения о родительском комитете
Проводит мониторинг общественного мнения о школе,
содействует обеспечению оптимальных условий для организации учебно-воспитательного процесса,
координирует деятельность классных РК, проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся об их правах и обязанностях,
оказывает содействие в проведении общешкольных мероприятий,
совместно с администрацией школы контролирует организацию и качество питания, медицинского обслуживания,
оказывает помощь в организации и проведении общешкольных родительских собраний.
Один представитель от родительского комитета класса
Предсе-датели роди-тельских комите-тов классов
Председатель, секретарь
Классный родительский комитет
Исполнительный орган собрания родителей класса, действует на основании Устава школы
Родительский комитет класса согласует свою деятельность с классным руководителем, представляет интересы детей и взрослых на педагогических советах, школьных собраниях. Организует совместные дела родителей и детей, оказывает помощь в подготовке и проведении мероприятий, распространяет лучший опыт семейного воспитания, осуществляет сбор родительской платы за питание учащихся.
Избирается в количестве 4 человек от класса
Активные,
авторитетные родители (законные представители) учащихся
Председатель, секретарь
Школьный ученический совет самоуправ-ления
Коллегиальный орган, действует на основании Устава школы, Положения об ученическом самоуправлении
Руководит проведением и организацией праздников, КТД, вечеров, распределяет между обучающимися поручения по подготовке мероприятий, организует оформление праздников, содействует повышению сознательности учащихся, мотивации к учёбе.
Формируется в результате выборов президента, министров
Предста-вители классных коллек-тивов
Президент, министры
Педагогичес-кий совет
Высший орган педагогического самоуправления, действует на основании Устава школы, Положения о педагогическом совете
определяет приоритетные направления развития школы;
утверждает цели и задачи школы, план их реализации;
обсуждает содержание учебного плана, годовой календарный учебный график;
обсуждает и производит выбор различных вариантов содержания образования, форм, методов образовательного процесса и способов их реализации;
выносит для обсуждения на педсоветах представления администрации по интересующим педагогов вопросам деятельности школы;
заслушивает администрацию школы по вопросам, связанным с организацией образовательного процесса.
Весь педагоги-ческий состав по должнос-ти
Все педагоги школы
Председатель, секретарь и члены педсовета
Методический совет
Действует на основании Устава ОУ, Положения о Педагогическом совете
Определяет и формулирует приоритетные и стартовые педагогические проблемы, способствует объединению творческих усилий всего педагогического коллектива. Осуществляет стратегическое планирование методической работы школы. Способствует созданию благоприятных условий для проявления педагогической инициативы учителей. Способствует формированию педагогического самосознания учителя, строящего педагогическое общение на гуманистических принципах сотрудничества. Способствует совершенствованию профессионально-педагогической подготовки учителя: научно-теоретической; методической; навыков научно-исследовательской работы; приемов педагогического мастерства.
Избирает председателя сроком на 1 год
Руково-дители МО, творчес-ких групп, зам. директора по УВР
Председатель методического совета,
секретарь
Социальные партнёры
Действуют на основании Устава школы, Положения о Совете школы
Содействуют обеспечению оптимальных условий для организации учебно-воспитательного процесса. Оказывают содействие в защите прав участников образовательного процесса. Оказывают содействие в организации и ведении финансово-экономической деятельности, привлечении внебюджетных средств. Участвуют в работе комиссий Совета школы. Оказывают содействие в организации и проведении общешкольных мероприятий.
Кооптация в члены Совета школы представителей общественности поселения
Представители работода-телей предпри-ятий, находя-щихся на террито-рии поселе-ния, общест-венных органи-заций, фермерс-ких хозяйств, предпри-нимате-лей. Граждане,известные своей культур-ной, научной, общест-венной деятель-ностью, благотво-ритель-ностью.
7. Иерархия нормативных правовых актов, регулирующих государственно-общественное управление образованием
Уровень
Нормативные правовые акты
Федеральный
-Конвенция о правах ребенка
-Конституция РФ
- Закон «Об образовании»,
- «О защите прав потребителей»,
-Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
-Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
-Федеральный закон Российской Федерации от 03.11.2006 г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
-Федеральный Закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
-Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
-Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования".
-ФЗ «Об общественных объединениях»
-Концепция государственно-общественного управления общего образования
-«Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.»
-«Приоритетные направления развития российской образовательной системы»
-Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г.
-Типовое положение об общеобразовательном учреждении,
-Письмо департамента общего и дошкольного образования №АФ-144 от 27.04.2004 г. «О поддержке ОУ, органов управления образованием по апробации ими модели Управляющих советов ОУ»
-Письмо Минобрнауки России №13-312 от 28.10.2010 «О подготовке публичных докладов»
-Письмо МО РФ №196/11 от 12.02.1996 г.
-Письмо МО РФ №22-06-1024 от 03.08.2001 г.
«Об активизации государственно-общественного управления ОУ»
-Письмо МО РФ №14-51-131 от 14.05.2004 г. «Методические рекомендации по функциям, организации и работе Управляющих советов ОУ».
-Постановление Правительства РФ от 18.10.2007 г. №684 «Об утверждении правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества».
-Указ Президента от 31 августа 1999 г. №1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ»
Региональный
-Закон Ставропольского края «Об образовании»
-Постановление Правительства СК от 20.07.2011 №283-п «О мерах по модернизации систем общего образования в Ставропольском крае в 2011 году»
-Стратегия развития системы образования Ставропольского края до 2020 года (4 июня 2010 г.)
-Приказ МО СК от 28 февраля 2011 г. «Об утверждении Программы развития образования в Ставропольском крае на 2011-2015 годы»
-инструктивно-методические письма
-инструкции
-положения
-рекомендации по подготовке Публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений
Муниципальный
Изданные на основе полученных федеральных и региональных нормативных документов постановления муниципального органа управления образованием, приказы его руководителя, методические письма и инструкции, положения по различным вопросам государственно-общественного управления, учитывающие его местную специфику
Образовательного учреждения
Локальные акты ОУ: Устав ОУ, Положение о Совете школы ОУ, Положение о выборах в Совет школы, Положение о порядке кооптации членов Совета школы, Положение о школьном родительском собрании, Положение о родительском комитете, Положение о педагогическом совете, Положение об общем собрании трудового коллектива, Положение об ученическом самоуправлении, Коллективный договор и др.
8. Критерии оценки эффективности государственно-общественного
управления школой:
1) вклад субъектов государственно-общественного управления в улучшение условий функционирования образовательного процесса (финансовое обеспечение; оснащенность нормативно-правовой базой; информационное обеспечение участников образовательного процесса);
2) вклад субъектов государственно-общественного управления в улучшение состояния образовательного процесса (реализация прав участников образовательного процесса на участие в управлении школой; гармонизация взаимоотношений участников образовательного процесса; качество учебного процесса; качество внеурочной и внешкольной воспитательной работы);
3) вклад субъектов государственно-общественного управления в улучшение результатов образовательного процесса (уровень знаний, умений и навыков учащихся; уровень гражданского воспитания учащихся; готовность учащихся к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования).
9. Ожидаемый результат:
Удовлетворение образовательных запросов обучающихся и их родителей через повышение вариативности образования, поддержание организации здоровой социокультурной среды для становления социально активной жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь, взаимодействию образования и социокультурной среды, их взаимообогащению и развитию.
Привлечение бюджетных, внебюджетных и спонсорских средств для развития материально-технической базы школы.
Формирование толерантного поведения учащихся. Внедрение
здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательный процесс.
Усиление практической направленности образовательного процесса, его соответствия современным изменениям в укладе сельской жизни, усиление учебно-информационного оснащения школы, обеспечивающего развитие дистанционного образования, индивидуализацию обучения, самообразование учащихся, оказание методической помощи их родителям.
10. Заключение.
Модель государственно-общественного управления МКОУ СОШ №6 отражает общее содержание государственно-общественного управления образованием, к которому относится:
1) деятельность по обеспечению функционирования образовательной сферы: участие в подготовке, принятие и реализации нормативно-правовой базы образования; определении направлений расходования дополнительных материальных и финансовых средств; оценка рациональности использования выделяемых государством ресурсов; организация обсуждения готовящихся и принятых законодательных и нормативно-правовых актов в сфере образования; обеспечение контроля соблюдения действующего законодательства в области образования, полноты реализации прав обучающихся, родителей и работников образовательных учреждений; содействие гуманизации и гармонизации взаимоотношений участников образовательного процесса; привлечение в систему образования сил и средств юридических и физических лиц; представление и защита интересов сферы образования и др.,
2) содействие совершенствованию деятельности и развитию сферы образования: разработка и реализация соответствующих проектов, программ, в том числе направленных на его модернизацию и демократизацию; совершенствование содержания, организационной структуры, форм и методов образовательной деятельности и управления ею (изучение интересов и потребностей участников образовательного процесса, общества и государства; проведение экспертных оценок проектов и идей реформирования и модернизации сферы образования; выявление резервов улучшения качества образования и приведение их в действие и др.); разработка, принятие и реализация мер стимулирования труда педагогов, учебной, трудовой и общественно полезной деятельности обучающихся, деятельности родителей в интересах сферы образования; изыскание материальных и финансовых ресурсов для реализации проектов модернизации образовательных систем и учреждений.
Список литературы
Акинфиева Н.В. Вовлечение общественности в управление образованием как механизм запуска инноваций в управлении / Н.В. Акинфиева, А.П. Владимирова // Нововведения в управлении образованием/ под ред. А.М. Моисеева. – М.: РОССПЭН, 2004.
Аникеева А.С. Положение о публичном докладе муниципального общеобразовательного учреждения/ А.С. Аникеева // Журнал руководителя управления образованием. - 2008. - Пилотный выпуск.
Байкалова В. Как подготовить публичный отчет?/ В. Байкалова // Школьное планирование.-2009.-№2.
Балашова С.Е. Функции управляющего совета социально активной школы/ С.Е. Балашова // Управление качеством образования.-2009.-№4.
Бочкарев В.И. Концепция государственно-общественного управления общим образованием (проект).
Гончарова, Л.В. Публичный доклад как средство обеспечения информационной открытости школы/ Л.В.Гончарова, Е.Н.Пугачева, Л.В.Морозова//Национальный проект «Образование».-2009.-№4.
Груздев М.В. Государственно-общественное управление образованием: может ли миф стать реальностью?/ М.В. Груздев // Управление качеством образования. - 2007. - №1.
Гусаров В. Взаимодействие общества и государства в управлении школой/ В. Гусаров //Народное образование. - 2007. - №8.
Гусаров В. Взаимодействие общества и государства в управлении школой/ В. Гусаров/ Управление образованием. - 2008. - №4.
Дик Н.Ф. Государственно-общественное управление общеобразовательным учреждением: Книга руководителя / Н.Ф. Дик. - Ростов н / Д.: Феникс,2006.
Ельцина Ж.А. Модель общественно-активной школы как фактор реализации гражданского образования / Ж.А. Ельцина // Управление качеством образования. – 2008. - №6.
Журнал "Нормативные документы образовательного учреждения".- № 4.- 2011.
Каменский А.М. Государственно-общественный характер управления школой / А.М. Каменский, А.М. Прокофьева, М.В. Небучинов // Завуч.- 2007.-№1.
Методические рекомендации курса «Государственно-общественное управление как стратегическое направление развития современной школы», СКИРО ПК и ПРО, Ставрополь, 2012.
Методические рекомендации по внесению изменений в уставы ОУ в связи с созданием управляющих советов и организацией их деятельности // Практика административной работы в школе. – 2008. - №2.
Селевко Г.К. Технология проведения педсоветов.- М., 1998.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Совет школы
Учащиеся
Педагоги
Общественность
Общее собрание коллектива
Учредитель
Директор
Школьный ученический совет самоуправления
Общее родительское собрание
Собрание класса
Методические объединения
Методический совет
Временные творческие группы
Социальные партнеры
Педагогический совет
Общее собрание трудового коллектива
Общешкольный родительский комитет
Профком
Классное родительское собрание
Родители
Заголовок 115