Рабочая программа по предмету Информатика 5 класс на 2015-2016 учебный год к учебному комплекту Л.Л. Босова (ФГОС)


Г.ГОРНЯК ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №3»
ПРИНЯТО
Руководитель ШМО
_________Чурилова С.В.
Протокол № ___ от
«____» _____ 20___ г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора
_____________Минаева Г.В.
_____________дата
УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «Гимназия №3»
от ____________________ г.
№_____
Рабочая программа учебного предмета
« Информатика»
5 класс, основное общее образование,
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Волошина Татьяна Сергеевна, учитель информатики
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №3» с учетом УМК авторов Л.Л. Босова, А.Ю. Босова по информатике для 5-6 классов.
Используемый учебно-методический комплект:
1. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Информатика. Программа для основной школы. 5-6 классы. 7-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
2. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: методическое пособие для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
3. «Информатика: учебник для 5 класса» / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
4. «Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса» / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
5. Электронное приложение к учебникам в авторской мастерской Л.Л. Босовой на сайте http://metodist.Lbz.ru
Срок реализации программы – 1 год.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУ «Гимназия № 3» - 35 часов (из расчета – 1 час в неделю)
Для реализации программы необходимо резервные 2 часа распределить для выполнения итоговой творческой работы.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках
образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Основные цели и задачи
Изучение информатики вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
Развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
Целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
Воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В основной школе начинается изучение информатики как научной дисциплины, имеющей огромное значение в формировании мировоззрения современного человека. Изучение информатики в 5 классе позволяет решить следующие задачи:
Показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
Показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
Включить в учебный процесс содержание, направленно на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций, синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
Создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера, таких как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
Организовать компьютерный практикум, ориентированный на формирование широкого спектра умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов; овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств); формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
Создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении: индивидуальная работа, подгрупповая работа, фронтальная работа, практический метод с опорой на схемы, памятки, алгоритмы, работа в парах
Методы работы с детьми с ОВЗ:
1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо развивать устойчивое внимание.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут. Обязателен положительный итог работы.
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуальные, парные, групповые, фронтальные, коллективные; классные и внеклассные.
Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный.
Методы и приемы обучения:
-словесные методы обучения: рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или с электронным;
- наглядные методы: наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций;
- практические методы: устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы;
- активные методы: метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.
Формы и способы проверки знаний:
-беседа;
-фронтальный опрос;
-практикум;
- интерактивное тестирование;
- тестирование по опросному листу;
- творческая работа;
- разноуровневая практическая контрольная работа.
Нормы и критерии оценки результатов образовательной деятельности обучающихся
Нормы и критерии оценивания по предмету соответствуют нормам и критериям оценивания по предмету, утвержденными локальным актом – «Положением о нормах и критериях оценивания учащихся МБОУ «Гимназия №3» и УМК автора.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты:
— это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
•наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
•понимание роли информационных процессов в современном мире;
•владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
•ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
•развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
•способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
•готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
•способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
•способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
— освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
•владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
•владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
•владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
•ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты:
включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
•формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
•формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
•формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
•формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Планируемые результаты
Личностные УУД
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделяют два вида действий:
действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности (результатом учения) и ее мотивом (тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности; к ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определении последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД
Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания; логические действия и операции; способы решения задач. Познавательные УУД разделяются на группы:
Общеучебные универсальные действия:
Самостоятельное выделении и формулирование познавательной цели;
Структурирование знаний;
Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
Действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование);
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
Логические действия:
Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;
Синтез как составление целого из частей;
Подведение под понятия, распознавание объектов;
Выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков;
Выдвижение гипотез и их доказательство;
Действия постановки и решения проблемы:
Формулирование проблемы;
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Контрольно-измерительные материалы взяты из УМК:
1.Л.Л.Босова, А.Ю. Босова «Информатика. Методическое пособие для 5-6 классов », М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Содержание учебного курса
Раздел
учебного курса
Количество часов Из них
Контрольные работы Лабораторные работы Практические работы
Информация вокруг нас 13 (уроки № 1, 2 - 4, 5 – 9, 22 – 25) - - 6
Информационные технологии 15 (уроки № 10 – 15, № 19 – 21, № 30 – 35) 1 - 10
Информационное моделирование 3 (уроки № 16 – 18) - - 1
Элементы алгоритмизации 4 (уроки № 26 – 29) - - 1
ИТОГО: 35 18
Календарно - тематическое планирование
№ п.п
дата Тема урока Содержание Планируемые
образовательные
результаты
(личностные,
метапредметные,
предметные) Формы, методы, средства, приемы/при обучении учащихся, испытывающих трудности в освоении программы Материально-
технические
условия и
информацион-
ные ресурсы
план факт 1 1.09 (5б)
4.09 (5а) Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организации рабочего места. Информация;
Виды информации по способу получения; виды информации по форме представления; действия с информацией; техника безопасности и организация рабочего места. Аналитическая деятельность:
Приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе и технике;
Приводить примеры информационных носителей;
Классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
Определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию. Индивидуальная работа, подгрупповая работа Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.
1) презентация «Информация вокруг нас»;
2) презентация «Техника безопасности»
2 8.09 (5б)
11.09 (5а) Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Универсальный объект; компьютер; аппаратное обеспечение; техника безопасности. Аналитическая деятельность:
Выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;
Анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
Определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Практическая деятельность:
Выбирать и запускать нужную программу;
Работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
Вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приемы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;
Создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
Соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ. Индивидуальная работа, подгрупповая работа Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.
1) презентация «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией »;
2) презентация «Компьютер на службе у человека».
3 15.09 (5б)
18.09 (5а) Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Практическая работа № 1 «Вспоминаем клавиатуру» Устройства ввода информации; клавиатура; группы клавиш; комбинации клавиш; основная позиция пальцев; клавиатурный тренажер; слепая десятипальцевая печать.
Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру» Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся.
презентация «Ввод информации в память компьютера».
4 22.09 (5б)
25.09(5а)
Управление компьютером. Практическая работа № 2 «Вспоминаем приемы управления компьютером» Программное обеспечение; документ;
Рабочий стол; панель задач; указатель мыши; меню;
Главное меню; окно; элементы окна.
Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером» Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся.
презентация «Управление компьютером».
5 29.09 (5б)
2.10 (5а)
Хранение информации. Практическая работа № 3 «Создаем и сохраняем файлы» Информация;
Действия с информацией;
Хранение информации; память;
Носитель информации; файл; папка. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем Файлы» Аналитическая деятельность:
Приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе и технике;
Приводить примеры информационных носителей;
Классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
Определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Практическая деятельность:
Кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
Работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
Осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
Сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
Систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
Преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений; Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа, работа в подгруппах Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся.
1) презентация «Хранение информации»;
2) презентация «Носители информации»;
3) презентация «Хранение информации: история и современность»
6 6.10 (5б)
9.10 (5а)
Передача информации. Информация; действия с информацией; передача информации; источник информации; информационный канал; приёмник информации. Индивидуальная работа, подгрупповая работа Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проект ор, экран;
ПК учащихся
1) презентация «Передача информации»;
2) презентация «Средства передачи информации»
7 13.10 (5б)
16.10(5а)
Электронная почта. Практическая работа № 4 «Работаем с электронной почтой» Передача информации; электронная почта; электронное письмо. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой» Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа, работа в подгруппах Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проект ор, экран;
ПК учащихся
презентация «Передача информации».
8 20.10 (5б)
23.10(5а)
В мире кодов. Способы кодирования информации. Условный знак;
Код; кодирование; декодирование. Индивидуальная работа, работа в парах Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
презентация «Кодирование информации».
9 27.10 (5б)
30.10(5а)
Метод координат. Код; кодирование;
Графический способ кодирования; числовой способ кодирования; символьный способ кодирования; метод координат. Индивидуальная работа, подгрупповая работа Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
презентация «Кодирование информации»
10 10.11 (5б)
13.11(5а)
Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. Текст; текстовая информация; текстовый документ. Аналитическая деятельность:
Соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности текстового процессора по их реализации;
Определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.
Практическая деятельность:
Создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;
Выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющими фрагментами;
Осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
Оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
Создавать и форматировать списки;
Создавать, форматировать и заполнять данными таблицы. Индивидуальная работа Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация «Текстовая информация»;
2) презентация «Цепочки слов».
11 17.11 (5б)
20.11(5а)
Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа № 5 «Вводим текст» Текстовый документ; объекты текстового документа;
Практическая работа №5 «Вводим текст» Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа, работа в подгруппах Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
презентация «Текстовая информация»
файлы-заготовки Слова.rtf, Анаграммы.rtf.
12 24.11 (5б)
27.11(5а)
Редактирование текста. Практическая работа № 6 «Редактируем текст» Текстовый документ;
Редактирование текстового документа; операции;
Практическая работа №6 «Редактируем текст» Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация «Текстовая информация»;
2) плакат «Подготовка текстовых документов»;
3) файлы-заготовки Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf,
Пословицы.rtf, Большой.rtf
13 1.12 (5б)
4.12 (5а)
Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая работа № 7 «Работаем с фрагментами текста» Текстовый документ; редактирование текстового документа;
Буфер обмена;
Фрагмент;
Операции с фрагментом;
Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами
Текста» Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; работа в подгруппах Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация «Текстовая информация»;
2) плакат «Подготовка текстовых документов;
3) файлы-заготовки Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf,
Медвежонок.rtf, 100.rtf.
14 8.12 (5б)
11.12(5а)
Форматирование текста. Практическая работа № 8 «Форматируем текст» Текстовый документ; форматирование текстового документа; выравнивание; шрифт;
Начертание.
Практическая работа №8 «Форматируем текст» Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа, работа в парах Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация «Текстовая информация»;
2) плакат «Подготовка текстовых документов»;
3) файлы Форматирование.rt, Радуга.rtf.
15 15.12 (5б)
18.12(5а)
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Практическая работа № 9 «Создаем простые таблицы» (задания 1 и 2) Таблица; столбец таблицы; строка таблицы; ячейка таблицы.
Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2) Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
презентация «Представление информации в форме таблиц».
16 22.12 (5б)
25.09(5а)
Табличное решение логических задач.
Практическая работа № 9 «Создаем простые таблицы» (задания 3 и 4) Таблица;
Логическая задача;
Взаимно однозначное соответствие.
Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4) Аналитическая деятельность:
Различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
Приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.
Практическая деятельность:
Создавать словесные модели (описания);
Создавать табличные модели;
Создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;
Создавать диаграммы и графики.
Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
презентация «Табличный способ решения логических задач».
17 12.01 (5б)
15.01 (5а)
Разнообразие наглядных форм представления информации. Рисунок;
Схема; наглядность. Индивидуальная работа, работа в парах Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация «Наглядные формы представления информации»;
2) презентация «Поезда»;
3) презентация «Теплоходы».
18 19.01 (5б)
22.01(5а)
Диаграммы. Практическая работа № 10 «Строим диаграммы» Диаграмма:
Столбиковая;
Круговая.
Практическая работа №10 «Строим диаграммы»
К.р.№2 По теме «Формы представления информации». Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
презентация «Наглядные формы представления информации»
19 26.01 (5б)
29.01(5а)
Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа № 11 «Изучаем инструменты графического редактора» Компьютерная графика; графический редактор; инструменты графического редактора.
Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора» Аналитическая деятельность:
Выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);
Планировать работу по конструированию сложных графических объектов от простых;
Определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;
Практическая деятельность:
Использовать простейший (растровый и /или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;
Создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами. Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа, работа в подгруппах Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация «Компьютерная графика»;
2) файлы-заготовки Подкова.bmp, Многоугольники.bmp.
20 2.02 (5б)
5.02 (5а)
Преобразование графических изображений. Практическая работа № 12 «Работаем с графическими фрагментами» Графический редактор; сканер; графический планшет; инструменты графического редактора; фрагмент.
Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа, работа в парах Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация «Компьютерная графика»;
2) файлы Природа.bmp, Ваза.bmp, Шляпы.bmp, Акробат.bmp.
21 9.02 (5б)
12.02(5а)
Создание графических изображений. Практическая работа № 13 «Планируем работу в графическом редакторе» Графический редактор; графический примитив; фрагмент.
Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; работа в парах Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация «Компьютерная графика»;
2) презентация «Планируем работу в графическом редакторе».
22 16.02 (5б)
19.02(5а)
Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. Информация; обработка информации; информационная задача; систематизация информации Аналитическая деятельность:
Приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе и технике;
Приводить примеры информационных носителей;
Классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
Определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Практическая деятельность:
Кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
Работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
Осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
Сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
Систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
Преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений. Индивидуальная работа Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация «Обработка информации»;
2) плакат «Обработка информации».
23 1.03 (5б)
26.02(5а)
Списки – способ упорядочения информации. Практическая работа № 14 «Создаем списки» Информация; обработка информации; систематизация информации; упорядочение информации.
Практическая работа №14 «Создаём списки» Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация «Обработка информации»;
2) плакат «Обработка информации»;
3) файлы-заготовки: English.rtf, Чудо.rtf, Природа.rtf, Делитель.rtf.
24 15.03 (5б)
4.03 (5а)
Поиск информации. Практическая работа № 15 «Ищем информацию в сети Интернет» Информация; обработка информации; систематизация информации; поиск информации.
Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет» Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа, работа в парах Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация «Обработка информации»;
2) плакат «Обработка информации»;
3) файл-заготовка Клавиатура.rtf.
25 22.03 (5б)
11.03(5а)
Кодирование как изменение формы представления информации. Информация; обработка информации; кодирование информации. Индивидуальная работа, работа в подгруппах Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация «Обработка информации»;
2) плакат «Обработка информации».
26 5.04 (5б)
18.03(5а)
Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа № 16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» Информация:
Входная информация;
Выходная информация;
Обработка информации; правила обработки информации.
Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» Аналитическая деятельность:
Приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе и технике;
Приводить примеры информационных носителей;
Классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
Разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр;
Определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Практическая деятельность:
Кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
Систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
Вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;
Преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений;
Решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах. Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация «Обработка информации»;
2) плакат «Обработка информации».
27 12.04 (5б)
25.03(5а)
Преобразование информации путем рассуждений. Информация; обработка информации;
Логические рассуждения Индивидуальная работа, работа в парах Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация «Обработка информации»;
2) презентация «Задача о напитках»;
3) плакат «Обработка информации».
28 19.04 (5б)
8.04 (5а)
Разработка плана действий. Задачи о переправах. Информация;
Обработка информации; план действий. Индивидуальная работа, работа в подгруппах персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация «Обработка информации»;
2) плакат «Обработка информации»
29 26.04 (5б)
15.04(5а)
Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях. Информация;
Обработка информации; план действий Индивидуальная работа, работа в подгруппах Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация «Обработка информации»;
2) плакат «Обработка информации»;
3) логическая игра «Переливашки»
30 3.05 (5б)
22.04(5а)
Создание движущихся изображений. Практическая работа № 17 «Создаем анимацию» (задание 1) Информация;
Обработка информации;
План действий;
Сюжет,
Видеосюжет.
Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1). Аналитическая деятельность:
Планировать последовательность событий на заданную тему;
Подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.
Практическая деятельность:
Использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;
Создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения. Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация «Обработка информации»;
2) плакат «Обработка информации»;
3) образец выполнения задания «Морское дно.ppt», презентации «Св_тема1.ppt»,
«Св_тема2.ppt», «Св_тема3.ppt», «Лебеди.ppt»
31 10.05 (5б)
29.04(5а)
Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа № 17 «Создаем анимацию» (задание 2) План действий;
Сюжет, анимация;
Настройка анимации.
Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2). Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
32 17.05 (5б)
6.05 (5а)
Выполнение итогового мини-проекта.
Практическая работа № 18 «Создаем слайд-шоу» Информация;
Информатика;
Действия с информацией; план действий; информационный объект; информационные технологии; текстовый редактор; графический редактор; редактор презентаций.
Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу» Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
33 24.05 (5б)
13.05(5а)
Итоговое тестирование Фронтальное повторение изученного материала.
К.р.№1. Итоговое тестирование. Индивидуальная работа персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся
34 26.05 (5б)
20.05(5а)
Выполнение и защита итоговой творческой работы. Ученикам предлагается выполнить следующие творческие работы по собственному замыслу (на выбор):
1) создать в текстовом процессоре текстовый документ «Чему я научился на уроках информатики»;
2) создать рисунок в графическом редакторе;
3) создать средствами текстового процессора и графического редактора комбинированный документ;
4) создать анимацию на свободную тему;
5) создать интерактивный кроссворд по основным понятиям курса;
6) создать презентацию «История письменности». Индивидуальная работа, работа в парах ПК учащихся
35 27.05 (5б)
27.05(5а) Выполнение и защита итоговой творческой работы. Работы по собственному замыслу демонстрируются, распечатываются и вывешиваются для всеобщего обозрения. ПК учащихся
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
УМК:
1. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Информатика. Программа для основной школы. 5-6 классы. 7-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
2. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: методическое пособие для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
3. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика: учебник для 5 класса» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
4. «Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
5. Электронное приложение к учебникам в авторской мастерской Л.Л. Босовой на сайте http://metodist.Lbz.ruЭкранно - звуковые пособия:
1. Электронные физминутки;
2. Мультимедийные презентации.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.
2. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
3. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
4. Персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся
5. Мультимедийный проектор
6. Экран.
7. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
8. Многофункциональное печатающее устройство.
9. Принтер
10. Модем
11. Сканер
12. Локальная сеть.